Социализация дошкольников на основе гендерного подхода.docx
«Нельзя считать один пол
совершеннее другого,
так и нельзя их уравнивать»
Ж. Руссо
СЛАЙД №1
Цель:
Обобщить теоретические знания педагогов о процессе формирования позитивной половой
идентичности у мальчиков и девочек.
Повысить компетентность в вопросах полоролевого развития детей, его содержании,
методах и приемах.
СЛАЙД №2
Теоретическая часть.
Социализация это процесс, который начинается с рождения ребёнка. С раннего детства
человек усваивает образцы поведения, принятые в том обществе, в котором он родился и живёт.
Сначала он учится взаимодействовать в семье, затем в коллективе сверстников, в
обществе.Дошкольный возраст – время активной социализации ребенка, вхождения в культуру;
развития общения с взрослыми и сверстниками, пробуждения нравственных и эстетических чувств.
Семья имеет приоритет как основной источник социализации и обладает огромными
возможностями в формировании личности, поэтому так велика ответственность семьи за
воспитание. Ребенок копирует своих родных, особенно стараясь во всем походить на родителя
своего пола. Малыш, живущий в благополучной, спокойной семье, незаметно сам научится
нормально воспринимать отношения полов, потому что родители подают ему добрый пример.
Мальчик подражает мужественности отца, девочка – женственности матери, и делают они это без
какихлибо особых наставлений. Кроме того, наблюдая в повседневной жизни своих родителей,
дети учатся, как вести себя с людьми противоположного пола.
В дошкольном возрасте воспитание культуры взаимоотношений мальчиков и девочек
предполагает целенаправленную педагогическую работу, которая включает развитие у ребенка
ценностного отношения, интереса к представителям своего и противоположного пола, желания и
умений взаимодействовать друг с другом, договариваться, мирно решать конфликты, становление
позиций мальчика и девочки как субъектов социальных отношений; формирование модели
поведения, соответствующей полу ребенка, опыта и способов совместного взаимодействия,
сотрудничества в детских видах деятельности.
СЛАЙД №3
В последнее время гендерные исследования стали неотъемлемой частью педагогической
науки, а гендерная проблема появляется в разных направлениях педагогики. В работе детских
садов все чаще стало появляться понятие «Гендерный подход в воспитании». В связи с новыми
требованиями к образовательной программе формирование гендерной принадлежности – одна из
задач, стоящих перед современными педагогами.
Дошкольный возраст – важный период для воспитания культуры гендерных взаимоотношений
детей. Именно в данный период у них формируются первоосновы качеств мужественности и
женственности, первые длительные взаимоотношения, модели поведения в семье и в обществе,
симпатии друг к другу, полоролевая «Яконцепция». Половая принадлежность ребенка – важный
фактор, от которого зависит его развитие и социальное поведение. Пол – (от лат. genero – рождаю, произвожу) – это биологические различия между людьми,
определяемое генетическим строением клеток, анатомофизиологическими характеристиками и
детородными функциями.
Под «гендером» понимается социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания
личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между
мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками, а существующие свойства и отношения
называются гендерными.
Конечно, гендерное воспитание, как и любое воспитание ребенка, в основном проводится в
семье. Однако в современном мире грани мужского и женского поведения стали неоправданно
стираться. Многие представительницы слабого пола вынуждены вести себя, как им «не положено»,
а некоторые мужчины расслабляются настолько, что перестают быть настоящим «сильным полом».
К тому же количество неполных семей катастрофически растет. К четырем годам кроха может уже
сориентироваться в своем гендере, он осознает, чем он отличается от противоположного пола и
немного ориентируется в поведении, которое от него ожидают. Если же к этому возрасту в
поведении малыша не проскальзывает его осознание гендера, то стоит задуматься, что не так и
направить свои усилия в эту сторону.
СЛАЙД №4
Научно доказано, что в возрасте 23 лет ребенок начинает понимать, к какому полу он
относится, что он либо мальчик, либо девочка и обозначает себя соответствующим образом.
В возрасте с 3 до 7 лет у детей формируется гендерная идентичность. Детям становится
понятно, что гендер не меняется: мальчики становятся мужчинами, а девочки женщинами, и эта
принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка.
