Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»
Институт социального образования
Факультет международных отношений и социально-гуманитарных коммуникаций
Кафедра психологии и социальной педагогики
Воспитание старших подростков
в неполной семье
Курсовая работа
Исполнитель:
Николаева Марина Ивановна, студентка 204 группы
очного отделения
_______ ____________________
дата подпись
Научный руководитель:
Иваненко М.А., канд. пед. наук,доцент кафедры психологии и социальной педагогики
оценка: ____________________
_______ ____________________
дата подпись
Екатеринбург 2014
Содержание
Введение…………………………………………………………………………... |
3 |
§ 1. Психолого-педагогическая характеристика старших подростков…........... |
6 |
§ 2. Неполная семья: понятие, виды, их характеристика………………………. |
18 |
§ 3. Анализ понятия «воспитание»………………………………………………. |
28 |
§ 4. Направления воспитания старших подростков в неполной семье…........... |
33 |
Заключение……………………………………………………………………….. |
41 |
Список использованной литературы…………………………………………. |
43 |
Введение
Семья является основной социальной ячейкой общества. Именно в семье, как правило, формируются взгляды на мир и то мировоззрение, которое человек пронесет через весь свой жизненный путь.
К сожалению, во всем мире, далеко не все дети воспитываются в полных семьях, где есть мать и отец. Значительная часть семей, в которых есть дети, являются неполными.
Актуальность данной темы можно объяснить тем, что дети, растущие в неполных, семьях являются такими же членами общества и имеют те же права, что и все остальные люди. Рано или поздно эти дети вырастут и вступят в самостоятельную жизнь. Они будут работать, участвовать в общественной жизни, создавать свои семьи и воспитывать уже своих детей. Дети нуждаются в психологической и моральной поддержке обоих родителей, несмотря на то, что семья является неполной.
Неполная семья – семья с одним родителем – стала в последние годы распространенным явлением. Если раньше рождение ребенка вне брака считалось аномальным явлением, то в настоящее время все больше женщин идут на такой шаг по разным причинам. Чем старше ребенок становится, тем все сложнее воспитывать его, учитывая возрастные характеристики.
Воспитание ребенка в неполной семье требует особого подхода. При нынешнем нестабильном образе жизни, нарастании кризисных явлений семья оказалась в состоянии, когда на первое место встает борьба за выживание – один родитель не в силах обеспечить минимальные потребности семьи. В семьях, где один родитель выполняет функции мамы и папы, возникает конфликт отношений «родитель – ребенок». К огромному сожалению, число неполных семей растет в какой – то немыслимой прогрессии.
А.С. Макаренко в своих исследованиях придавал особое значение структуре семьи. Он ввел понятие «полная» и «неполная семья», понимая под этим семью, которая не имеет отца или матери [40].
От того, какая по структуре семья, зависит и воспитание, и успешная социализация ребенка. Дети из неполных семей, как правило, более ранимы, имеют ряд комплексов, мама обеспокоена своим социальным положением разведенной женщины. Мать не имеет психологической поддержки, ей не с кем разделить ответственность за своего ребенка. Она все проблемы взваливает на свои плечи.
Много говорят и пишут о проблемах неполной семьи. Но наличие полной семьи не дает никаких гарантий хорошего воспитания, а неполная семья не означает, что в ней обязательно будут возникать проблемы. Дети в полных и неполных семьях развиваются по одинаковым биологическим и психологическим закономерностям, на них распространяются одни и те же нормы воспитания. Разница заключается лишь в том, что в полной семье более благоприятные условия развития, чем в неполной семье. Но и это относительно.
Жизнь ребёнка только с матерью или только с отцом развивает в нём такие качества, которые невозможно найти у других детей. Приведут ли они к хорошему или плохому результату, зависит от целого ряда факторов.
Данной проблемой занимались: Л.С. Алексеева, Я.Г. Николаева, Г. Фигдор, и другие.
Тема исследования: «Воспитание старших подростков в неполной семье».
Объект исследования: неполная семья как социальное явление.
Предмет исследования: содержание воспитания старших подростков в неполной семье.
Цель исследования: изучить содержание воспитания старших
подростков в неполной семье.
Задачи исследования:
1) изучить психолого-педагогическую характеристику старших подростков;
2) проанализировать понятие «неполная семья», выделить виды и их характеристику;
3) проанализировать понятие «воспитание»;
4) выявить направления воспитания старших подростков в неполной семье.
