Социальная работа с семьями детей с ограниченными возможностями
Оценка 4.9

Социальная работа с семьями детей с ограниченными возможностями

Оценка 4.9
docx
23.03.2022
Социальная работа с семьями детей с ограниченными возможностями
МК Работа с семьями детей инвалидов отред. Закутько В.И. КПК 2013 г.d.docx

                                           

Методическая копилка для слушателей курсов повышения квалификации

 Социальная работа с семьями детей с ограниченными возможностями

 

Составитель: доцент кафедры ССПиП СПФ АГПА Закутько В.И.


 

Социальная работа с семьями детей с ограниченными возможностями

 

Семья ребенка с ограниченными возможностями как объект социального действия.

Семья ребенка с ограниченными возможностями сравнительно недавно стала объектом изучения и социального действия. Отчасти это обусловлено тем, что в ранних школах семейной теории и терапии не уделялось особое внимание хронически больным индивидам в контексте их семьи. В настоящее время происходит усиление взаимовлияния достижений и теорий семейных систем имеющейся информации о детях и взрослых с ограниченными возможностями, обеспечивающего новый уровень интегрированных знаний в этой сфере.

Особое значение в разработке названной проблемы приобретает факт признания того, что нарушение психического и физического развития человека не является чисто медицинским явлением ни по причинам возникновения, ни по последствиям. Его воздействие на семью, окружение, самого индивида в большей степени определяется тем смыслом, которым наделяет это явление общество и культура.

Ограничение возможностей трактуется как состояние – процесс, в котором специфические нарушения (функций организма, условий среды) делают деятельность человека или функционирование его органов затрудненным или невозможным.

Причиной ограниченных возможностей может стать, к примеру, недостаток или несовершенство социальных, образовательных программ, медицинских услуг, а также существующие в обществе социальные установки к нетипичным детям и их семьям. Поэтому в поле интереса попадают вопросы социокультурной рефлексии на положение детей-инвалидов и их семей в современном обществе, поскольку характер отношения последнего к тем, кто отличается по определенным своим показателям от общепринятой нормы, во многом определяет стратегию поведения семьи и систему государственной социальной политики. Семья часто выбирает ту стратегию, которая способна поддержать или укрепить ее социальный статус, поэтому образцы и типы семейной жизни конструируются не только на основе личностных качеств и культурных традиций, но и подвергаются влиянию модели социальной политики, проводимой в обществе.

Степень разработки проблем семьи ребенка с ограниченными возможностями отечественными авторами относительно невысока. В то же время данная проблематика не одно десятилетие находится в центре внимания ученых и общественности на Западе. В последнее время в мировой практике растет понимание значимости уникального вклада семьи в формирование у ребенка чувства идентичности. Социальные агентства направляют основное внимание на работу с семьями детей, находящихся в зоне риска попадания в институциональные заведения (к такому контингенту относятся и дети с ограниченными возможностями). Ее задачей является снижение противопоставления интересов ребенка, с одной стороны, интересам родителей, с другой. Кроме того, многочисленные исследования подтверждают признание тяжести психологических травм, наносимых детям и родителям от помещения ребенка в институциональные учреждения, а также связанных с этим социальных и финансовых затрат, что требует поиска адекватных решений.

Развитие российского общества по пути гуманности требует осознания проблем нетипичности, развития толерантности и предоставления социальных гарантий людям с ограниченными возможностями в аспекте нормализации их жизни, социального участия. Соответственно, программа социальной работы с семьей должна быть основана на экосистемном подходе к проблеме при сохранении широкого социального контекста и на базе анализа реальных семейных затруднений, потребностей и ресурсов их решения.
Теоретические основания социальной работы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями, должны рассматриваться в рамках целостного экосистемного подхода. Концептуальное поле включает ряд положений теории систем, семейного стресса и социально-экологической модели.

