Сотрудничество классного руководителя и родителей в начальных классах
Оценка 5

Сотрудничество классного руководителя и родителей в начальных классах

Оценка 5
Работа в классе
docx
классное руководство +1
Взрослым
09.05.2017
Сотрудничество классного руководителя и родителей в начальных классах
Все родители нередко считают себя вполне подготовленными к воспитательной работе и не считают необходимым для себя приобретение специальных педагогических знаний. Отсутствие таких знаний приводит к многочисленным ошибкам в семейном воспитании. «От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». В.А.СухомлинскийОдной из самых важных задач работы с детьми является воспитание культуры поведения, сознательной дисциплины, требовательности к себе и друг к другу, честности, правдивости, доброты, осознанного выполнения правил для учащихся, требований коллектива, что невозможно без деятельного участия родителей.
Организация сотрудничества с родителями.docx
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №6» п. Затеречный Нефтекумский район   Ставропольский край  Сотрудничество классного руководителя и родителей в начальных классах Учитель начальных классов, Преподаватель «ОРК и СЭ»  Высшей квалификационной категории Волвенкина Светлана Анатольевна Классный руководитель 3 класса «Б» Сотрудничество классного руководителя и родителей в начальных классах «От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира ­ от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». В.А.Сухомлинский/               Все   родители   нередко   считают   себя   вполне   подготовленными   к воспитательной   работе   и  не  считают   необходимым   для   себя  приобретение специальных   педагогических   знаний.   Отсутствие   таких   знаний   приводит   к многочисленным   ошибкам   в   семейном   воспитании.   Например,   могут   быть допущены   следующие   ошибки:   дефицит   общения   родителей   с   детьми,   что приводит   к   отделению   детей   от   родителей,  лишает   взрослых   возможности более   активно   влиять   на   ребенка;   неумение   организовывать   трудовое воспитание   детей;   несогласованность   действий   со   школой;   наличие отрицательных   примеров   из   жизни   родителей;   слабое   знание   родителями методов воспитания, неумение или нежелание изменять их по мере взросления детей. Это должен учитывать каждый классный руководитель. Выбор форм и методов   воспитания   с   учетом   знаний   и   опыта   родителей,   сложившихся традиций   в   работе   с   родителями,   определяет   сам   классный   руководитель. Эффективность   сотрудничества   классного   руководителя   с   родителями достигается   путем   сочетания   массовой,   групповой,   индивидуальной   форм работы   при   их   преемственности.   Можно   выделить  основные   этапы педагогических отношений семьи и школы, классного руководителя:  Собеседование с детьми и родителями при записи в школу.  Изучение состава класса, уровня подготовленности детей к школе.  Анкетирование родителей.  Посещение детей на дому.  Педагогическое   руководство   семейным   воспитанием   через родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации.  Организация родительского самоуправления.  Выявление положительного опыта воспитания детей в семье.  Обобщение опыта работы. Начиная с апреля месяца, в школе проводится набор детей в первый класс. При   записи   детей   выявляется   степень   активности   родителей.   Так,   самые активные   родители   записывают   детей   в   будущий   первый   класс   в   апреле месяце. Интересуются, хорошо ли подготовлен их ребенок, кто из учителей будет вести первый класс, их волнует даже возраст и педагогический стаж учителя, кабинет, где будет учиться ребенок, спрашивают, надо ли с детьми заниматься   в   летний   период.   Родители   средней   активности   записываются позже.  Они   интересуются   тем,   в  какой   класс   попадет   ребенок.   Нельзя   ли посадить в классе с другом или подругой. Незначительная часть родителей затягивает   определение   в   школу   своего   ребенка   до   сентября.   У   каждого учителя 1 класс ­ это особенный класс. Сначала составляется список детей. Ведутся   беседы   с   заведующим,   воспитателями   детских   садов.   После подготовки проводится собеседование и тестирование готовности ребенка к школе,   при   этом   учитываются   интеллектуальная,   эмоционально­волевая, личностно­социальная   готовность.   Тестирование   проводится   по   методике Керна­ Йирасека. После подведения итогов даются рекомендации родителям, заполняется протокол. В конце учебного года после набора в будущий первый класс организуется праздник “Здравствуй, школа!”, проводятся 10­дневные подготовительные занятия, затем общее родительское собрание. На праздник приглашаются будущие первоклассники и их родители. Учащиеся 2, 3 классов готовят   музыкальные   номера,   учителя   проводят   небольшие   викторины   об учебных   принадлежностях,   задают   логические   задачи,   ребята   отгадывают загадки,   проговаривают   скороговорки.   На   подготовительные   занятия привлекаются,   в   основном,   дети,   не   посещавшие   дошкольное   учреждение. Дети   приходят   в   школу   как   на   урок,   рисуют,   играют,   учатся   считать, составлять устный рассказ по картинке, а кто умеет читать ­ читают короткие рассказы для всех детей, разучивают стихи, ставят инсценировки по сказкам “Лиса   и   журавль”,   “Колобок”,   “Репка”,   “Теремок”   и   др.   Обычно,   в   день проводятся   по   3   мини   ­   урока.   По   окончании   занятий   проводится   общее родительское собрание, на котором учителя рассказывают о требованиях к занятиям,   о   том,   что   должны   знать   и   уметь   будущие   первоклассники. Раздается  также   список   необходимых   вещей  для  школы,  список   учителей, которые будут вести такие предметы, как рисование, музыка, физкультура, труд. Итак,   предварительное   знакомство   с   детьми   состоялось,   предстоит   еще изучить тех, кто доверил нам обучение и воспитание своих детей, тех, кто может   и   должен   стать   главным   помощником   классного   руководителя.   С первого   дня   работы   родителям   сообщается,   что   необходим   постоянный контакт   с   учителем,   согласованная   работа.   На   родительском   собрании родители заполняют анкеты, идет знакомство с жизнью семьи, ее интересами. Родительские собрания ­ одна из наиболее эффективных форм повышения педагогической культуры родителей, формирующая их общественное мнение, родительский коллектив. Повестка каждого собрания обязательно включает беседу, подведение итогов  работы родителей,  чтение  детских  сочинений о маме,   каникулах,   т.е.   представление   творческих   работ   учащихся. Родительские собрания надо проводить так, чтобы родители были уверены в том, что вместе мы можем достичь многого. По мнению родителей, каждая наша встреча дает повод к размышлению, вызывает желание анализировать, думать,   читать.   Иногда   родительские   собрания   проводятся   в   необычной форме. Так, при выпуске одного из классов провела итоговое родительское собрание в виде игры “Семейные уроки ”, в которой приняли участие и дети, и родители.   Заданиями   игры   были   темы   уроков   по   программе   начальных классов. В первом туре игры приняли участие все пары ­ родитель и ребенок. Во второй тур вышли 6 семей. Эта игра показала, как  родители занимались с детьми.   В   перерывах   между   турами   ребята   приветствовали   родителей музыкальными номерами. В начале учебного года, после знакомства с родителями, планируется работа по   организации   индивидуальных   и   групповых   консультаций,   посещение   на дому.   Перед   посещением   на   дому   семьи   заранее   оповещаются.   Цель посещений ­ узнать как можно больше о ребенке, о взаимоотношениях в семье. В   основном,   обращается   внимание   на   семьи,   где   ученик   отстает   в   учебе, испытывает трудности в общении со сверстниками. Одной из самых важных задач работы с детьми является воспитание культуры поведения, сознательной дисциплины, требовательности к себе и друг к другу, честности,   правдивости,   доброты,   осознанного   выполнения   правил   для учащихся, требований коллектива, что невозможно без деятельного участия родителей.   Для   этого   необходимо   единство   требований   классного руководителя и родителей. Так, одна из первых консультаций ­ ознакомление с  режимом   для   школьников,   с  правилами   для   учащихся.  Стало   традицией следующее: если допускаются опоздания на первый урок, родители приходят вместе с ребенком, объясняют причину, тем самым подчеркивают важность выполнения   школьных   правил   и   для   родителей.   Уже   с   первого   класса устанавливается   дежурство   учащихся   в   столовой.   Для   соблюдения дисциплины и порядка за каждым учащимся закрепляется постоянное место. Дежурные   обслуживают   определенные   столы,   распределяют   между   собой обязанности, следят за соблюдением санитарно­гигиенических требований. От родителей   требуется   обеспечение   детей   индивидуальными   полотенцами,   а также привитие навыков культуры поведения за столом во время еды. Проведение   индивидуальных   и   групповых   консультаций   выявляет,   какую помощь оказывают родители детям, в чем они затрудняются. Организация   родительского   самоуправления   начинается   после   первого родительского   собрания.   Создаются   инициативные   творческие   группы. Отрадно, что в этих группах задействованы папы. Они отвечают за ремонт мебели   кабинета,   обеспечение   транспортом   экскурсий,   организацию спортивных игр, походов. Для выявления положительного опыта воспитательной деятельности в семье проводятся   классно­родительские   часы   “День   моей   семьи”,   на   которых каждая   семья   представляет   свою   визитную   карточку,   заранее   выпускает стенгазету о семье, об увлечениях, хобби, организует выставку творчества, показывает   музыкальный   номер,   проводит   конкурсы   или   соревнования.   