Методы исследования: анализ литературы, сравнение, обобщение.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, четырех параграфов, заключения и списка использованной литературы.
§ 1. Психолого-педагогическая характеристика
старших подростков
Подростковый возраст обычно характеризуют как переломный, переходный, критический, но чаще как возраст полового созревания.
Рассмотрение подросткового возраста требует четкого выделения его границ. Вопрос о границах и критериях, которые изменчивы, условны и определяются конкретно – историческими обстоятельствами, особенностями общественного развития, имеет принципиальное значение.
В конце XIX века в Толковом словаре В. Даля подросток определялся как «дитя на подросте» в 14 –15 лет [20].
В 1920 году нашего столетия подростковый возраст, характеризуясь, по мнению Э. Шпрангера, стремлением к освобождению от детских отношений зависимости, рассматривался уже в пределах от 13 (у девочек), 14 (у мальчиков) до 17 лет [57].
В новейшей классификации Д.Б. Бромлей данный возраст дается в границах 11–15 лет [13].
Наиболее точно определены границы подросткового возраста в периодизации онтогенеза, предложенной Д.Б. Элькониным, где акцент делается не на физическом развитии организма, а на появлении новых психических образований, обусловливаемых сменой и развитием ведущих типов деятельности. Границы подросткового возраста в данной периодизации устанавливаются между 10, 11 и 15, 16 годами [59].
Мы придерживаемся именно этой периодизации, так как она разработана с учетом установленных в настоящее время закономерностей психического развития растущего человека. Опираясь на возрастную периодизацию Д.Б. Эльконина, можно согласиться с тем, что основные задачи подросткового возраста:
· «оборвать» связи с родителями, эмоционально отделиться от них, стать самостоятельной личностью;
· перейти к выбору гетеросексуального объекта;
· научиться не только «брать», но и «давать» другим;
· научиться ответственности, умению заботиться о себе и, в конечном итоге, работать.
Д.А. Леонтьев описал четыре основных пути развития личности в старшем подростковом возрасте [35].
Автономный путь развития (действенный тип личности) свидетельствует о выходе из старшего подросткового кризиса и переходе на уровень социальной самостоятельности. Люди этого типа положительно относятся к себе и ориентируются на ценностные критерии при принятии решения. Они свободны и ответственны в своем выборе, их самостоятельность принимается родителями. Для них характерна «ответственная активность».
Симбиотический путь развития (созерцательный тип личности) характерен и для юношей, и для девушек. Они испытывают отвержение и контроль со стороны родителей, отсюда их неустойчивое и в целом негативное отношение к себе. Родительские ценности для них служат внешней опорой в поведении, их выбор и решения сводятся к «зарабатыванию» признания. Основная их жизненная стратегия – «осознанная пассивность».
Импульсивный путь развития (импульсивный тип личности) в большей степени типичен для юношей. Их отношение к себе неустойчивое из – за противоречивого отношения к ним родителей. В целом их самоотношение положительное, они активны, но успешность достигнутого не связывают со своими усилиями. Таким человеком легко манипулировать, и в итоге он подчиняется внешним воздействиям. Основная линия их поведения – «неосознанная активность».
Конформный путь развития (страдательный тип личности) больше характерен для девушек. Их отношение к себе не устойчиво, преобладает опора на внешние ориентиры при принятии решения. В их активности заметно желание «заслужить» признание. Они успешно адаптируются, безоговорочно принимая внешние требования и оценки. Им в полной мере свойственна «неосознанная пассивность».
«Автономный путь или тип развития является единственным путем, ведущим к достижению личностной зрелости и полноценного существования, – утверждает Д. А. Леонтьев. Личностная зрелость – это понятие не возрастное, а характеризующее путь, которым движется человек».
Социальная ситуация развития старших подростков характеризуется существенным развитием, расширением социальных, половых ролей, повышением самостоятельности, активности в поведении, общении, формированием психологической готовности старшеклассников к самостоятельной жизни, завершения физического и психофизического развития и их гармонизацией.
Ведущая деятельность в старшем подростковом периоде – интимно – личностное общение со сверстниками. Эта деятельность является своеобразной формой воспроизведения между сверстниками тех отношений, которые существуют среди взрослых людей, формой освоения этих отношений. Отношения со сверстниками более значимы, чем с взрослыми [1].