Теория систем, лежащая в основе формирования семейной терапии, признает взаимозависимость физического, социального, эмоционального факторов в функционировании членов семьи. Так, изменения в одном компоненте системы сразу же вызывают изменения в других. Эти принципы развивались в психологии как критическая реакция на психоанализ, который придавал наибольшее значение внутрипсихологическим процессам и фокусировался на детско-материнских отношениях. Семейные интеракции и взаимоотношения являются обратимыми, повторяющимися и типичными. В теории семейных систем определяются концепции, характеризующие статику и динамику семейной жизни. Они связаны со структурой семьи и семейными интеракциями. Структура семьи включает такие факторы, как состав, культурный стиль (этнические, религиозные, социально-экономические особенности) и идеология семьи (верования, ценностные ориентации, стратегии поведения…). Для объяснения картины функционирования семьи необходимо осознавать наличие системы семейных интеракций, которая включает четыре основных компонента: подсистемы — брачная, родительская, детская, расширенная, сплоченность (сплетенность-разобщенность), адаптивность и коммуникации.

Поскольку социальная работа является формой вмешательства, то необходим учет подсистем и границ между ними при определении направления активизации характера их в случае взаимовлияний возможных препятствий. К примеру, если в родительской подсистеме границы сильно переплетены, то члены семьи с ребенком-инвалидом испытывают страх перед самостоятельными действиями ребенка и блокируют развитие способностей к самостоятельности.

Адаптивность, по определению Олсона, связана со способностью семьи изменяться в ответ на стрессовую ситуацию. Так, в ригидных семьях, с жесткой фиксацией ролей, отцу может быть «не положено» заниматься домашней работой и взять часть функций по уходу за ребенком-инвалидом. Тогда другие дети оказываются в ситуации депривации материнского внимания, что способствует риску дисфункционального состояния.

В итоге, если объектом изучения и воздействия является семья ребенка с ограниченными возможностями, было бы ошибкой останавливаться на проблемах только самого ребенка. Ведь заболевание или нарушение развития одного из членов семьи влияет на всю семейную систему, что, в свою очередь, оказывает воздействие на каждого в отдельности, в том числе и на ребенка с нарушенным развитием.

В большинстве исследований по проблемам семьи признается необходимость применять для анализа семейной системы концепцию семейного стресса. Семейный стресс трактуется как давление или напряженность внутри семейной системы. Это нарушение семейной устойчивости:  нарушается семейные порядок, традиции или рутина, изменяются образцы взаимодействия.

Члены семей с детьми с ограниченными возможностями, помимо переживания событий и ситуаций, свойственных большинству семей, испытывают воздействие ряда других факторов, многие из которых являются стрессорами, имеющими неожиданный и хронический характер. В терминологии модели семейного стресса уже само присутствие в семье ребенка с ограниченными возможностями можно рассматривать как хроническую стрессогенную ситуацию. Теоретическая модель семейного стресса была разработана Хиллом и представляет собой АВСХ-модель семейного кризиса, где А — событие-стрессор; В — семейные ресурсы, работающие в период кризиса; С — определение, которое семья дает событию, перцепция; Х — кризис. С-фактор согласуется с положением теории рационально-эмоциональной психотерапии о том, что нарушения эмоциональной сферы вызываются не событием, а тем значением, которое придает событию человек. Этот фактор оказывается решающим в определении стресса и его воздействия на семейную систему. Если семья способна воспользоваться ресурсами и оценить ситуацию как управляемую, то событие может не перерасти в кризис, Поэтому важнейшими задачами социального работника становятся поиск путей мобилизации ресурсов семьи как со стороны, так и изнутри, обучение позитивной интерпретации событий.
Социальное окружение может как способствовать, так и противодействовать стрессам и кризисам в жизни семьи. Одна из основных целей родительских стратегий, независимо от типа семьи, — приобретение некоего социального статуса, роли в конкретной социальной группе или сообществе. Ожидания родителей по поводу будущего ребенка могут быть не реализованы как по причине заболевания, так и в силу препятствий социального характера. Если отклонения выражены умеренно, то родители сталкиваются с такой дополнительной трудностью, как неопределенность ситуации, в которой ребенок может быть принят или отвергнут окружением. В случае, когда окружение отвергает ребенка, родитель оказывается депривированным в реализации своих целей. Родители, дети которых обесценены в системе культуры, самообесцениваются как родители. В результате создается маргинальное положение, являющееся мощным стрессогснным фактором для всей семьи.

