Российский патриотизм: история и современность
Оценка 4.7

Российский патриотизм: история и современность

Оценка 4.7
doc
19.09.2020
Российский патриотизм: история и современность
Патриотизм - нравственное качество личности, которое выражается в нравственных понятиях о Родине, определяет отношение человека к Отечеству и реализует знания и отношения в процессе деятельности личности. Патриотизм - неотъемлемая составная часть общественного сознания. На сегодняшний день тема патриотизма является весьма актуальной, так как она касается каждого гражданина и во многом связанна с политической ситуацией в нашей и многих других странах. От чувства патриотизма зависит отношение человека к своей стране, к окружающим его людям, к выбору правительства, к состоянию и сохранению архитектурного богатства и экологии.
реферат по патриотизму.doc

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»

Институт социального образования

Кафедра социальной педагогики

 

 

 

 

 

 

 

 

Российский патриотизм: история и современность

 

 

 

 

                                                                 

Исполнитель:

Николаева Марина Ивановна,

студентка 104 группы

очного  отделения

_______ ___________________

дата                  подпись

 

 

Научный руководитель:

Середа В.А.

оценка: ________________________

 

___________  ___________

дата                        подпись

 

 

 

 

 

 

г. Екатеринбург

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

1.Введение………………………………………………………………………..

3

2.История формирования патриотизма в России……………………………...

5

3.Современные подходы к организации патриотического воспитания……...

8

Заключение……………………………………………………………………….

11

Список использованной литературы…………………………………………...

12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

      Патриотизм - нравственное качество личности, которое выражается в нравственных понятиях о Родине, определяет отношение человека к Отечеству и реализует знания и отношения в процессе деятельности личности. Патриотизм - неотъемлемая составная часть общественного сознания.

     На сегодняшний день тема патриотизма является весьма актуальной, так как она касается каждого гражданина и во многом связанна с политической ситуацией в нашей и многих других странах. От чувства патриотизма зависит отношение человека к своей стране, к окружающим его людям, к выбору правительства, к состоянию и сохранению архитектурного богатства и экологии.

     Патриотизм включает в себя:

           – любовь к Родине;

           – бескорыстную преданность и служение ей;

           – патриотические чувства

           – наличие активной гражданской позиции, готовность отстаивать интересы своей Родины, действовать во имя сохранения и развития ее благополучия;

           – жертвенность, т.е. готовность пожертвовать ради отечества своими личными интересами, в том числе и жизнью; восприятие служения Родине как одной из важных основ своего жизненного самоопределения, святого долга и первейшей обязанности;

          – признание Родины в качестве высшей, главной ценности в иерархии системы ценностей личности;

          – гордость за свою культуру и достижения своего народа;

          –уважение к другим народам и культурам.

    Российский патриотизм и его развитие - одна из актуальных и сложных проблем нашего общества. Патриотизм как компонент общественного сознания характеризует не только важнейшую роль жизни общества, но и предпосылку его устойчивого развития. При размытом патриотизме и национальном самосознании граждане становятся безучастными к состоянию дел в стране, ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ нашего общества и государства.

   Патриотизм составляет базовую характеристику  мировоззрения человека, выступает социально-нравственным императивом, характеризующим его ценностное отношение к Отечеству, побуждающим его к патриотически направленной деятельности. Он формируется в процессе воспитания на основе тесного взаимодействия объектов и субъектов воспитания.

   В России патриотизму населения уделяется серьезное внимание, реализовалась по счету вторая государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010».

 Также следует сказать, что патриотизм составляет основу государственной молодежной политики.

Для написания реферата я использовала книги таких авторов, как: М.В.Третьяков «Проблема качества жизни, как проблема общества в России в ⅩⅩвеке»; О.В.Охотников «Россия в XXI веке; прогнозы культурного развития качества жизни на рубеже тысячелетий»; Е.П.Титков «История патриотизма». На мой взгляд, именно эти книги наиболее полно помогли мне раскрыть тему моего реферата.

 

Предмет исследования: российский патриотизм.

 

Объект исследования: исторический и современный патриотизм.

 

Цель работы: определить место и роль воспитания патриотизма на историческом и современном периодах.

 

Задачи:

1.Рассмотреть историю формирования российского патриотизма.

2.Рассмотреть современные подходы к организации патриотического воспитания.

3.На основе изученного материала сделать заключение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

История формирования патриотизма в России

 

      Патриотизм в многовековой и полной тяжелых испытаний истории России был основой национального самосознания народа, составной частью общественного сознания. Патриотизм органически связан с осознанием исторического бытия народа, ибо Родина – это не только сегодняшняя страна, но и вся ее история. История ее культуры, ее духовного становления во времени. Патриотизм – это ощущение духовной связи с Отечеством; для нас – с Россией.    Это любовь к ее прошлому и настоящему, это надежда и вера в ее будущее.