В течение   учебного   года   родители   проводят   кружки   по   прикладному творчеству,   спортивные   соревнования.   Активная   жизненная   позиция родителей рождает у ребенка чувство гордости за своих родителей, желание рассказать о своей семье, побуждает детей к творчеству. Следует заметить, что   самыми   активными   формами   сотрудничества   с   родителями   являются классные   мероприятия:   спортивные   соревнования   “Мама,   папа   и   я   ­ спортивная   семья”,   “Веселые   старты”,   конкурсы   “А   ну­ка,   мальчики!”, “Веселая игра”, “Хозяюшки”, “Отгадай ребусы”, выставки рисунков, поделок, участие в традиционном музыкальном конкурсах . Наши детские праздники превращаются   в   своеобразные   открытые   уроки,   так   как   многие   из   них подводят   итог   определенному   отрезку   учебной   деятельности.   Например, обобщение уроков национальной культуры, чтения. Кроме того, на праздниках и   во   время   подготовки   к   ним   много   возможностей   для   общения   детей   и родителей.   их   привязанности. Подготовительная работа способствует расширению знаний учеников, создает атмосферу творчества, проявления активности, самостоятельности, фантазии. Запомнился   детям   и   родителям   праздник   “   Мы   за   чаем   не   скучаем”. Готовились   к   нему   целый   месяц:   дети   при   активной   помощи   родителей собирали   интересный   материал   о   чае,   различные   рецепты   чая;   пословицы, поговорки; разучивали игры, хороводы, песни, стихи. На встречу с детьми с самоваром,   горячим   чаем   и   пирогами   пришли   наши   бабушки   и   мамы исполняли   частушки“     Стало   также   хорошей   традицией   то,   что   на   всех праздниках   стараемся   подарить   детям   музыкальный   номер.   Впервые   в истории   школы   мы   с   родителями   организовали   праздник   “Прощание   с начальной   школой”   для   всех   параллельных   выпускных   классов.   Каждый классный руководитель готовил буклеты для своих выпускников: собранные за   четыре   года   рисунки,   сочинения,   поделки,   данные   об   успеваемости, фотографии   ­   все   это   было   оформлено   в   красочный   альбом   и   явилось неожиданным сюрпризом для детей. На праздник пришли все родители, был подведен итог за четыре года совместной работы.   Выявляются   способности   детей, В конце каждого учебного года вместе с родителями и учащимися проводится анализ   работы   за   год,   отмечаются   положительные   моменты,   выявляются лучшие   мероприятия   с   точки   зрения   их   организации,   воспитательного воздействия   на   ребят,   повышения   их   культурного   уровня,   расширения кругозора. Привлечение родителей к общественной работе в школе расширяет их опыт воспитательной деятельности, меняется их отношение к школе, вовлеченность в   воспитательный   процесс   способствует   пониманию   того,   что   воспитание детей   ­   это   своеобразное   искусство,   которое   требует   терпения,   а   также большого желания его познать; общие дела и интересы сплачивают детей и родителей,   помогают   найти   язык   общения,   положительно   воздействуют   на формирование личности ребенка. Показателем   результативности   педагогической   работы   классного руководителя с родителями являются хорошее отношение ребенка к школе, желание учиться, быть активным участником школьных дел. Десять секретов успешного проведения родительского собрания (памятка для педагога) Родительское собрание является необходимым атрибутом школьной жизни.  Как сделать его интересным и продуктивным? Они могут оказаться особенно  полезными начинающему классному руководителю.  Для проведения родительского собрания выберите наиболее  благоприятный день и час и постарайтесь, чтобы на это время ни у вас,  ни у родителей ваших учеников не было запланировано никаких важных  дел, интересных телепередач и т.п.  Определите   одну   наиболее   важную   проблему,   касающуюся   учеников   вашего класса, и на ее обсуждении постройте разговор с родителями.  Особое   внимание   обратите   на   размещение   родителей   в   классе. Например,   можно   расставить   столы   и   стулья   по   кругу,   чтобы   все участники   родительского   собрания   хорошо   видели   и   слышали   друг друга.  Подготовьте визитки с именами родителей, особенно в том случае, если они еще недостаточно хорошо знают друг друга.   Вместе с родителями придумайте правила для участников собрания. Например:   снимать   верхнюю   одежду   обязательно;   не   допускается молчания при обсуждении проблемы; отвергая предложение (мнение), необходимо   вносить   встречное;   называть   друг   друга   по   имени   и отчеству или только по имени и т.д.  Берегите   время   людей,   приглашенных   на   собрание.   С   этой   целью   установите регламент и строго следите за его соблюдением.   В ходе собрания используйте игры и групповые формы организации взаимодействия родителей.  Сделать общение на собрании непринужденным и откровенным может помочь чашка чая.  При   обсуждении   проблемных   вопросов   опирайтесь   на   жизненный   и педагогический   опыт   наиболее   авторитетных   родителей,   на   мнение членов родительского комитета и совета школы.   Стремитесь   к   тому,   чтобы   на   собрании   были   приняты   конкретные решения.  Правила поведения классного руководителя на родительском собрании  Педагогу необходимо снять собственное напряжение и тревогу перед   встречей с родителями.  С помощью речи, интонации, жестов и других средств дайте родителям почувствовать ваше уважение и внимание к ним.   Постарайтесь   понять   родителей;   правильно   определить   проблемы, наиболее волнующие их. Убедите их в том, что у школы и семьи одни проблемы, одни задачи, одни дети.   Разговаривать   с   родителями   следует   спокойно   и   доброжелательно. Важно,   чтобы   родители   всех   учеников   ­   и   благополучных,   и   детей группы риска ­ ушли с собрания с верой в своего ребенка.   Результатом   вашей   совместной   работы   на   родительском   собрании должна стать уверенность родителей в том, что в воспитании детей они всегда   могут   рассчитывать   на   Вашу   поддержку   и   помощь   других учителей школы. Активизация   и   привлечение   родителей   в   проведении   родительских собраний Целью   работы   с   родителями   является   активизация   и   привлечение родителей в проведении родительских собраний. Одним из направлений деятельности классного руководителя является работа   с   семьей,   в   которой   растет,   формируется   и   воспитывается ученик. При этом объектом профессионального внимания выступает не сама семья и не родители ребенка, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается взаимодействие классного руководителя с родителями. Изучается семейная атмосфера, взаимоотношения, а затем выстраивается система работы:  Психолого­педагогическое просвещение родителей через родительские собрания и консультации.   Организация   совместное   проведение   свободного   времени   детей   и родителей.  Защита интересов и прав ребенка в трудных семьях. Беседа на родительском собрании "Мудрость родительской любви"                                                           Лев родится львом, львом и останется. Человек родится человеком –                                  человеком может стать.                                                                      Белинский За годы обучения в начальных классах от 7 до 11 лет происходит становление человека. Конечно, этот процесс не заканчивается до окончания начальных классов, но как раз на эти годы приходится наиболее интенсивный отрезок человеческой   жизни.  Ученик   должен   научиться   не   только   трудиться,  но   и жить богатой духовной жизнью. Это период нравственного, физического и эстетического развития, период становления нервной системы. Этот период, который наиболее благоприятен для развития и формирования той или иной функции,   качества,   свойства,   психологи   называют  сензитивным.  Если   он упущен, то эти качества формируются с трудом. То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности, и тем более в зрелом возрасте. В 1 классе к нам приходит много детей педагогически запущенных, с больной нервной системой, которые хотят, но не умеют учиться, которые не хотят учиться, не умеют управлять собой. Почему? Причин много: слабое общее развитие; дефицит общения с родителями (с детьми не занимаются или дети живут с бабушкой); конфликтные ситуации в семье; один ребенок в семье, неполноценное общение; чрезмерная любовь к своему чаду. Отсюда и ошибки в   воспитании.   Воспитание   собственного   сына,   дочери   –   важнейшая деятельность   гражданина,   его   гражданский   долг   (Конституционная обязанность).   Часто   слышу   от   родителей:   «…Так   заняты,   так   заняты   – некогда заняться детьми». Грош цена такому родителю, которому некогда воспитывать  своего   ребёнка. Значит,  ему  самому  некогда   быть  человеком. Прекрасные дети вырастают в тех семьях, где мать и отец по­настоящему любят друг друга и вместе с тем любят и уважают людей, детей и находят для них время. Ребенка таких родителей видно сразу. У такого ребёнка мир и покой в душе, стойкое душевное здоровье, вера в до6ро, в учителя, в чуткость к   людям.   Любовь   к   ребёнку...   Трудно   переоценить   значение   этого родительскoгo   чувства   в   воспитании   развивающейся   личности.   Любовь   ­ творец   всего   до6рого,   возвышенного,   сильного   и   светлого.   Без   любви   к ребёнку   отец   и   мать   не   могут   быть   хорошими   воспитателями,   без   неё   не возможен душевный контакт, от которого зависит взаимопонимание взрослого и   маленького,   без   неё   нельзя   привить   растущему   человеку   душевную щедрость, отзывчивость, доброту. Что значит любить ребёнка? Одни считают, что лю6итъ ре6ёнка ­ это значит заранее подготовить его к самостоятельной жизни, имея ясное представление, какого человека они хотят вырастить. Эти родители   стремятся   сочетать   свои   чувства   к   ребенку   с   разумной требовательностью, добротой и строгостью, уважением к нему и верой в его возможности...