Известны исследования, в которых осуществлена попытка определить степень влияния стресса, испытываемого семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями, и выявить направленность развития эффективных программ помощи, при выделении ряда проблем-источников стресса. Однако подобные исследования не констатируют того, что ребенок с ограниченными возможностями равнозначен семье с ограниченными возможностями, а скорее то, что инвалидность является главным и потенциально деформирующим событием, которое поддается интервенции и совместимо с благоприятной семейной атмосферой. Факторы стресса не обязательно связаны с тяжестью заболевания, а зависят от влияния принимаемого критерия ограниченных возможностей в рамках семейной структуры. К примеру, родители, которые воспринимали свою социальную жизнь сильно ограниченной, больше были подвержены депрессии и беспокойству.

Основные положения и понятия теории семейных систем и концепций семейного стресса обеспечивают возможности углубления понимания проблем семей с детьми, имеющими ограниченные возможности. Очевидно все же, что для объективного рассмотрения ситуации в перспективе недостаточно учитывать только внутрисемейные факторы. Это и послужило стимулом появления социально-экологической модели. Рассмотрение семьи в социально-экологическом аспекте было предложено в 1970-е гг. Бронфенбреннером, а в контексте семейного стресса и детской инвалидности это направление на настоящий момент развивается Митчеллом, Бубольцем и Вирен. Речь идет о «тенденции понимания проблем индивида, группы, семьи в контексте отношений с социальным окружением, где одной из важнейших структурных характеристик выступает фактор культуры». Этот фактор связывает динамику функционирования семьи с конкретными ценностями, верованиями и убеждениями, различными на том или ином уровне социально-экологической системы, в рамках которой функционирует семья. Базовым постулатом выступает то, что семья, будучи первичным социальным окружением, сама погружена в широкий социальный контекст.
Экологическая модель позволяет комплексно подходить к оценке связей биологических и физических параметров организма (ребенка с ограниченными возможностями), семейного и более широкого социального окружения (его и всей семьи), психосоциальных характеристик и интеракций в их единстве, в системном взаимодействии всех систем, а поэтому формировать соответствующие программы обеспечения системного подхода к решению проблем адаптации и достижения равновесия в функционировании семьи. как, например, семья с ребенком, имеющим ограниченные возможности, может быть замкнута или открыта к поддержке и влиянию других подобных семей, социальных агентств и т. д.

Движение деинституционализации, получившее мощное развитие на Западе, привело к переносу ответственности при организации социальной работы в случаях фактора ограниченных возможностей от системы более специализированных услуг к общим услугам в рамках «child welfare». Изъятие детей из институциональной системы реабилитации, которая связана со стигмой и социальной сегрегацией, может быть прогрессивным и многообещающим шагом в случае реализации ряда условий. Особенно это зависит от способностей программ и персонала системы child welfare I) обрести умения воздействовать на биопсихосоциальное развитие и процесс изменения через здоровую нормализацию активностей и отношений, независимо от проявляющейся симптоматики, и 2) инкорпорировать вовлеченность семьи и общины еще на уровне разработки услуг.

При осуществлении психосоциальной работы с семьями детей с ограниченными возможностями социальный работник выполняет целый спектр ролей, переходящих от косвенного к прямому, неформального к формальному, менее интенсивного к более интенсивному общению. Широкий контекст ролей помогает адекватизировать деятельность в соответствии с быстро изменяющимися потребностями и вместе с тем предъявляет серьезные требования к их исполнению. Прежде всего фокус на работе с семьей обусловливает необходимость отношения к родителям как к партнерам, учет их экспектаций к ребенку, изучения способа функционирования конкретной семьи и выработки индивидуальной программы, соответствующей семейным потребностям и стилям. Хьюетт отмечает, что общая тенденция характеризовать родителей детей с ограниченными возможностями как страдающими от чувства вины, беспокойства, гиперопеки не совсем справедлива. Скорее это люди более уязвимые, чем другие, столкнувшиеся в своей жизни с ситуацией вызова, для преодоления которой им нужна практическая поддержка, консультирование и уважение гораздо больше, чем глобальные предположения о «патологической абнормальности».

