Социально-правовая защита детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Оценка 4.7

Социально-правовая защита детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Оценка 4.7
doc
21.09.2020
Социально-правовая защита детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
брошюра.doc

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»

Институт социального образования

 

 

 

 

 

Социально-правовая защита детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

 

 

 

 

Исполнитель:

Николаева Марина Ивановна,   

Степанова Екатерина Николаевна

 Студентка 304 группы

 

Научный руководитель:

Коротун А.В., канд. пед. наук,доцент кафедры психологии и социальной педагогики

 

 

Екатеринбург, 2015

Содержание

 

  1. Актуальность.
  2. Статистика.
  3. Характеристика детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
  4. Социально – правовая защита детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
  5. Формы жизнеустройства детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
  6. Заключение.
  7. Глоссарий.
  8. Список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Актуальность:     Социально-правовая защита детства - одно из направлений международной и российской государственной политики, которое обеспечивает детям в соответствии с их потребностями нормальные условия для жизни и развития, образования, охраны здоровья, защиты чести и достоинства, активного участия во всех сферах жизнедеятельности

 

Одним из приоритетных объектов социальной защиты со стороны государства является категория детей, чьи возможности в силу объективных причин - состояния здоровья, психики, отсутствия семейного окружения - весьма ограничены. Статистические данные о состоянии и положении детства в Российской Федерации в последние годы показывают явную динамику ухудшения положения детства в целом и отдельных категорий детей, наиболее уязвимых в социальном плане, таких как: дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, имеющие физические и (или) психические недостатки в развитии.

 

Детство - это период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, нравственные ориентации, жизнеспособность и целеустремленность. Эти духовные качества личности не развиваются спонтанно, а формируются в условиях выраженной родительской любви, когда семья создает у ребенка потребность быть преданным, способность сопереживать и радоваться другим людям, нести ответственность за себя и других, стремление научиться самому.

 

Чтобы ребенок комфортно себя чувствовал в эмоциональном плане, необходимы социальные условия, которые определяют его быт, его физическое здоровье, характер его общения с окружающими людьми, его личные успехи.

 

Спектр причин детского неблагополучия весьма широк и неоднозначен. В числе существенных факторов следует выделить кризисные явления в семье: нарушение ее структуры и функций, рост числа разводов и количества неполных семей, асоциальный образ жизни ряда семей; падение жизненного уровня, ухудшение условий содержания детей, нарастание психоэмоциональных перегрузок у взрослого населения, непосредственно отражающихся на детях, распространение жестокого обращения с детьми в семьях и интернатных учреждениях при снижении ответственности за их судьбу. Происходящее в обществе резкое изменение ценностных ориентации, психологическая дезадаптация значительной части населения, снижение нравственных норм негативно сказываются на процессе социализации детей и подростков.

 

Социальная защита детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – одна из важнейших задач государства и общества. Рост социального сиротства, детской безнадзорности так же как демографическая катастрофа (число несовершеннолетних в Российской Федерации убывает ежегодно на миллион), имеют в основе своей общий кризис семьи. Небывалый духовный, экономический, политический, социальный кризис, потрясший Россию, привел к увеличению числа семей с тем или иным уровнем социальной, психологической или структурной дезорганизации. Резкое падение жизненного уровня населения впервые вызвало такое явление как отказ от ребенка в связи с отсутствием возможности его прокормить. Кризисные явления в российском обществе подтолкнули рост преступности, наркомании, алкоголизма, психических заболеваний, расширив истоки детского неблагополучия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Статистика: В конце 2012 года на учёте в федеральном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, состояло 120,7 тыс. детей, в т.ч.: детей в возрасте до 3-х лет – 8,4 тыс. анкет, 3-5 лет – 6,1 тыс. анкет, от 5-10 лет – 21,1 тыс. анкет, старше 10 лет – 85,1 тыс. анкет

На протяжении 2009-2012 годов количество образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, постепенно сокращается: в 2009 году – 1 468; в 2010 году – 1 399; в 2011 году – 1 355; в 2012 году – 1 287 учреждений.

 

Сокращается и численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, помещенных в такие учреждения: в 2009 году – 83,6 тыс. человек; в 2010 году – 78,6 тыс. человек; в 2011 году – 76,3 тыс. человек; в 2012 году – 71,4 тыс. человек.