В старшем подростковом возрасте происходит формирование ценностных ориентаций, поскольку они способствуют становлению мировоззрения и собственного отношения к окружающему миру.
Основным новообразованием в старшем подростковом возрасте считается жизненное и профессиональное самоопределение, осознание своего места в будущем [44].
Для старших подростков наиболее значимой становится сфера общения со сверстниками, друзьями. Старшему подростку не сидится дома, он рвется к товарищам, проявляя явное стремление жить групповой жизнью. Это – характерная черта детей именно старшего подросткового возраста, причем она проявляется у них независимо от степени развитости специальной потребности в общении [27].
Для того чтобы завоевать друзей, привлечь к себе внимание товарищей, старший подросток старается сделать все возможное; иногда ради этого он идет на прямое нарушение сложившихся социальных норм, на открытый конфликт со взрослыми.
Для них становится важным:
· старшему подростку важно, чтобы его взрослость была заметна окружающим;
· свободно чувствовать себя в компании;
· умение познакомиться с понравившемся человеком;
· не терять индивидуальность, свободно высказывать свои мысли и выражать чувства;
· старшим подросткам свойственно обсуждение поведения взрослых, причем не в лицеприятной форме;
· старшему подростку важно, чтобы форма его поведения не была детской;
· старший подросток склонен к мечтанию и фантазированию.
Старшие подростки, несмотря на их приверженность к компаниям, ориентированы прежде всего на себя самих. Они все больше и больше предпочитают быть наедине с собой.
Для старшего подросткового возраста типичными являются:
· внутренняя противоречивость;
· повышенная застенчивость и одновременно агрессивность;
· склонность принимать крайние позиции и точки зрения.
В этом возрасте большое значение приобретает чувственная сфера. Свои чувства подростки могут проявлять порой бурно, а иногда и аффективно. Этот период жизни ребенка называют периодом тяжелого кризиса.
Признаками его могут быть:
· упрямство;
· эгоизм;
· замкнутость;
· уход в себя;
· вспышки гнева [44].
С позиций анализа внутренних психологических предпосылок развития старшего подростка, ключевой, по Льву Семеновичу Выготскому, является проблема формирования системы интересов и их трансформация в этом переходном возрасте [17].
Л. С. Выготский выделяет несколько групп интересов подростка по доминантам:
· «эгоцентрическая доминанта» – наибольший интерес к собственной личности;
· «доминанта дали» – установка на большие масштабы деятельности, в частности, профессиональной деятельности;
· «доминанта усилия» – психологическая тяга к волевому напряжению, к сопротивлению (упрямство, протест);
· «доминанта романтики» – стремление к новому, неизвестному, стремление к идеальному, стремление к риску, стремление к героизму.
Старшие подростки предъявляют высокие требования к моральному облику человека. Это связано с тем, что в старшем подростковом возрасте создается более целостное представление о себе и о личности других, расширяется круг осознаваемых социально – психологических качеств людей, и прежде всего одноклассников. Требовательность к окружающим людям и строгая самооценка свидетельствуют о высоком уровне самопознания старших подростков, а это, в свою очередь, приводит старшего подростка к самовоспитанию.
Для старшего подростка характерно самоустранение или уход из среды. Адаптация путем ухода из ситуации часто встречается у старших подростков, когда они чувствуют, что не в силах принять окружающий мир, но и изменить его они тоже не могут. В данном случае старший подросток уходит в свой внутренний мир, мир фантазии. Однако личностно старший подросток не совершенствуется, поскольку для оптимального развития необходимо не уходить из ситуации, а стремиться к её разрешению.
Ценнейшее психологическое приобретение старшего подростка – открытие своего внутреннего мира, в этот период возникают проблемы самосознания и самоопределения.
Авторы достаточно единодушны в описании того, как протекает процесс развития самосознания в этот период: примерно в 11 лет у подростка возникает интерес к собственному внутреннему миру, затем отмечается постепенное усложнение и углубление самопознания, одновременно происходит усиление его дифференцированности и обобщенности, что приводит в раннем юношеском возрасте (15-16 лет) к становлению относительно устойчивого представления о самом себе, Я-концепции; к 16-17 годам возникает особое личностное новообразование, которое в психологической литературе обозначается термином «самоопределение» [56].