Следовательно, ключевым фактором создания благоприятного окружения для семьи оказывается наличие «назначенного/специального человека» (named person), который является своего рода советником родителям. Он предоставляет эмоциональную и личностную поддержку, выступает как консультант, осуществляет мониторинг изменений, вступая в доверительные отношения с родителями, способствует созданию в семье климата открытости, надежности и доверия, легитимизации проявлению чувств и эмоций и стимулирует обсуждение целей и потребностей семьи. Социальный работник должен поддержать веру в выздоровление при нетяжелых травмах, помочь семье и всем ее членам осознать факт нереальности выздоровления при необратимых повреждениях, направить ресурсы в позитивное русло. На острострессовой стадии для снятия трудностей правомерно использовать метод «интервенции в кризис», суть которого состоит в максимально быстром предоставлении помощи как психологической, так и организационной.

В процессе длительного общения может возникать роль друга-облегчителя, когда социальный работник начинает поднимать ряд специфических проблем, идентифицировать их позитивные и негативные стороны, помогает родителям систематически проявлять активность при решении этих проблем, выдвигает альтернативный ряд решений, указывает на следствия. Часто при этом приходится решать необходимые проблемы при несовпадении взглядов и интересов ребенка и расширенного семейного окружения.

Социальный работник- тренер выступает в рамках образовательных программ, имеющих как профилактическое, так и терапевтическое назначение. Он вводит родителей в «теорию и практику детского развития, регуляции поведения, развития коммуникационных навыков, стрессового менеджмента, помогает понять и разделить переживаемые ребенком чувства, указывает пути преодоления социальных проблем». Процесс тренировки включает в себя моделирование и проигрывание ролей, оценку возможных результатов. Родители признаются партнерами, имеющими не только право голоса, но и потенциальные возможности для утилизации умений по реализации специфических потребностей своих детей. Их обучают способностям использовать свои знания о ребенке в его пользу, пониманию смысла лечения и программ интервенции

Как информатор социальный работник должен собрать информацию о характере ограничения возможностей, сведения о доступных ресурсах, знать, на какие виды служб могут рассчитывать родители.

Роль адвоката в контексте семьи подразумевает «профессиональную услугу, с целью улучшить условия жизни для людей, используя знания о потребностях семьи». Выделяется два подхода к интерпретации роли адвоката с позиций отдельного случая, когда социальный работник действует от лица индивидуального клиента (семья ребенка с ограниченными возможностями) и стремится воздействовать на отношения между клиентом, социальными агентствами и учреждениями. Он дает советы относительно законных прав родителей ребенка и помогает реализовать эти права, вести переговоры с соответствующими инстанциями, зачастую лично сопровождает родителей во время различных встреч. Как политический адвокат социальный работник выступает от лица группы или класса клиентов, страдающих от сходной проблемы, и стремится не только улучшить существующие услуги, но и развивать новые. При работе с семьями детей с ограниченными возможностями значимыми являются обе роли, так как проблемы семьи часто вызваны условиями внешнего окружения, а сама семья вступает в интеракции с другими системами. Представляя интересы индивидуальной семьи, социальный работник должен четко осознавать систему-мишень (на кого направлено), цели (чего достичь) и санкции действия (легитимизированная причина).

Роль фасилитатора включает деятельность социального работника, направленную на стимулирование социального окружения семьи в оказании ей помощи. Особенно она актуальна, если семья ребенка с ограниченными возможностями идентифицирует себя как ненормальная и провоцирует изоляцию.

Как менеджер по работе со случаем социальный работник отвечает за подбор, координацию и интеграцию услуг, предоставляемых семье, их соответствие плану и целям интервенции, а также индивидуальным потребностям семьи. В связи с этим возникает проблема проведения оценивания (assessment). Исследования свидетельствуют, что в случаях, когда в оценке участвует команда, происходит подключение нескольких источников, что значительно улучшает ее качество, а соответственно и планирование воздействия. В редких случаях проводится так необходимое изучение биопсихосоциальных нужд и ресурсов ребенка и семьи в целом.

