Россия – родина моя
Сопоставительная работа
со стихотворениями О.Э. Мандельштама «Петербургские строфы» и А.А. Ахматовой «Стихи о Петербурге» («Вновь Исакий в облаченьи…»)
Цель – диагностика предметных результатов обучающихся по стихотворениям О.Э. Мандельштама «Петербургские строфы» и А.А. Ахматовой «Стихи о Петербурге» («Вновь Исакий в облаченьи…»
Инструкция по выполнению работы
Дорогой друг!
Тебе предстоит провести сопоставительную работу по стихотворениям О.Э. Мандельштама «Петербургские строфы» и А.А. Ахматовой «Стихи о Петербурге» («Вновь Исакий в облаченьи…»
Ответ является элементом классной работы. Объем письменного ответа –1-1, 5 страницы, это примерно 70-100 слов.
Помни, каждая часть работы должна соответствовать теме; для аргументации обязательно нужно привлекать текст на уровне анализа важных для раскрытия темы фрагментов, образов, микротем, деталей; высказывание должно быть логичным и соответствовать нормам речи.
Какие исторические места Петербурга привлекают особое внимание поэта? Как вы думаете, с чем это связано? Как в стихотворениях представлен Петербург разных эпох? Какие детали помогают увидеть исторический и современный поэту облик города? Найдите и выпишите эти детали.
Искренне желаем тебе вдохновенного, творческого труда!
Материаллы для работы
В стихотворении А.А. Ахматовой «Стихи о Петербурге» звучит тема «утоленной любви». Может показаться странным, что именно оно стало признанием в любви к Санкт-Петербургу. В стихотворении, посвященном Петербугру, выражена спокойная, непоколебимая, нетленная любовь к этому городу. «Утоленная любовь», как выражается сам автор. Нужно отметить, что это не одно стихотворение, а цикл из двух произведений с довольно небольшими размерами. На переднем плане в данном случае выходит описание образов Северной столицы, и чувства, которые этот город способен вызывать у людей, которые в нем живут или приехали в гости.
Если первая часть посвящена просто описанию Петербурга в целом, то вторая часть посвящается не парадным роскошным улицам, а окраинам города. Тут Ахматова подчеркивает особенную романтику производственных, промышленных районов крупного города России. При этом второе стихотворение можно отнести к личной любовной лирике, поскольку тут автор много внимания уделяет воспоминаниям из собственного прошлого, которые до сих пор не дают ей покоя и вызывают довольно яркие чувства.
Первое, на что обращаешь внимание, это то, что у Мандельштама показан Петербург непарадный. Город, описываемый Мандельштамом, не призрачен, он имеет свои определённые ориентиры (Нева, Адмиралтейство), свою историю. Кстати, об истории: в стихотворении есть несколько ссылок на неё: “На площади Сената – вал сугроба, //Дымок костра и холодок штыка…” – эти слова сразу же напоминают нам о декабристах.
Спецификация контрольных измерительных материалов
для проведения диагностической работы
по разделу «Города земли русской»
1.Назначение диагностической работы
Работа предназначена для проведения процедуры диагностики индивидуальной общеобразовательной подготовки обучающихся по предмету «Родная литература (русская)» в соответствии с содержанием раздела «Города земли русской».
2. Наименование диагностической работы
Сопоставительная работа
3. Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ
Концептуальные подходы к формированию КИМ для 9 класса по литературе определялись спецификой предмета в соответствии с указанным в п. 2 нормативным документом. Намеченный во ФГОС основного общего образования компетентностный подход отразился в содержании работы. Письменный ответ проверяет читательскую, литературоведческую и коммуникативную компетенции обучающихся: степень сформированности умения характеризовать социокультурные особенности эпохи создания литературного произведения, выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героям, в том числе сравнительную; характеризовать особенности сюжета, композиции; выявлять роль изобразительно-выразительных средств; пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями как инструментом анализа и интерпретации художественного текста; создавать связный письменный текст на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка.
