Города земли русской
Сопоставительная работа
с стихотворением А.С.Пушкина «Город пышный, город бедный…»
Цель – диагностика предметных результатов обучающихся по поэме А.С. Пушкина «Город пышный, город бедный…»
Инструкция по выполнению работы
Дорогой друг!
Тебе предстоит провести сопоставительную работу по произведению «Город пышный, город бедный…».
Ответ является элементом классной работы. Объем письменного ответа –1-1, 5 страницы, это примерно 125-225 слов, но не менее 125 слов.
Помни, каждая часть работы должна соответствовать теме; для аргументации обязательно нужно привлекать текст на уровне анализа важных для раскрытия темы фрагментов, образов, микротем, деталей; высказывание должно быть логичным и соответствовать нормам речи.
Что этот приём помогает выразить? В каких ещё произведениях А. С. Пушкина, связанных с Петербургом, также использовался приём контраста? Какой теме посвящено каждое из них? Как меняется настроение лирического героя в стихотворении? Назовите художественные средства, которые помогают передать эти изменения.
Искренне желаем тебе вдохновенного, творческого труда!
Пример письменного ответа на вопрос
Стихотворение «Город пышный, город бедный…», о котором пойдет речь, относится к числу мелких, проходных, альбомных, но типично пушкинских как по содержанию, так и по исполнению, и нас будет интересовать иконическая связь между тем и другим. Оно было написано осенью 1828 г., перед отъездом из Петербурга (в Малинники и далее в Москву), обращено к А. А. Олениной, в которую Пушкин был влюблен и к которой сватался, но неудачно, будучи, по мнению ее родителей, политически неблагонадежным, откуда, возможно, подчеркнутая двойственность авторской позиции.
Многое в структуре «Города пышного…» очевидно. И прежде всего, — сопоставление двух контрастных образов: «большого» (масштабного, официального, холодного, пусть пышного и стройного, но бездушного столичного города) и «малого» (частного, индивидуального, изящного — очаровательной героини). Контраст выдержан в инвариантных пушкинских тонах, строясь на оппозициях «движение/неподвижность», «воля/неволя» и «страсть/бесстрастие», вовлекая излюбленные поэтом мотивы гранита, стройности, женской ножки и золотого локона и подсказывая параллели с «Полтавой», «Медным всадником» и петербургским мифом в целом.
Пушкин смог в своей поэме «Медный всадник» раскрыть более полно образ этого города, показав его духовное и природное развитие. Петербург — это творение Петра I, которое было построено на костях, но оно оказалось не только величественным, но и ужасным. Поэтому так грозно и торжествующе возвышается город надо всем. У этого города есть и своя повседневная и мирная жизнь. Но когда начинается стихия, то с ней никто, даже царь, не может с ней справиться. Из истории известно, что именно Петербург — «окно в Европу». Поэтому поэма «Медный всадник» имеет и историческое значение. С самого начала своего произведения Александр Сергеевич упоминает нам о том, как этот город создавался. Местность сильно меняется: природный хаос заменяется порядком и гранитными оковами. Петербург становится неким символом торжества человека над природными силами. Но это впечатление неправильное, так как нужно смотреть глубже.
Наводнение показывает, что человек не победитель, становится не только жертвой этой стихии, но и ее сообщником. Вода — это тоже стихия, но в Петербурге она представлена покоренной рекой Невой.
Это мнение о покоренной стихии обманчиво, так как эта же вода в поэме врывается в жизнь людей и самого города, нарушая их спокойствия и принося смерть. разбойник, несется по улицам города, уничтожая, словно зверь, все, что ей попадается по дороге.
И все, что натворила Нева, беспомощно и жестоко, можно сравнить с теми последствиями, которые обычно остаются после бунта. Автор использует для описания последствий много разных глаголов: ломит, режет, крушит, грабит и другие.
Спецификация контрольных измерительных материалов
для проведения диагностической работы
по разделу "Города земли русской"
1.Назначение диагностической работы
Работа предназначена для проведения процедуры диагностики индивидуальной общеобразовательной подготовки обучающихся по предмету «Родная русская литература» в соответствии с содержанием раздела «Города земли русской».
2. Наименование диагностической работы
Сопоставительная работа
3. Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ
Концептуальные подходы к формированию КИМ для 9 класса по литературе определялись спецификой предмета в соответствии с указанным в п. 2 нормативным документом. Намеченный во ФГОС основного общего образования компетентностный подход отразился в содержании работы. Письменный ответ проверяет читательскую, литературоведческую и коммуникативную компетенции обучающихся: степень сформированности умения характеризовать социокультурные особенности эпохи создания литературного произведения, выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героям, в том числе сравнительную; характеризовать особенности сюжета, композиции; выявлять роль изобразительно-выразительных средств; пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями как инструментом анализа и интерпретации художественного текста; создавать связный письменный текст на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка.