В соответствии с такими характеристиками системы поддержки, как размер, прочность сети и ее границ, выделяются три области осуществления оценки (assessment), проводимой социальным работником при анализе семейного и социального контекстов.

v Во-первых, спецификация характера стрессов и определение модели семейного функционирования.

v Во-вторых, определение степени и последствий изоляции.

v В-третьих, изучение наличия и доступность неформальных источников поддержки (реальных и потенциальных). Адекватное проведение оценки и планирования включает систематическое изучение культурного, экономического, образовательного, социального окружения семьи, здоровья, ценностей, паттернов общения и интерперсонального функционирования ее членов. В отличие от медицины, в социальной работе постановка диагноза не говорит о том, какая социальная услуга или стратегия должна быть применена.

В зарубежной практике социальной работы с семьями детей с ограниченными возможностями лежит понятие абилитации (habilitation), под которым подразумевается комплекс услуг, направленных на формирование новых и усиление имеющихся ресурсов социального, психического и физического развития ребенка. В ряде стран абилитация связана с развивающимися программами ранней интервенции. В основе ее лежат системная и экологические теории семьи.

Под ранней интервенцией имеется в виду не узкоспециализированная деятельность, а широкий спектр услуг, предоставляемый маленьким детям и их семьям, специфицических для разных групп: для тех, чье развитие уже нарушено, и тех, чье развитие находится под угрозой риска. Поэтому ранняя интервенция предполагает мониторинг развития ребенка с целью своевременного обеспечения специальной помощи. При этом на первый план выходит такая функция социального работника, как оценка (assessment). Основными целями ранней интервенции являются достижение максимального успеха в раскрытии потенциала ребенка и семьи, предупреждение дополнительных негативных воздействий. Поставленные цели определяют требования, предъявляемые к программам и услугам для детей с ограниченными возможностями и их семей:

v  Лечение и реализация контроля за условиями инвалидности ребенка не должны преуменьшать развитие семейного взаимодействия и культурной идентификации. Требования осуществления услуг не должны способствовать изоляции детей от их семей и непосредственного социального окружения.

v  Услуги должны включать постоянное оценивание и планирование.

v  Согласно принципу общего развития Бронфенбреннера, специализация услуг не должна быть связана с группировкой детей по возрасту, типу заболевания и т.д. Экологический контекст способствует моделированию ролей и стимулированию адаптационных процессов.

v  Помощь должна оказываться в максимально возможном естественном окружении, то есть не в изолированном учреждении, а по месту жительства.

v  Специализация услуг оправдана только в случае, когда она непосредственно связана с индивидуализацией особых потребностей в рамках общей программы. Сохранение границ должно быть обусловлено самим планом услуг, процессом помощи и предоставлением выбора ребенку и семье.

v  Ситуация, когда в семье есть ребенок с особыми нуждами, как правило, влияет на формирование более жесткого окружения, необходимого членам семьи для выполнения своих функций.

В результате может измениться самоопределение семьи, сократиться возможность заработка, минимизироваться социальная и рекреационная деятельность. Профессионалы, работающие с такими семьями, должны понимать, что преувеличение нагрузки на одну функцию сказывается на других, причем желание и подготовленность к принятию ролей и функций не всегда совпадают. Поэтому в заданиях, получаемых родителями от специалистов в рамках осуществляемых программ, нагрузка должна распределяться равномерно и соответствовать их реальным возможностям. Основные направления психосоциальной работы с семьями, имеющими
детей с ограниченными возможностями, включают:

þ  Помощь самим детям (медицинская интервенция, консультирование, выездные лагеря).

þ  Услуги для родителей: программы родительских групп самопомощи parent to parent, программы образования с целью развития навыков и знаний родителей, индивидуальное и групповое консультирование.

þ  Для семьи в целом: групповые программы для братьев и сестер, бабушек и дедушек, специфические формы помощи — предоставление отдыха родителям (respite care), помощь на дому и финансовая поддержка.

þ  Для более широкого окружения (общины): агентства ранней интервенции по включению детей в обычные условия жизнедеятельности, защита прав детей и их семей.