Ученые и педагоги считают, что формирование гендерной идентичности обусловлено
социокультурными нормами и зависит в первую очередь от отношения родителей к ребенку,
характера родительских установок и привязанности как матери к ребенку, так и ребенка к матери,
а также от воспитания его в дошкольном образовательном учреждении. От того, как мы воспитаем
наших детей, какие личностные качества мы в них сможем развивать с учетом индивидуальных и
гендерных особенностей, напрямую зависит от того, какими женщинами и мужчинами они станут в
дальнейшем, какими родителями будут для своих детей, настолько крепкими и долговечными
будут их семьи.
СЛАЙД №5
Гендерные различия мальчиков и девочек:
Уже с первых месяцев после рождения работа мозга у мальчиков и девочек сильно
различается – это видно и в поведении, и в играх малышей. Масса мозга у них тоже неодинакова. В
сумме эти особенности определяют разный склад психики. Девочка, как мы помним, с самого
начала ориентирована на выживаемость, а мальчик – на дальнейшее совершенствование и прогресс.
Мальчикам, в отличие от девочек, для полноценного развития психики требуется больше
пространства. Причем осваивают они его во всех возможных направлениях: лазают по лестницам,
опускаются в подвалы, забираются на заборы. Девочкам достаточно маленького уголка, чтобы
разместить на нем свои «сокровища»: кукол, их одежду, посуду.
Мальчикам же необходим простор. Они бегают друг за другом, разбрасывают игрушки, что
то бросают в цель, максимально используя всю предоставленную им территорию. Свою активность
мальчики проявляют шумно и резко, а девочки – тише, но результативнее. По статистике, у
мальчиковдошкольников травмы случаются почти в 2 раза чаще, чем у девочек. Уже с 2.5 лет мальчики становятся более настырными, иногда агрессивными, и внешнюю
враждебность чувствуют лучше девочек.
Особенности восприятия и реакция на нагрузки.
Особенности работы мозга у девочек и мальчиков определяют еще и разницу восприятия.
Первые более чувствительны к звукам, шуму, у них выше кожная чувствительность, их больше
раздражает телесный дискомфорт, и они более отзывчивы на прикосновение. Игры же мальчиков
чаще опираются на дальнее зрение, и при этом они максимально используют все предоставленное
им пространство.
Позже эти особенности отразятся на развитии зрительной системы, и большую часть
информации мальчики будут воспринимать зрением, а девочки – на слух. И то, что девочке можно
объяснить, мальчику лучше показать.
Девочки быстрее включаются в процесс обучения, они внимательны. Мальчики
«раскачиваются» дольше, слушают «вполуха» и на учителя смотрят редко, чаще в сторону, или
прямо перед собой. Но к тому моменту, когда мальчики достигают пика работоспособности,
девочки уже начинают уставать. Часто самый важный материал на занятиях они усваивают раньше,
зато у мальчиков дольше сохраняется интеллектуальная активность.
Мальчикам нужен высокий темп. Как только начинается повторение, закрепление материала
– их внимание ослабевает. Девочкам быстрый темп мешает. Они лучше работают при поэтапном
выполнении заданий.
Мальчики любят соревноваться. А вот девочек вовлекать в состязания нужно аккуратно, есть
риск всех перессорить.
Мальчиков интересует суть оценки: например, вы говорите об изображении на рисунке или о
скорости, с которой он нарисован. Когда мы оцениваем мальчика, он вновь переживает упомянутые
нами эпизоды проделанной работы, затрагивая вполне определенные отделы мозга.
Для девочек важно, кто их оценивает и как. Такие слова активизируют сразу все отделы их
мозга, и они живее реагируют на обращение.
СЛАЙД №6
От того, как мы воспитаем наших детей напрямую зависит то, какими женщинами и
мужчинами они в дальнейшем станут, какими родителями будут для своих детей. Чтобы исправить
ситуацию «смешения» полов, нам нужно корректировать процесс воспитания девочек и мальчиков.
Нельзя воспитывать детей по принципу "так, как воспитывали меня".
Предлагаю вам окунуться в образовательную среду и попробовать найти «золотую середину»
воспитания.