Другие   уверены,   что   любить   ре6енка   ­   это   значит   холить   и нежить   его,   опекать   и   страховать   от   всяческих   усилий   –   и   физических   и моральных.   Эти   родители,   к   сожалению,   не   хотят   понять,   что   любовь   к ребёнку хотя и очень многое в его воспитании, но не самое главное. («Любить ребёнка – это и курица умеет» ­ говорил А.М.Горький).Не хотят понять они и того, что сильное, но неразумное, слепое чувство делает воспитание нелёгким делом и зачастую не приносит радости и счастья ни ребёнку, ни им самим. О родителях,   одержимых   любовью,   А.С.   Макаренко   говорил:«Почему   люди здравомыслящие, которые могут хорошо работать, учиться, даже получившие высшее   образование,   значит,   с   нормальным   разумом   и   способностями, общественники,   которые   могут   руководить   целыми   учреждениями, ведомствами, фа6рикой или каким ­ нибудь другим предприятием, которые имеют   с   очень   разнообразными   людьми   нормальные   отношения   ­   и товарищеские, и дружеские, и какие угодно ­ почему эти люди, столкнувшись со своим собственным сыном, делаются людьми, неспособными разобраться в простых вещах? Потому, что они в этом случае теряют тот здравый смысл, тот   жизненный   опыт,   ту   самую   мудрость,   которую   они   накопили   за   свою жизнь.   Перед   своими   детьми   они   становятся   как   люди   ненормальные, неспособные разобраться даже в пустяках. Почему? Единственная причина – любовь   к   собственному   ребёнку.   Никто   не   может   съесть   10   кг   хлеба   и гордиться тем, что так хорошо поел. И любовь требует дозировки, требует меры».Если маленький ребёнок постоянно ощущает на себе передозировку родительской   любви,   то   это   прекрасное   чувство   начинает   действовать   на детскую   душу   подобно   яду.   Почему,   например,   ребёнок   вырастает беспомощным? Или потребителем и эгоистом, считающим, что все обязаны ему, а он никому? Однозначного ответа здесь не может 6ыть, но бесспорно, что одна из причин ­ чрезмерное родительское чувство, при котором взрослые не   в   силах   отказать,   запретить,   строго   спросить   с   ребенка.   «Ещё   мал!»   ­ оправдывают   они   с   себя.   Под   этим   же   предлогом   лишают   его самостоятельности. «Он ещё не умеет, ему это не по силам...» и т.д.Почему иногда родители бывают беспомощными перед детским своеволием?  Почему порой не замечают собственной воспитательской несостоятельности? Почему не   удаётся   формировать   в   ребёнке   те   черты   характера,   которые   бы   им хотелось видеть в нём? Родители, ослепленные своим чувством к ребёнку, подобны человеку с завязанными глазами: они не в состоянии видеть в нём «свет»  и «тени».  И,  так   как   эти  родители   всегда   склонны   идеализировать любимое дитя, они видят в нём только «светлые» качества.«Темных» пятен они не могут замечать. Неумение же видеть недостатки своих детей делает таких родителей педaгoгически бессильными. Ведь воображаемый ребёнок и реальный не совпадают по своим достоинствам, а отсюда и выбор методов в подходе   к   нему,   увы,   не   тот.   Какие   только   оттенки   не   приобретает родительское   чувство,   если   оно   нe   подчинено   главной   цели   –   воспитать человека!   Здесь   подмешивается   и   ложная   тревога:   "Вдруг   заболеет?"   или «Кaк бы чего не случилось!», и снисходительность: «Пока мал – побаловать не грех», «Это всего лишь невинная шалость!», и родительский эгоизм: «Не пущу, сиди дома!», "Это плохой мальчик, не играй с ним!», и восторженность: «Развит   не   по   годам!",   «Покажи,   как   ты   умеешь!»,   и   неверие   в   детские возможности. Одержимые желанием не омрачать радости детства, родители стараются   застраховать   ребёнка   не   только   от   реальных,   но   и   от   мнимых случайностей.   Они   не   замечают,   что   их   любовь   служит   во   зло   растущему человеку:   лишают   его   самостоятельности,   формируют   эгоизм,   чувство исключительности. Много ли стоит такая любовь, которая не готовит ребёнка к   жизни,   формирует   в   нём   неправильное   представление   об   отношениях   с людьми   и,   в   общем­то,   калечит   их   нравственно..В   результате   вырастает человек   с   потребительскими   взглядами,   лишенный   чувства   долга   перед родителями и окружающими людьми. Растут наши дети на благодатной почве не по дням, а по часам. Только и слышишь: «Счастливое у них детство! А мы что видели в свое время?» Вот и стараются некоторые родители дать своим детям все, чего были лишены сами, выполнить всякий каприз любимого чада. Но вот ре6ёнок пошел в школу. Учё6а ­ уже труд, ответственность. Но далеко не все родители стараются внушить это своим детям. Кое – кто смотрит на прилежание   сквозь   пальцы.   «Захромал»   ребенок   в   учебе,   значит   –   устал. Начинают   его   жалеть,   поблажка   следует   за   поблажкой.   Так   упускается важный   момент   в   формировании   человека   –   научить   его   преодолевать трудности. В 15 лет этот «уставший» ребенок начинает пить сухие вина и, не зная труда, одевается по сверхмоде. Но только сама жизнь подтверждает – воспитание   ответственного   отношения   человека   к   своим   обязанностям   с детства, высокая требовательность в учебе, приобщение к настоящему, а не к «игрушечному» труду – вот главный путь становления человека.          Родитель! Люби свое дитя! Но не слепо. Не потакая его капризам, а требовательно и нежно, воспитывая ЛИЧНОСТЬ. “Чтобы воспитать, тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение”   Я   согласна   с   высказыванием   А.   П.   Чехова.   Хорошая   книга   –   и воспитатель,   и   учитель,   и   друг.   Ведь   приобщая   ребенка   к   чтению,   мы   не только   открываем   путь   к   одному   из   важных   источников   информации,   мы делаем более важное дело:  защищаем его душу;  питаем ум и сердце;  побуждаем к самосознанию;  содействуем   творческой   самореализации   личности   и   ее жизнестойкости, в каких бы сложных ситуациях она не оказалась. Пока ребенок мал, взрослые с удовольствием читают ему книги. Когда же он идет в школу, то облегченно вздыхают, надеясь, что вот теперь­ то отдохнут. Это   неверно.   В   этот   период   особенно   важно   обсуждать   прочитанное   с ребенком, совместно решать проблемные ситуации. А как нужна ваша помощь при выборе книги и дома, и в библиотеке! Анкетирование, проведенное мною в классе, указало еще на один тревожный факт: только третья часть семей практикует семейное чтение. А вот назвать книгу, которую прочитал ребенок недавно, смогли лишь 7 родителей. Прекрасно, что наши дети любят читать сами.   Так   давайте   поддерживать   этот   огонек   похвалой,   а   не   ругать   за медленное, порой неправильное чтение. Тогда через несколько лет на вопрос родителей “ Ну, как книга?”­ не последует безразличный ответ: “ Нормально” Давайте искать пути­ дороги, чтобы заинтересовать ребят, чтобы вместе   с ними отправиться в увлекательное путешествие по страницам книг. Поверьте, это нелегкий труд. 1.Вначале   надо   найти   ключик   и   “открыть   дверь   в   библиотеку”.Читая   с ребенком   постоянно,   вы   обязательно   заметите,   какие   книги   ему   нравятся больше,   какие   он   лучше   понимает.   Если   он   читает   только   комиксы   и примитивные издания – воздержитесь от критики. Помните: он читает! Ищите позитивные и эффективные пути продвижения к его душе более значимых книг. Вам на помощь всегда придут библиотекари. 2.   Следующий   ключик   откроет   вам   дверь   в   комнату   организации   вечеров семейного   чтения.   Эти   чтения   уходят   своими   корнями   в   дворянское воспитание,   воспитание   истинных   интеллигентов.   Примером   тому   может служить   семья   Ф.   Достоевского,   где   глава   семьи   читал   вслух   своим домочадцам “ Историю государства Российского” Карамзина и его “Бедную Лизу”   Поэтому   и   вырос   в   этой   семье   великий   гуманист   –   писатель   Ф.М. Достоевский.  Представьте:   вечер,   вся   семья   в   сборе.   Все   сидят   на   любимых   местах,   в комнате  покой  и  уют. Кто­то  из  членов семьи  читает  вслух  книгу.  Важна атмосфера чтения и слушания. В такие вечера в гостях могут быть и друзья детей.   Предлагаю   следующие   книги   для   совместного   чтения:   Л.Кэрролл “Алиса в стране чудес”, Н. Носов “ Приключения Незнайки и его друзей” сказки   Г.   Х   Андерсена.   Это   умные   и   добрые   книги,   трудные   для самостоятельного чтения младших детей.Вы можете их обсуждать, используя данный алгоритм, кстати, это и есть один из модулей, который я использую на уроках литературного чтения. 3.Включайте   в   круг   семейного   чтения   детские   журналы   “Читаем   вместе”, “Семейное   чтение”,   “Читайка”,   “Колобок”.   Эти   журналы   помогут   создать аптеку для души вашего ребенка. 4.   Помогайте   ребенку   вести   читательский   дневник,   который   способствует развитию   читательских   умений:   учит   понимать   текст,   пересказывать   его   и сочувствовать герою.  Помогут вам приобщить детей к миру художественной литературы тетради на   печатной   основе:   “   Читательский   дневник.   Показывайте   ребенку   свою заинтересованность в его чтении. Будьте Великим Проводником в мир книг, а не Великим Погонщиком и Оценщиком того, что и как читает ваш ребенок. Дайте   ему   уверенность   в   том,   что   вам   интересно   и   полезно   его   чтение. Поощряйте его чтение вслух. Обсудите прочитанное: удивитесь, обрадуйтесь, ужаснитесь вместе с ним. Все это не сложно. И если вы последуете этим советам, то незаметно для себя, воспитаете Настоящего Читателя. Вашему ребенку   будет   намного   легче   учиться.   