А. И. Чехунова (Костюковичи)
СОПРОВОЖДЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В РАМКАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПУТЕШЕСТВИЯ
Одна из проблем, которая стоит перед современным учителем, это низкий уровень мотивации учащихся к получению знаний. Задача учителя - пробудить в детях личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые пригодятся им в жизни.
Хочу поделиться опытом использования технологии тьюторского сопровождения учащихся в рамках образовательного путешествия. На мой взгляд - это один из эффективных способов развития личности учащегося.
Образовательное путешествие предполагает исследовательскую деятельность учащихся, самостоятельное изучение информации, работу с текстами, отбор информации, расширяет общий кругозор и способствует укреплению чувства гордости за свой край.
В рамках тьюторского сопровождения учащиеся самостоятельно разрабатывают способы выполнения работы. Педагог-тьютор помогает учащимся сориентироваться и сделать правильный выбор.
Как происходит процесс сопровождения учащихся в рамках образовательного путешествия? Это можно наблюдать в процессе реализации образовательного путешествия «Экспедиция «Сокровища Костюковщины», которое было разработано и апробировано во 2 классе во внеклассной работе через изучение объектов города Костюковичи. Использовались разные формы работы: групповая (разделение на мини группы); индивидуальная (задания маршрутного листа разделили внутри группы, у каждого участника своё задание); коллективная (создание карты); работа с родителями. В начальной школе работа с родителями занимает особое место. Родители помогают организовать экскурсии, оказывают помощь учащимся при выполнении индивидуальных заданий, при оформлении отчётов.
Образовательное путешествие предполагает три этапа: подготовка, работа на маршруте и подведение итогов.
Подготовительный этап.
Младшие школьники мыслят образами, активны, эмоциональны. По этой причине с ними целесообразно проводить не просто путешествия, а игры-путешествия. Поэтому на время реализации проекта класс стал Поисковым учебно-исследовательским центром, во главе которого – педагог-тьютор. Обучающиеся класса – «юные следопыты», которые разделились на 5 поисково-исследовательских групп по интересам. Каждая поисковая группа выбирает командира и направление исследовательской деятельности, придумывает себе название в зависимости от выбранного направления: «Историки», «Спортсмены», «Этнографы», «Ремесленники», «Экологи».
На учебно-исследовательском Совете, в состав которого входят командиры исследовательских групп, принимается решение: с целью изучения малой родины отправиться в экспедицию «Сокровища Костюковщины». На собрании Центра педагог-тьютор знакомит «юных следопытов» с целью, задачами, планом экспедиции. В экспедиции «юным следопытам» предлагается использовать карту, на которой в изображенных «куфрах» хранятся «сокровища». Задача «следопытов» - в течение 4 месяцев исследовать содержимое «куфров» по своим направлениям и открыть «сокровища» Костюковщины.
Коллективно разрабатывается карта образовательного путешествия:
№ |
Направления маршрута |
Исследовательская группа |
I |
Костюковщина Героическая и Независимая |
Историки |
II |
Костюковщина Спортивно-оздоровительная |
Спортсмены |
III |
Костюковщина Экологическая |
Экологи |
IV |
Костюковщина Трудолюбивая |
Ремесленники |
V |
Костюковщина Духовно-нравственная |
Этнографы |
Под руководством педагога – тьютора поисково-исследовательские группы составляют маршрутные листы и выполняют задания.
Рассмотрим работу исследовательской группы «Историки» на маршруте.
Маршрут I. Костюковщина Героическая и Независимая. Объекты исследования и задания:
Улица Зиньковича (в честь Героя Советского Союза). Задания: 1. Пройти по улице, изучить расположенные на ней объекты. 2. Спросить у взрослых, почему улица так называется. 3. Подготовить информацию о Герое Советского Союза, М. И. Зиньковиче;
Аллея Славы, мемориал Великой Отечественной войны. Задания: 1. Посетить мемориал и Аллею Славы. 2. Найти в книге «Память» информацию об освобождении Костюковичского района от немецко-фашистских захватчиков. 3. Принять участие в акции «Ветеран живёт рядом»;
Районный краеведческий музей. Задания:1. Посетить в музее зал, посвященный Великой Отечественной войне. 2.Узнать у учителя истории имена земляков, которым присвоено звание Героя Советского Союза. 3. Подготовить рассказ-сообщение «Следы войны в нашей семье».
Итоги образовательного путешествия.
Ежемесячно на классном часу подводились промежуточные итоги экспедиции. В результате на карте вместо «куфров» появлялись «сокровища» - исследованные объекты нашего города. Ребята в творческой форме презентовали свои отчеты.
В конце путешествия ребятам предлагается: обсудить за круглым столом интересные и понравившиеся моменты, сложности и трудности с которыми они столкнулись; рассказать, с чем справились на собственный взгляд хорошо, а с чем можно было бы ещё поработать.
Проанализировав работу групп, переходим к оценке образовательного путешествия.
Учащиеся заполняют таблицу:
Что изучили |
Что можно использовать |
Что стало понятнее |
Что захотелось узнать |
|
Историки |
||||
Спортсмены |
||||
Экологи |
||||
Ремесленники |
||||
Этнографы |
По результатам заполнения таблицы можно сделать вывод об успешности формирования метапредметных результатов.
Ожидаемые результаты:
личностные:
- воспитание чувства гордости за свой город;
-формирование уважительного отношения к другому человеку;
- развитие мотивов учебной деятельности учащихся;
метапредметные:
- планирование небольшого по объему высказывания (продумывать, что сказать вначале, а что потом);
- смысловое чтение;
- нахождение и выделение под руководством учителя необходимой информации;
-умение организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками;
- формулирование, аргументирование и отстаивание своего мнения.
Список использованных источников
1. Буткевич, В.В. Патриотическое воспитание учащихся: история и современность / В.В. Буткевич. - Минск: Нац. ин-т образования, 2010.- 208с.
2. Памяць: Касцюковіцкі раён: Гісторыка-дакументальныя хронікі гарадоў і раёнаў Беларусі / Рэд. кал.: М. Р. Барысаў і інш.- Мінск: Вышэйшая школа, 2000. – 525 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.