Социализация обучающихся через трудовое и профессиональное обучение в школе
Оценка 4.6

Социализация обучающихся через трудовое и профессиональное обучение в школе

Оценка 4.6
Разработки курсов
docx
администрации
Взрослым
12.11.2020
Социализация обучающихся через трудовое и профессиональное обучение в школе
В статье раскрывается опыт работы образовательной системы Ашинского муниципального района по вопросам социализация обучающихся через трудовое и профессиональное обучение в общеобразовательной школе. Идеи, заложенные в реализацию технологического образования и в реализацию профессионального обучения – это подготовка выпускников к самостоятельной, активной, профессионально грамотной и предприимчивой взрослой жизни, посредством организации практики трудовой деятельности в рамках реализации программ профессионального обучения. Для реализации в практике социальной адаптации обучающихся, организовано сотрудничество со многими предприятиями и организациями города Аши, трудоустройство обучающихся профессионального обучения на производственную практику по изучаемой профессии.
Белокопытова НВ Социализация обучающегося через профессиональное обучение в школе.docx

Белокопытова Н.В.,

заместитель директора по учебной работе

 МКОУ «СОШ № 9 г. Аши (с профессиональным обучением)»

 

 

Социализация обучающихся через трудовое и профессиональное обучение в школе

 

Аннотация: в статье раскрывается опыт работы образовательной системы Ашинского муниципального района по вопросам социализация обучающихся через трудовое и профессиональное обучение в общеобразовательной школе. Идеи, заложенные в реализацию технологического образования и в реализацию профессионального обучения – это подготовка выпускников к самостоятельной,  активной, профессионально грамотной и предприимчивой взрослой жизни, посредством организации практики трудовой деятельности в рамках реализации программ профессионального обучения.

Для реализации в практике социальной адаптации обучающихся, организовано сотрудничество со многими предприятиями и организациями города Аши, трудоустройство обучающихся профессионального обучения на производственную практику по изучаемой профессии.

Ключевые слова: социализация, профессиональное обучение, производственная практика, технология, трудовая практика, программы профессионального обучения, предпринимательство.

Школьники должны играть активную роль в обществе и быть его полноправными участниками, самодостаточными и социально ориентированными. Но социализация обучающихся не может быть изучена ими теоретически. Это процесс, в который они должны непосредственно включаться, действовать, набираться собственного опыта, самостоятельно планировать и реализовать запланированное, нести ответственность за свои действия. И все это должно быть под грамотным руководством учителя-наставника.

Именно эти идеи заложены реализацию технологического образования и в реализацию дополнительного профессионального обучения, которые дополняют друг друга и готовят наших выпускников к самостоятельной,  активной, профессионально грамотной и предприимчивой взрослой жизни.

На сегодняшний день профессиональное обучение в школе №9 города Аши ведется по 12 направлениям: няня, кондитер, чертежник, оператор ЭВиВМ, секретарь руководителя, столяр строительный, портной, слесарь по ремонту автомобилей, овощевод, кроликовод, токарь, электромонтер.

С 2019 года школа № 9 г. Аши реализует и основную образовательную программу среднего общего образования по ФГОС, интегрированную с программами профессионального обучения.

Идея заключалась в предоставлении обучающимся старшей школы возможности успешной социализации и трудоустройства в Ашинском муниципальном районе и Челябинской области по средствам освоения содержания основной образовательной программы среднего общего образования и основных программ профессионального обучения рабочих и должностей служащих «Лаборант химического анализа» (код:13321), «Оператор ЭВиВМ» (код:16199). Мы предполагаем, что интеграция основной образовательной программы среднего общего образования с основными программами профессионального обучения рабочих и должностей служащих  решит вопрос трудоустройства и социализации молодежи в Ашинском муниципальном районе, Челябинской области, уменьшение оттока специалистов среднего звена и специалистов рабочих профессий.

