Социально-эмоциональное развитие – это одно из четырёх направлений развития, наряду с физическим, интеллектуальным и духовным. К нему относится умение справляться со своими эмоциями, чувствами, эффективное общение, отношения с самим собой, с близким человеком, с друзьями, с семьёй, с обществом. Эмоциональное развитие следует рассматривать и как умение управлять своими эмоциями, и как умение высвобождать их. Социально-эмоциональное развитие ещё называют развитием сердца (в отличие от развития тела, разума и духа).
Зачем необходимо развиваться социально-эмоционально? Прежде всего чтобы поддерживать баланс в развитии. Если хочешь жить сбалансированно, в гармонии со своей природой, то непеременно приходишь к необходимости развиваться социально и эмоционально. Кто не хочет жить в мире без ссор? В мире, наполенном взаимопониманием, любовью и радостью?
Как развиваться социально-эмоционально? Первый способ – вести дневник. При чём дневник не событий, в которых ты принимал участие, а того, что ты чувствовал при этом. Отлично, если в дневнике будут описаны и события и чувства. Стоит отмечать как отрицательные, так и положительные эмоции. Отрицательные – для обнаружение вариантов развития этой эмоции в обратную ей положительную. Положительные – для их дальнейшего развития.
Дневник помогает выявить причины, которые привели к возникновению сильных положительных или отрицательных эмоций. Это знание даёт возможность избежать или, наоборот, сознательно привлечь эти причины в дальнейшем. Также как и мысли, эмоции лучше всего обрабатывать, когда видишь их со стороны, а не когда они у тебя в голове или в сердце.
Идею о необходимости обработки эмоций предложил Крэг Чайлдз (Craig Childs) в статье «GTD + Твоя Эмоциональная Жизнь». Система GTD Дэвида Аллена позволяет разобраться с делами - а что если использовать тот же подход чтобы разобраться с эмоциями? Собираем эмоции в корзинки (делая записи в дневнике или пометки в блокноте), раз в день или чаще принимаем решение по каждому пункту, что с этим можно сделать. Конкретные действия записываются в списки следующих действий или в ежедневник. Действия, связанные с развитием отношений с одним человеком или группой людей, объеденяются в проекты. Подробнее с идеей можно ознакомиться в оригинальной статье Крэга “GTD + Your Emotional Life“.
Оригинальную GTD можно усилить, если рассматривать все проекты, как развивающие в той или иной сфере жизни. Наряду с другими, я использую следующие социально-эмоциональные метки для проектов:
Дом и семья – проекты по дому и связанные с семьёй.
Интимные отношения – отношения с самым близким человеком (близким другом, подругой, мужем, женой), в моем случае с моей женой.
Общественные отношения – проекты по развитию отношений с друзьями и сообществами, в которые ты входишь.
Эмоциональное состояние – отношения с самим собой, развитие навыков управления эмоциями и их безопасного для окружающих высвобождения.
Интересно, что сам процесс общения является социально-эмоциональным развитием, главное, чтобы он проходил как можно эффективнее. Стивен Кови пишет:
Обновление социально-эмоционального измерения, в отличие от других измерений, не требует специальных затрат времени. Мы можем осуществлять его в ходе обычного, каждодневного взаимодействия с другими людьми. Но для этого потребуются усилия.
Полезное упражнение: честно записать как вы представляете своё текущее социально-эмоциональное состояние. Для этого достаночно записать по абзацу как вы определяете 1) своё эмоциональное состояние, отношение к самому себе, 2) интимные отношения, 3) отношения в семье, 4) общественные отношения. Важно, чтобы это было записано на бумаге или в файле на компьютере. Запишите все хорошее и плохое, так как оно есть на самом деле. В ближайшие несколько дней после упражнения вы заметите изменения к лучшему и захотите исправить или дополнить описание своего социально-эмоционального состояния. Потому что зная, где ты есть, легко найти дорогу туда, куда хочешь прийти.
Социально-эмоциональное развитие
Первый год жизни.
Первоначальное эмоциональное развитие:
вызов положительных эмоциональных реакций;
поддержание инициативных эмоциональных проявлений;
развитие сопереживания через обмен улыбками, взглядами, другими совместными действиями;
Развитие положительного самовосприятия.
Второй - третий годы жизни.
Развитие способностей к различению и идентификации себя:
узнавать себя в зеркале, называть себя по имени;
называть по именам членов своей семьи, правильно определять свои вещи и расположение своего дома;
правильно выражать свои отдельные состояния и потребности.
Развитие способностей к различению и идентификации других:
различать и называть других людей, показывать и называть их основные части тела, их действия;
различать их контрастные эмоциональные состояния.
Развитие навыков социально-приемлемого взаимодействия:
называть действия людей, характеризовать их отношения;
повторять действия взрослых по отношению к другим;
участвовать в коллективной деятельности.