 

Структура и функции любой семьи видоизменяются с течением времени, проходя определенные стадии развития. Семьи с детьми, имеющими ограниченные возможности, обладают определенной спецификой прохождения по этим фазам.

. Особенно тяжело переживаются следующие фазы.

1.Столкновение с заболеванием.  Подтверждение серьезного отклонения или болезни способствует кризису, который стимулирует семью активизировать ресурсы. Первая реакция — шок, разочарование, депрессия, фрустрация, гнев, критика медиков, желание смерти ребенка, потеря уверенности и т. д. Поэтому вместе с рождением такого ребенка в семью должен войти социальный работник, способный оказать профессиональную помощь. Когда происходит осознание и принятие факта наличия ограниченных возможностей ребенка, целесообразно использовать задачерешающий метод как эффективный стимулятор целенаправленного достижения уровня относительно полноценного функционирования его в семье и семьи. Особенно важны контакты с родственниками.

2. Раннее детское развитие.  Родители наблюдают, насколько успешно ребенок достигает ступеней нормы, известной для здоровых детей. Семейное поведение и перцепция формируются под влиянием типа и степени тяжести заболевания.

3. Поступление в школу.  Исследования показывают, что ребенок всерьез сталкивается со своей проблемой лишь в школе. Этот период может стать критическим «с точки зрения осознания своей ситуации и реального самопознания». Ребенок впервые выходит за пределы семейной системы. Родители убеждаются, что их ребенок нуждается в специальной программе, осознают нереальность своих первоначальных планов относительно будущего ребенка. Для других детей стресс может быть связан с тем, что одноклассники обычного ребенка узнают о брате или сестре с ограниченными возможностями.

4. Подростничество.  Стресс в случае неудачи попытки обособления от родителей, то есть сохранения зависимости.  Переживания связаны с восприятием ребенка сверстниками.

5. Начало взрослой жизни.  Тревога по поводу необнадеживающей перспективы занятости и неадекватных социальных ресурсов для самостоятельного проживания, что ограничивает спектр вариантов будущей жизни ребенка.

6. Взрослая жизнь.

Связано с тем, где проживает повзрослевший член семьи, качеством ухода, системой услуг.

Тревога родителей о том времени, когда они не смогут контролировать заботу о ребенке.

В целом, исследуя особенности семей, имеющих детей с ограниченными возможностями, и разрабатывая программы помощи, приоритетное значение следует уделять сложности семейной экосистемы и множественности внешних и внутренних факторов, влияющих на семью

Социально-экологическая модель позволяет выделить базовые проблемы на четырех уровнях: микро-, мезо-, экзо- и макросистем.

В микросистему входят типы ролей, деятельности и межличностных отношений в семье. С этой точки зрения, проблемы, возникающие в семьях с детьми с ограниченными возможностями, можно разделить на:

þ  проблемы брака до рождения больного ребенка, принятие ребенка после рождения;

þ  родители — больной ребенок, чувство вины, депрессия и самобичевание матери — включенность отца в воспитание;

þ  родители — здоровый ребенок — недостаточное количество внимания, неадекватная роль и завышенная степень ответственности; сестры и братья больного ребенка могут чувствовать прессинг родителей, желающих видеть «полноценных» детей более удачливыми, для снятия своей «вины»;

þ  больной ребенок — здоровый ребенок — стремление поработить — стыд, чувство вины, страх «заразиться».

На уровне мезосистемы выделяются:

þ  работники здравоохранения — проблемы постановки диагноза, отношения и профессионализма;

þ  расширенная семья — принятие/отвержение;

þ  друзья, соседи — поддержка в преодолении стигмы;

þ  знакомые по работе и отдыху — формирование отношения как к нормальным членам общества;

þ  специальные программы — степень доступности;

þ  другие родители — социально-психологическая помощь, лоббирование интересов; местная община — наличие доступной сети услуг.

В экзосистему входят институты, в которые семья может не включаться непосредственно, но которые оказывают на нее воздействие. К ним относят средства массовой информации, формирующие отношение в обществе к нетипичным людям, здравоохранение, социальное обеспечение, образование.
Макросистема представляет собой систему идеологии и иных убеждений, заложенных в основу социальных институтов.