Старший подросток стремиться узнать самого себя, свои способности, возможности, поиск себя в отношениях с окружающими. Для старшего подростка единственной осознаваемой реальностью является внешний мир.
Обретая способность погружаться в себя и наслаждаться своими переживаниями, старший подросток открывает целый мир новых чувств, он начинает воспринимать и осмысливать свои эмоции уже не как производные от каких – то внешних событий, а как состояние своего собственного «Я». Открытие своего внутреннего мира – очень важное, радостное и волнующее событие, но оно вызывает много тревожных и драматических переживаний.
Большое расхождение между «Я» – реальным и «Я» – идеальным считается тревожным симптомом, так как, нередко ведет к нарушениям поведения и социально – психологической адаптации старшего подростка. Многие проблемы, характерные для старшего подросткового возраста, объясняются увеличением расхождения между «Я» – реальным и «Я» – идеальным, а кроме того, выпадением одной из составляющих положительной «Я» – концепции.
Положительная «Я» – концепция определяется 3 факторами: твердой убежденностью в импонировании другим людям, уверенности в способности к тому или иному виду деятельности и чувством собственной значимости, причем третья составляющая является скорее следствием первых двух. Иначе – появляются утверждения типа: «Меня не понимают», «Меня отвергают», «Меня не любят» [8].
Старший подросток во всех отношениях обуреваем жаждой «нормы», чтобы у него было «как у всех», «как у других». Но для этого возраста характерна как раз диспропорция, т. е. отсутствие «норм». Разница в темпах развития оказывает заметное влияние на психику и самосознание.
Чувство взрослости, занимающее одно из самых существенных мест во внутренней позиции старшего подростка, состоит в том, что он уже не хочет, что бы его считали ребёнком, он претендует на роль взрослого. Но реализовать эту потребность в серьёзной деятельности старший подросток, как правило, не может. Отсюда стремление к «внешней зрелости», которая проявляется в изменении внешнего облика в соответствии с модой взрослых, в преувеличенном интересе к проблемам пола, курении, употреблении спиртных напитков, наркотических веществ [45].
Следует учесть, что повышенное внимание старшего подростка к своей внешности связанно с вполне определёнными особенностями психического развития ребёнка в этот период, со сменой ориентации старших подростков с взрослых на сверстников.
Стремление старшего подростка сравнивать
себя со сверстниками усиливает наблюдение за собственным телом, что вызывает
озабоченность, тревожность и конфликтные реакции на внешние замечания. Старшие
подростки склонны переоценивать действительные и мнимые отклонения от нормы,
относительно своего тела особенно. Поэтому старшему подростку очень важно отвечать
тем нормам, которые приняты в их среде.
У старших подростков наблюдается стремление более углублённо понять
себя, разобраться в своих чувствах, настроениях, мнениях, отношениях. Жизнь старшего
подростка должна быть заполнена межличностными отношениями, интересами,
переживаниями. В старшем подростковом возрасте начинает устанавливаться
определённый круг интересов, который постепенно приобретает известную
устойчивость. Развивается интерес к психологическим переживаниям других людей и
к своим собственным.
У старших подростков преобладает тенденция «отвечать ожиданиям других». Готовность отвечать на воздействие других сочетается с необходимостью защищать границы своего психологического пространства, чтобы сохранять своё «Я».
По мнению Абрамовой Г. С., это «одно из главных противоречий в психической реальности этого периода, которое разрешается созданием меры правильности в регуляции отношений других к «Я» и «Я» к самому себе» [1].
Для старшего подросткового периода свойственны: беспокойство, тревога, раздражительность, диспропорция в физическом и психическом развитии, агрессивность, метания, противоречивость чувств, абстрактность бунта, меланхолия, снижение работоспособности.
Позитивные проявления выражаются в том, что у старшего подростка появляются новые ценности, потребности, ощущение близости с другими людьми, с природой, новое понимание искусства.
Резко выраженные психологические особенности старшего подросткового возраста получили название «подросткового комплекса». «Подростковый комплекс» включает перепады настроения – от безудержного веселья к унынию и обратно – без достаточных причин, а также ряд других полярных качеств, выступающих попеременно [59].
Сентиментальность порою уживается с поразительной чёрствостью, болезненная застенчивость – с развязностью, желание быть признанным и оцененным другими – с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространёнными идеалами – с обожествлением случайных кумиров, а чувственное фантазирование – сухим мудрствованием.