Трудовой коллектив и администрация школы нацелены на:

- создание условий для реализации права ребенка на добровольный и привлекательный для него труд;

- самостоятельное и осознанное определение учащимися своих жизненных и профессиональных планов;

- овладение  общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми  для поиска и использования технологической информации;

-развитие познавательных интересов, коммуникативных и организаторских способностей;

- воспитание ответственности за результаты своей деятельности;

- получение опыта применения своих знаний и умений в самостоятельной практической деятельности;

-формирование осознанности труда как источника материального благосостояния человека.

 

Для реализации в практике социальной адаптации наших обучающихся, мы сотрудничаем со многими предприятиями и организациями города, ежегодно трудоустраивая учащихся профессионального обучения на летнюю производственную практику.

 Особенно тесное взаимодействие на договорной основе у нас с градообразующим предприятием ОАО ПАО «Ашинский метзавод». В рамках реализации проекта «Подготовка кадров для региона», мы совместно готовим ребят (юношей) по профессиям, востребованным регионом – «Токарь» и «Электромонтер». На этом же предприятии проходят производственную практику «Секретари», «Чертежники», «Операторы ЭВМ».

Такому сотрудничеству предшествует большая работа коллектива школы: надо найти рабочие места, помочь пройти процедуру трудоустройства на работу, помочь влиться в рабочий коллектив, обеспечить надлежащее поведение, обеспечить технику безопасного труда, подготовить необходимые материалы и инструменты.

В результате дети приобретают реальный социальный опыт: включаются в реальные трудовые, экономические, социальные отношения.

Все подростки проходят через регистрацию в Службе занятости населения, Фонде пенсионного страхования, на портале «Госуслуги». Проходят процедуру приема на работу, оформления заявлений и трудовых договоров. Трудовая практика по изучаемой профессии, организованная не в родных стенах школы, а на реальных предприятиях, дает детям неоценимый опыт для формирования первого профессионального опыта, самостоятельности, ответственности за свой труд, умея сотрудничать как со сверстниками, так и со взрослыми.

Приобретение обучающимися жизненных компетенций через общее и профессиональное обучение является особенно необходимым для детей с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому, МКОУ «СОШ № 9 г. Аши (с профессиональным обучением)» дает возможность обучающимся с ограниченными возможностями здоровья получить свидетельство профессионального обучения по адаптированным  программам профессионального обучения: «Овощевод (с элементами цветоводства)» и «Кроликовод».

Для лучшей социализации, более качественного трудового и профессионального обучения формируется инклюзивная группа из учащихся городских школ, желающих обучиться данным профессиям и воспитанников школы-интернат № 5 города Аши для детей с ограниченными возможностями здоровья. Как показала практика, формирование таких групп эффективно и полезно с точки зрения социализации, для всех ее участников.

Для реализации программ профессионального обучения агропромышленной направленности,  обучающимися профиля «Столяр строительный» под руководством мастера производственного обучения установлена теплица на школьном приусадебном участке, обустроено помещение для кролиководства. Очень активно используются междисциплинарные связи профилей. Так, продукция «Овощеводов» предназначается для заготовки кормов для кроликов, обучающиеся  по профессии «Столяр строительный» помогают изготавливать клетки, обустраивать пришкольный участок, продукты деятельности от животноводства являются подспорьем для удобрения овощных и цветочных культур. Таким образом, ребята приобретают жизненные компетенции, учатся принимать трудовые решения возникающих задач и практически их реализовывать.

Чтобы трудоустраивать наших выпускников - овощеводов, школа сотрудничает с городской организацией «Благоустройство». Сотрудники этой организации видят наших обучающихся и на практике и в ходе экзаменационных испытаний в качестве приглашенных экспертов по профессии. В прошлом году у нас состоялся первый выпуск «Овощеводов». Ребята прекрасно справились с экзаменационными испытаниями. 

Одним из ярких примеров формирования пространства трудовой активности участников образовательного процесса и партнеров является ежегодный школьный праздник «РЕАЛИНА».

На школьном празднике происходит обмен опытом через мастер - классы учителей технологии и мастеров производственного обучения. Все учащиеся школы готовят большую выставку и ярмарку-продажу изделий, которые изготавливают на уроках технологии и на занятиях профессионального обучения. Праздник очень по душе всем участникам. Ребята ждут его и готовятся целый год, изготавливая своими руками поделки.

