Социализация детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду на основе взаимодействия педагога, ребенка и родителей
Оценка 4.6

Социализация детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду на основе взаимодействия педагога, ребенка и родителей

Оценка 4.6
Мероприятия
docx
Детсад
10.12.2023
Социализация детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду на основе взаимодействия педагога, ребенка и родителей
Социализация детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду на основе взаимодействия педагога, ребенка и родителей
Адаптация .docx

Социализация детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду на основе взаимодействия педагога, ребенка и родителей

 

Проблема социализации ребёнка раннего возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особенно актуальной на современном этапе, поскольку основные структуры личности закладываются в дошкольный период детства, что, в свою очередь, возлагает на семью и дошкольное учреждение особую ответственность за воспитание необходимых личностных качеств у детей.

Одним из пяти приоритетных направлений деятельности дошкольного учреждения (в соответствии с Федеральными государственными стандартами дошкольного образования (ФГОС ДО) – является социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста, организация и методическое сопровождение социально ориентированной образовательной деятельности, как условия реализации социального заказа общества и семьи. Успешность социализации зависит от среды, в которой живет и развивается ребенок (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Д.Б. Эльконин и др.), поэтому особую значимость приобретает организация работы с детьми раннего возраста, реализация образовательной программы, развивающей социально-личностную сферу ребенка, создание взаимодействия среди детей, их родителей и педагогов.

Огромное влияние на процесс социализации в раннем возрасте оказывают агенты социализации - лица, с которыми дети непосредственно взаимодействуют.

 К ним относятся:

 − семья (родители или лица, постоянно заботящиеся и общающиеся с ребенком, братья или сестры);

− детский сад (в первую очередь воспитатели);

− общество (сверстники, друзья).

Таким образом, социализации ребенка это – воспроизведение им социально значимых эталонов поведения на всех стадиях социализации воздействие общества на личность осуществляется или непосредственно, или через группу.

Те конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта, получили название институтов социализации, которым и выступает детский сад.

Особенности взаимодействия педагога, ребенка и родителей в период адаптации

Под адаптацией понимают процесс и результат взаимодействия индивида (группы) с кардинально меняющейся средой, в ходе которого постепенно согласуются требования и ожидания обеих сторон, так что индивид получает возможность выживания (и не только, но еще и процветания), а макросреда — воспроизведения и вступления в иную, восходящую стадию. Приход в детский сад – важный этап в жизни детей. С ним связано изменение социальной ситуации развития ребенка: из семьи ребенок попадает в группу сверстников, где его развитие осуществляется под руководством воспитателя. Адаптация ребенка к детскому саду – это и процесс, и результат согласования ребенка с окружающим его миром дошкольного образовательного учреждения, приспособление к новой обстановке, к структуре отношений, как с педагогами, так и со сверстниками, установления соответствия поведения принятым в группе детского сада нормам и правилам.

В настоящее время в Российском обществе отмечается повышенное внимание к семье со стороны всех социальных институтов. В сущности, воспитание в широком плане, как социальная функция, как процесс социокультурного воспроизводства поколения это и есть социализация.

А воспитание, как педагогический процесс, направленное воздействие на развитие личности, является функцией одного из агентов социализации - образовательного учреждения.

Социальный опыт ребенка – это не только его возраст, но и тот мир, в котором он растет, семья, в которой он воспитывается. Семья имеет приоритет как основной источник социализации и обладает огромными возможностями в формировании личности, поэтому так велика ответственность семьи за воспитание.

На социализирующую, воспитательную функцию семьи оказывает влияние ряд факторов:

− социальное положение;

− материальное положение;

− род занятий родителей;

− образование родителей;

 − эмоционально-нравственная атмосфера в семье, в том числе мировоззрение и ценности. Основная идея воспитания в дошкольном учреждении – оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности в условиях специально организованной среды образовательного учреждения, где ребенок выступает в роли участника коллектива и тесное сотрудничество семьи и образовательного учреждения в вопросах воспитания ребенка, его социализации в условиях образовательного учреждения.

Педагогическая поддержка индивидуальности ребенка выводит на первый план проблему педагогического просвещения родителей. Как показали исследования, чем выше уровень педагогической подготовленности родителей, тем активнее и успешнее их педагогическая деятельность. Родители нуждаются в педагогических знаниях, имеющиеся знания их не удовлетворяют. Они отмечают, что испытывают трудности из-за недостатка времени, терпения, такта, опыта, из-за незнания методов воспитания и обучения ребенка, его возрастных особенностей.

Главный момент в контексте «родители – дошкольное учреждение» – личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития.

Успешному решению задач по воспитанию и развитию детей будут способствовать основные направления:

1. Сближение и тесное взаимодействие разных специалистов (педагогов, врачей, психологов, представителей социальных структур)

2 Выработка единых подходов по оказанию всесторонней квалифицированной помощи ребенку и родителям.

3. Постоянная информированность родителей о достижениях, имеющихся в российской системе воспитания детей

4. Включение родителей в общее образовательное пространство с учетом интересов ребенка, особенностей его развития и состояния здоровья. Педагоги, воспитатели и родители должны рассматриваться как партнеры в рамках целостного процесса социализации ребенка.

Это означает равенство сторон, взаимное уважение, высокий уровень толерантности, доброжелательность и заинтересованность в успешном осуществлении сотрудничества Каждый воспитатель, педагог в силу имеющихся у него профессиональных знаний и педагогического опыта обязан оказывать помощь родителям в развитии и воспитании детей, их интеграции и социокультурной адаптации.

Это требует повышения качества подготовки педагога к продуктивному сотрудничеству с семьей. Таким образом, адаптация ребенка к детскому саду – это и процесс, и результат согласования ребенка с окружающим его миром дошкольного образовательного учреждения, приспособление к новой обстановке, к структуре отношений, как с педагогами, так и со сверстниками, установления соответствия поведения принятым в группе детского сада нормам и правилам.

 

Список используемой литературы

1. Адаптация ребёнка в детском саду: советы педагогам и родителям [Текст] / сост. А.С. Русаков. – 2-е доп. изд. – Санкт-Петербург: Образовательные проекты, 2016. – 127 с.

2. Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений [Текст] / Авт.-сост.: Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. – М.: Педагогика, 2016.

 3. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст]– М.: Педагогика-Пресс, 2015. –256 с.

4. Дубинская, Е.В. Как адаптировать ребенка к детскому саду: проводим семинар-практикум с родителями [Текст] / Е.В. Дубинская // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2016. – № 8. – С. 28 – 32.

5. Лапина, И.В. Адаптация детей при поступлении в детский сад: программа, психолого-педагогическое сопровождение, комплексные занятия [Текст] / И.В. Лапина. – Изд. 3-е, испр. – Волгоград: Учитель, 2016. – 127 с.


 

Социализация детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду на основе взаимодействия педагога, ребенка и родителей

Социализация детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду на основе взаимодействия педагога, ребенка и родителей

Педагогическая поддержка индивидуальности ребенка выводит на первый план проблему педагогического просвещения родителей

Педагогическая поддержка индивидуальности ребенка выводит на первый план проблему педагогического просвещения родителей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.12.2023