Вместе с сознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества. Старшее подростковое «я» еще неопределенно, диффузно, оно нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую необходимо чем-то заполнить. Отсюда растет потребность в общении и одновременно повышается избирательность общения, потребность в уединении. Сознание своей особенности, непохожести на других вызывает весьма характерное для этого периода чувство одиночества или страх одиночества [57].
В сексуальном развитии старшего подростка наряду с генетическими факторами решающее значение имеют полеролевое поведение родителей и первые собственные опыты с сексуальными партнерами. Неудачный или травмирующий первый сексуальный опыт, который может относиться еще к раннему детству, часто ведет к неприятию сексуальности и предрасполагает к нарушениям в этой сфере.
В старшем подростковом возрасте устанавливается прочная связь между профессиональными и учебными интересами. Для них выбор профессии способствует формированию учебных интересов, изменению отношения к учебной деятельности. Старший подросток в своей учебной работе уверенно пользуется различными мыслительными операциями, рассуждает логически, запоминает осмысленно. В то же время их познавательная деятельность имеет свои особенности.
Если старший подросток хочет знать, что собой представляет то или иное явление, то он стремится разобраться в разных точках зрения на этот вопрос, составить мнение, установить истину. Старшим подросткам становится скучно, если нет задач для ума. Они любят исследовать и экспериментировать, создавать что – то новое и оригинальное. Им нравится, когда преподаватель заставляет выбирать решение между разными точками зрения, требует обоснования тех или иных утверждений; они с готовностью вступают в спор и защищают свою позицию.
Развитие речи в старшем подростковом возрасте характеризуется расширением богатства словаря и усвоением множества значений, которые способен закодировать словарь родного языка. Старший подросток, в зависимости от стиля общения и личности собеседника, способен варьировать свою речь.
У многих учащихся в этом возрасте возникают проблемы с
учителями. Ученик, который имеет по многим предметам «пятерки», получает лишь
«двойки» и «тройки» по другим. И это порой вовсе не связано с его работоспособностью
или интеллектуальными возможностями. Зачастую это связано с резким падением
интереса к учению, изменением учебной мотивации. Классный руководитель должен
вовремя исследовать причины учебных проблем ученика и использовать полученные
результаты в работе с классом [1].
Старшие подростки исключительно эгоистичны, считают себя центром
вселенной и единственным предметом, достойным интереса, и в то же время ни в
один из последующих периодов жизни они не способны на такую преданность и
самопожертвование.
Они могут страстно любить и оборвать эти отношения так же внезапно, как и начали. С одной стороны, они с энтузиазмом включаются в жизнь общества, а с другой – охвачены страстью к одиночеству.
Они колеблются между слепым подчинением
избранному ими лидеру и вызывающим бунтом против любой власти. Их настроение
колеблется между сияющим оптимизмом и самым мрачным пессимизмом. Иногда они
трудятся с неиссякаемым энтузиазмом, а иногда медлительны и апатичны.
Реакция эмансипации – специфически реакция, характерная для старшего
подросткового возраста. Она проявляется стремлением высвободиться из–под опеки,
контроля родных, учителей и вообще старшего поколения.
Она может распространяться на установленные
старшими порядки, правила, законы, стандарты их поведения и духовные ценности.
Потребность высвободиться связана с борьбой за самостоятельность, за
самоутверждение как личности. Эта реакция у старших подростков возникает при
чрезмерной опеке со стороны старших, при мелочном контроле поведения [6].
Проявление реакции эмансипации весьма разнообразны. Она может
ощущаться в каждодневном поведении старшего подростка, в желании везде и всегда
поступать по-своему, самостоятельно.
Можно сказать том, что у значительного числа старших подростков отношения дисгармонизированы в тои или иной мере, а именно:
· взаимное непонимание с родителями;
· проблемы с учителями;
· негативные переживания;
· тревога;
· беспокойство;
· дискомфорт;
· закрытость;
· нежелание и неумение говорить о себе.
Таким образом, старшие подростки испытывают потребность в поддержке взрослого. Особо благоприятной является ситуация, когда взрослый выступает в качестве друга. В этом случае взрослый может помочь старшему подростку найти его место в системе новых, складывающихся взаимодействий, помочь оценить свои способности и возможности, лучше познать себя [10].
