«Социальная педагогика»
модуль «Психология»
Выполнила
социальный педагог
Коровина Т.В.
Санкт-Петербург
2022
Алгоритм описания (анализа) конфликта
Вариант 1.
1. Описание ситуации; ее участники.
2. Природа и суть ситуации.
3. Поведение одной стороны.
4. Поведение другой стороны.
5. Момент, позволявший предупредить перерастание проблемы в конфликт.
6. Что помешало этому (эмоциональное состояние, присутствие свидетелей, растерянность, неожиданность, другое).
7. Каким был выход из ситуации.
8. Какие приемы взаимодействия я мог использовать; как я их использовал.
9. Анализ моего поведения в данной ситуации: правильно/ошибочно.
10. Варианты поведения после ситуации.
11. Что делать, чтобы избежать аналогичных ситуаций.
1. Первоклассник Сережа принёс в класс конфеты, на перемене, не делясь с одноклассниками, стал кушать. Ребята сначала просили, но мальчик отказал всем. Ребята обиделись и стали называть мальчика жадиной.
Участниками данной педагогической ситуации являются, ученик, который принёс конфеты, классный коллектив, учитель.
2. В начальных классах не только формируется новый опыт поведения, но и перестраивается, корректируется прошлый, привычный стиль поведения и отношений. Далеко не всегда опыт, приобретенный в семье, соответствует нравственным нормам и правилам. Именно в возрасте 7-10 лет дети особенно восприимчивы к слову, когда складывается система взглядов на окружающий мир, жизнь людей, на себя самого в этом сложном мире, формируется система ценностей, которая будет основой дальнейшей жизни.
В основе сложившейся педагогической ситуации лежит конфликт по характеру недовольства учеников, что мальчик не стал делиться с ними конфетами.
Такая проблема может возникнуть из ряда причин:
1) У мальчика было мало конфет
2) В семье ребенка не приучили, что нужно делиться
3) Плохое отношение в классе
4) Ребенок болен, поэтому ему нужно есть сладкое
3 .Поведение одной стороны:
Сережа не поделился с одноклассниками конфетами.
4. Поведение другой стороны:
Одноклассники обиделись и стали называть мальчика жадиной.
5. Момент, позволявший предупредить перерастание проблемы в конфликт.
Ребята могли задать вопрос Сереже и выяснить, почему он не хочет поделиться с ними конфетами.
6.Что помешало этому (эмоциональное состояние, присутствие свидетелей, растерянность, неожиданность, другое).
Сережа был расстроен, он испытывал стыд, мальчик не готов был поделиться с одноклассниками.
7. Каким был выход из ситуации.
Провести беседу с ребенком и объяснить Сереже что с ребятами в классе нужно дружить и делиться.
8.Какие приемы взаимодействия я могу использовать; как я их использовала
· Эмпатическое слушание.
Эмпатическое слушание, которое также называют активным слушанием, является прекрасной формой урегулирования конфликтов в отношениях. Основная концепция в том, чтобы внимательно выслушать собеседника, дав ему возможность свободно говорить о своих чувствах и переживаниях. Для этого достаточно попросить его рассказать о том, что его беспокоит. Эмпатическое слушание поможет укрепить доверие между вами, уменьшить напряжение и создать комфортную среду для выражения честных эмоций.
Поговорила с Сережей индивидуально, чтобы понять его точку зрения.
· Прием децентрации.
Децентрация — это своеобразный прием «проигрывания ролей», который тренирует психологическую чувствительность к типичным состояниям детей, их установкам и стремлениям.
Прием направлен на то, чтобы усилить положительную сторону ошибочного представления и уменьшить отрицательную.
Во время беседы провела прием децентрации, для того, чтобы показать, как чувствуют себя другие ученики в сложившейся ситуации.
· Этическая беседа.
Этическая беседа — метод привлечения воспитанников к выработке правильных оценок и суждений по всем волнующим их вопросам. Обсуждая ситуации, конкретные поступки, ребята легче постигают их сущность и значение.
9. Анализ моего поведения в данной ситуации: правильно/ошибочно.
Правильно:
Правильно использовала техники эффективного общения.
Ошибочно:
Педагог обсуждает конфликт и дает оценку ситуации в присутствии других учащихся этого класса.
10. Варианты поведения после ситуации.
Я сформулировала бы для себя следующие задачи:
1) Провести работу, узнать у ребёнка причину такого поведения
2) Помочь ребенку решить эту проблему
3) Организовать беседу с учениками с целью выявления причин данной проблемы
4) Подобрать методы работы; ознакомиться с материалом, для оказания помощи родителям в воспитательных вопросах
5) Организовать мероприятия по сплочению классного коллектива
6) Вынести на обсуждения МО учителей начальных классов проблему «Разрыв отношений между одноклассниками»
При выборе способов решения, первым делом, я бы поговорила с ребенком индивидуально.
Для выяснения такого поведения задала бы следующие вопросы:
1. Не было ли у тебя конфликта с классом?
2. Разговаривали ли родители с тобой о правилах вежливости?
3. Как нужно действовать в этой ситуации?
4. Нужно ли делиться со своими одноклассниками?
5. Как ты считаешь, что нужно сделать, чтобы такая ситуация больше не повторилась?
11. Что делать, чтобы избежать аналогичных ситуаций.
- Если в ходе решения данной проблемы выясняется, что причиной данного конфликта является конфликты ребенка с классом, тогда, стоит поговорить индивидуально с мальчиком и выяснить причины этих конфликтов.
-Если выяснилось, что ребенка в семье не приучили делиться с другими ребятами, то следует провести профилактическую беседу с родителями мальчика.
-Постаралась бы выявить причину поведения их ребенка на их взгляд.
-После индивидуальной беседы с родителями ближайшие родительские собрания я бы посвятила таким темам:
1. Правила вежливости «Поделись с другом»
2. Дружба. Цель: привлечение внимания родителей к проблеме общения детей.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.