Практическая часть
Мальчики и девочки – два разных мира. Их нельзя воспитывать одинаково. Они поразному
смотрят и видят, слушают и слышат, поразному говорят и молчат, чувствуют и переживают.
СЛАЙД №7
Свою работу осуществляю по таким направлениям:
закрепить и развить любовь и привязанность ребёнка к своей семье, формировать
представление о семье как совокупности людей разного возраста и пола;
обратить внимание ребёнка на самого себя, своё тело, свой организм; дать знания о том, что
все люди делятся на представителей мужского и женского пола и отличаются друг от друга
внешним видом, поведением и внутренними качествами; дать знания о разнообразной деятельности взрослых людей; развиваю интерес к мужским и
женским профессиям, понимание их ценности в обществе.
Взрослые – педагоги и родители должны раскрыть, сохранить, а далее развить задатки,
заложенные в мальчиках и девочках от природы, не навредив хрупким детским душам Воспитание
детей с учётом гендерных особенностей задача сложная, но посильная.
СЛАЙД №8
Работу по данной теме в своей группе я осуществляю в следующих условиях:
«Создание предметноразвивающей среды».
«Работа с детьми».
«Работа с родителями».
Пространственнопредметная развивающая среда одно из условий полоролевого воспитания
ребенка, она стимулирует ребёнка на отражение в жизнедеятельности своего (мужского, женского)
образа. Поэтому в группе было создано разное пространство для игр мальчиков и девочек:
СЛАЙД №9
1) уголок для девочек фрагмент игрушечного кухонного блока шкаф с посудой, газовая
плита, стол для разделки продуктов, гладильная доска с утюгом; соответствующие куклы, одежда
для кукол (юбки, косынки, фартуки)», кроватка для кукол и коляска; салон красоты;
СЛАЙД №10
2) уголок для мальчиков наполненный предметами «мужского мира»: различные машины,
конструкторы, строительный материал, фуражки, пилотки и другие различные атрибуты к
сюжетноролевым играм, что позволяет проигрывать соотвествующие роли военный, моряк,
полицейский, строитель, космонавт и т. д.; мастерская по ремонту игрушек или же машин.
СЛАЙД №11
Существование разграничений данных зон не означает навязывания детям игр только с четкой
гендерной направленностью. В группе также имеются игровые зоны для совместных игр мальчиков
и девочек. Это «Парикхмахерская», «Магазин», «Больница», «Семья», «Ждём гостей» и др.
«Работа с детьми».
Игра – ведущий вид деятельности дошкольников, в которой развиваются все стороны
личности, ребенок буквально впитывает в себя гендерные модели, как мышления, так и поведения.
Именно в сюжетной игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, поэтому в
работе мы использовали следующие методы и приёмы:
Сюжетно – ролевые игры «Семья», «Ждём гостей», «Шофёр», «Магазин», «Моряки»,
«Спасатели», «Салон красоты», «Игрушки заболели» и т. д.
СЛАЙД №12
Мальчики, взявшие на себя роль воина, сражаются в игре с врагом, чувствуют себя смелыми,
отважными играют в «военных», спасателей», «пожарных», «космонавтов», а у девочек – «мама» –
испытывает нежность к своему «ребёнку» – кукле, тревогу за него, когда он болеет, большинство
игр связано с семейнобытовой тематикой.
Решение проблемных ситуаций этического содержания предполагающие моделирование и
прогнозирование жизненно значимых обстоятельств, требующих различных моделей поведения
мальчиков и девочек.
СЛАЙД №13
Чтение художественной литературы.
Подбор книг и иллюстраций по темам: «Моя семья», «Все работы хороши – выбирай на
вкус», «Мальчики и девочки вместе», «Манеры поведения». Инсценировки по сюжетам произведений «Заячья избушка», «Три медведя».
Сказка – естественный способ общения с детьми. Сказка всегда насыщена социальными
действиями и сильна нравственной основой. В сказке задаются, складываются и формируются
эталоны жизни, эталоны поведения. И очень важно чтобы ребенок регулярно прикасался к этим
нормам. Они обучают и создают эмоциональную положительную модель гендерного поведения. При
помощи сказок можно выявить сложившиеся ложные стереотипы поведения, что позволяет
спланировать коррекционную работу, в которой необходимо показать равные социальные
возможности девочки и мальчика.