В связи с легкой ранимостью старшего подростка для взрослого очень важно найти формы налаживания и поддержания контактов. Старший подросток испытывает потребность поделиться своими переживаниями, рассказать о событиях своей жизни, но самому ему трудно начать такое близкое общение.
§ 2. Неполная семья: понятие, виды, их характеристика
Неполная семья – это семья, состоящая из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. По данным Госкомстата Российской Федерации за 1999 – 2005 годы, 3,8 млн. детей и подростков оказались без одного родителя [21].
Для начала разберем причины образования неполной семья.
Осиротевшая неполная семья образуется в результате смерти одного из родителей. В последнее время наблюдается рост смертности мужчин в трудоспособном возрасте от неестественных причин.
Сегодня уровень смертности среди экономически активного населения мужского пола примерно как в 1897 г.: лишь около 57% мужчин доживают до 60 лет [2].
По мнению В. А. Юницкого (1992), психологические особенности детей, воспитывающихся в таких семьях, детерминированы фактом переживания горя, а не воспитанием в неполной семье. Однако и в этом случае не удается избежать последствий, общих для всех распавшихся семей:
· удар по эмоциональной защищенности;
· уменьшение эффективности семьи из – за утраты члена семьи с его специфической ролью и обязанностями;
· появление отклонений от нормальной семейной модели с точки зрения окружающих [60].
Несмотря на то, что потеря близкого человека – это страшный удар для семьи, оставшиеся ее члены способны сплотиться и поддержать целостность семейной группы. Родственные связи в таких семьях не разрушаются: сохраняются взаимоотношения семьи со всеми родственниками по линии погибшего (умершего) супруга, которые продолжают оставаться частью семейного круга.
Семейные отношения с родственниками и друзьями умершего родителя будут продолжаться и впредь, когда овдовевший вновь вступит в брак, так как общественное мнение принимает второй брак после вдовства как само собой разумеющееся.
Развод – частая причина появления неполных семей. Сам развод из явления в прошлом запретного, исключительного трансформировался и стал массовым. Высокий уровень разводимости характерен для многих современных государств [54].
Жизнь в неполной разведенной семье, по мнению специалистов, приводит к тому, что ребенок получает психологическую травму из – за того, что родители по какой – то причине не смогли или не захотели жить вместе. Последствия развода родителей отражаются на психике старшего подростка, обусловливая появление у него чувства неполноценности, стыда, страха [49].
Отличительной особенностью неполных разведенных семей является также то, что мать нередко после расторжения брака возвращается вместе с детьми к своим родителям.
Характерным феноменом отношений в такой неполной семье будет инверсия воспитательных ролей, когда роль матери берет на себя бабушка с авторитарными чертами личности, а роль отца выполняет мать с твердыми чертами характера и повышенной принципиальностью или дедушка [39].
Оставшиеся с матерью дети нередко становятся своеобразными «козлами» отпущения для уменьшения у нее нервного напряжения и чувства эмоциональной неудовлетворенности. Закономерным следствием отсутствия эмоционального признания и понимания со стороны матери будет нарастание психического напряжения у детей и появление у них невротических и поведенческих нарушений [33].
Как отмечает немецкий психолог Линда Анзорг,
многолетние наблюдения показали, что часто дети старшего подросткового возраста
считают себя виноватыми в разводе родителей. Развивается чувство ненависти и
жажда мести. Психотравмирующее влияние развода на детей отмечается также и
чешскими психологами. Они считают, что тяжело переживая развод родителей, дети
с трудом привыкают к новой ориентации [4].
О неблагоприятном воздействии развода
на детей указывают и медики. Семейные раздоры разводящихся или разведенных
родителей, по мнению детского психиатра М.И. Буянова, могут приводить к тяжелым
психическим расстройствам у детей. Причем психические расстройства у детей,
вызванные неблагополучной семейной средой, всегда носят хронический характер
[14].
Свои особенности имеет и такая разновидность неполной семьи, как внебрачная (семья матери – одиночки), возникающая в результате рождения женщиной ребенка вне брака.
Показатели внебрачной рождаемости неуклонно возрастают: в 1999 г. в России родилось в незарегистрированном браке – 27,93% от общего числа родившихся детей, в 2006 г - 29%, в 2008 г. - 32% [28].