Он   будет   знать,   чем   занять   свое свободное время. Он с легкостью будет находить и творчески перерабатывать любую информацию. И все это обязательно приведет его к успеху. Слова   Томаса   Маколея   –   английского   историка   и   видного   политического деятеля 19века заставляют нас задуматься: “….Если бы мне предложили стать королем­ хозяином дворцов, садов и слуг, кормили вкусными­ вкусными обедами… укладывали спать в мягкую­ мягкую постель, наряжали бы в роскошные одежды­ с единственным условием, чтобы я не читал книг ­ я бы ни за что не согласился. Лучше я буду бедняком и стану жить на чердаке, но со множеством книг, чем королем – но без библиотеки”. Я буду рада, если алгоритм, составленный для вас, родителей, поможет вам в нелегком труде воспитания читателя. Успехов вам! Алгоритм семейного чтения Цель – прививать интерес к чтению, воспитывая грамотного читателя. 1.   Перед   чтением   уберите   со   стола   отвлекающие   предметы,   проветрите комнату. 2. При знакомстве с новой книгой рассмотрите сначала обложку, прочитайте фамилию и имя автора, название книги. 3. Читайте вслух с ребенком не менее 10­15 минут в день. (Работайте в паре)  4. Выясните перед чтением или во время чтения трудные слова. 5. После прочтения спросите у ребенка, понравилось ли ему произведение, чем? 6.Попросите его рассказать о главном герое, главном событии. 7.Какие слова и выражения запомнились, чему научила книга? 8.   Предложите   ребенку   нарисовать   картинку   к   понравившемуся   эпизоду, выучить наизусть отрывок, если это стихотворение. Подведите итоги. ­ Достигнута ли цель? ­ Захотелось ли вашему ребенку продолжить знакомство с другими книгами этого автора? Кроме того, в своей работе я практикую такие формы, как   “Школа молодого родителя”  Презентация семейного опыта воспитания  Родительский лекторий  Вечера вопросов и ответов  Родительский ринг  Круглый стол или педагогический треугольник  Собрания­диспуты  Проигрывание педагогических ситуаций  Совместные собрания вместе с детьми  Тематические и индивидуальные консультации  Деловая игра  Совместные выезды на природу, экскурсии  Посещение мест работы родителей  Выставка ученических творческих работ, выступления художественной  самодеятельности для родителей. Это доставляет удовольствие самому  ученику и радует их родителей.  Результативность данной работы проявляется в различных аспектах:   в улучшении отношений с ребенком, во взаимопонимании  в оптимистическом взгляде родителей на решение семейных проблем и  формирование педагогической рефлексии родителей  в проявлении родительской солидарности, сплоченности, активности в  учебно­воспитательном процессе. Педагог должен вести непрерывную просветительскую работу с родителями, быть с ними откровенным, с уважением относится к родительским чувствам, всегда быть верным советчиком и другом. Ибо роль семьи в воспитании и развитии школьных успехов огромна и незаменима. Говоря   о   работе   с   родителями,   нельзя   не   отметить   роль   родительского комитета.   Родительский   комитет   –   представительский   орган   родительской общественности. Это особая, оперативная группа родителей класса, которая является   связующим   звеном   между   семьей,   школой,   общественностью   и учащимися класса. Обязанности между членами комитета распределяются в зависимости от их склонностей и желания. Члены родительского комитета не только принимают активное участие в подготовке и проведении праздников, экскурсий и других мероприятий, являясь основными помощниками учителя, но   и   оказывают   большую   помощь   в   работе   с   трудными   семьями,   в формировании у родителей ответственности за воспитание своих детей. Часто слышишь,   что   родительские   комитеты   прилагают   большие   усилия   для улучшения   материальной   базы   учебного   процесса.   Это   очень   хорошо,   но недостаточно. Членам родительского комитета стоит знать и о трудностях воспитания детей в некоторых семьях, подсказать учителю, чтобы тактично и своевременно вмешаться, помочь вовлечь ребенка в классный коллектив. В моем   классе   члены   родительского   комитета   участвуют   в   сборе   и распространении   лучшего   опыта   семьи.   Они   либо   сами   выступают   с сообщениями, либо помогают подготовить выступления тем семьям, чей опыт может быть интересен для других. Главное в работе родительского комитета – желание и умение привлечь по возможности как можно больше родителей класса   к   выполнению   намеченных   дел,   помогающих   создать   в   классе   тот микроклимат, в котором все будут учиться с удовольствием и жить дружно, весело, увлеченно. Поэтому, в 2014 году, набрав группу первоклашек, я начала работать над проблемой взаимодействия школы и семьи по теме «Организация работы с родителями   в   современном   ОУ».   Работу   по   вовлечению   родителей   в совместную деятельность  веду по четырем направлениям. Информационно – аналитическое С   целью   изучения   семьи,   выяснения   образовательных   потребностей родителей,   установления   контакта   с   её   членами,   для   согласования воспитательных   воздействий   на   ребенка   я   начала   работу   с   анкетирования «Сотрудничество   школы   и   семьи».   На   основе   собранных   данных   я анализировала особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработала тактику своего   общения   с   каждым   родителем.   Это   помогло   мне   лучше ориентироваться   в   педагогических   потребностях   каждой   семьи,   учесть   ее индивидуальные особенности. Я   разработала   для   себя  критерий,   который   назвала   «включенностью» родителей   в   образовательный   процесс.   Сначала   этот   критерий   отражал количественные   показатели  присутствия   родителей   на   классных мероприятиях:   посещение   родительских   собраний   и   консультаций; присутствие   родителей   на   детских   праздниках,   участие   родителей   в подготовке   и   проведении   экскурсий,   тематических   занятий;   участие   в выставках, вернисажах; выпуск журналов и книг; посещение «Дня открытых дверей»; помощь родителей в оснащении педагогического процесса. Позднее   я   выделила   для   себя  качественные  показатели:   инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых. Такой анализ позволил выделить три группы родителей.  Родители  –  лидеры, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно­образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения.  Родители  –  исполнители,   которые   принимают   участие   при   условии значимой мотивации.  Родители – критические наблюдатели.  Изменение восприятия родителей как участников образовательного процесса привело к изменению понимания типов семей:   активные   участники   педагогического   процесса,   заинтересованные   в успешности своих детей  заинтересованные,   но   желающие   решить   проблемы   с   помощью специалистов  равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же».  У меня появилась возможность дифференцированного подхода к родителям во время проведения совместных мероприятий. Познавательное направление Познавательное   направление   –   это   обогащение   родителей   знаниями   в вопросах   воспитания   детей   школьного   возраста.   Совместная   работа специалистов ОУ (логопед, педагог­психолог, воспитатель изодеятельности, инструктор   по   физической   культуре,   старшая   медицинская   сестра)   по реализации   образовательной   программы   обеспечивает   педагогическое сопровождение семьи на всех этапах школьного детства, делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса. Исходя из цели всего учреждения, я сформулировала свои цели так: 1. Создание   условий   для   благоприятного   климата   взаимодействия   с родителями. 2. Установление доверительных и партнерских отношений с родителями.  3. Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.  Для скоординированной работы школы и родителей я поставила  перед собой необходимость решить следующие задачи: 1. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей. 2. Работать в тесном контакте с семьями своих воспитанников.  С   этой   целью   я   использовала  активные   формы   и   методы   работы  с родителями:  посещение семей воспитанников на дому  общие и групповые родительские собрания  консультации  занятия с участием родителей  выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями  совместные экскурсии  Дни общения  Дни добрых дел  Дни открытых дверей  участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов  оформление фотомонтажей  совместное создание предметно­развивающей среды  утренние приветствия  работа с родительским комитетом класса  беседы с детьми и родителями  тренинги  семинар­практикум  родительские гостиные  телефон Доверия  почта Доверия  семейный вернисаж. В   результате   повысился   уровень   воспитательно­образовательной деятельности   родителей,   что   способствовало   развитию   их   творческой инициативы. Зная, как важна атмосфера дружеских взаимоотношений между педагогом и родителями, первое родительское собрание «Будем знакомы» я провела в нетрадиционной форме. Очень тщательно к нему готовилась, ведь успех   собрания   во   многом   обеспечивается   его   подготовкой.   Подбирала музыку,   готовила   пригласительные   билеты,   постаралась   создать   в   группе атмосферу   добра,   уюта   и   тепла.   Начиналось   оно   с   приветствия   и благодарности отдать ребенка в нашу школу. Игра «Давайте познакомимся и, будем   дружить»   объединила   взрослых   (все   встали   в   круг   и   рассказывали немного о себе). Сначала все смущались, но это чувство быстро сменилось радостью и интересом. Минутка знакомства помогла снять напряжение, ведь родителям, сидящим за одним столом, не раз в течение собрания нужно было обсудить   ситуацию   или   вопрос   вместе.   