Перспективный план логопедических работы с детьми старшей группы с общим недоразвитием речи |
|||||
Месяц |
неделя |
тема |
цель |
задачи |
Пути решения задач |
Сентябрь 1,2 неделя обследование |
|||||
Сентябрь |
3 неделя |
Детский сад
|
Уточнение общего словарного запаса
|
Коррекционно-образовательные. Составление простых предложений, определение порядка следования слов в предложении. Коррекционно-развивающие. Развитие слухового внимания и восприятия на неречевых звуках Развитие внимания и зрительно-моторной координации Развивать связную речь Коррекционно-воспитательные. Воспитывать бережное отношение к предметам быта |
Пересказ рассказа «В раздевалке», составленного по демонстрируемым действиям. Игра «Кто внимательный» (правила поведения) Музыкально-ритмическое упр. «А у нас в саду» |
4 неделя |
Игрушки |
Расширять представления детей об игрушках. |
Коррекционно-образовательные. Формировать навык деления слов на слоги. Учить образовывать относительные прилагательные от существительных; усвоение глаголов 3 лица, единственного числа, прошедшего времени Коррекционно-развивающие. Развивать связную речь, диалогическую речь, зрительное внимание, мышление, общую и тонкую моторику. Коррекционно-воспитательные. Воспитывать бережное и заботливое отношение к игрушкам. |
Беседа «Поговорим об игрушках» Игра «Из чего сделана игрушка?» Составление короткого рассказа-описания по теме «Игрушки» «С какой игрушкой он играл?» (усвоение глаголов 3 лица, единственного числа, прошедшего времени по картинкам) Игра «Спрячь слоги в ладошки» Вырежи и наклей каждому свою игрушку (по картинкам) |
|
Октябрь |
|||||
Октябрь |
1 неделя |
Осень |
Закрепление знаний об осени в самостоятельной речи с использованием разных видов речи. |
Коррекционно-образовательные. Отработка падежных окончаний имен существительных единственного числа; закрепление употребления в речи обобщающих слов: осень, урожай, сад, огород, овощи, фрукты Коррекционно-развивающие. Развивать навык связной речи умение составлять описательные рассказы. Развивать общую и мелкую моторику. Развитие музыкального восприятия Коррекционно-воспитательные. Воспитывать умение видеть красоту природы |
Слушание композиции П.И.Чайковского «Времена года. Осень» Что изменилось с наступлением осени? Игра «Четвёртый лишний» Пересказ рассказа Н. Сладкова «Осень на пороге» с использованием фланелеграфа или магнитной доски Рисунок «Осень» |
2 неделя |
Овощи
|
Активизация пассивного и активного словаря по теме: “Овощи”
|
Коррекционно-образовательные. Учить составлять описательный рассказ по картинно-графическому плану. Учить образовывать относительные прилагательные от существительных. Коррекционно-развивающие. Развивать связную речь Развивать пространственный гнозис, внимание и мышление. Развивать мелкую, общую моторику. Коррекционно-воспитательные. Продолжить учить правильно и аккуратно пользоваться подручным материалом. |
Дидактическая игра «Кто лишний?» -Игра «Поход в огород» (какой овощ как растёт) Составление описательного рассказа по картинно-графическому плану Игра «Собрать овощи в корзину» (дорисовать овощи) Дидактическая игра “Повар и овощи” (образование относительных прилагательных) |
|
|
3 неделя |
Фрукты |
Активизация пассивного и активного словаря по теме : “Фрукты”
|
Коррекционно-образовательные. Учить образовывать от существительных прилагательные. Учить согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе и падеже. Учить согласовывать числительные с существительными. Коррекционно-развивающие. Развивать связную речь, учить составлять описательные рассказы о фруктах. Коррекционно-воспитательные. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности |
Игра «Какой? Какая?» (характеристика фруктов) Исправь ошибки в предложениях о фруктах
Составление описательного рассказа о фруктах с опорой на схему. Рассказ-описание «Лимон» Пальчиковая гимнастика : «В сад за сливами» Игра “Что мы приготовим из фруктов” Игра “Доскажи словечко” |
4 неделя |
Сад-огород |
Разграничение знаний по темам «Фрукты» и «Овощи» |
Коррекционно-образовательные. Согласование существительных с глаголами, закрепление употребления в речи простых предлогов: в, на; отработка падежных окончаний имен существительных множественного числа. Коррекционно-развивающие. Развивать слуховое внимание и восприятие на неречевых звуках Коррекционно-воспитательные. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности |
Задание «Две корзины» (собрать фрукты и овощи» «Загадки» Составление рассказа – описание с элементами сравнения «Помидор и яблоко» Игра «Дополни предложение» Игра «Один-много»
|
|
Ноябрь |
|||||
Ноябрь |
1 неделя |
Лес.