 

Количество ежегодно выявляемых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: в 2010 году – 93,8 тыс. детей; в 2011 году – 82,2 тыс. детей; в 2012 году – 74,7 тыс. детей. При этом большинство из них по-прежнему составляют дети, оставшиеся без попечения родителей по «социальным» причинам: в 2010 году – 85,1%; в 2011 году – 83,8%; в 2012 году – 83,0% [http://www.svdeti.ru/].

 

 

 

Количество учреждений для детей-сирот в РФ

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Дома ребёнка, ед.

227

218

207

Численность детей

17,5

16,3

16,0

Детские дома, ед.

1048

1012

976

Численность детей

50,0

48,3

45,9

Детские дома-школы, ед.

56

42

42

Численность детей

5,2

4,1

4,1

Детские дома семейного типа, ед.

12

4

4

Численность детей

0,2

0,1

0,1

Школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ед.

90

83

72

Численность детей

9,8

9,0

7,8

Школы-интернаты для детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья, ед.

226

218

205

Численность детей

19,9

19,0

17,9

   Численность детей, родители которых лишены родительских прав: в 2012 году численность детей, родители которых были лишены родительских прав, составила 52,2 тыс. человек, что на 11% меньше по сравнению с 2011 годом (58,8 тыс. человек) и на 19% меньше по сравнению с 2010 годом (64,6 тыс. человек).

  Численность родителей, лишенных родительских прав, в 2012 году составила 44,1 тыс. человек, что на 13% меньше, чем в 2011 году (50,8 тыс. чел.), и на 21% меньше, чем в 2010 году (55,8 тыс. чел.). Из них в 2012 году были лишены родительских прав в связи с жестоким обращением 709 родителей, что на 26,5% меньше, чем в 2011 году (964 родителя), и на 42% меньше, чем в 2010 году (1 213 родителей).

Вместе с тем наблюдается рост числа родителей, ограниченных в родительских правах (в 2012 году – 6 899 родителей; в 2011 году – 6 622 родителя; в 2010 году – 6 044 родителей). Сложившуюся ситуацию можно расценивать как позитивную тенденцию – сокращение распространенности практики лишения родителей родительских прав, применение ограничения родительских прав как временной, предупредительной меры для обеспечения наилучших интересов детей. При этом на протяжении последних лет в отношении 16-18% родителей, ограниченных в родительских правах, указанные ограничения отменяются (в 2010 году – 18%; в 2011 году – 17%; в 2012 году – 16%)  [http://www.svdeti.ru/].

 

 

 

 

 

 

Характеристика детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей

 

Дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

 

Дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке [7,  ст 1].

 

Отсутствие родителей должно быть подтверждено соответствующими документами: [10, ФЗ 124]

   •       Копии свидетельства об их смерти.

   •       Копии решений суда о лишении родительских прав, отобрании ребенка, признании безвестно отсутствующими, объявлении умершими, признании их недееспособными.

  •        Копии приговора суда об осуждении родителей.

  •        Медицинский документ о длительной болезни родителей, препятствующий выполнению ими своих обязанностей.

  •        Документ, подтверждающий то, что ребенок был подкинут.

  •        Материалы о розыске родителей и другие.

 

  Эти документы являются юридическим основанием для предоставления лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, материального обеспечения и льгот.

 

В тех случаях, когда имеется документ, подтверждающий лишение ребенка родительского попечения. Только в отношении одного родителя, а другой родитель длительное время не принимает участия, в содержании и воспитании ребенка, и последний был устроен на воспитание и содержание, в детское интернатное учреждение или под опеку (попечительство), то эти дети относятся к числу детей, фактически оставшихся без попечения родителей.

 

   Обобщая результаты исследований Н.Н. Толстых, А.М. Прихожан, Л.М. Шипицыной и др. можно сделать вывод о том, что психолого- педагогические особенности у детей, лишенных родительского попечения, формируются под влиянием целого комплекса факторов, которые условно можно разделить на две основные группы:

- факторы, связанные с пребыванием детей в социально-неблагополучной

семье;

- факторы, обусловленные негативной стихийной социализацией вне семьи [5, с.84 - 88].