Четвертый - седьмой годы жизни.
Развитие способности к идентификации себя:
Знать свое имя, отчество, фамилию, пол, возраст, другие первичные социальные характеристики;
осознавать свои умения и поступки, сравнивать их с умениями и поступками других людей;
знать особенности своего организма и правила ухода за собой;
осознавать себя как члена социальной группы, уметь брать на себя игровые и социальные роли, проявлять чувство собственного достоинства;
проявлять познавательную активность.
Развитие способности к идентификации других:
знать и называть членов своей семьи и близких родственников, знать любимые занятия членов семьи, культурные традиции, родословную;
узнавать и называть других людей, используя многообразные внешние и социальные признаки, определять социальные роли людей;
определять эмоциональные состояния людей по различным признакам, знать связи эмоциональных состояний и возможных действий людей;
идентифицировать по признакам характер взаимоотношений между людьми;
знать образные средства для передачи эмоциональных состояний людей.
Развитие навыков социально-приемлемого взаимодействия:
знать обычные роли и характер нормальных взаимоотношений в семье;
знать правила поведения в типовых ситуациях, уметь правильно реагировать на эмоциональные состояния окружающих;
знать типовые варианты взаимодействия с представителями различных социальных групп: стариками, малышами, больными и прочее;
знать типовые справедливые способы разрешения проблемных ситуаций.
Младший дошкольный возраст (3 - 4 года)
Социально-эмоциональное развитие.
Способствовать созданию бодрого, радостного, настроения.
Формировать у ребенка чувство доверия и симпатии к окружающим.
Воспитывать у малыша уверенность, что в сложной ситуации он может положиться на взрослого, обратиться к нему за помощью.
Воспитывать интерес ребенка к сверстникам, чувство удовлетворения, когда с ним делятся игрушками, проявляют уважение, принимают в игру.
Поддерживать проявление инициативы ребенка, его желание вступить в контакт со сверстниками.
Развивать умение отображать в игре увиденные жизненные ситуации, исполнять в них определенную роль, подражать.
Развивать восприимчивость к позитивным оценкам близких и родных.
Воспитывать умение отказываться от чего-то, если об этом просит взрослый. Воспитывать правдивость, доброжелательность.
Учить общаться посредством правильной, грамотной речи.
Средний дошкольный возраст(4-6 лет)
Социально-эмоциональное развитие.
Тренировать детей в умении создавать развернутый сюжет игры. Учить планировать совместную со сверстниками деятельность. Находить свое место в игре, понимать желания других и соотносить их с собственными, договариваться, уступать в случае необходимости.
Развивать предпосылки рефлексии: учить анализировать собственные действия, поступки, результаты деятельности, контролировать себя.
Учить ролевому поведению, закладывать основы полового самосознания.
Учить детей быть вежливыми, разрешать недоразумения, не прибегая к грубостям, обидам.
Старший школьный возраст (5-6 лет)
Социально - эмоциональное развитие.
Воспитывать у детей стремление действовать в соответствии с требованиями взрослых, желанием быть признанным другими.
Способствовать становлению самостоятельности дошкольников.
С уважением относиться к детской влюбленности, проявлениям симпатии к представителям противоположного пола.
Формировать у детей адекватную самооценку, умение подмечать не только положительные, но и отрицательные свои качества.
Развивать готовность быть полезным другим людям, умение добровольно отказываться от приятного в случае необходимости, проявлять бескорыстие.
Поощрять проявление зачатков моральных чувств - ответственности, гордости, обязательности, стыда, совести и т.д. Формировать чувство причастности к своей семье, кругу друзей, группе детского сада.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
Установления партнерских отношений с детьми:
представление об образе ребенка как о саморазвивающейся личности;
осознание процесса воспитания детей как создание условий для развития способностей ребенка;
использование способов и средств, обеспечивающих понимание того, что субъектом взаимодействия является ребенок с его интересами, потребностями, особенностями.
Интеграции, предполагающей взаимосвязь, взаимопроникновение содержания социально-эмоционального развития с другими направлениями дошкольного образования (речевое, познавательное, художественное и др.).
Использования различных способов реализации содержания: запланированных, косвенных, ситуативных.
Организации воспитательно-образовательного процесса на основе педагогической оценки актуального состояния развития ребенка (способность видеть, чувствовать, понимать каждого ребенка).
Организации деятельности на рефлексивной основе (анализ возникающих проблемных ситуаций, их поиск в собственных действиях и поведении).
Осознание того, что эффективное, полноценное развитие личности ребенка-дошкольника обеспечивается в процессе ведущего вида деятельности - игровой, в которой наиболее полно реализуются детские потребности в познании, общении, движении.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.