|
Закрепить знания детей о диких животных |
Коррекционно-образовательные. Формирование понятий о живых организмах; дифференциация вопросов: «Что это? – Кто это?»; Обучать образованию относительных прилагательных. Усвоение употребления имен существительных в категории родительного падежа единственного числа с предлогом около. Учить подбирать противоположные по значению слова (антонимы) Коррекционно-развивающие. Развивать речевую активность, связную речь, внимание, логическое мышление общую моторику. Коррекционно-воспитательные. Воспитывать интерес и любознательность к обитателям леса. |
Игра «Живой-неживой» (подбери вопросы) «Узнай по описанию» Игра «Найди детёнышей», Игра «Дополни фразу» (слова-антонимы) Составление описательного рассказа «Кого можно увидеть в лесу?» по серии сюжетных картинок «Проведи животное домой» |
2 неделя |
Перелётные Птицы |
Ознакомление с понятием «перелетные птицы» |
Коррекционно-образовательные. Формирование понятий о живых организмах; дифференциация вопросов: «Что это? – Кто это?»; учить образовывать слова-название птенцов. усвоение глаголов с разными приставками Коррекционно-развивающие. Формировать четкости и связности высказывания. Развивать и обогащать словаря. Коррекционно-воспитательные. Воспитывать бережное отношение к перелетным птицам |
«Назови птиц» Игра «Живое-неживое» Загадки Игра «У кого кто?» Физминутка «Действия птиц» Составление рассказа о птичке, которая вылетела из гнезда в поисках корма по демонстрируемым действиям |
|
3 неделя |
Одежда, обувь |
Расширить и активизировать словарь по теме |
Коррекционно-образовательные. Совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать качественные и относительные прилагательные; учить согласовывать существительные в роде, числе, числительные с существительными. Учить составлять распространенные предложения, рассказы, учить подбирать антонимы. Формировать навык деления слов на слоги. Коррекционно-развивающие. Развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия, координации речи с движением. Коррекционно-воспитательные. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания. |
Игра «Опиши предмет одежды» «Найди ошибку в предложениях» Игра «Лови и отвечай» (Ответить на вопросы по теме) Упражнение «Скажи наоборот» Игра «Магазин» (из чего сделано?) Составление рассказа «Как солнышко ботинок нашло» по серии сюжетных картинок Игра «Прохлопай слова» (деление на слоги) Пальчиковая гимнастика |
|
4 неделя |
Посуда |
Расширение и закрепления словаря по теме |
Коррекционно-образовательные. Уточнить названия посуды; названия частей посуды; уточнить артикуляцию и произношение звука [а], усваивать употребление имени существительного в категории родительного падежа с предлогом из. Усвоение употребления существительных в категории творительного падежа с предлогом с. Усвоение образования прилагательных. Закреплять умение употреблять предлоги из, с Формировать умение образовывать относительные прилагательные; составлять описательный рассказ с опорой на схему Коррекционно-развивающие. Развивать зрительное восприятие, логическое мышление; общую моторику. Коррекционно-воспитательные. Воспитывать аккуратность. |
Накрой стол, с проговариванием названия посуды. «Из чего состоит?» Дополни предложение (уточнение употребление предлогов из,с) [а]-если прикоснуться к горячему чайнику, уточнение артикуляции. Игра «Что художник забыл нарисовать?»