 

   Все перечисленные факторы оказывают влияние на образование определенных психолого-педагогических особенностей детей-сирот и, детей оставшихся без попечения родителей. Исследования и опыт практической деятельности детских психологов, работающий с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без родительского попечительства, показывают, что к психологическим особенностям таких детей и подростков можно отнести:

1. Пониженную активность или, напротив, гиперактивность. Эти качества могут развиваться в связи с особой атмосферой в социально неблагополучной семье, когда ребенок или «запуган» дома или, напротив, утратил связь с родителями и формируется в условиях «улицы», где такая активность необходима для успешного «выживания». Нередко гиперактивность сопровождается склонностью ко лжи и разного рода фантазированию. Подобное качество заметным образом влияет и на его поведение в социуме и в обоих случаях может приводить к замкнутости и разного рода вызывающим, неадекватным поступкам, вплоть до криминальных. В любом случае это свидетельствует о его низкой адаптации к нормальной социальной жизни.

2. Пониженные коммуникативные способности. Они тесно связаны с предыдущей характеристикой и, как правило, выражаются в замкнутости, особенно в отношении взрослых и сверстников из обычных семей. Иногда наблюдается и обратное явление: развязность, стремление «шокировать» собеседника, привлечь внимание и показать свою неординарность и непохожесть на других. Подобные манеры общения также указывают на низкий уровень социализации.

3. Низкая эмоциональная устойчивость. Она, как правило, свидетельствует о перенесенных психологических травмах и выражается в повышенной обидчивости, резкой, иногда истеричной реакции на самые безобидные внешние «раздражители» Низкая эмоциональная устойчивость, как и предыдущие характеристики, заметным образом осложняет общение ребенка с внешним миром.

4. Неадекватное отношение к внешнему миру и самому себе, смещение важнейших общепринятых ценностных приоритетов. В этом случае у ребенка формируется искаженное представление о внешнем мире и о своем месте и статусе в этом мире и в ближайшем социальном окружении. Как правило, внешний мир воспринимается как совершенно равнодушный или, даже, враждебный ребенку (кроме, может быть, небольшой группы сверстников со схожей судьбой), что способствует выработке соответствующих поведенческих стереотипов. В этом случае происходит формирование недоверчивости к окружающим, иногда резко негативного и, даже презрительного отношения к ним, за исключением членов «своей» неформальной группы сверстников.

 

     5. Низкая работоспособность, в том числе и в отношении учебы. Это качество тесно связано с эмоциональной неустойчивостью и пережитыми психическими травмами. Кроме того, уже в силу чисто социальных причин, многие дети из неблагополучных семей нерегулярно посещают школу и не приобретают навыков к занятиям и желания учиться вообще. Равным образом отсутствие систематического трудового воспитания, часто наблюдаемое в  социально неблагополучных семьях, не только препятствует приобретению элементарных навыков работы по дому, но и резко обесценивает труд как потребность человека в целом.

 

   В свою очередь, педагогическая характеристика ребенка определяется такими показателями как:

- фактическим уровнем полученной образовательной подготовки;

- степенью сформированности нравственных качеств;

- наличием гигиенических навыков и навыков самообслуживания;

- лингвистическими качествами (умением сформулировать свои мысли в устной и письменной форме, словарным запасом, уровнем грамотности и т.п.) [1].

 

   У детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения, в этой сфере обычно отмечаются значительные отклонения. Уровень общеобразовательной подготовки, как правило, низок, исключения могут составлять лишь те области, к которым ребенок испытывает особый интерес. Как уже отмечалось, это связано с нерегулярным посещением школы; невысоким интеллектуальным уровнем большинства родителей; отсутствием мотивации к успешной учебе и др. В результате дети-сироты и дети, лишенные родительского попечения, в большинстве случаев по уровню интеллектуального развития отстают от своих сверстников из обычных семей. Очень часто у детей из социально неблагополучных семей наблюдается и отсутствие нормальных представлений о личной гигиене и элементарных навыках самообслуживания. Это связано не только с алкоголизмом родителей, но и с искажением представлений о нормальном образе жизни человека в целом.

 

   У детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, неразвиты лингвистические качества. Это связано с перечисленными выше факторами [2, с. 71].

 

Лексика их родителей, как правило, бедна, но включает в себя много жаргонных и нецензурных слов и выражений, которые достаточно быстро усваиваются детьми, особенно в раннем возрасте. Подобное наблюдается и в процессе общения со сверстниками из неформальной группы, когда использование особого «подросткового» жаргона является средством самоидентификации.