Сказки о животных позволяют детям психологически безопасно отражать свой внутренний
мир. С помощью сказок формируется представление о заботливости, миролюбии, терпимости к
недостаткам других.
Имитационные игры («Моё настроение», «Достань слово из корзинки», «Как я дома
помогаю»).
СЛАЙД №14
Схемыдействия, отражающие культурные эталоны поведения представителей мужчин и
женщин.
Уголок ряженья, где сосредоточены костюмы, шляпки, галстуки и другие атрибуты,
которые дают возможность дошкольнику самостоятельно проигрывать ситуации, например,
требующие выполнения правил хорошего поведения в гостях или же игры сюжетного характера.
СЛАЙД №15
Художественная деятельность. Например, рисование мальчиков и девочек.
Изготовление подарков для мам, пап.
Подвижные игры «Надень и попляши», «Сороконожка», «Кто позвал? ».
Просмотр мультфильмов «Мешок яблок», «Трое из Простоквашино», «Кошкин дом».
Совместное выполнение мальчиков и девочек трудовых поручений.
В поддержании интереса детей к труду мы часто им говорили: «Как хорошо у вас
получается, когда вы стараетесь все делать аккуратно! », «Приятно, когда вы заботитесь друг о
друге! » и т. д. Дети усвоили, что при наведении порядка в группе мальчики берут на себя более
тяжёлую работу: носят и расставляют стульчики, собирают конструктор, ставят в гараж машины, а
аккуратно расставляют посуду, убирают кукольную кровать, одевают кукол – это работа для
девочек.
СЛАЙД №16
Так же мы не устаём повторять мальчикам, что они сильные, храбрые, мужественные как
папы, называем их защитниками, героями, а девочки красивые, нежные ласковые, добрые как мамы.
СЛАЙД №17
Обширно использую дидактические игры и упражнения: «Наши имена», «Кто, чем любит
заниматься? », «Что кому? », «Все работы хороши», «Я расту», «Одень куклу мальчика\девочку»,
«Мама, папа и я», «Подарки малышам», «Угадай, чья тень? », «Отгадай, что делают дети? », «Чем
я отличаюсь от других детей? », «Да или нет», «Я расту», «Кто больше красивых слов скажет о
маме, о папе? », «Кто больше назовет имен мальчиков и девочек? », «Подбери маску» и т. д.
СЛАЙД №18
Дети с удовольствием играют, формируя при этом знания о том, что мальчики и девочки,
папы и мамы выполняют разные обязанности в семье. Женщины и девочки следят за порядком,
чистотой и красотой в доме, стирают, готовят. Мальчики и мужчины выполняют ту работу,
которую тяжело делать женщинам: покупают продукты, приносят домой тяжёлые сумки, ремонтируют квартиру, передвигают мебель, строят дом. А чтобы маме и папе хватало времени на
отдых, дети им помогают убирать посуду после еды, выносить мусор, складывать аккуратно вещи и
игрушки. Игра учит заботиться о близких, проявлять почтение, внимание.
Детям очень нравится игра имитация «Вспомни и покажи».
1) Покажи, как мама укачивает ребёнка?
2) Как бабушка вяжет варежки, носки?
3) Как дедушка читает газету?
4) Как ты поливаешь комнатные растения?
5) Как сестрёнка причёсывает длинные волосы?
6) Как папа ловит рыбу? и т. д.
В работе с детьми используем следующие маркеры гендерных различий:
дифференцировали на шкафах в раздевалке, соответственно в умывальной комнате
полотенца и кровати в спальне, метки для девочек и мальчиков (девочки – куколки, принцессы,
цветы; мальчики – машинки и техника) ;
учитывая цветовую гамму (девочкам розовое, мальчикам синееголубое).
СЛАЙД №19
Гендерный подход находит своё отражение и при выполнении культурногигиенических
навыков. На дверях туалетной комнаты имеются таблички с условными обозначениями, которые
позволяют определить, кому из детей по полу можно войти.