Мягкое   освещение,   музыкальное сопровождение,   доброжелательный   тон   повествования   способствовали созданию   доверительной   атмосферы,   помогли   родителям   откровенно говорить о проблемах. К собраниям я готовлю выставку детских работ или фотостенд, где использую фотографии из семейных  альбомов, жизни класса. На каждом собрании выражаю благодарность родителям, которые уделяют много внимания своим детям и помогают в совместной работе. Было очень приятно видеть счастливые глаза родителей, когда им вручали грамоты или благодарности, в стихотворной форме: Родители у нас – народ прекрасный,  Смысл воспитания для них, предельно ясен. Ведь только творчество и труд,  Нам личность в будущем дадут. Спасибо вам за труд большой,  За все, что сделано с душой! В классе папа есть у нас,  Он помощник просто класс. Пилит, чинит и строгает,  Во всем нам очень помогает. Папы, мамы – молодцы!  Во всем нам помогают. Белят, красят и поют,  И в баскетбол  играют. Родители   стали   активными   участниками   всех   дел   в   классе,  непременными помощниками, научились взаимодействовать друг с другом в роли игровых партнеров.   Большая   работа   с   родителями   была   проведена   мною   при подготовке детей к школе в предшкольном классе. Были разработаны конспекты совместных занятий «Страна Знаний», «В гости к   Винни­Пуху»,   «Мы   –   дети   планеты   Земля»,   проведены   практикумы, тренинги   «Факторы   успешной   подготовки   и   адаптации   детей   к   школе», «Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу», «Определение роли родителей в   предшкольной   и   школьной   жизни   ребенка».   В   результате   обогатился воспитательный опыт родителей и повысился эффект семейной подготовки к школе. Тему практикума «Семья на пороге школьной жизни ребенка» подсказали беседы с родителями и анализ ответов детей на занятиях по развитию речи. Было   проведено   анкетирование   родителей   «Скоро   в   школу»,   интервью   с детьми,   тесты   «Хочу   ли   я   в   школу»,   анализ   рисунков   детей   «Каким   я представляю себя в школе», родителей «Каким я представляю своего ребенка в школе». Совместная   подготовка   сблизила   меня   и   родителей,   родителей   и   детей, подружила семьи. Атмосфера доброжелательности стала характерной и для других   общих   дел   в   коллективе.   У   многих   родителей   открылись   скрытые таланты, о которых они не подозревали, пока не пришлось рисовать самим. На собрание были приглашены специалисты: учителя школы, логопед. Если в начале   встречи   ощущалось   некоторое   напряжение,   чувство   неуверенности, беспокойства,   то   к   концу   встречи   царила   веселость,   взаимная   симпатия, эмоциональная открытость и интерес друг к другу.  Проведенная   работа   способствовала   повышению   внимания   родителей   к переживаниям   ребенка   в   предшкольный   период   жизни.   Родители познакомились   с   требованиями,   которые   предъявляет   школа   к   ученикам, получили   рекомендации   по   развитию   речи,   им   были   предложены   игры   и игровые   упражнения   по   развитию   умственных   способностей   детей,   игры   с буквами и цифрами. Наглядно – информационное направление Наглядно­информационное направление включает в себя:   родительские уголки  папки­передвижки «Здоровейка», «По Совету всему свету»  семейный и групповые альбомы «Наша дружная семейка», «Наша жизнь день за днем», «Воспитание со всех сторон»  библиотека – передвижка  фотомонтажи «Из жизни группы», «Мы – друзья природы», «В кругу семьи»  фотовыставки « Моя бабушка – лучше всех », « Мама и я, счастливые мгновения », « Папа, мама, я – дружная семья »  семейный   вернисаж  «Лучшая   семья   моя», «Семья  –  здоровый   образ жизни»,  «Учись быть папой»  эмоциональный   уголок   «Я   сегодня   вот   такой»,   «Здравствуйте,   я пришел»  копилка Добрых дел. Форма работы через родительские уголки является традиционной. Для того чтобы   она   была   действенной,   помогала   мне   активизировать   родителей   я использую,   рубрики:   «Чем   и   как   занять   ребенка   дома»,   «Спрашивали   – отвечаем»,   «Говорят   дети»,   «Носики   –   курносики»,   «Вырастай­ка», «Благодарим»,  «Это   интересно»,  «Поиграем»,  «От   всей   души»,  «Обратите внимание».  В  них   помещаем  практический   материал,  дающий   возможность понять, чем занимается ребенок в школе, конкретные игры, в которые можно поиграть,   советы,   задания.Активность   родителей   в   создании   фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Наглядно­информационное   направление   дает   возможность   донести   до родителей   любую  информацию   в   доступной   форме,  напомнить   тактично   о родительских обязанностях и ответственности. Духовно­нравственное направление                 «Особая   сфера   воспитательной   работы   –   ограждение   детей, подростков,   юношества   от   одной   из   самых   больших   бед   –   пустоты   души. Бездуховности…   настоящий   человек   начинается   там,   где   есть   святыни души…»    В.А. Сухомлинский  Духовно­нравственное   воспитание   подрастающего   поколения   всегда являлось   одной   из   важнейших   задач   современной   школы,   ведь   детство   и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Поэтому я  решила вовлечь учащихся своего класса в осуществление проекта   «Дорогой   света   и   добра».   Выбрана   эта   тема   неспроста,   т.к.   я преподаю курс «Основы религиозных культур и светской этики» ­ модуль «Основы   православной   культуры».  Детство  –  это   удивительная   страна.  Её впечатления   остаются   на   всю   жизнь.   Человек   как   храм   закладывается   в детстве.   В   сегодняшней   жестокой   действительности   ребёнку   необходимо введение в традиционную духовную культуру. Проект является действенным средством   вовлечения   во   внеклассную   работу   большинства   учащихся, созданию   у   школьников   чувства   гордости   за   свою   Родину   и   свой   народ, уважения к его свершениям и достойным страницам прошлого. Цель   проекта:  развивать   нравственные,   духовные,   патриотические, эстетические   чувства,   учить   находить   надежные   нравственные   ориентиры, вытекающие  из народных традиций. Задачи проекта: 1.Формировать потребность, интерес у детей к изучению этой темы. 2.Опираясь на интерес ребенка, пробудить желание узнавать о многовековых традициях русского народа. 3.Помочь  найти личную значимость и ощутить на себе благотворное влияние от общения с прошлым. 4.Прививать  желание творчески мыслить  и анализировать  свои  поступки и поступки своих  друзей. 5. Формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России. Мероприятия по духовно – нравственному воспитанию Название мероприятия Сроки Форма проведения Ответственны е «Кодекс   чести   ученика», «Законы   коллектива»   (1­4 классы)  Сентябр ь ежегодн о классный час Классный руководитель Цикл   классных   часов   по правовой   грамотности   «Наши права и обязанности»: в течение года, 20­минутный кл.час Классный руководитель  «Российская Конституция – основной закон   твоей   жизни», «Ваши   права,   дети», «Имею право» и т.д. ежегодн о Цикл классных часов по теме «Поговорим о воспитанности» (1­4 классы): в течение года, 20­минутный кл.час Классный руководитель  «Волшебные  слова», «О поступках   плохих   и хороших»,   «Что   значит быть   хорошим   сыном   и дочерью» и т.д. ежегодн о в течение года. ежегодн о 20­минутный кл.час Классный руководитель, родители, учащиеся Цикл   нравственных   классных часов   по   теме   «Уроки милосердия   и   доброты»   (1­4 классы):  «Если добрый ты», «Без друзей меня чуть­чуть», «Чем   сердиться   лучше помириться»,   «Почему чашка   воды   больше моря?», «Чужой беды не бывает» и т.д. часов, Цикл   классных   воспитанию посвященных учащихся духе   толерантности,   терпимости   к другому образу жизни, другим в     в течение года, ежегодн о 20­минутный кл.час Классный руководитель, родители, учащиеся Предполагаемый результат:  начальные   представления   о   моральных   нормах   и   правилах нравственного   поведения,   в   том   числе     об   этических   нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;  нравственно­этический   опыт   взаимодействия   со   сверстниками, старшими   и   младшими   детьми,   взрослыми   в   соответствии   с общепринятыми нравственными нормами;  уважительное отношение к традиционным религиям;  неравнодушие  к   жизненным   проблемам   других   людей,  сочувствие    к человеку, находящемуся в трудной ситуации;  способность   эмоционально   реагировать   на   негативные   проявления   в детском   обществе   и   обществе   в   целом,   анализировать   нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;  уважительное   отношение   к   родителям,   к   старшим,   заботливое отношение к младшим; знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.  В   ходе   работы   над   проблемой   духовно­нравственного   воспитания младших школьников на основе народных традиций, мною проводились такие методические   исследования,   как   анкетирование.   Диагностика   уровня воспитанности   учащихся   (приложение   №1)   включила     в  себя   комплексное изучение   сформированных   отношений   ученика   к   учёбе,   труду,   природе, обществу,   к   другим   и   к   себе.   Изучение   воспитанности   школьников осуществлялось   с   учётом   их   возрастных   особенностей.   В   целях   изучения уровня   сформированности   нравственных   знаний,  убеждений,   нравственного поведения,   учителем,   совместно   с   психологом   школы,   проводилась диагностика уровня воспитанности На   уроках   православной   культуры   я,   пытаюсь   показать   учащимся, каким должен быть человек, ради чего живет на земле и к чему он должен стремиться.     Именно   на этих   занятиях   они   говорят     о любви   к ближнему, о преодолении   эгоизма   в себе,   об уважительном   отношении   к родителям и старшим,   о любви   к Родине,   о «технике   духовной   безопасности».       