В силу различных обстоятельств женщина принимает решение родить ребенка, не вступая в брак. Все проблемы, связанные с устройством семейной жизни одинокой женщиной, начинаются еще в период беременности.
Во – первых, родители не всегда могут понять собственную дочь, поэтому не исключено, что в последующем они откажутся принять внебрачного ребенка в свою семью. В связи с этим одинокая мать не может рассчитывать на помощь с их стороны и ей приходится одной нести все тяготы, связанные с содержанием и воспитанием ребенка.
Во – вторых, родительские обязанности одинокой матери никто вроде бы не усложняет, но никто и не поправляет ее, если она допускает ошибку. Если окружающие не вмешиваются в воспитание, значит, они и не помогают. В результате такого одностороннего воспитания могут появиться серьезные нарушения в развитии личности ребенка.
Отсутствие в семье не просто отца, а, прежде всего, мужчины является важной предпосылкой отклонений в психическом развитии ребенка. Как считают психологи, дефицит мужского влияния в неполных семьях проявляется в следующем:
· нарушается гармоничное развитие интеллектуальной сферы, страдают математические, аналитические способности ребенка за счет развития способностей вербальных;
· затрудняется обучение подростков навыкам общения с представителями противоположного пола;
· становится возможным формирование избыточной привязанности к матери, поскольку отсутствует член семьи, который мог бы «оторвать» ребенка от матери, вывести его в более широкий мир;
· менее четким делается процесс половой идентификации мальчиков и девочек [25].
Отбывание одного из родителей срока в местах лишения свободы, также является причиной образования неполной семьи. Осужденные к лишению свободы претерпевают ограничения во всех сферах жизни человека, в том числе в сфере осуществления и исполнения родительских прав и обязанностей в отношении своих детей.
Количество детей, остающихся без одного из родителей с каждым годом растет. В связи с этим встает вопрос о взыскании алиментов на содержание детей с родителей, которые отбывают наказание в виде лишения свободы, поскольку доход таких семей достаточно низкий [55].
В отечественной литературе принято выделять два вида неполных семей: материнская и отцовская. Для начала познакомимся с материнской неполной семьей.
Материнская семья (когда в семье нет отца) составляет большинство неполных семей. Нельзя сказать, что такие семьи живут беззаботно и без проблем.
Нарушено природное равновесие, в каждой семье должны быть оба родителя. К тому же именно на отца, как на главу семьи возложены обязанности по содержанию, обеспечению физических и эмоциональных потребностей, в том числе и воспитание. А женщина должна быть помощницей, дополняя различные функции. Но случается по – другому. И женщине приходится разрываться между детьми и обязанностями по обеспечению материальными благами [7].
Отношения с матерью складываются у ребенка неоднозначно. Часто мать, покинутая мужем, не готова принять то обстоятельство, что ребенок по – прежнему любит отца. Она ожидает, что ребенок разделит с ней отчуждение с человеком, причинившим ей много разочарований и обид.
Тяжелой оказывается ситуация в семье, когда оставшаяся с ребенком мама стремится так воспитать ребенка, чтобы "всем было понятно, что и в отсутствии отца её ребенок вырос достойным". Обычно в подобных случаях мать стремится, во что бы то ни стало реализовать в ребенке собственные нереализованные планы, жизненные установки и идеалы. При этом не учитываются особенности ребенка, его реальные возможности, даже принципиально иное время, в которое он растет. Следствием этого несоответствия родительских ожиданий и реальных достижений ребенка, как правило, становятся затяжные конфликты.
Для девочек отсутствие в семье отца создает ряд сложностей, в частности, отсутствие возможности создать адекватное представление о своем будущем партнере.
«Одна из наиболее распространенных особенностей материнского воспитания в неполных семьях – чрезмерная опека ребенка матерью. Мать хочет уделить ребенку больше внимания, которого он частично лишился в связи с уходом или смертью отца, окружить большей заботой, жертвуя собой, своими интересами и желаниями» [21].
Страх, который переживает мать за жизнь, здоровье, учебу, настроение ребенка, невольно передается ему, и ребенок становится нерешительным, несамостоятельным, осторожным и пугливым. К тому у детей в условиях такого материнского воспитания бывает чрезвычайно ограничена сфера общения со сверстниками.