4. Структура КИМ
Письменный ответ по произведениям соответствует содержательному разделу «Нравственный выбор человека».
Письменный ответ является частью классной работы. Ориентировочное время выполнения работы – 40 минут. Рекомендуемый объем сочинения –120-145 слов, но не менее 120 слов.
Если в письменной ответе менее 120 слов, такая работа считается невыполненной и не оценивается.
5. Критерии оценивания сочинения
Критерии |
Баллы |
1. Соответствие сочинения теме и её раскрытие |
|
Письменный ответ написан на заданную тему, тема раскрыта многосторонне, авторская позиция не искажена. |
3 |
Письменный ответ написан на заданную тему, тема раскрыта поверхностно, односторонне, авторская позиция не искажена. |
2 |
Письменный ответ написан на заданную тему, тема раскрыта поверхностно, односторонне, авторская позиция искажена. |
1 |
Тема не раскрыта. При получении 0 баллов по данному критерию работа дальше не проверяется и оценивается 0 баллов |
0 |
2. Привлечение текста произведения для аргументации |
|
Для аргументации суждений текст привлекается не менее 2 раз на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., фактические ошибки отсутствуют. |
3 |
Для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., но допущены одна-две фактические ошибки, ИЛИ для аргументации текст привлекается на уровне общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.), фактические ошибки отсутствуют. |
2 |
Для аргументации текст привлекается на уровне общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.), допущены одна-две фактические ошибки, ИЛИ для аргументации текст привлекается на уровне пересказа, фактические ошибки отсутствуют, или допущены одна-две фактические ошибки. |
1 |
Суждения не аргументируются текстом произведения(-ий), ИЛИ при аргументации ( с любым уровнем привлечения текста произведения(-ий)) допущены три или более фактические ошибки. |
0 |
3. Опора на теоретико-литературные понятия. |
|
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение и использованы для анализа текста произведения в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют . |
2 |
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, но не использованы для анализа текста произведения(-ий), И/ИЛИ допущена одна ошибка в использовании понятий |
1 |
Теоретико-литературные понятия не включены в сочинение, или допущено более одной ошибки в использовании понятий. |
0 |
4. Композиционная цельность и логичность |
|
Письменный ответ характеризуется композиционной цельностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена. |
3 |
Письменный ответ характеризуется композиционной цельностью и последовательностью изложения; но допущены одна-две логические ошибки. |
2 |
В письменном ответе прослеживается композиционный замысел, НО отсутствует композиционная цельность и последовательность изложения И/ИЛИ допущены три-четыре логические ошибки. |
1 |
В письменном ответе не прослеживается композиционный замысел, грубые нарушения последовательности изложения существенно затрудняют понимание смысла, И/ИЛИ допущено более четырех логических ошибок. |
0 |
5. Соблюдение речевых норм |
|
Речевых ошибок нет, или допущено не более двух речевых ошибок |
2 |
Допущены три-четыре речевые ошибки |
1 |
Допущены пять или более речевых ошибок. |
0 |
Итого |
13 |
6. Таблица перевода первичного балла в отметку
«2» |
«3» |
«4» |
«5» |
0 – 4 |
5-7 |
8-10 |
11-13 |
При оценивании письменногом ответета учитель может оценить и правописную грамотность ученика, при этом при выставлении отметки необходимо руководствоваться Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку. // Программы для общеобразовательных учебных заведений. Русский язык. М., «Просвещение», 1992, с. 36-42.
В этом случае оценки за письменный ответ по родной русской литературе выставляются в журнал следующим образом: за содержание – в предмет «Родная русская литература», за грамотность – в предмет «Русский язык».
7. Критерии оценивания сочинения в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку»
«5» |
Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка |
«4» |
Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки |
«3» |
Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в 5 классе - 5 орфографических ошибок и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки |
«2» |
Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок. |
«1» |
Имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок. |
Примечания
1. Если объем письменного ответа в полтора-два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2—3—2, 2—2—3; «3» ставится при соотношениях: 6—4—4, 4—6—4, 4—4—6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
2. На оценку письменного ответеа распространяются положения об однотипных, негрубых и повторяющихся ошибках.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.