Ещё одним из показателей успешности работы является факт отсутствия жалоб или иных сигналов недовольства преподаванием ОПК со стороны родителей. Благодаря  их  дружеской поддержке  и неутомимой работе учеников,  нам удалось   собрать   богатую   копилку   рассказов,   притч,   сказок,   которые   мы поместили   в   свою   книгу   под   названием   «Душеугодное   чтение».  Мною разработана серия уроков с применением ИКТ технологий.  Особое внимание на   занятиях   курса   уделяю   проектно­   исследовательской   деятельности учащихся.   За   время   апробации   курса   были   созданы   проекты   «Диалог культур», «Россия – наша Родина», «Что такое дружба?». Наш класс принял участие   в   районном   семинаре   по   теме:   «Духовно­нравстенное   воспитание младших школьников в рамках преподавания курса «ОРКиСЭ»», где был дан открытый урок по теме «Бог и Человек» из модуля «Основы православной культуры». В мае совместно с родителями  выступили на заседании районного круглого   стола   по   теме   «Духовно­нравственное   просвещение.   Проблемы. Поиски. Решения», где был обобщён опыт нашей работы и признан лучшим в районе. Духовно­ нравственное воспитание личности ребёнка – одна из самых важных задач школы. В процессе нравственного воспитания школа формирует у   младшего   школьника   чувство   патриотизма,   товарищества,   активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям труда. Я рассмотрела уровни нравственности по Кольбергу. Оказывается, дети до 10 лет относятся к преднравственному уровню.  Преднравственный уровень   включает 2 стадии: на первой стадии ребенок оценивает поступок как плохой или хороший в соответствии с правилами, усвоенными им от взрослых, он склонен судить о поступках по важности их последствий, суждения выносятся в зависимости от того вознаграждение или наказанияе может повлечь за собой этот поступок. На   второй   стадии   суждение   о   поступке   выносится   в   соответствии   с   той пользой,   которую   из   него   можно   извлечь,   и   ребенок   начинает   судить   о поступках по обусловившим их намерениям, понимая, что намерения важнее результатов совершенного поступка (“автономная мораль”). Вначале ребенок совершает нравственные поступки ради одобрения взрослых. Само поведение еще не вызывает положительных переживаний. Но постепенно нравственный поступок сам по себе начинает радовать ребенка. В этом случае требования   взрослых,   усвоенные   ребенком   правила   и   нормы   начинают выступать в форме обобщенной категории “надо”. При этом “надо” выступает для   ребенка   не   просто   как   знание,   что   надо   так   поступать,   а   как непосредственное эмоциональное переживание необходимости поступить так, а не иначе. Дети в этом возрасте способны переживать стыд, недовольство собой   без   всякого   влияния   взрослых.   Аналогично,   совершая   поступок согласно требованиям чувства долга, ребенок переживает радость, гордость. Именно эти чувства побуждают ребенка совершать нравственные поступки. Задача   учителя   и   классного   руководителя   состоит   в   том,   чтобы   создать условия   для   упражнений   ребенка   в   нравственном   поведении.   Постепенно такое поведение приобретет характер привычки. Опираясь   на   психологические   особенности   детей   данного   возраста,   я   для работы   выбрала   типы   занятий:   беседы,  диспуты,   практикум   (разыгрывание различных   ситуаций,   КВН,   Турниры   вежливости,…),   чтение   и   обсуждение литературных произведений.   Для   нравственного   формирования   личности   исключительно   важны самостоятельные   действия   ребёнка.   Когда   ученик   действует   только   по указанию учителя и взрослых и под их наблюдением, он учится, прежде всего, послушанию. Даже в младших классах следует избегать давать детям лишь готовые решения. Это влечёт за собой отрыв воспитания от жизни. Поэтому воспитательный   процесс   должен   быть   построен   так,   чтобы   предусмотреть ситуации, в которых ребёнок получает возможность сделать самостоятельный выбор поступка. Словом, ученик должен научиться правильно действовать, когда за ним не наблюдают, когда от него не требуют отчёта. Накапливая   собственный   нравственный   опыт,   ребёнок   может   ошибиться, неправильно поступить. Воспитатель должен помочь ему осознать и пережить ошибочность, безнравственность его поступка; разумеется, надо помочь ему не только исправить поведение, но и повлиять на направленность мотивов, вызвавших то или иное действие. Здесь мне помогают уроки нравственности, нравственные   беседы,   этические   диалоги.   Например,   в   этом   году   я запланировала   беседы   «Отчего   зависит   моё   настроение»,   «Учусь   понимать людей»,   «Вредные   привычки»,   «Дружить   –   значит   открыть   своё   сердце другу»,   «Рыцарский   турнир   вежливости»…,   Диспуты:   «Умеем   ли   мы общаться»,   «Умею   ли   я   сказать   «Нет!», диагностику   нравственности, индивидуальные беседы. Нравственное воспитание младшего школьника происходит главным образом и   прежде   всего   в   процессе   обучения.   Учение   ребёнка   только   при поверхностном подходе может показаться делом сугубо индивидуальным. На самом   деле   урок   –   место   разнообразных   коллективных   действий   и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. На уроках дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. На уроках дети могут   переживать   вместе   острое   чувство   радости   от   самого   процесса получения   новых   знаний,   огорчения   от   неудач,   ошибок.  В   воспитательном отношении   все   предметы,   которые   изучаются   в   школе,   одинаково   важны. Разнообразие   предметов   даёт   возможность   каждому   ребёнку   проявить   в учении   сильную   сторону   своей   индивидуальности.   Все   сильные   стороны личности   ребёнка   проявляются,   прежде   всего,   в   учебном   процессе,   когда каждый ребёнок становится более знающим и умеющим в какой­то области, на   каком­то   уровне.   Задача   классного   руководителя   –   развивать   эти способности и во внеурочное время. Мои ребята с удовольствием принимают участие   в   конкурсах   рисунков,   поделок,   готовят   номера   художественной самодеятельности, участвуют в проведении классных часов. Становление   и   развитие   детского   коллектива,   формирование   в   нём нравственных взаимоотношений – процесс сложный и длительный, требующий постоянного внимания педагога. Надо помочь детям почувствовать коллектив как целое, научить их дорожить его   интересами.   Коллектив   должен   заботиться   о   каждом   своём   товарище, знать   об   условиях,   в   которых   он   живёт,   способствовать   его   хорошему самочувствию,   удовлетворению   его   интересов   и   развитию   способностей. Школьник   должен   чувствовать   себя   в   коллективе   защищённым   от несправедливости   и   обиды,   видеть,   что   он   не   безразличен   коллективу, поэтому   я   включила   в   свою   работу   совместные   классные   дела.   Вместе   с детьми   и   родителями   мы   планировали   работу   на   год,   составили   перечень правил поведения в школе, вывели законы нашего коллектива (в классном уголке), распределили поручения. В   нравственном   воспитании   младших   школьников   определяющее   значение имеет личный пример учителя, его отношение к детям. Даже в мелочах, в манерах   дети   стараются   подражать   своему   учителю.   Если   для   отношений между   учителем   и   учениками   характерны   душевность,   отзывчивость, заботливость, такими же будут отношения учеников между собой. Я   считаю,   что   учителю   следует   избегать   общих   оценок   личности   каждого ученика.   Школьника   можно   хвалить   или   осуждать   за   его   поступок,   но   не следует  оценку  конкретного  факта   переносить  на   его  личность  в  целом  и говорить, что он вообще хороший или, наоборот, во всем плохой. Домашняя обстановка и отношения в семье оказывают большое влияние на нравственное   развитие   школьника.   Вот   почему   важно   учить   родителей воспитанию детей. За нравственным развитием ребенка требуется следить так же тщательно, как и за его успехами в чтении, письме, математике. Планируя работу   с   родителями,   обязательно   включаю:   родительские   собрания   на воспитание   нравственности   детей,   где   родители   делятся   своим   опытом; посещения   семей;   индивидуальные   беседы   с   родителями;   совместную подготовку   и   проведение   праздников,   уроков.   Я   знаю,   что   родители   мне всегда помогут и это очень важно.         На каждом внеклассном занятии я пытаюсь  показать учащимся, каким должен   быть   человек,   ради   чего   живет   на земле   и к чему   он   должен о любви   к Родине, стремиться.   Именно   на этих   занятиях   мы говорим   о любви   к ближнему, о преодолении   эгоизма   в себе,   об уважительном   отношении   к родителям и старшим,   о «технике   духовной   безопасности». Благодаря дружеской поддержке родителей  и неутомимой работе учеников, нам удалось собрать богатую копилку рассказов, притч, сказок, которые мы поместили в свою книгу под названием «Душеугодное чтение». С любовью и старанием   дети   трудились   над     работами     к     великому   православному празднику « Пасхе», театрализованное представление «Встречаем пасхальных зайцев»   понравилось   и   первоклашкам,   и   нашим   родителям.  Ребята   с удовольствием   смотрят   презентации   о   дружбе,   добре   и   зле   ,   участвуют   в конкурсах рисунков, помогают в оформлении работ. Заочные путешествия по святым местам православия поселило в их души частичку гордости за свою страну. Задача духовно­ нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые   требования   общества   превратить   во   внутренние   стимулы личности каждого ребёнка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство. Я уверена,   что   наша   совместная   работа   с   родителями,   принесёт     хорошие результаты. Досуговое направление Досуговое   направление   в   работе   с   родителями   оказалось   самым привлекательным,   востребованным,   полезным,   но   и   самым   трудным   в организации.   