 

   Таким образом, специфика психолого-педагогических характеристик детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяется сложным комплексом причин и необходимо специальное индивидуальное обследование таких детей. Все негативные психолого-педагогические особенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (социальные сироты), выросших в неблагополучных семьях, свидетельствует о низком уровне социализации, отсутствии у них просоциальных ценностных ориентаций и слабой адаптированности к нормальной социальной жизни. Социализация возможна в процессе длительного позитивного влияния на ребенка и оказания ему соответствующей психолого-педагогической поддержки.

Социально-правовая защита детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

 

   СПЗ - система социальных, правовых, экономических мер и гарантий, реализуемых государственными и негосударственными организациями, которые направлены на выявление, предупреждение и нейтрализацию влияния на жизнедеятельность человека отрицательных факторов (социальных рисков) с целью соблюдения его прав, обеспечения достойных условий и уровня жизни каждого члена общества. В целом социально-правовая защита – это комплекс таких мероприятий, которые позволяют каждому члену общества, будь это ребенок-инвалид, пожилой человек или одинокая мать реализовать основные права благодаря созданию надлежащих социальных условий.

 

Субъекты социально  - правовой защиты детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

1.                 органы опеки и попечительства

2.                 государство

3.                 церковь

4.                 партии

5.                 уполномоченный по правам ребенка

6.                 семья

7.                 социальные учреждения

8.                 образовательные учреждения

9.                 средства массовой информации

 

         Защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, реализуется в соответствии с федеральным и областным законодательством.

 

 

Социально – правовая защита детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на федеральном уровне: [7, ФЗ №159].

 

·                    Дополнительные гарантии права на образование:  дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования или высшего образования по очной форме обучения за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также обучающиеся, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, зачисляются на полное государственное обеспечение до завершения обучения [7, ст. 6].

·                    Дополнительные гарантии права на медицинское обеспечение: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются путевки в оздоровительные лагеря, в санаторно-курортные организации при наличии медицинских показаний, а также оплачивается проезд к месту лечения и обратно [7, ст. 7].

·                    Дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений [7, ст. 8].

·                    Дополнительные гарантии права на труд: органы государственной службы занятости населения (далее - органы службы занятости) при обращении к ним детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет осуществляют профориентационную работу с указанными лицами и обеспечивают диагностику их профессиональной пригодности с учетом состояния здоровья [7, ст. 9].

·                    Судебная защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации [7, ст. 10].

 

Социально – правовая защита детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на региональном уровне: [9, ФЗ №28]

·                    Возмещение расходов образовательных учреждений по подготовке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к поступлению на обучение в учреждения среднего и высшего профессионального образования на территории Свердловской области;

·                    Выплата государственной социальной стипендии;

·                    Выплата заработной платы в размере 100% начисленной в период производственного обучения и производственной практики лицам из числа детей-сирот;

·                    Единовременная денежная выплата на проведение ремонта закрепленных за детьми - сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, жилых помещений, принадлежащим им на праве собственности;

·                    Право на бесплатную юридическую помощь;

·                    Право на отдых и оздоровление.

Формы семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

 

1)Институциональная форма (дом ребенка, школа-интернат, специальные учреждения и т.д).

 

Дом ребенка - государственное учреждение, находящееся в ведении органов здравоохранения, предназначенное для воспитания и оказания помощи детям-сиротам, брошенным детям, детям одиноких матерей или граждан, лишенных родительских прав, оставшимся без попечения родителей, а также детям с дефектами умственного и физического развития. В Д. р. дети воспитываются от рождения до трехлетнего возраста.

 

Школа-интернат - образовательное учреждение с круглосуточным пребыванием обучающихся, созданное в целях воспитания детей, формирования у них навыков самостоятельной жизни и всестороннего раскрытия творческих способностей.

 

2) Неинституциональная форма (усыновление, приемная семья, опека и попечительство, патронатная семья и т.д).

•          Усыновление/удочерение – принятие в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на правах кровного. Ребенок после усыновления получает все права родного - со всеми вытекающими отсюда обязанностями его родителей, и лишается льгот, которые он имел как сирота. Усыновление для родителей означает высшую степень ответственности за судьбу ребенка и его полноценное развитие [6, ст. 124].

•          Опека и попечительство – семейная форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также защиты прав и интересов. В свою очередь опека бывает – возмездной и безвозмездной. К возмездным формам опеки относятся: приемная семья, семейно-воспитательная группа и патронат [4, с. 157 - 158].

