СОТРУДНИЧЕСТВО УЧИТЕЛЯ И РОДИТЕЛЕЙ – ЗАЛОГ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Марфунина Т.А.
учитель начальных классов
МОУ «СШ № 72 города Макеевки»
г. Макеевка, ДНР
Аннотация. Рассмотрена важность педагогической культуры родителей в процессе семейного воспитания. Раскрыты принципы отбора материала для родительских собраний. Показана важность работы с родительским комитетом класса. Перечислены формы работы, мероприятия, активизирующие формирование педагогической культуры родителей.
Ключевые слова: педагогическая культура, семейное воспитание, единство требований, родительский комитет, родительское собрание, общение с родителями.
Воспитание обучающихся в школе и воспитание в семье – неразрывный процесс. Помочь семье в воспитании детей и одновременно поднять её ответственность за воспитание подрастающего поколения возможно в результате систематической, последовательно организуемой работы по формированию у родителей педагогических умений и навыков. Главной ценностью педагогической культуры является ребенок — его развитие, образование, воспитание, социальная защита и поддержка его достоинства и прав человека. Чтобы родители могли грамотно воспитывать детей, необходимо повышать их педагогическую культуру. С целью достижения высокого уровня воспитанности детей необходимо сотрудничество учителя и родителей. Главными воспитателями своих детей являются родители, но воспитывать детей невозможно без определённых знаний по педагогике и психологии. Отсутствие у родителей знаний приводит к тому, что воспитание в семье осуществляется вслепую, что рано или поздно обязательно сказывается и на развитии ребёнка, и на уровне его воспитанности. Велика роль учителя начальных классов в организации этой работы. Очень важно уже с первого года обучения и воспитания детей в школе сделать родителей соучастниками педагогического процесса. Пусть для родителей школа будет домом, а учитель – другом не на словах, а на деле.
Очень важно, чтобы в семье закреплялись навыки и привычки правильного поведения, которые формируются у ребёнка в школе. Единые, согласованные требования семьи и школы – одно из условий правильного воспитания. Единая система педагогических воздействий, единые требования, предъявляемые ребёнку в школе и семье, способствуют выработке определённого динамического стереотипа поведения. Неразрывная связь общественного и семейного воспитания, единство целей и задач этих взаимообусловленных сторон воздействия на ребёнка в обществе делает первостепенной задачу повышения педагогической культуры родителей.
Поступление ребёнка в школу – переломный момент в жизни ребёнка. Он связан с новым типом отношений с окружающими, новым видом основной деятельности (учебной, а не игровой). Ещё до поступления ребёнка в школу, я встречаюсь с родителями во время работы «Школы дошколят», выясняю степень готовности детей к обучению. Провожу тестирование «Готов ли ваш ребёнок к школе?»
Вопрос |
Да или нет |
Хочет ли ваш ребёнок идти в школу? |
|
Думает ли ваш ребёнок о том, что в школе он узнает много нового и учиться будет интересно? |
|
Может ли ваш ребёнок самостоятельно сидеть и заниматься в течение 30 минут? |
|
Ваш ребёнок в присутствии незнакомых людей не стесняется? |
|
Умеет ли ваш ребёнок составлять рассказ по картинке не менее чем 5 предложений? |
|
Может ли ваш ребёнок рассказать наизусть несколько стихотворений? |
|
Понимает ли ваш ребёнок , что предмет может быть один или много? |
|
Умеет ли ваш ребёнок читать по слогам или целыми словами? |
|
Умеет ли ваш ребёнок считать до 10 и обратно? |
|
Умеет ли ваш ребёнок решать простые задачи на сложение и вычитание единицы? |
|
Ваш ребёнок имеет «твёрдую» руку или нет? |
|
Любит ли ваш ребёнок рисовать или раскрашивать картинки? |
|
Может ли ваш ребёнок пользоваться ножницами и клеем? |
|
Может ли ваш ребёнок собирать пазлы из 5 частей за минуту? |
|
Знает ли ваш ребёнок названия домашних и диких животных? |
|
Может ли ваш ребёнок обобщать понятия ( назвать одним словом: овощи, одежда, обувь…)? |
|
Любит ли ваш ребёнок самостоятельно работать рисовать, собирать мозаику и т. д.? |
|
Может ли понять и точно выполнять словесные инструкции? |
|
В результате проведенного тестирования, выявила, что 12 родителей высоко оценивают готовность ребёнка к школе (15-18 баллов), 8 – на достаточном уровне (10-14баллов). 4 – низкий уровень готовности (менее 9 баллов). Родителям даются советы для успешной адаптации к обучению в школе, провожу индивидуальные беседы по поводу преодоления стресса и дезадаптации.
