Сопоставление карт геология – рельеф.Описание формы рельефа.
Оценка 4.6

Сопоставление карт геология – рельеф.Описание формы рельефа.

Оценка 4.6
docx
06.12.2019
Сопоставление карт геология – рельеф.Описание формы рельефа.
ur5_0.docx

 

Рельеф Земли.

Практическая работа

Сопоставление карт геология – рельеф.Описание формы рельефа.

Цель урока: опираясь на знания учащихся из курса 6 класса, продолжить формирование таких понятий, как литосфера, рельеф, научить наблюдать, сравнивать и сопоставлять изучаемые явления, выделять общие признаки.

Задачи урока:

1. Сформировать у учащихся представление о размещении крупных форм рельефа на поверхности Земли.

2. Обосновать причины разнообразия рельефа как результат взаимодействия внутренних и внешних сил Земли.

3. Продолжить формирование навыков работы с картой.

Оборудование: Физическая карта мира и карта строения земной коры.

План урока

I Повторение темы “Литосфера. Строение земной коры”.

II Изучение нового материала.

1. Понятие рельефа.

2. Образование равнин и гор.

3. Внутренние и внешние силы Земли.

III Закрепление изученного материала.

IV Задание на дом.

V Список литературы

Ход урока

1.Оргмомент.

2.Повторение изученного материала

Повторение производится в форме фронтального опроса. Примеры вопросов.

  • Что такое литосфера? Какие виды земной коры вы знаете?
  • Что такое сейсмический пояс?
  • Покажите на карте места расхождения литосферных плит.
  • Какие доказательства движения литосферных плит вы можете привести?
  • Где в Евразии много вулканов? Объясните этот факт.

3. Изучение нового материала

 1). Понятие рельефа

Вопросы к учащимся:

- Кто помнит из курса 6 класса, что такое рельеф? (Рельеф - совокупность неровностей земной поверхности). Учащиеся записывают данное определение в словарик, который находится с обратной стороны тетради.

- Вспомните, какие формы рельефа вы знаете и заполните схему на доске.

img1.jpg (44545 bytes)

Ученики заполняют схему в тетради.

2). Образование равнин и гор

А)Образование равнин.

Учитель строит объяснение по данной схеме. По ходу рассказа учителя учащиеся переносят схему в свои тетради.

img2.jpg (57128 bytes)

Образование равнин. Океаническая земная кора (мягкая и тонкая) легко сминается в складки, и на ее месте могут образоваться горы. Тогда породы, слагающие ее, поднимаются на высоту нескольких километров над уровнем моря. Происходит это в результате интенсивного сжатия. Мощность земной коры возрастает до 50 км.

Б)Образование гор.

Едва родившись, горы начинают медленно, но неуклонно разрушаться под действием внешних сил – ветра, водных потоков, ледников, да и просто перепадов температур. В предгорных и межгорных прогибах накапливается большое количество обломочных пород, причем внизу оказываются более мелкие, а вверху – все более грубые.

Старые (глыбовые, возрожденные) горы. Океаническая земная кора сминалась в складки, они разрушались до состояния равнин, затем альпийская эпоха складчатости возродила горный рельеф на месте разрушенных горных сооружений. Эти невысокие горы имеют небольшую высоту и вид глыб. Далее учащиеся, работая с тектонической и физической картами, приводят примеры древних гор (Уральские, Аппалачи, Скандинавские, Драконовы, Большой водораздельный хребет и т.д. )

img3.jpg (84242 bytes)

Средние (складчато-глыбовые) горы образовывались также, как и древние, но разрушение не довело их до состояния равнин. Их глыбообразование началось на месте полуразрушенных гор. Так образовались средние глыбово-складчатые горы. Далее учащиеся, работая с тектонической и физической картами, приводят примеры средних гор (Кордильеры, Верхоянский хребет).

img5.jpg (75649 bytes)

 

Молодые горы образуются и в настоящее время. Являясь молодыми горами, они не несут признаков разрушения. В основном, это горы высокие, имеют вид складок. Часто их вершины острые, покрытые снежными шапками. Яркими примерами молодых гор являются Альпы, Гималаи, Анды, Кавказ и т.д.

img7.jpg (60826 bytes)

4. Внутренние и внешние силы Земли

Вопросы к учащимся:

- Скажите, почему океаническая земная кора превращается в горы? (действуют внутренние силы Земли)

- Почему горы превращаются в равнины? (действуют внешние силы Земли).