 

·                              Замещающая семья – форма временного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без родительской опеки в семьи, если в биологических семьях нарушены семейные связи и потеряна родительская опека над детьми. К такой категории семей относятся прежде всего приемные семьи.

 

•          Приемная семья – возмездная разновидность опеки, при которой ребенок передается в семью на основании гражданско–правового договора (не трудового) между приемными родителями и органами опеки. По сути это государственный заказ на оказание услуг по воспитанию ребенка. Ребенок может быть принят под опеку из любого региона, но заключить договор можно только по месту своего жительства. По этому виду договора трудовой стаж не начисляется.

 

•          Семейная воспитательная группа (СВГ) – это структурное подразделение организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказывающей социальные услуги, в которую передается воспитанник на период реабилитации до решения вопроса о его дальнейшем устройстве в порядке, установленном в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

 

•          Патронатная семья– возмездная разновидность опеки, регулируемая региональными законодательными актами,  временная форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при которой, ребенок передается на воспитание в специально подготовленную принимающую семью патронатного воспитателя на основании договора о патронатном воспитании, на установленный договором срок с целью предотвращения попадания в интернатные условия. Патронатный воспитатель принимающей патронатной семьи – сотрудник детского дома, который на основании договора о патронатном воспитании является законным представителем несовершеннолетнего на установленный договором срок [8, ст. 6].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

           Кризис современной семьи, констатируемый специалистами, негативно отразился на состоянии детства в стране, приведя к росту социального сиротства и увеличения числа таких специфических учреждений как детские дома и школы-интернаты

        Весьма широк спектр причин детского неблагополучия. Кризис семьи проявляется и в нарушение ее структуры и функций. Рост числа разводов и количества неполных семей, асоциальный образ жизни ряда семей; падение жизненного уровня, ухудшение условий содержания детей, нарастание психоэмоциональных перегрузок у взрослого населения, непосредственно отражающихся на детях; распространение жестокого обращения с детьми в семьях и интернатных учреждениях при снижении ответственности за их судьбу.

        Продолжает увеличиваться число детей, осиротевших в раннем возрасте. Растет число выявленных детей, оставшихся без попечения родителей. Большинство из них передаются под опеку (попечительство) и на усыновлении, около 30% от их числа устраиваются в дома ребенка, детские дома, школы-интернаты и другие учебно-воспитательные учреждения. Несмотря на увеличение числа детей, переданных в семью, количество детей, помещенных в интернатные учреждения, не снижается.

     Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей и не получившие положительного опыта семейной жизни не могут создать здоровую полноценную семью. Воспитываясь в государственных учреждениях, воспитательные системы которых далеки от совершенства, они часто повторяют судьбу своих родителей, лишаясь родительских прав, тем самым расширяя поле социального сиротства. 40% детей, вышедших из интернатных учреждений, становятся преступниками, 40% - наркоманами, 10% - заканчивают жизнь самоубийством и лишь 10% - способны к полноценной самостоятельной жизни.

       Необходимость развития альтернативных форм воспитания детей-сирот в настоящее время не вызывает сомнений. Необходимо проводить мероприятия по предупреждению социального сиротства; создавать условия для оказания комплексной (социальной, правовой, медицинской, психолого-педагогической) помощи и поддержки малоимущим семьям.

      Например в виде создания центров помощи семье; внедрять и развивать различные формы семейного устройства и воспитания детей-сирот (приемная, патронатная семья, семейно-воспитательная группа и др.); развивать систему государственных учреждений для детей-сирот, направленных на увеличение данных учреждений с целью создания воспитанникам условий проживания, приближенных к семейным; развивать систему социальных приютов, центров временного пребывания детей, социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, центров помощи детям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, а также центров постинтернатной адаптации и служб поддержки выпускников учреждений для детей-сирот.

Глоссарий

 

1.                 Дети – сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

 

2.                 Дети, оставшиеся без попечения родителей - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими. Установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов. Отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.

 

 

3.                 Социальный сирота – это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем. В этом случае заботу о ребенке берет на себя государство и общество. Дети относятся к группе социального сиротства, когда их основные материальные, эмоциональные, медицинские и образовательные потребности не находят удовлетворения, или когда дети подвергаются насилию из-за того, что их опекуны не способны или не желают обеспечивать адекватный уход за ними.