    Впервые компоненты патриотизма появились у восточных славян до принятия христианства. Приоритетом в древней культуре и воспитании славян было отношение к Матушке-земле. У славян всегда было развито чувство патриотизма, которое крепло в борьбе с суровой природой, в тяжелом и упорном   труде. Проявление патриотизма отмечается и в летописях, в «Слове о полку Игореве», в исторических песнях, в «Поучении Владимира Мономаха», и других древнерусских литературных источниках.

    В Древней Руси на первом плане стояли задачи, которые определяли судьбу Русской земли: непрерывная борьба за единство и защита Отечества.

    В сознании русского народа происходит формирование таких качеств национального самосознания, как честь, достоинство, патриотическая гражданственность, понимание героического как готовности жертвовать своей жизнью ради всей Русской земли, проявлять личную заботу об ее благе.

   Идея защиты Отечества была ведущей в древнерусских исторических и литературных источниках, она тесно связывалась с идеальным образом русского князя. «Патриотизм был не только долгом, но и убеждением русских князей».

Испытания, которые пришлось пережить русскому народу, военная мощь его врагов, покорение значительной части территории татаро-монголами ускорили накопление в народе патриотической силы и энергии, осознание необходимости национального объединения.

   Особое место в реализации патриотической идеи в Древней Руси занимало военно-патриотическое направление. Вопросы военного дела и военно-патриотического воспитания на Руси нашли отражение в таких произведениях, как «Слово о полку Игореве», «Повесть временных лет», «Притчи», «Слова» Кирилла Туровского, «Моления» Даниила Заточника, «Чтения» монаха Киево-Печерского монастыря Нестора, «Поучение» киевского князя Владимира Мономаха, «Русская Правда» киевского князя Ярослава Мудрого.

   Монгольское нашествие в II веке, и последовавший за ним удар со стороны Тевтонского ордена и Швеции сформировал еще большее чувство патриотизма. Победа русских войск Александра Невского в Чудском сражении, благополучный исход Куликовской битвы, «великое стояние» на Угре имели огромное политическое и национальное значение, укрепили патриотические настроения русского народа.

 

     По мнению одного из крупнейших философов России Л.П.Карсавина, наиболее ярким и стойким носителем любви к Отечеству, истинного патриотизма является армия. Армия невозможна без патриотизма и жертвенности. Ее лозунг: «Жить для России и умереть за Россию».

    В период образования централизованного государства патриотическая идея защиты русской земли наполняется историческим оптимизмом, верою в  мощь страны. Слава и доблесть русских воинов, проявленные в борьбе с врагами, служили для молодых поколений примером отваги, мужества, чувства преданности Родине.

   Идеал патриота для М.В.Ломоносова - человек научно образованный, смелый покоритель природы, действующий на благо государства.

   Идеально воспитанный человек, по А.Н.Радищеву,- сын отечества. «Истинный человек и сын Отечества есть одно и то же….Не все рожденные в отечестве достойны величественного именования сына Отечества (патриота)…»

   В своей статье «О любви к отечеству и народной гордости» Н.М.Карамзин рассматривает патриотизм по нескольким этапам проявления: через физическую привязанность к Отечеству и нравственную любовь к Отечеству, возникающую и развивающуюся в непосредственной образовательной и воспитывающей среде человека. Физическая любовь связана с местом рождения человека, с родной природой, окружающим его домом. «Естественные красоты  Отчизны - писал Н.М.Карамзин, - уже сами по себе имеют влияние на общую любовь к ней, хотя они не главные в основании привязанности людей к Отечеству». Любовь к согражданам, к людям, рядом с которыми мы выросли и воспитывались, живем, являются, по его мнению, моральной любовью к Отечеству». Н.М.Карамзин считал, что «всякий должен расти в своем Отечестве» и только «в одной России можно сделаться хорошим русским».

   Также патриотические мотивы звучат в письмах А.И.Герцена к своему сыну Александру: «Ты никогда не забывай,- писал он, - что ты должен быть русским, твои руки, чуткие руки врача…должны быть на ранах родной страны».

    Развитию патриотизма в России в ⅩⅧ веке способствовали сложившаяся к этому времени система образования, патриархальное воспитание, характерное для русского народа.

   Со второй половине ⅩⅧ века клич о патриотизме звучал немного  иначе: «За землю русскую! За веру православную!». Здесь на первое место встает слово «вера». Православие объединяло русский народ.

  Советский патриотизм появился как результат победы сталинской доктрины построения социализма в отдельно взятой стране. В годы Великой Отечественной войны советский патриотизм был усилен признанием значимости российской военной истории, с акцентом на ее наиболее героических примерах.

В эти времена прежде всего русский воин стоял  за родную землю, за родных людей. Постепенно эти качества стали основой патриотизма.

