Социальная справедливость в современных социологических теориях
Оценка 4.9
Научные работы
docx
обществознание
10 кл—11 кл
03.03.2018
В статье, подготовленной учителем обществознания ГБОУ СОШ 887 Волосковым И.В. и учащимся 10Б класса Поповым Денисом рассматривается философская категория социальной справедливости в современных социологических теориях. Из материала наглядно видно, как абстрактные философские категории в социологических теориях адаптируются к социальным реалиям, становятся социальными фактами. Статья подготовлена в рамках Международной конференции Сорокинские чтения на социологическом факультете МГУ "Социальная справедливость в социологическом измерении".
статья мгу 2018.docx
Волосков И.В, доктор философии, учитель обществознания Гбоу Сош №887
Попов, Д.А., учащийся 10 класса Гбоу Сош № 887
Понятие «справедливости» одно из основных понятий в теориях,
описывающих будущее Человечества. Потому данный термин часто
используется не только в философских, но и в социологических теориях. Особый
научный интерес представляет трансляция философского понятия
справедливости в социологических теориях современности. Определенным
значимым ориентиром для зарождающейся социологии была немецкая
классическая философия. Такие «отцы социологии» как О. Конт, Э. Дюркгейм
считали себя последователями немецкой классической философии. Немецкая
классическая философии, которая рассматривает общество с позиции разума и
рационализации.
Гегель рассматривал справедливость с точки зрения права и гражданского
общества. По сути, справедливым Гегель видел установление «хороших»
законов, соответствующих духу гражданского общества и ведущих к
«процветанию и блеску государства». Все, что связано с правом должно было
быть связано и со стремлением поступать справедливо во имя справедливости.
При этом одним из основных положений в таком «справедливом праве» Гегель
видел именно равенство, а выражением этого должна являться Конституция –
«существующая справедливость», конечной целью которой и является
установление общества свободы и равенства (не уравнительного). Для Гегеля
справедливость неотделима от права, причем права, устанавливаемого
государством, он нашел и диалектическую взаимосвязь понятий справедливости
и права. Например, вынесение наказаний преступникам. Преступник свободно
выбрал то, как вести себя в обществе (девиантно), ему вынесли наказание, но
справедливо оно, если только «взято из самого его деяния». Справедливость
нуждается в защите права, чтобы, эквивалент проступка и наказания был
соразмерным. [1. стр. 141-142]. В такой связке право государство справедливо и
отвечает интересам общества.
Проблема рационализации с позиции идей правового государства и
гражданского общества транслируется в социологические теории XX века.
Ю.Хабермас, как основатель неомарксизма трактует понятие справедливости с
позиции коммуникации и гражданского общества. Социолог противоставляет
формальную коммуникацию капитализма, основанную на выгоде, эксплуатации,
принуждении гуманистической коммуникации, основанной на сотрудничестве,
доверии, взаимодействии. В такой коммуникации нет места принуждению,
доминированию, эксплуатации и она возможна в гражданском обществе как
свободном объединении граждан и их организаций [2, с.97]. Фактором
формирования такой коммуникации Хабермас считает публичную сферу как
промежуточную между государством и частной жизнью граждан. Таким
образом, Хабермас использует проблематику гражданского общества Гегеля, но
в отличии от него делает акцент на механизмы построения такого общества за
счет развития публичной сферы, СМИ и гармонизации социальной
коммуникации.
Гидденс,
как основоположник традиции социологии модерна,
рассматривает справедливость гражданского общества с позиции социального
Э. действия и теории структурации. Рутине, как современному состоянию
общества, основанному на подавлении человека системой, автоматизмом
социального действия противостоит структурация, процесс формирования
системы общества в процессе активной социальной деятельности граждан [2, c.
55]. Важным аспектом данного процесса перехода к гражданскому обществу
является детрадиционализация, критическое осмысление традиций и
уничтожение тех, которые утратили свой смысл, но по-прежнему влияют на
социальное поведение людей. Через рационализацию социального поведения и
пересмотр традиций социолог видит реализацию процесса структурации и
установление справедливого гражданского общества. Вектор на социальное
действие, его рационализацию и доминирование в процессе структурации
является ведущим в социологических теориях модерна и транслируется в
теориях Т. Лукмана, Р. Эмермона, Д. Коулмена.
Постмодернисткие теории делают акцент на проблему относительности,
плюрализма . По мысли З. Баумана, модерн хочет покорять мир, контролировать
природу. Постмодернисты не только не стремятся к этому, а предпринимают
усилия, чтобы разрушить этот контроль. [2, c. 184]. В таком понимании
социология уходит от проблемы справедливости, порядка, социального идеала,
а акцентирует внимание на проблеме исследования общества и выявлении
тенденций его развития. В таком понимание гражданское общество становится
социальным фактом и не оценивается с позиции справедливо-несправедливо,
разумно-не разумно в силу относительности данных категорий для изучения
общества.
1. Гегель, Г.. Энциклопедия философских наук. Часть третья. Философия
духа. Москва, 1956 г
2. Кравченко, С.А. Социология модерна и постмодерна в динамично
меняющемся мире.-М., МГИМО, 2007.
Социальная справедливость в современных социологических теориях
Социальная справедливость в современных социологических теориях
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.