 

4.                 Сиротство - социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, родители которых умерли, а также детей, оставшихся без попечения родителей вследствие различных социальных факторов. К ним могут быть отнесены: лишение родительских прав обоих родителей либо единственного родителя, признание в установленном порядке родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т.д. Сюда также относят детей, родители которых не лишены родительских прав, но фактически не осуществляют какой-либо заботы о своих детях и в установленном законом порядке дали согласие на их усыновление (удочерение).

 

 

5.                 О́рган опеки и попечительства— орган государственной исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на который возложены функции по опеке и попечительству. Действуют в рамках федерального закона «Об опеке и попечительстве».

 

6.                 Социально-правовая защита – это комплекс таких мероприятий, которые позволяют каждому члену общества, будь это ребенок-инвалид, пожилой человек или одинокая мать реализовать основные права благодаря созданию надлежащих социальных условий.

 

 

7.                 Дом ребенка - государственное учреждение, находящееся в ведении органов здравоохранения, предназначенное для воспитания и оказания помощи детям-сиротам, брошенным детям, детям одиноких матерей или граждан, лишенных родительских прав, оставшимся без попечения родителей, а также детям с дефектами умственного и физического развития. В Д. р. дети воспитываются от рождения до трехлетнего возраста.

 

8.                 Школа-интернат - образовательное учреждение с круглосуточным пребыванием обучающихся, созданное в целях воспитания детей, формирования у них навыков самостоятельной жизни и всестороннего раскрытия творческих способностей.

 

 

9.                 Усыновление/удочерение – принятие в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на правах кровного. Ребенок после усыновления получает все права родного - со всеми вытекающими отсюда обязанностями его родителей, и лишается льгот, которые он имел как сирота. Усыновление для родителей означает высшую степень ответственности за судьбу ребенка и его полноценное развитие.

 

10.             Опека и попечительство – семейная форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также защиты прав и интересов. В свою очередь опека бывает – возмездной и безвозмездной. К возмездным формам опеки относятся: приемная семья, семейно-воспитательная группа и патронат.

 

 

11.             Приемная семья – возмездная разновидность опеки, при которой ребенок передается в семью на основании гражданско–правового договора (не трудового) между приемными родителями и органами опеки. По сути это государственный заказ на оказание услуг по воспитанию ребенка. Ребенок может быть принят под опеку из любого региона, но заключить договор можно только по месту своего жительства. По этому виду договора трудовой стаж не начисляется.

 

12.             Семейная воспитательная группа (СВГ) – это структурное подразделение организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказывающей социальные услуги, в которую передается воспитанник на период реабилитации до решения вопроса о его дальнейшем устройстве в порядке, установленном в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

 

 

13.             Патронатная семья– возмездная разновидность опеки, регулируемая региональными законодательными актами,  временная форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при которой, ребенок передается на воспитание в специально подготовленную принимающую семью патронатного воспитателя на основании договора о патронатном воспитании, на установленный договором срок с целью предотвращения попадания в интернатные условия. Патронатный воспитатель принимающей патронатной семьи – сотрудник детского дома, который на основании договора о патронатном воспитании является законным представителем несовершеннолетнего на установленный договором срок.

 

  1. Реабилитация детей - все типы услуг, необходимых для обеспечения социального участия детей, а не только специализированное вмешательство.

 

  1. Детство - это период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, нравственные ориентации, жизнеспособность и целеустремленность.

Список использованной литературы

 

  1. Галагузова М.А. Социальная педагогика; курс лекций / М.А. Галагузова. – М., 2000.
  2. Дементьева И.Ф. Дети, нуждающиеся в государственной помощи и поддержке / И.Ф. Дементьева // Социальная педагогика. – 2003. - №3. – С. 69-72.
  3. Дементьева И.Ф. Социальная адаптация детей сирот / И.Ф. Дементьева. – М., 2003. 263 с.
  4. Ершова Н.М. Опека, попечительство, усыновление / Н.М. Ершова. – М., 2000. 346 с.
  5. Павленка П.Д. Теория и методика социальной работы / П.Д. Павленка. – М.: ГАСБУ., 1995. 309 с.
  6. Семейный кодекс Российской Федераци
  7. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (№159 – ФЗ от 21.12.96 г).
  8. Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» (№48 – ФЗ от 24.04.08 г).
  9. Федеральный закон «О защите прав ребенка в Свердловской области» (№28 – ФЗ от 23.10.95 г).
  10. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (№124 – ФЗ от 24.07.98 г).
  11. [http://www.svdeti.ru/]

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Министерство образования и науки

Министерство образования и науки

Содержание Актуальность.