Самыми востребованными на армарке являются кондитерские изделия, которые изготавливают ребята профиля «Кондитер». В школе создана учебно-производственная структура «ВКУС», где учащимся, под руководством учителя, предоставлялась возможность научиться и организовать свое дело. Школьники  самостоятельно составляют свой бизнес план, организовывают производство кондитерских изделий, реализацию продукции, распределяют доходы. Эта практика развивает такие качества как инициативность, предприимчивость, умения принимать самостоятельные решения.

С результатом предпринимательсой деятельности, бизнес-проектом, учащиеся объединения «ВКУС» выступили на конкурсе - Седьмом открытом чемпионате «Кубок Губернатора Челябинской области».

 

Все учителя технологии и профессионального обучения работают над  развитием у обучающихся навыков предпринимательской деятельности.  Это формирует самостоятельное мышление, инициативность, предприимчивость воспитанников.

Для этого, конечно, и сами преподаватели прошли обучение по программе «Основы предпринимательства», по составлению планов малого предпринимательства,  учились, как правильно рассчитать рентабельность предприятия, и доступно донести эти знания своим учащимся.

По итогам изучения этого же курса «Основы предпринимательства», учителем экономики и права, была разработана и введена в учебный процесс программа экономического курса «Первые шаги в предпринимательство». Ребята, занимающиеся по курсу предпринимательства регулярно принимают участие в довольно значимых конкурсах и акциях, таких как «Конкурс имени Макаренко», акция «Я – гражданин России», а также Открытый Чемпионат по проектному управлению на кубок Губернатора Челябинской области PMCup.

Ребята разработали новый проект социально-предпринимательской направленности «АгроПрофи». Поскольку разработчики – это ребята старших классов, занимающиеся дополнительно по различным программам профессионального обучения, то  они самостоятельно смогли организовать всю подетальную разработку проекта, соединив знания многих профессий: обучающиеся профиля «Чертежник» разработали чертежи агро-комплекса с учетом всех необходимых коммуникаций и ориентировкой на местности. Полученные знания и навыки на профиле «Оператор ЭВМ» помогли смоделировать виртуальную модель теплицы и создать информационный сайт продукции, выпускаемой на профилях, «Вектор успеха». Грамотная работа с текстовой частью проекта, оформление таблиц и графиков, анализ информации по данной теме и ее систематизация - все тщательно обдумывалось ребятами, обсуждалось и корректировалось по мере необходимости.

Мы считаем, чем раньше подросток приобретает опыт трудовой деятельности, тем лучше он ориентируется в социально-экономических  реалиях общества.

А гарантом должно стать образование! Знания, которые необходимы в жизни и работе,  которые приведут к повышению профессионализма, к росту уровня жизни!  Хорошо развитая интуиция и творческий подход помогут в решении любых проблем!

Литература

1.Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. От 03.08.2018) "Об образовании в Российской Федерации"

2.Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» С изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г.

3. Примерная ООП среднего общего образования на сайте fgosreestr.ru/registry/primernaya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-srednego-obshhego-obrazovaniya/.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Белокопытова Н.В., заместитель директора по учебной работе

Белокопытова Н.В., заместитель директора по учебной работе

Для реализации в практике социальной адаптации наших обучающихся, мы сотрудничаем со многими предприятиями и организациями города, ежегодно трудоустраивая учащихся профессионального обучения на летнюю производственную практику

Для реализации в практике социальной адаптации наших обучающихся, мы сотрудничаем со многими предприятиями и организациями города, ежегодно трудоустраивая учащихся профессионального обучения на летнюю производственную практику

Таким образом, ребята приобретают жизненные компетенции, учатся принимать трудовые решения возникающих задач и практически их реализовывать

Таким образом, ребята приобретают жизненные компетенции, учатся принимать трудовые решения возникающих задач и практически их реализовывать

Мы считаем, чем раньше подросток приобретает опыт трудовой деятельности, тем лучше он ориентируется в социально-экономических реалиях общества

Мы считаем, чем раньше подросток приобретает опыт трудовой деятельности, тем лучше он ориентируется в социально-экономических реалиях общества
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.11.2020