Составление описательного рассказа по схеме Физминутка по теме |
|
Декабрь |
|||||
Декабрь |
1 неделя |
Продукты питания |
Расширение и обогащение словаря по данной теме |
Коррекционно-образовательные. Уточнить артикуляцию и произношение звука [у], усвоение категории творительного падежа, усвоение категории родительного падежа единственного числа с предлогом из. Формировать умение образовывать относительные прилагательные. Коррекционно-развивающие. Развивать связную речь, диалогическую речь, зрительное внимание, мышление, общую и тонкую моторику. Коррекционно-воспитательные. Формировать культуру встречи гостей |
Беседа «У нас гости» [у]-уточнение артикуляции Игра «Поход в магазин» (разложить натуральные продукты по отделам) Помоги герою найти продукты в отделах Игра «Приготовь обед» (использование картинок, отработка употребления слов в родительном и творительном падежах) Составление рассказа «Прием гостей» по опорным предметным картинкам Физминутка |
|
2 неделя |
Зима. Зимние забавы |
Обобщение и уточнение знаний детей о зиме и зимних играх. |
Коррекционно-образовательные. Актуализация словаря по теме “Зима”. Обогащать словарь прилагательными и однокоренными словами. Уточнить артикуляцию и произношения звука [и]. Усвоение категории предложного падежа с предлогом на. Учить подбирать глаголы к существительным по теме. Коррекционно-развивающие. Развивать речевое дыхание, голос, общую и тонкую ручную моторику, координацию речи с движением. Развивать зрительное, слуховое внимание и логическое мышление. Коррекционно-воспитательные. Воспитывать любовь к зиме и зимним явлениям.
|
Назвать признаки зимы Подвижная игра «Зима» (на координацию речи с движением) Зима какая? (подбор прилагательных) Игра «Доскажи словечко» (образование родственных слов) Зима-2 звук [и]-уточнение артикуляции Назвать зимние забавы, которые встретились в стихотворении «Как на горке на горе» Составление повествовательно рассказа по серии сюжетных иллюстраций «Зимние забавы» |
|
3 неделя |
Мебель, Части мебели |
Расширение и обогащение словаря по данной теме |
Коррекционно-образовательные. Расширение и углубление представлении о мебели, ее назначении, деталях и частях; материалах, из которых она сделана. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Мебель» (мебель, шкаф, диван, кровать, кресло, стол, стул, комод, стенка, полка, тахта, табурет, пуф, качалка, дверца, ножка, спинка, сиденье, подлокотник; сидеть, лежать, хранить, убирать, вешать, протирать; деревянный, кожаный, мягкий). Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных с предлогами). Совершенствование навыка слогового анализа слов. Закрепление знаний о предложении. Коррекционно-развивающие. Развитие длительного плавного выдоха, диалогической речи, фонематического восприятия, зрительного внимания, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением, ловкости. Коррекционно-воспитательные. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе. |
Игра «Будь внимательным». [Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных с предлогами)] Игра с мячом «Раздели на слоги». [Совершенствование навыка звукового анализа слов. Развитие ловкости] Игра «Сели-встали». [Развитие фонематического восприятия (дифференциация туков [к]—[х])] Упражнение «Повтори за мной». (Автоматизации правильного произношения звука [ж] в слогах и словах с ними.]
|
|
4 неделя |
Новогодний праздник |
Расширение и обогащение словаря по данной теме |
Коррекционно-образовательные. Закрепление представлений о новогоднем празднике. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Новогодний праздник» (елка, хоровод, карнавал, маска, украшение, подарок, конфетти, Дед Мороз, Снегурочка; веселый, праздничный, новогодний; украшать, дарить, получать, вынимать, вешать). Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза слов (выделение согласного на фоне слова). Автоматизация правильного произношения шипящих звуков. Совершенствование грамматического строя речи (подбор однокоренных слов к слову елка). Коррекционно-развивающие. Развитие речевого дыхания, диалогической речи, зрительного внимания, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением. Коррекционно-воспитательные . Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе. |
Игра «Подними флажок». Упражнение «Кто скорее?» Работа по книге «Мой букварь». Пальчиковая гимнастика «На елке». |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.