Адаптация методики оценки семейных потребностей \позволила выявить иерархию потребностей российской семьи с нетипичным ребенком и провести кросскультурный сравнительный анализ результатов. Пирамиду потребностей можно представить следующим образом:

þ  Основные расходы.

þ  Информация об услугах в будущем.

þ  Поиск доктора.

þ  Консультации.

þ  Организация отдыха.

þ  Информация о здоровье ребенка.

þ  Информация об услугах на сегодня.

þ  Поиск дантиста.

Кросскультурная перспектива убеждает в том, что набор основных потребностей до определенной степени универсален. На различия влияют в большей степени такие факторы, как ценностные ориентации семьи и общества и степень развития системы услуг. Так, потребности в информации и финансовые нужды являются универсальными, однако респонденты в Китае, США и Швеции больше настроены на самообразование, чем россияне, которые особо выделяют консультации со специалистами. Потребность встреч и бесед с другими родителями особенно актуальна в США, где развиты группы самопомощи.

 

Некоторые базовые организационные формы услуг с точки зрения их потенциала по предоставлению адекватной помощи.

Специализированные услуги на дому

Наиболее распространенной формой является предоставление домашних инструкторов, сиделок и помощников по дому (homemaker), которые приходят на дом и способствуют улучшению качества заботы и семейного функционирования. Профессиональные социальные работники приходят на дом в рамках обучающих программ по развитию жизненных умений и обеспечивают тренировку родителей в моторной, когнитивной и физической стимуляции. Семьи снабжаются необходимым оборудованием для облегчения жизнедеятельности и тренировки. Существуют специальные станции здоровья матери и ребенка, которые по телефону или по вызову окажут консультации по планированию, мониторингу изменений.  Преимущества услуг на дому можно сгруппировать по трем основным признакам: предоставление в контексте естественного, экологического семейного окружения, интенсивность, постоянный доступ, разнообразие.  Основным требованием к осуществлению услуг на дому является их ком-плементарность с другими услугами и вовлеченность в общую систему социальной поддержки, отвечающую всему спектру потребностей семей, имеющих детей с ограниченными возможностями. Услуги должны быть доступны и интегрированы в общий план, который объединяет интерперсональные и экологические перспективы проблем семья-ребенок.

Центры дневного пребывания

Как правило, в рамках подобных центров инкорпорируются образовательные программы и различные активности с социальными и психологическими услугами детям и родителям. Основной организационной формой является групповая работа (тренинги самопомощи, лекции, обсуждения, просмотр фильмов, ролевые игры и т. д.). Поскольку программы в дневных центрах захватывают своим влиянием длительный промежуток «жизненного пространства», то их деятельность оказывается достаточно эффективной, особенно при использовании работы междисциплинарной команды, индивидуализацией и специализацией.

Групповая работа

Наиболее частотными формами групповой работы являются тренинги, общие дискуссии, просмотр фильмов, ролевые игры. В общинах разрабатываются программы групповых семейных сессий, привлечения приемных бабушек и дедушек для помощи нуклеарным семьям.  Специфической формой работы являются группы самопомощи. Семьи-участники групп самопомощи более успешно используют существующие услуги, чувствуют себя менее изолированными. Особенно эффективна система социальных сетей при работе с семьями, которые до стресса были в невыгодном положении. Это те семьи, где у родителей изначально была низкая самооценка, проблемы в браке и слабая способность справляться с трудностями.  Помимо эмоциональной поддержки, группы самопомощи могут выступать в роли адвоката, представляя интересы как всей группы, так и отдельной семьи. Преимуществом групп самопомощи является то, что они достигают тех, кто самостоятельно не решается обратиться в социальное агентство или для кого не подходят традиционные формы работы.