4. Структура КИМ
Письменный ответ по произведениям соответствует содержательному разделу «Нравственный выбор человека».
Письменный ответ является частью классной работы. Ориентировочное время выполнения работы – 30 минут. Рекомендуемый объем сочинения –70-100 слов, но не менее 120 слов.
5. Критерии оценивания сочинения
Критерии |
Баллы |
1. Соответствие сочинения теме и её раскрытие |
|
Письменный ответ написан на заданную тему, тема раскрыта многосторонне, авторская позиция не искажена. |
3 |
Письменный ответ написан на заданную тему, тема раскрыта поверхностно, односторонне, авторская позиция не искажена. |
2 |
Письменный ответ написан на заданную тему, тема раскрыта поверхностно, односторонне, авторская позиция искажена. |
1 |
Тема не раскрыта. При получении 0 баллов по данному критерию работа дальше не проверяется и оценивается 0 баллов |
0 |
2. Привлечение текста произведения для аргументации |
|
Для аргументации суждений текст привлекается не менее 2 раз на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., фактические ошибки отсутствуют. |
3 |
Для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., но допущены одна-две фактические ошибки, ИЛИ для аргументации текст привлекается на уровне общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.), фактические ошибки отсутствуют. |
2 |
Для аргументации текст привлекается на уровне общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.), допущены одна-две фактические ошибки, ИЛИ для аргументации текст привлекается на уровне пересказа, фактические ошибки отсутствуют, или допущены одна-две фактические ошибки. |
1 |
Суждения не аргументируются текстом произведения(-ий), ИЛИ при аргументации ( с любым уровнем привлечения текста произведения(-ий)) допущены три или более фактические ошибки. |
0 |
3. Опора на теоретико-литературные понятия. |
|
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение и использованы для анализа текста произведения в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют . |
2 |
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, но не использованы для анализа текста произведения(-ий), И/ИЛИ допущена одна ошибка в использовании понятий |
1 |
Теоретико-литературные понятия не включены в сочинение, или допущено более одной ошибки в использовании понятий. |
0 |
4. Композиционная цельность и логичность |
|
Письменный ответ характеризуется композиционной цельностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена. |
3 |
Письменный ответ характеризуется композиционной цельностью и последовательностью изложения; но допущены одна-две логические ошибки. |
2 |
В письменном ответе прослеживается композиционный замысел, НО отсутствует композиционная цельность и последовательность изложения И/ИЛИ допущены три-четыре логические ошибки. |
1 |
В письменном ответе не прослеживается композиционный замысел, грубые нарушения последовательности изложения существенно затрудняют понимание смысла, И/ИЛИ допущено более четырех логических ошибок. |
0 |
5. Соблюдение речевых норм |
|
Речевых ошибок нет, или допущено не более двух речевых ошибок |
2 |
Допущены три-четыре речевые ошибки |
1 |
Допущены пять или более речевых ошибок. |
0 |
Итого |
13 |
6. Таблица перевода первичного балла в отметку
«2» |
«3» |
«4» |
«5» |
0 – 4 |
5-7 |
8-10 |
11-13 |
При оценивании письменногом ответета учитель может оценить и правописную грамотность ученика, при этом при выставлении отметки необходимо руководствоваться Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку. // Программы для общеобразовательных учебных заведений. Русский язык. М., «Просвещение», 1992, с. 36-42.
В этом случае оценки за письменный ответ по родной русской литературе выставляются в журнал следующим образом: за содержание – в предмет «Родная русская литература», за грамотность – в предмет «Русский язык».
7. Критерии оценивания сочинения в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку»
«5» |
Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка |
«4» |
Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки |
«3» |
Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в 5 классе - 5 орфографических ошибок и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки |
«2» |
Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок. |
«1» |
Имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок. |
Примечания
1. Если объем письменного ответа в полтора-два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2—3—2, 2—2—3; «3» ставится при соотношениях: 6—4—4, 4—6—4, 4—4—6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
2. На оценку письменного ответа распространяются положения об однотипных, негрубых и повторяющихся ошибках.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.