Это   объясняется   тем,   что   любое   совместное   мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во   взаимоотношениях;   апробировать   разные   подходы;   посмотреть,   как   это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком,   но   и   с   родительской   общественностью   в   целом.   В   классе проведены:  праздники   «День   Матери»,   «А   ну­ка   бабушки»,   «День   рождения», «Лучшая семья моя»  развлечения «Семейные посиделки», «День смеха»   «Все профессии нужны, все профессии важны» (встреча с интересным человеком)  спортивные   досуги   «Семья   –   здоровый   образ   жизни»,   «День Взросления»  вернисаж «В мире чувств и эмоций», «Наши дочки и сыночки»  совместные проекты «Моя родословная», «Моя семья»  выпуск   семейных   газет   «Я   с   бабушкой   своею»,   «Отдыхаем   всей семьей», «Чудо – чадо»   выставки семейных коллекций, реликвий «Из бабушкиного сундучка», «Вот так наряд»   спектакли «Теремок», «Волк и семеро козлят»  совместные походы «В мир прекрасного  экскурсии «Мы – друзья природы», «Защитим свою природу» Сценарии праздников и развлечений разрабатывала совместно с родителями. Чтобы   эти   мероприятия   стали   обучающими   для   детей   и   родителей,   мы разработали определенный алгоритм подготовки к семейным праздникам:  1. Выделение цели и задач мероприятий для детей, родителей и педагогов. 2. Консультации для родителей 3. Составление плана проведения мероприятия и участия в нем родителей 4. Распределение ролей взрослых 5. Изготовление пригласительных билетов. 6. Подготовка отдельных номеров (разучивание стихов, танцев, песен) 7. Составление памятки­помощницы для родителей и для детей 8. Индивидуальные встречи и консультации 9. Изготовление атрибутов, пособий. Проводимая   работа   позволяет   повысить   психолого­педагогическую компетентность родителей  в вопросах детско­родительских отношений. Было немного страшно проводить  первый семейный праздник: дети маленькие, родители   малознакомы.   Мы   назвали   его   «Семейные   посиделки».   Но,   все оказалось   довольно   просто,   хотя   некоторые   родители   сначала   отнеслись настороженно.Весь праздник был построен на играх «родители­дети», потому что   целью   встречи   было:   развить   взаимоотношения   детей   и   родителей посредством   включения   в   совместную   деятельность,   обогатить   отношения через эмоциональное общение. Ведь не зря гласит пословица «Ребенок растет не от хлеба, а от радости». Праздник для первоклашек – это радость, веселье, торжество, которое разделяют и взрослые, и дети. Родители – самые дорогие и близкие люди! Они увидели, что дети гордятся ими, им хочется вместе   с ними   танцевать,   петь   песни,   играть.   Пройдут   годы,   дети   забудут   песни, которые звучали на празднике, но в своей памяти они навсегда сохранят тепло общения, радость сопереживания. Праздник закончился словами: Берегите друг друга! Добротой согревайте!  Берегите друг друга,  Обижать не давайте. Берегите друг друга,  Суету позабудьте И в минуту досуга,  Рядом вместе побудьте!                          (0. Высоцкая)   Родители   и   дети   очень   радовались, При   подготовке   к   празднику   оформила   плакаты:   «Бывает   так,   что   час совместной   игры,   общих   впечатлений   останутся   в   памяти   ребенка   на   всю жизнь», «Быть другом   своих детей значительно труднее, чем прокормить и одеть   их», приглашения   в   форме   сердечка,   подобрала   совместно   с преподавателем музыки  музыку, приготовила призы и медальки родителям за участие.   были   счастливы. В.А.Сухомлинский   сказал:   «Дети   –   это   счастье,   созданное   нашим   трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени, труда. Но, ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены   радостью».   Поэтому   я   решила   –   пусть   праздничные   встречи проходят постоянно и будут яркими, полезными и увлекательными, ведь в результате   их   проведения   формируются   положительные   взаимоотношения родителей   со   своими   детьми,   устанавливаются   эмоциональные   контакты. Хотелось   бы   сказать   об   одном  важном   моменте   в   системе   работы   с родителями.   Каждый   человек,   сделав   какую­нибудь   работу,   нуждается   в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители. «Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных измерениях», – писал Ф. Ларошфуко. Я думаю, что это актуально всегда и везде. Я всегда делаю это при любом удобном случае,   и родители платят мне тем же.В современных условиях школы трудно обойтись без поддержки родителей. Именно поэтому многое у нас в классе сделано руками пап и мам наших детей. Они помогли нам изготовить магнитную доску, пособия для занятий по обучению грамоте и математике,   нарисовали   красочные   картины,   связали   красивые   скатерти, помогли   оформить   уголок   дежурства,   уголок   природы,   эмоциональный уголок,   сделан   современный   ремонт   класса.С   помощью   родителей   класс оформлен так, что каждый уголок используется для развития детей: много мягких   игрушек,   «больница»,   «парикмахерская»,   «магазин»   всё   это размещено  на  ковре. Где  дети  с удовольствием  играют  во   время  перемен, рассказывают   интересные   истории,   строят   замки   из   конструктора.   Очень необычно у нас оформлен «Уголок класса». Портреты детей в виде солнышка с их фотографиями усыпаны по всей стене, причём каждый живёт в своей семейке.   Прежде   чем   начать   работу,   с   каждым   из   родителей   провела индивидуальную   беседу,   показ.   Родители   говорили,   что   не   смогут,   очень сложно. Но стоило появиться первым портретам, как за ними появились все остальные.   Дети   очень   радовались,   ведь   они   тоже   принимали   участие   в поделке  своего  портрета. Сейчас  этот  уголок – украшение нашего  класса. Доверительные   отношения   устанавливались   постепенно   в   совместной деятельности   родителей   с   учителем.   На   таких   мероприятиях,   как   «Дни добрых   дел»   –   ремонт   игрушек,   мебели,   класса,   библиотечки,   помощь   в создании предметно­развивающей среды в классее, налаживалась атмосфера мира   и   теплых   взаимоотношений   между   мной   и   родителями.   Мы   вместе стремились,   чтобы   детям   было   хорошо,   уютно.   В   зависимости   от   плана работы, сообща составляли график помощи родителей, обговаривали каждое мероприятие,   решали   проблемы.   Благодаря   этому,   все   дела   проходили   с большим энтузиазмом, так как при их реализации каждый вносил крупицы своего труда, умения, творчества. Итог – уютный отремонтированный класс с красивыми шторами, потому что любая работа эффективна тогда, когда она правильно   Воспитание и развитие ребенка не возможны без участия родителей. Чтобы  они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и   благороднее   дела,   чем   учиться   понимать   своего   ребенка,   а   поняв   его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными и тогда все получится.На сегодняшний   день   можно   сказать,   что   у   меня   сложилась  определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало   определенные   результаты:   родители   из   «зрителей»   и   «наблюдателей» стали   активными   участниками   встреч   и   помощниками   учителя,   создана атмосфера взаимоуважения. организована.   Опыт  работы  показал:   позиция   родителей   как   воспитателей   стала   более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей. Анализ совместных мероприятий и анкетирование родителей показывает: 35% родителей регулярно участвуют в планировании образовательного процесса, 95%   семей   принимают   активное   участие   в   организации   образовательной деятельности,   до   70%   в   оценке   результатов.   Родители   стали   проявлять искренний   интерес   к   жизни   группы,   научились   выражать   восхищение результатами   и   продуктами   детской   деятельности,   эмоционально поддерживать   своего   ребенка.   100%   родителей   посещают   родительские собрания,   активно   участвуют   в   праздниках   и   развлечениях,   проектной деятельности.   По   результатам   повторной   диагностики   в   группе   нет родителей­наблюдателей; на 30% увеличилось число родителей­лидеров; до 67% выросло количество родителей­исполнителей. Семья и начальная школа – два воспитательных феномена, каждый из которых по­своему   дает   ребенку   социальный   опыт,   но   только   в   сочетании   друг   с другом   они   создают   оптимальные   условия   для   вхождения   маленького человека в большой мир. Для меня это стало возможным только благодаря объединению   сил   и   сотрудничеству.   Постепенно   ушли   непонимание, недоверие   родителей. Взаимодействие   родителей   и   школы   редко   возникает сразу.   Это   длительный   процесс,   долгий   и   кропотливый   труд,   требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели.  Я  не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Хочется верить,  что   наши   дети,  когда   вырастут,  будут   любить   и   оберегать     своих близких. Уважаемые взрослые, педагоги и родители!      Помните, пожалуйста, о том, что прежде чем ждать от кого­либо любви и понимания, надо научиться любить себя. Ведь, даже  в Библии написано много­много лет назад:  «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Как самого себя.   Как  самого себя! Почаще,  вспоминайте, что вам даровано чудо – жить на Земле! Что у вас   замечательные   дети,   надежные   родственники,   верные   друзья,   веселые соседи.   У   вас   есть   крыша   над   головой,   да   и   на   стол   есть   что   поставить. Вспомните приятные моменты из вашего прошлого и наметьте хорошие дела на будущее. Живите каждый день,  как в последний раз (никто не знает, что нас ждет завтра!) и, вспоминая свою прожитую жизнь,   вы поймете, что все было не зря.  Любви вам!