   В сознании советских людей был прочно сформирован образ защитника Отечества, Добра, справедливости; образ мудрости государственного деятеля, образ воли полководца. Мощным фактором воспитания был образ героя (А.Матросов, З.Космодемьянская) и образ героического акта (ночной таран в воздухе, оборона дома Павлова). Данные образы предстают как образы патриотизма, нравственности, духовности, толерантности, самоотверженности, мужества.

    В целом проблема российского патриотизма в Iвеке была одной из наиболее актуальных для философов, историков, писателей, педагогов, общественных деятелей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Современные подходы к организации патриотического воспитания

 

       Патриотизм и любовь к Родине сегодня занимают одну из ведущих позиций в списке жизненных ценностей россиян.

       Результаты патриотического воспитания в нашей стране по  итогам реализации государственных программ патриотического воспитания граждан Российской Федерации носят положительную динамику. Патриотизм и любовь к Патриотами считают себя большинство представителей практически всех групп и слоев общества. 83% россиян, как показал ноябрьский опрос ВЦИОМ, считают себя патриотами своей страны. Не быть патриотом сейчас – непрестижно и немодно.

     При этом следует сказать, что проводимые мониторинги, социологические исследования выявляют и слабые места в этой работе.

     Итоговые данные мониторинга о результативности патриотического воспитания в образовательной системы России оценивается  как удовлетворительная. Каждый третий из школьников считает важным иметь возможность жить в стабильно развивающейся России. Подавляющее большинство из 780 опрошенных школьников (83%) собирается жить в своей собственной стране и работать на ее благо. Еще больше (93%) гордятся тем, что они граждане страны. Большинство знакомы с Конституцией своей страны, знают ее гимн, 78% считают, что патриотизм-это чувство ответственности за судьбу своего Отечества, стремление трудиться на его благо. Большинство опрошенных школьников интересуется жизнью общества, активно обсуждает события в своем кругу.

     Некоторые социологические исследования свидетельствуют о повышении интереса детей и молодежи к патриотически направленной деятельности. Так, по результат мониторинга «Детское движение Москвы: состояние и перспективы развития», проведенного социологами Московского гуманитарного университета, установили, что почти половина (49,8%) из 572 детских общественных объединений занимаются гражданско-патриотическим и волонтерским направлением работы.

     У «новых российских патриотов» постепенно вырабатывается  своего рода нравственный кодекс, предписывающий, что хорошо, допустимо, а что плохо, недопустимо, заслуживает осуждения. Россияне не видят ничего предосудительного в таких ситуациях, как работа в иностранной фирме, переезд в другую страну, брак с иностранцем. Напротив, недопустимым 52% опрошенных назвали уклонение от уплаты налогов, 48% полагают, что каждый гражданин страны должен знать государственную символику.

    Поровну разделились мнения в отношении такой практики, как уклонение от службы в армии: 39% считает это недопустимым, примерно столько же (40%) – допустимым с теми или иными оговорками. Тяжелая и часто недостойная практика службы призывников в армии зачастую уничтожает высокое нравственное значение службы родине с оружием в руках, традиционно культивировавшееся в России. Большинство опрошенных считают, что школам и вузам следует возобновить военно-патриотическое воспитание.

    На сегодняшний день есть многие нерешенные проблемы, связанные с развитием российского патриотизма.

    В сознании детей и молодежи имеют широкое распространение апатия и равнодушие, нигилизм и цинизм, безответственность и агрессивность,  эгоизм, неуважительное отношение к государству и социальным институтам.

    Отечественная история, ее героические события, персоналии выдающихся деятелей не несут в значимом объеме силу нравственного идеала как основы патриотического воспитания. Такие государственные приоритеты, как державность, государственничество и социальная солидарность, в патриотическом сознании не актуализируются.

    По-моему мнению, на данный момент, в человеке проснулось чувство самосохранения, а не патриотизма. Молодежь перестала ценить русскую историю, мы перестали гордится отважеством своих предков, а, как известно именно на молодом поколении строится государство. Ведь кто такой патриот современной России? Кто любит свою Родину не на словах, а на деле? Кто любит бриться наголо, носить униформу и ходить строем, кричать всем о том, что он патриот? Кто считает службу в российской армии своим долгом? Кто стремится получить хорошее образование, освоить нужное обществу профессию, завести семью, обустроить собственный быт? А ведь таких, на самом деле, единицы.

    На данный момент недостаточное внимание в системе образования уделяется  формированию военно-патриотического воспитания как  особому виду государственной службы. В образовательных учреждениях не добиваются глубокого понимания подрастающим поколением своей роли и места в служении Отечеству, высокой личной ответственности за выполнение требований военной службы, убежденности в необходимости формирования необходимых качеств и навыков для выполнения воинского долга в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований и органов.