В новом учебном году целенаправленно продолжаю деятельность по активизации воспитательного потенциала семей обучающихся, поскольку в воспитании и развитии ребенка семья и школа должны выступать как единый механизм. Для формирования педагогической культуры родителей важная роль принадлежит использованию современных методов общения. Провожу пропаганду среди родителей - знакомлю с основными нормативными и правовыми документами Донецкой Народной Республики.
Особенно важной формой является деятельность родительского комитета. Запланирована работа с членами родительского комитета. Родительский актив - это опора учителя, мы совместно решаем общие задачи. Родительский комитет стремится привлечь родителей и детей к организации общественно-значимых дел, решению проблем жизни коллектива.
Разработана тематика родительских собраний. Отбор материала для родительского образования подчинен нескольким основным принципам:
1. Родительское образование должно базироваться на изучении психолого-педагогических особенностей личности ребенка, обладающих несомненной знаниевой ценностью для образования родителей.
2. Материал, отобранный для изучения, должен быть доступен родительскому восприятию, соответствовать интересам родителей и возрастным особенностям их детей-дошкольников.
3. Учебные занятия с родителями должны соответствовать образовательным целям определенного раздела программы, способствовать решению обозначенных в программе задач.
4. Одним из главных принципов родительского образования должен стать принцип вариативности.
Составлен план совместных детско-родительских проектов, участие в конкурсах, проведение семейных праздников, посвященных культуре и семейным традициям. Применяю информационно-коммуникационные технологии в общении с родителями (просмотр видеоматериалов, видеороликов с уроков и внеклассных мероприятий), знакомлю с эффективными моделями семейных взаимоотношений. Создана группа в социальных сетях для оперативной связи с родителями. Предлагаю ряд рекомендаций по преодолению стрессов в период адаптации ребёнка к школе:
- Как подготовиться к 1 сентября?
- Как относиться к неудачам ребёнка?
- Как можно снимать стресс?
- О чём лучше спрашивать ребёнка, возвратившегося из школы?
- Как помочь первокласснику организовать своё рабочее место?
Там же предлагаю родителям памятки для работы с детьми. В школе налажена работа по оказанию психолого-педагогической помощи родителям в разрешении проблем семейного воспитания. Сотрудничество с родителями позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных сторон и увидеть в разных ситуациях, а следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка. Цель педагогического просвещения родителей заключается в вооружении отцов и матерей определенным минимумом знаний, оказании им помощи в организации самообразования, формировании воспитательных навыков и умений. Важно, чтобы родители не являлись только пассивными слушателями. Одной из наиболее доступных форм установления связи с семьёй являются педагогические беседы с родителями. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание, посещение семьи. Целью педагогической беседы является обмен мнениями по тому или иному вопросу, её особенность заключается в активном участии и воспитателя и родителей. Во время общения с родителями больше слушаю, чем указываю. Сообщаю родителям о сильных сторонах, достижениях и положительных чертах характера ребёнка. Для эмоционального контакта нужна доброжелательность, приветливость, открытость.
Тесная связь с родителями воспитанников, сотрудничество, взаимопонимание, качество работы повысит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей. Помочь семье в воспитании детей и одновременно поднять её ответственность за воспитание подрастающего поколения возможно в результате систематической, последовательной работы по формированию у родителей педагогических умений и навыков.
Список литературы
1. Гордон В.В., Растопчина Т.А. Актуальные вопросы воспитания и развития личности в условиях обновления воспитательного пространства Донецкой народной республики. - ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО»
2. Урбанская О.Н. Работа с родителями младших школьников. – Москва: Просвещение,1986. – 92 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.