Урок русского языка в 8 классе
Тема: Составное именное сказуемое
Цели урока:
Задачи урока:
1. Развивающие:
2. Образовательные:
3. Воспитательные:
Ход урока
1. Оргмомент.
2. Проверка домашнего задания.
3. Подготовка к восприятию нового материала. Чтение и запись стихотворения С.А. Есенина.
Но люблю тебя, Родина кроткая!
А за что – разгадать не могу.
Весела твоя радость короткая
С громкой песней весной на лугу.
4. Взаимопроверка орфографии и пунктуации.
5. Ребята, а какие-нибудь слова вам не показались похожими? Да, слова “кроткая” и “короткая”. Объясните их значение. Можно воспользоваться словарем, кстати, каким? Значение слов.
Итак, перед нами – паронимы. Что же это за явление в языке? Обратите внимание, не однокоренные, а одкорневые, т.е. слова с одним корнем, но с разным лексическим значением. А знаете ли вы какие-нибудь паронимы? Если возникнут затруднения, обращайтесь к словарю паронимов (показать).
6. А сейчас давайте выделим предикативные основы в предложениях.
1 предл. – люблю / ПГС
2 предл. – разгадать не могу / СГС
3 предл. – весела/ ? А чем выражено сказуемое? Как вы думаете, как оно
называется?
7. Итак, тема урока: “Составное именное сказуемое”.
Цели:
Как вы думаете, из каких частей состоит составное именное сказуемое? Вспомогательный глагол и именная часть. Вспомогательный глагол может выражаться следующими словами:
А чем выражается именная часть? Именем сущ., им. прил., им. числ., наречием, причастием, местоимением. Проверьте правильность выводов по учебнику. В какой части СИС заключается лексическое значение? А грамматическое?
Как же определить, что перед нами: форма сложного будущего времени простого глагольного сказуемого или составное именное сказуемое? Обращаем внимание на лексич. значение, которое выражается в СИС именной части. А теперь продолжим работу.
8. Обратимся к материалам учебника, обобщим материал.
Чем выражается простое глагольное сказуемое?
Из каких частей состоит составное глагольное сказуемое? В какой его части заключается лексическое значение, а в какой – грамматическое?
Из каких частей состоит составное именное сказуемое? В какой его части заключается лексическое значение, а в какой – грамматическое?
9. Выполнение упражнений учебника по выбору учителя. Закрепление.
Итоги урока: закончить урок мне бы хотелось поэтическими строками нашего поэта-современника Е. Евтушенко:
Я часто брёл по бездорожью,
Но если, чистое тая,
Хранил в ладонях искру божью,
То это – Родина моя.
На свете всё небесконечно –
От океана до ручья,
Но если что - то в мире вечно –
То это – Родина моя.
Меня не станет, солнце встанет,
И будут люди и земля,
И если кто меня вспомянет,
То это – Родина моя.
Выставление оценок.
Домашнее задание:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.