    В настоящее время проблемами патриотизма занимаются: Институт социологии РАН, Институт социально-политических исследований РАН, Институт психологии РАН, Главное управление воспитательной работы ВС РФ, Центр военно-стратегических исследований Генерального штаба ВС РФ, Военный университет Министерства обороны РФ, Уральский государственный педагогический университет.

   В целом  патриотическое воспитание в России в последние годы проявляет следующие тенденции:

·        Повышение роли социально-воспитательных и патриотических установок и ценностей, включаемых государственными органами в исходные концептуальные положения целевых программ, реализующих социальную политику;

·        Программно-целевой подход при реализации основных задач патриотического воспитания на федеральном и на региональном уровнях. Данный подход стал основным методом решения проблемы патриотического воспитания, чему свидетельством является утверждение Правительством РФ двух государственных одноименных программ;

·        Государственное финансирование программ по патриотическому воспитанию;

·        Расширение участия гражданского общества в реализации мер по патриотическому воспитанию детей и молодежи на основе интеллектуального и финансового участия в данной деятельности.

     Граждане нашей страны должны воспитываться в духе патриотизма - в уважении к Родине, являющейся гарантом мира, экономической стабильности, реализации личностных устремлений и целей. Опыт показывает, что уважение к собственной стране не появляется само по себе, но прививается целенаправленно. И это верно в той же мере как и то, что патриотизм воспитывается. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Историческое значение каждого... человека измеряется его заслугами родине, а человеческое достоинство - силою его патриотизма


Н.Г.Чернышевский

 

      Рассмотрев различные источники по данной теме я могу сделать ряд выводов.

     Проблема патриотизма занимала во все времена особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности-в идеологии, политике, экономике, культуре, экологии.

     Патриотизм-это в первую очередь любовь к Родине, своему отечеству. Зарождение патриотизма связано с возникновением Русского государства и менялось на различных этапах его развития, а связывалось оно с именами русских князей, царей, императоров и вождей. Со временем менялись лозунги, которые олицетворяли патриотизм, так и главная его идея (вера, царь, отечество). 
      В истории было много периодов  спада и роста чувства  патриотизма  у русского народа и надо заметить, что в тяжелые времена патриотизм объединяют людей,  придает им веру в себя и в страну.

    Молодые люди сейчас всячески пытаются избежать службы в армии, многие, начиная с девяностых годов, переехали жить за границу и продолжают иммигрировать и выезжать на заработки, если наша страна не может и не стремится обеспечить квалифицированных специалистов достойными условиями работы и размерами заработной платы, а многие процветающие страны всегда рады переманить к себе светлые головы.

    Сегодня радует тот факт, что у людей появилась тенденция к возвращению в сердцах чувства патриотизма, хотя еще пока нельзя сравнивать с уровнем преданности своей стране в советские времена.

    На данный момент мало людей задумывается о любви и уважении к своей Родине, далеко не многие разбираются в её истории и готовы сражаться за её независимость и сохранность, а всё больше мы смотрим на жизнь с позиции личной выгоды, хотя мы были рождены в этой стране, наши предки создали её для нас, а наш долг это быть им благодарными и сделать свой вклад в развитие Родины, ведь только так мы сможем продолжить их дело, подтвердить свой смысл существования и оставить хорошее наследие своим детям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Синягина, Н. Ю. О патриотизме и воспитании патриота / Н. Ю. Синягина //

Воспитание школьников. 2011.


Министерство образования и науки

Министерство образования и науки

Содержание 1.Введение………………………………………………………………………

Содержание 1.Введение………………………………………………………………………

Введение Патриотизм - нравственное качество личности, которое выражается в нравственных понятиях о

Введение Патриотизм - нравственное качество личности, которое выражается в нравственных понятиях о

О.В.Охотников «Россия в XXI веке; прогнозы культурного развития качества жизни на рубеже тысячелетий»;

О.В.Охотников «Россия в XXI веке; прогнозы культурного развития качества жизни на рубеже тысячелетий»;

История формирования патриотизма в

История формирования патриотизма в

По мнению одного из крупнейших философов

По мнению одного из крупнейших философов

В сознании советских людей был прочно сформирован образ защитника

В сознании советских людей был прочно сформирован образ защитника

Современные подходы к организации патриотического воспитания

Современные подходы к организации патриотического воспитания

России. Большинство опрошенных считают, что школам и вузам следует возобновить военно-патриотическое воспитание

России. Большинство опрошенных считают, что школам и вузам следует возобновить военно-патриотическое воспитание

Правительством РФ двух государственных одноименных программ; ·

Правительством РФ двух государственных одноименных программ; ·

Заключение Историческое значение каждого

Заключение Историческое значение каждого

Список использованной литературы 1

Список использованной литературы 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.09.2020