Содержание Актуальность.

Актуальность: Социально-правовая защита детства - одно из направлений международной и российской государственной политики, которое обеспечивает детям в соответствии с их потребностями нормальные условия для жизни…

Актуальность: Социально-правовая защита детства - одно из направлений международной и российской государственной политики, которое обеспечивает детям в соответствии с их потребностями нормальные условия для жизни…

Спектр причин детского неблагополучия весьма широк и неоднозначен

Спектр причин детского неблагополучия весьма широк и неоднозначен

Кризисные явления в российском обществе подтолкнули рост преступности, наркомании, алкоголизма, психических заболеваний, расширив истоки детского неблагополучия

Кризисные явления в российском обществе подтолкнули рост преступности, наркомании, алкоголизма, психических заболеваний, расширив истоки детского неблагополучия

Статистика : В конце 2012 года на учёте в федеральном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, состояло 120,7 тыс

Статистика : В конце 2012 года на учёте в федеральном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, состояло 120,7 тыс

Количество учреждений для детей-сирот в

Количество учреждений для детей-сирот в

Из них в 2012 году были лишены родительских прав в связи с жестоким обращением 709 родителей, что на 26,5% меньше, чем в 2011 году (964…

Из них в 2012 году были лишены родительских прав в связи с жестоким обращением 709 родителей, что на 26,5% меньше, чем в 2011 году (964…

Характеристика детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей

Характеристика детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей

Копии приговора суда об осуждении родителей

Копии приговора суда об осуждении родителей

Все перечисленные факторы оказывают влияние на образование определенных психолого-педагогических особенностей детей-сирот и, детей оставшихся без попечения родителей

Все перечисленные факторы оказывают влияние на образование определенных психолого-педагогических особенностей детей-сирот и, детей оставшихся без попечения родителей

Подобные манеры общения также указывают на низкий уровень социализации

Подобные манеры общения также указывают на низкий уровень социализации

В свою очередь, педагогическая характеристика ребенка определяется такими показателями как: - фактическим уровнем полученной образовательной подготовки; - степенью сформированности нравственных качеств; - наличием гигиенических навыков…

В свою очередь, педагогическая характеристика ребенка определяется такими показателями как: - фактическим уровнем полученной образовательной подготовки; - степенью сформированности нравственных качеств; - наличием гигиенических навыков…

Это связано не только с алкоголизмом родителей, но и с искажением представлений о нормальном образе жизни человека в целом

Это связано не только с алкоголизмом родителей, но и с искажением представлений о нормальном образе жизни человека в целом

Социально-правовая защита детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Социально-правовая защита детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Социально – правовая защита детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на федеральном уровне: [7,

Социально – правовая защита детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на федеральном уровне: [7,

Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта

Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта

Судебная защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные…

Судебная защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные…

Формы семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Формы семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Опека и попечительство – семейная форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также защиты прав…

Опека и попечительство – семейная форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также защиты прав…

Российской Федерации. •

Российской Федерации. •

Заключение Кризис современной семьи, констатируемый специалистами, негативно отразился на состоянии детства в стране, приведя к росту социального сиротства и увеличения числа таких специфических учреждений как…

Заключение Кризис современной семьи, констатируемый специалистами, негативно отразился на состоянии детства в стране, приведя к росту социального сиротства и увеличения числа таких специфических учреждений как…

Воспитываясь в государственных учреждениях, воспитательные системы которых далеки от совершенства, они часто повторяют судьбу своих родителей, лишаясь родительских прав, тем самым расширяя поле социального сиротства

Воспитываясь в государственных учреждениях, воспитательные системы которых далеки от совершенства, они часто повторяют судьбу своих родителей, лишаясь родительских прав, тем самым расширяя поле социального сиротства

Глоссарий 1.

Глоссарий 1.

Социальный сирота – это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем

Социальный сирота – это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем

Действуют в рамках федерального закона «Об опеке и попечительстве»

Действуют в рамках федерального закона «Об опеке и попечительстве»

Усыновление для родителей означает высшую степень ответственности за судьбу ребенка и его полноценное развитие

Усыновление для родителей означает высшую степень ответственности за судьбу ребенка и его полноценное развитие

Российской Федерации. 2.

Российской Федерации. 2.

Список использованной литературы

Список использованной литературы

Социально-правовая защита детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Социально-правовая защита детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.09.2020