- Итак, какие силы Земли влияют на облик рельефа нашей планеты? (внутренние и внешние).

- Давайте вместе с вами нарисуем схему, которая поможет нам разобраться, что это за силы и каким образом они действуют.

С давних пор гранит являлся олицетворением стойкости и прочности. С гранитом в равной степени можно сравнить и волевого, несгибаемого человека, и нерушимую, верную дружбу. Однако даже гранит рассыплется в мелкий щебень, крошку и песок, если он длительно будет испытывать перепады температур, влияние ветра, деятельность живых организмов и человека.

 

 

 

 

 

Факторы, влияющие на образование форм рельефа

    Рельеф

Внутренние силы

-    процессы движения литосферы

-    внедрение мантии в земную
кору

-    излияние мантии на поверх
ность

               Внешние силы

-    действуют на поверхности Земли

                                                                       -выветривание

-    работа текучих вод

-    подземных вод

-    ледников

-    морского прибоя

                   - деятельность человека

 

Табл. Взаимодействие внутренних и внешних процессов.

 

Процессы, под влиянием которых образуется формы рельефа

Причины возникновения процессов

Проявление деятельности этих процессов

Результат действий процессов на формы рельефа

Перепады температур.

С первыми лучами Солнца высоко в горах начинает таять снег и лед.

. Вода проникает во все трещины и углубления горных пород. Ночью температура падает на несколько градусов ниже нуля, и вода превращается в лед. При этом она увеличивается в объеме на 9% и раздвигает трещины, расширяя и углубляя их. Так продолжается день за днем, год за годом, пока какая-нибудь трещина не отделит от основного массива кусок горной породы и тот не скатится по склону. Горные породы также подвергаются то нагреванию, то охлаждению. У входящих в них минералов разная теплопроводность. Расширяясь и сжимаясь, они разрывают прочные связи между собой.

Когда же эти связи полностью разрушаются, порода превращается в песок.

 

Активное воздействие растительных и животных организмов

Активное воздействие растительных и животных организмов на горные породы становится причиной биогенного выветривания

Корни растений совершают механическое разрушение, а кислоты, выделяющиеся в процессе их жизнедеятельности, - химическое.

. В результате многолетней деятельности живых организмов возникают коралловые рифы и особый вид островов – атоллы, образованные известковыми скелетами морских животных.

Реки и Мировой океан

 

река образует русло и речную долину, воды океана формируют береговую линию.Льды при своем движении бороздят прилегающие территории.

 

Пляж

Ветер.

 

 

заполняет углубления и трещины,вразрушает горную породу

дюны и барханы, башни, столбы и причудливые замки.

Хозяйственная деятельность человека

Человек добывает полезные ископаемые

в результате чего образуются карьеры, строит здания, каналы, делает насыпи и засыпает овраги. Это все прямое воздействие, но оно может быть и косвенным, представляющим собой создание благоприятных условий для рельефообразующих процессов (распашка склонов вызывает бурный рост оврагов).

 

Овраги,карьеры

5. Закрепление пройденного материала

Практическая работа №2

 Тема: Сопоставление карт геология - рельеф

 1.Определите какие формы рельефа соответствуют зонам платформ, щитов, складчатых областей, разломам, заполнив таблицу:

Геологическая структура

Форма рельефа

Пример

Платформа

 

 

Щит

 

 

Складчатая область

 

 

2.Дать описание гор и равнин по картам атласа.

6. Домашнее задание. П.5

Сопоставление карт геология – рельеф.Описание формы рельефа.

Сопоставление карт геология – рельеф.Описание формы рельефа.

Сопоставление карт геология – рельеф.Описание формы рельефа.

Сопоставление карт геология – рельеф.Описание формы рельефа.

Сопоставление карт геология – рельеф.Описание формы рельефа.

Сопоставление карт геология – рельеф.Описание формы рельефа.

Сопоставление карт геология – рельеф.Описание формы рельефа.

Сопоставление карт геология – рельеф.Описание формы рельефа.

Сопоставление карт геология – рельеф.Описание формы рельефа.

Сопоставление карт геология – рельеф.Описание формы рельефа.

Сопоставление карт геология – рельеф.Описание формы рельефа.

Сопоставление карт геология – рельеф.Описание формы рельефа.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.12.2019