Кризисные центры и центры диагностики

Использование данных форм обусловлено потребностями оценки, диагностики, планирования, а также интервенцией в кризис. Доказано, что неотъемлемой по значимости интегративной частью ранней интервенции является консультирование. Оно способствует усилению уверенности, компетенции родителей, а также способности обратиться к социальным услугам.
Особенностями работы этих центров являются жесткие лимиты времени. Они предлагают временную помощь, убежище, услуги по преодолению кризиса и часто являются переходным звеном к помощи в общине.

Предоставление отдыха

Respite care определяется как временное снятие ответственности с человека, осуществляющего заботу о другом на дому. В результате происходит минимизация напряжения, a caregiver получает возможность заняться собственными интересами, решить проблемы, в то время как ребенок остается за пределами институционализации. На практике родители или лица, их заменяющие, получают помощь в виде приходящего помощника, или ребенок направляется на время в место, где осуществляется полноценная забота. Чаще всего это учреждение находится недалеко от места постоянного жительства, будучи прикреплено к добровольческой организации, школе или больнице и должно быть в постоянном доступе. Respite care является частью широкой интегрированной системы профессиональной помощи семьям. Безусловно, некоторые элементы данного спектра услуг могут осуществляться и в российских условиях. Однако на развитие и внедрение последних влияют такие негативные факторы действительности, как отсутствие социальной готовности к принятию профессиональной помощи семье, дефицит информации, несформированность социальной готовности и отсутствие адаптированных действенных программ.


 

Скачано с www.znanio.ru

Социальная работа с семьями детей с ограниченными возможностями

Социальная работа с семьями детей с ограниченными возможностями

Социальная работа с семьями детей с ограниченными возможностями

Социальная работа с семьями детей с ограниченными возможностями

Ее задачей является снижение противопоставления интересов ребенка, с одной стороны, интересам родителей, с другой

Ее задачей является снижение противопоставления интересов ребенка, с одной стороны, интересам родителей, с другой

Адаптивность, по определению Олсона, связана со способностью семьи изменяться в ответ на стрессовую ситуацию

Адаптивность, по определению Олсона, связана со способностью семьи изменяться в ответ на стрессовую ситуацию

В случае, когда окружение отвергает ребенка, родитель оказывается депривированным в реализации своих целей

В случае, когда окружение отвергает ребенка, родитель оказывается депривированным в реализации своих целей

Движение деинституционализации, получившее мощное развитие на

Движение деинституционализации, получившее мощное развитие на

В процессе длительного общения может возникать роль друга-облегчителя , когда социальный работник начинает поднимать ряд специфических проблем, идентифицировать их позитивные и негативные стороны, помогает родителям…

В процессе длительного общения может возникать роль друга-облегчителя , когда социальный работник начинает поднимать ряд специфических проблем, идентифицировать их позитивные и негативные стороны, помогает родителям…

Роль фасилитатора включает деятельность социального работника, направленную на стимулирование социального окружения семьи в оказании ей помощи

Роль фасилитатора включает деятельность социального работника, направленную на стимулирование социального окружения семьи в оказании ей помощи

Поставленные цели определяют требования, предъявляемые к программам и услугам для детей с ограниченными возможностями и их семей: v

Поставленные цели определяют требования, предъявляемые к программам и услугам для детей с ограниченными возможностями и их семей: v

Для более широкого окружения (общины): агентства ранней интервенции по включению детей в обычные условия жизнедеятельности, защита прав детей и их семей

Для более широкого окружения (общины): агентства ранней интервенции по включению детей в обычные условия жизнедеятельности, защита прав детей и их семей

В целом, исследуя особенности семей, имеющих детей с ограниченными возможностями, и разрабатывая программы помощи, приоритетное значение следует уделять сложности семейной экосистемы и множественности внешних и…

В целом, исследуя особенности семей, имеющих детей с ограниченными возможностями, и разрабатывая программы помощи, приоритетное значение следует уделять сложности семейной экосистемы и множественности внешних и…

Информация о здоровье ребенка. þ

Информация о здоровье ребенка. þ

Групповая работа Наиболее частотными формами групповой работы являются тренинги, общие дискуссии, просмотр фильмов, ролевые игры

Групповая работа Наиболее частотными формами групповой работы являются тренинги, общие дискуссии, просмотр фильмов, ролевые игры
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.03.2022