Сотрудничество классного руководителя и родителей в начальных классах

Сотрудничество классного руководителя и родителей в начальных классах

Сотрудничество классного руководителя и родителей в начальных классах

Сотрудничество классного руководителя и родителей в начальных классах

Сотрудничество классного руководителя и родителей в начальных классах

Сотрудничество классного руководителя и родителей в начальных классах

Сотрудничество классного руководителя и родителей в начальных классах

Сотрудничество классного руководителя и родителей в начальных классах

Сотрудничество классного руководителя и родителей в начальных классах

Сотрудничество классного руководителя и родителей в начальных классах

Сотрудничество классного руководителя и родителей в начальных классах

Сотрудничество классного руководителя и родителей в начальных классах

Сотрудничество классного руководителя и родителей в начальных классах

Сотрудничество классного руководителя и родителей в начальных классах

Сотрудничество классного руководителя и родителей в начальных классах

Сотрудничество классного руководителя и родителей в начальных классах

Сотрудничество классного руководителя и родителей в начальных классах

Сотрудничество классного руководителя и родителей в начальных классах

Сотрудничество классного руководителя и родителей в начальных классах

Сотрудничество классного руководителя и родителей в начальных классах

Сотрудничество классного руководителя и родителей в начальных классах

Сотрудничество классного руководителя и родителей в начальных классах

Сотрудничество классного руководителя и родителей в начальных классах

Сотрудничество классного руководителя и родителей в начальных классах

Сотрудничество классного руководителя и родителей в начальных классах

Сотрудничество классного руководителя и родителей в начальных классах

Сотрудничество классного руководителя и родителей в начальных классах

Сотрудничество классного руководителя и родителей в начальных классах

Сотрудничество классного руководителя и родителей в начальных классах

Сотрудничество классного руководителя и родителей в начальных классах

Сотрудничество классного руководителя и родителей в начальных классах

Сотрудничество классного руководителя и родителей в начальных классах

Сотрудничество классного руководителя и родителей в начальных классах

Сотрудничество классного руководителя и родителей в начальных классах

Сотрудничество классного руководителя и родителей в начальных классах

Сотрудничество классного руководителя и родителей в начальных классах

Сотрудничество классного руководителя и родителей в начальных классах

Сотрудничество классного руководителя и родителей в начальных классах

Сотрудничество классного руководителя и родителей в начальных классах

Сотрудничество классного руководителя и родителей в начальных классах

Сотрудничество классного руководителя и родителей в начальных классах

Сотрудничество классного руководителя и родителей в начальных классах

Сотрудничество классного руководителя и родителей в начальных классах

Сотрудничество классного руководителя и родителей в начальных классах

Сотрудничество классного руководителя и родителей в начальных классах

Сотрудничество классного руководителя и родителей в начальных классах

Сотрудничество классного руководителя и родителей в начальных классах

Сотрудничество классного руководителя и родителей в начальных классах

Сотрудничество классного руководителя и родителей в начальных классах

Сотрудничество классного руководителя и родителей в начальных классах

Сотрудничество классного руководителя и родителей в начальных классах

Сотрудничество классного руководителя и родителей в начальных классах

Сотрудничество классного руководителя и родителей в начальных классах

Сотрудничество классного руководителя и родителей в начальных классах

Сотрудничество классного руководителя и родителей в начальных классах

Сотрудничество классного руководителя и родителей в начальных классах

Сотрудничество классного руководителя и родителей в начальных классах

Сотрудничество классного руководителя и родителей в начальных классах

Сотрудничество классного руководителя и родителей в начальных классах

Сотрудничество классного руководителя и родителей в начальных классах

Сотрудничество классного руководителя и родителей в начальных классах

Сотрудничество классного руководителя и родителей в начальных классах

Сотрудничество классного руководителя и родителей в начальных классах

Сотрудничество классного руководителя и родителей в начальных классах
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.05.2017