Ведётся работа по культуре поведения и общения детей, мальчики стали более
внимательными к девочкам (уступают место, пропускают вперёд, помогают им). А девочки стали
доброжелательными по отношению к мальчикам (благодарят их).
СЛАЙД №20
«Работа с родителями»
Чтобы обеспечить полноценное развитие ребёнка в семье с учётом гендерных особенностей,
родители должны быть знающими, компетентными в этом вопросе. Компетентность родителей
предполагает овладение ими культурологическими аспектами гендерного воспитания, которые
включают широкий круг вопросов социального, психологопедагогического и даже исторического
плана. Так, например, родителям важно знать, как воспитывали девочек и мальчиков наши предки и
что можно перенести из прошлого в настоящее.
Именно родители, как эмоционально и духовно близкие девочкам и мальчикам люди, имеют
непосредственную возможность развивать и укреплять личностные качества каждого ребенка,
исходя из его индивидуальных особенностей. Они, как никто другой, лучше знают индивидуально
типологические особенности раннего развития своей девочки или своего мальчика, основные
симптомы их недомоганий, индивидуальные особенности ритма жизни, так как с момента рождения
находятся рядом с ними, «сопровождая» их развитие.
СЛАЙД №21
Поэтому работа по данному направлению проводилась такая:
Оформление папкипередвижки «Советы по воспитанию мальчиков\девочек».
Памятка «Советы по воспитанию мальчика».
Памятка «Советы по воспитанию девочки».
Консультации «Игры мальчиков\девочек», "Как и во что играют ваши дети".
Составление памятки «Особенности игр мальчиков\девочек».
И тогда мы будем уверенны, что мальчик вырастет настоящим мужчиной со всеми
общественно одобряемыми качествами мужественности, а девочка с возрастом приобретет все необходимые качества женственности. Эти качества не возникают сами по себе, мужчинами и
женщинами в социальном смысле не рождаются, ими становятся в результате целенаправленного
воспитания, которое важно начинать как можно раньше.
Итак, мы с Вами рассмотрели важные вопросы гендерного воспитания, надеюсь, что
информация была полезна в этом направлении.
Каждый ребенок – это неповторимая индивидуальность. Мальчика и девочку нельзя
воспитывать одинаково. Они поразному смотрят, видят, слушают и слышат, поразному говорят и
молчат, чувствуют, переживают. Необходимо понять и принять мальчишек и девчонок такими,
какие они есть, такими, какими создала их природа.
Спасибо за внимание!
Список использованной литературы:
1. Адлер А. Воспитание детей; взаимодействие полов. РостовнаДону, 1998. – 124 с.
2. Взаимодействие ДОУ и семьи. / Сост. Бочкарева, О. И. – Волгоград: ИТД «Корифей»,
2008. – 112 с.
3. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия. / Глебова, С. В. – Воронеж: ЧП Лакоценин
С. С., 2007. – 111 с.
4. Еремеева В. Д. Мальчики и девочки: Учить поразному, любить поразному.
Издательство: "Учебная литература", 2008. 160 с.
5. Педагогика взаимопонимания: занятия с родителями. / Москалюк, О. В., Погонцева, Л. В.
Волгоград: Учитель, 2010. – 123 с.
6. А. М. Щетинина, О. И. Иванова. Полоролевое развитие детей 57 лет. Методическое
пособие. М, 2010.
7. Н. А. Баранникова. О мальчишках и девчонках, а также их родителях. Методическое
пособие. М., 2012. 8. Н. Е. Татаринцева. Полоролевое воспитание дошкольников: практические материалы.
Учебнометодическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2012.
9. Т. В. Иванова. Мальчики и девочки: дифференцированный подход к воспитанию детей.
ИТД «Корифей», 2008.
Социализация дошкольников на основе гендерного подхода
Социализация дошкольников на основе гендерного подхода
Социализация дошкольников на основе гендерного подхода
Социализация дошкольников на основе гендерного подхода
Социализация дошкольников на основе гендерного подхода
Социализация дошкольников на основе гендерного подхода
Социализация дошкольников на основе гендерного подхода
Социализация дошкольников на основе гендерного подхода
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.