«Социальная педагогика» модуль «Психология»

  • Библиография
  • docx
  • 22.02.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала «Социальная педагогика» модуль «Психология».docx

 

 

 

 

 

 

 

 «Социальная педагогика»

модуль «Психология»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила

социальный педагог

Коровина Т.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2022

 

Алгоритм описания (анализа) конфликта

Вариант 1.

1. Описание ситуации; ее участники.

2. Природа и суть ситуации.

3. Поведение одной стороны.

4. Поведение другой стороны.

5. Момент, позволявший предупредить перерастание проблемы в конфликт.

6. Что помешало этому (эмоциональное состояние, присутствие свидетелей, растерянность, неожиданность, другое).

7. Каким был выход из ситуации.

8. Какие приемы взаимодействия я мог использовать; как я их использовал.

9. Анализ моего поведения в данной ситуации: правильно/ошибочно.

10. Варианты поведения после ситуации.

11. Что делать, чтобы избежать аналогичных ситуаций.

 

             1. Первоклассник Сережа  принёс в класс конфеты, на перемене, не делясь с одноклассниками, стал кушать. Ребята сначала просили, но мальчик отказал всем. Ребята обиделись и стали называть мальчика жадиной.

Участниками данной педагогической ситуации являются, ученик, который принёс конфеты, классный коллектив, учитель.

           2. В начальных классах не только формируется новый опыт поведения, но и перестраивается, корректируется прошлый, привычный стиль поведения и отношений. Далеко не всегда опыт, приобретенный в семье, соответствует нравственным нормам и правилам. Именно в возрасте 7-10 лет дети особенно восприимчивы к слову, когда складывается система взглядов на окружающий мир, жизнь людей, на себя самого в этом сложном мире, формируется система ценностей, которая будет основой дальнейшей жизни.

    В основе сложившейся педагогической ситуации лежит конфликт по характеру недовольства учеников, что мальчик не стал делиться с ними конфетами.

Такая проблема может возникнуть из ряда причин:

1) У мальчика было мало конфет

2) В семье ребенка не приучили, что нужно делиться

3) Плохое отношение в классе

4) Ребенок болен, поэтому ему нужно есть сладкое

    3 .Поведение одной стороны:

   Сережа не поделился с одноклассниками конфетами.

4. Поведение другой стороны:

    Одноклассники обиделись и стали называть мальчика жадиной.

             5. Момент, позволявший предупредить перерастание проблемы в конфликт.

     Ребята могли задать вопрос Сереже и выяснить, почему он не хочет поделиться с ними конфетами. 

    6.Что помешало этому (эмоциональное состояние, присутствие свидетелей, растерянность, неожиданность, другое).

      Сережа был расстроен, он  испытывал стыд, мальчик  не готов  был поделиться с одноклассниками.

     7. Каким был выход из ситуации.

      Провести беседу с ребенком и объяснить Сереже  что  с ребятами в классе нужно дружить и  делиться.

    8.Какие приемы взаимодействия я могу использовать; как я их использовала

·                   Эмпатическое слушание.

      Эмпатическое слушание, которое также называют активным слушанием, является прекрасной формой урегулирования конфликтов в отношениях. Основная концепция в том, чтобы внимательно выслушать собеседника, дав ему возможность свободно говорить о своих чувствах и переживаниях. Для этого достаточно попросить его рассказать о том, что его беспокоит. Эмпатическое слушание поможет укрепить доверие между вами, уменьшить напряжение и создать комфортную среду для выражения честных эмоций.

      Поговорила с Сережей индивидуально, чтобы понять его точку зрения.

·                   Прием децентрации.

Децентрация — это своеобразный прием «проигрывания ролей», который тренирует психологическую чувствительность к типичным состояниям детей, их установкам и стремлениям.

Прием направлен на то, чтобы усилить положительную сторону ошибочного представления и уменьшить отрицательную.

 

     Во время беседы провела прием децентрации, для того, чтобы показать, как чувствуют себя другие ученики в сложившейся ситуации.

·                   Этическая беседа.

Этическая беседа — метод привлечения воспитанников к выработке правильных оценок и суждений по всем волнующим их вопросам. Обсуждая ситуации, конкретные поступки, ребята легче постигают их сущность и значение.

 9. Анализ моего поведения в данной ситуации: правильно/ошибочно.

Правильно:

 Правильно использовала техники эффективного общения.

Ошибочно:

 Педагог обсуждает  конфликт и дает оценку ситуации в присутствии других учащихся этого класса.

10.  Варианты поведения после ситуации.

   Я сформулировала бы для себя следующие задачи:

1) Провести работу, узнать у ребёнка  причину такого поведения

2) Помочь ребенку решить эту проблему

3) Организовать беседу с учениками с целью выявления причин данной проблемы

4) Подобрать методы работы; ознакомиться с материалом, для оказания помощи родителям в воспитательных вопросах

5) Организовать мероприятия  по сплочению классного коллектива

6) Вынести на обсуждения МО учителей начальных классов проблему «Разрыв отношений между одноклассниками»

При выборе способов решения, первым делом, я бы поговорила с ребенком индивидуально.

Для выяснения такого поведения задала бы следующие вопросы:

1. Не было ли у тебя конфликта с классом?

2. Разговаривали ли родители с тобой о правилах вежливости?

3. Как нужно действовать в этой ситуации?

4. Нужно ли делиться со своими одноклассниками?

5.   Как ты считаешь, что нужно сделать, чтобы такая ситуация больше не повторилась?

11. Что делать, чтобы избежать аналогичных ситуаций.

- Если в ходе решения данной проблемы выясняется, что причиной данного конфликта является конфликты ребенка с классом, тогда, стоит поговорить индивидуально с мальчиком и выяснить причины этих конфликтов.

-Если выяснилось, что ребенка в семье не приучили делиться с другими ребятами, то следует провести профилактическую беседу с родителями мальчика.

-Постаралась бы выявить причину поведения их ребенка на их взгляд.

-После индивидуальной беседы с родителями ближайшие родительские собрания я бы посвятила таким темам:

 1. Правила вежливости «Поделись с другом»

      2. Дружба. Цель: привлечение внимания родителей к проблеме общения детей.