Формирование жизненных компетенций у детей с расстройством аутистического спектра
Данная статья посвящена вопросу формирования жизненных компетенций у детей с расстройством аутистического спектра.
Ключевые слова: компетенция, жизненные компетенции, аутизм, нежелательное поведение, визуальная поддержка
Подготовить детей с расстройством аутистического спектра к самостоятельной жизни либо к сопровождаемому проживанию – важная и очевидная задача школы. Для того чтобы приступить к обучению, прежде всего следует выбрать конкретную цель и определить метод, с помощью которого эта цель будет достигнута.
Например, на начальном этапе обучения ребенок сортирует предметы по форме, цветам, имитирует движения, но мы не задумаемся насколько данный навык поможет ему адаптироваться в окружающей среде. Поэтому каждое упражнение, задание, которое выполняет обучающийся должно быть функциональным, примененным и закрепленным на практике. Родители должны быть главными помощниками в этом. Аутизм – это расстройство развития, проявляющееся качественными нарушениями в сфере коммуникации, социального взаимодействия, а также склонностью к стереотипному поведению. Нарушения социального взаимодействия проявляются в неспособности правильно использовать зрительный контакт, мимику, жесты. Для повышения качества обучения детей с РАС необходимо придерживаться двух важных направлений в работе. Это формирование новых навыков и устранение нежелательных форм поведения (агрессии, аутоагрессии, истерик), которые препятствуют социализации. Нежелательное поведение у ребенка с РАС возникает по нескольким причинам:
1. Привлечение внимания
2. Избегание неприятных ситуаций
3. Доступ к желаемому объекту. Если мы знаем, по какой причине возникло нежелательное поведение, что послужило триггером для запуска данного поведения, то мы можем его предотвратить.
Первостепенное значение для ребенка с расстройствами аутистического спектра приобретают так называемые жизненные навыки, или жизненные компетенции.
Жизненные компетенции – это те навыки, знания и умения, а также способы их применения, которые необходимы человеку для максимально возможного независимого и самостоятельного функционирования. Для некоторых детей с РАС такими навыками являются самостоятельное одевание или прием пищи. Для других – умение пользоваться общественным транспортом, самостоятельно переходить дорогу или разрешать конфликтные ситуации.
Все зависит от индивидуальных особенностей ребенка. Жизненные компетенции (навыки) можно достаточно условно распределить по нескольким сферам жизнедеятельности человека. Прежде всего, это навыки, необходимые для самообслуживания. Важнейшей жизненной компетенцией является способность принимать решения в нестандартной ситуации. Например, ребенок, который умеет сам переходить дорогу в определенном месте, может столкнуться с проблемой, если пешеходный переход перенесли. Для повышения качества жизни надо формировать компетенции, необходимые для взаимодействия с другими людьми и доступа к общественным ресурсам. Д
ля полноценного общения детям с РАС необходимы такие жизненные компетенции как соблюдение правил, умение выразить просьбу, ждать свою очередь. Социальные навыки требуются также и для посещения общественных мест: кафе, кинотеатра, бассейна и пр. В отдельную группу выделяются жизненные компетенции, необходимые для интеграции в школьную среду. Выполнение инструкций, в том числе фронтальных, соблюдение правил, принятых в классе, способность самостоятельно выполнять задание до конца, бережно относиться к своему и чужому имуществу и многое другое необходимо для успешной интеграции ребенка с РАС в школьное общество. Чем больше общественно полезных навыков будет сформировано, тем большие возможности продуктивно обучаться в разнообразных условиях получит ребенок. Формирование жизненных компетенций подразумевает совместную работу всех специалистов, а также членов семьи, воспитывающей ребенка с расстройствами аутистического спектра. Родители (законные представители) ребенка могут совместно с детьми проживать ситуации, связанные с формированием и закреплением конкретных навыков. Дети с расстройствами аутистического спектра нуждаются в систематическом обучении и систематическом повторении пройденных навыков в домашних условиях.
Остановимся на наиболее эффективном методе формирования жизненных компетенций - это использование визуальной поддержки.
Метод визуальной поддержки. Для формирования многих функциональных навыков обучающимся с РАС требуется большое количество подсказок. Это касается тех навыков, которые предполагают выполнение нескольких последовательных шагов.
Практика показывает, что чаще всего ученики нуждаются в подсказках со стороны специалистов и родителей не в процессе выполнения отдельных действий, а при переходе от одного действия к другому. Для того чтобы сделать учеников максимально самостоятельными и независимыми от взрослых, можно использовать различные варианты визуальных подсказок.
В зависимости от уровня развития ученика можно использовать различные варианты визуальной поддержки. Самым простым вариантом такой поддержки является визуальное расписание, которое отображает порядок действий при выполнении навыка. Оно готовится индивидуально для каждого ученика в зависимости от того, изображения какого типа наиболее успешно распознает ученик. В качестве иллюстраций в расписании могут быть использованы как фотографии выполняемых учеником действий, так и схематичные картинки.
Обучение может происходить следующим образом. После того как для ученика будет подготовлено расписание, специалист или родитель размещает его в том месте, где ребенок будет выполнять целевое действие. Приведем пример использования визуальной поддержки для развития социальных навыков и обучения позитивному поведению.
Визуальное подкрепление правил поведения помогает лучшему пониманию и облегчает запоминание того, что ожидается от человека. Отсылка к визуально представленным правилам помогает избегать конфликтов. Для людей с трудностями обучения и РАС важно, чтобы правила содержали то, что нужно делать, а не то, чего не стоит делать, например:
• Говори по очереди (вместо «не перебивать»);
• Поднимай руку (вместо «не выкрикивать с места»);
• Сиди за партой (вместо «не бегать по классу»). Необходимо разъяснять алгоритмы в процессе самого действия – обращаясь к уже подготовленным изображениям, указывать на отдельную картинку, называть шаг одним и тем же словом и доводить объяснение до конца.
Обязательно придерживаться единожды выбранного словаря для каждого алгоритма, делать предложения короткими (в идеале = глагол + существительное) с ударением на каждом слове. Со временем подсказки обязательно должны уменьшаться и убираться, чтобы ребенок мог отвечать самостоятельно. Если этого не делать, то у ребенка возникнет зависимость от подсказки, он всегда будет ждать ее.
При формировании жизненных компетенций у обучающихся с РАС важно помнить о том, что формируемые навыки ему придется применять в самых разных условиях. Для этого необходимо обучить обобщенному навыку.
Таким образом, формирование жизненных компетенций становится одной из важнейших задач при обучении ребенка с РАС.
Формирование жизненных компетенций у детей с РАС в процессе обучения по адаптированным основным образовательным программам и адаптированным образовательным программам – одна из центральных и наиболее значимых областей в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования обучающихся с ОВЗ.
Список используемой литературы
1. Мелешкевич О. И. Особые дети. Введение в прикладной анализ поведения- Самара: БАХРАХ-М, 2014. - 207 с.
2. Никольская О.С. Аутичный ребенок- Теревинф, 2017. - 288с.
3. Шрамм Р. Детский аутизм и ABA. Терапия, основанная на методах прикладного анализа – Рама Паблишинг: 2020
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.