Дети из неполных материнских семей могут быть более ранимыми и стеснительными, чем дети из полных семей, но все зависит от эмоционального состояния матери. Уверенная в себе мама, не теряющая душевного равновесия, которая во всем поддерживает и понимает своего ребенка, непременно вырастит хорошего сына или дочь.
Особенно острая проблема – появление в семье нового папы. Не нужно думать, что ему не нравится конкретный человек (хотя, и такое не исключено), просто он переживает, что все будет по-другому, не так хорошо, как раньше. Нужно объяснить старшему подростку, что нет ничего плохого в том, что они теперь будут жить все вместе, говорить ему о своей любви, проводить с ним больше времени.
Неполная отцовская семья это не вполне традиционная модель семьи, поэтому весь уклад жизни, включая привычки общественного восприятия, не вполне к ней приспособлены.
Среди отцов, воспитывающих детей без матери часто встречается мнение, что женщина более компетентна в вопросах воспитания детей. Существующий стереотип о том, что женщина должна быть «хранительницей домашнего очага», а мужчина является доминирующим на рынке труда, «единственным кормильцем» семьи, затрудняет и без того сложную двойную ответственность отца [10].
Одной из основных причин возникновения неполной отцовской семьи является смерть супруги. Иногда причиной возникновения одинокого отцовства является развод супругов, либо результат судебного решения о лишении или ограничении родной матери ребенка родительских прав.
В последние годы выявляется тенденция вынужденного одинокого отцовства в результате невыполнения матерью своей материнской роли (халатное отношение к вопросам жизни и воспитания ребенка, добровольно выбранное раздельное проживание матери и ребенка) [43].
Причиной возникновения отцовской семьи может являться фактор социального отцовства – опекунство, попечительство, когда мужчина в силу совокупности причин выполняет отцовскую роль в жизни ребенка, не являясь его биологическим отцом. Кроме того, не стоит забывать, что существует большое количество отцовских семей, которые находятся в браке только фактически и воспитывают ребенка в одиночку, т.е. без участия родной матери ребенка. Совершенно справедливо будет заметить, что подобные отцовские семьи можно рассматривать как семьи одиноких отцов.
Немногочисленные исследования проблем неполных семей выявил ряд определенных проблем, присущих отцовской семье.
Во – первых, это совмещение роли обоих родителей в одном лице. Так как современная семья характеризуется разделением экспрессивной (воспитательной) и инструментальной (экономически продуктивной) ролей, отец при совмещении этих ролей испытывает существенные затруднения, влияющие на состояние семьи в целом.
Современные рыночные отношения характеризуются полной занятостью материальным обеспечением и минимальным количеством времени, выделяемом отцами для семейных отношений. На воспитание, как правило, времени не остается. Дети в отцовской неполной семье порой испытывают острый недостаток внимание со стороны родителя, формируясь при этом, как личности более самостоятельные, чем их сверстники, познавая мир методом собственных проб и ошибок [23].
Во – вторых, неполную отцовскую семью характеризуют затруднения в полеролевой ориентации детей. Возрастает риск неуспешного формирования собственной семьи, так как, стереотипы мужского и женского поведения в семье формируются на раннем этапе социализации ребенка.
Если недостаток мужского стереотипа поведения в семье достаточно распространенное явление в современном российском обществе, то недостаток материнского влияния, особенно для девочек, существенно затрудняет процесс формирования представлений о себе как девочки, девушки, женщины и матери [19].
При отсутствии матери в семье, стереотип женского поведения формируется влиянием других значимых взрослых, либо списывается с женской составляющей отца. В однополой семье также существуют трудности в усвоении стереотипов поведения мужчин и женщин.
В – третьих, для неполной отцовской семьи характерны и собственно личностные проблемы одинокого отца. Мужчины часто скрывают свои любовные раны за мужественным самообладанием и молчанием, вместо того, чтобы искать поддержку среди окружающих. «Водка лечит» – полагают многие мужчины, и пытаются снять ею стресс, психическое страдание, боль [58].
Тяжелые чувственные потери колеблют основы всего существования и бытия. Мужчина начинает сомневаться в собственной способности делать оценку, боится ошибиться и поэтому боится будущих отношений.
Одиночество может быть причиной многих разочарований, но хуже всего, когда оно ставится причиной крушения надежд. Одинокие люди чувствуют себя покинутыми, забытыми, обделенными, ненужными. Это весьма мучительные ощущения, потому что они возникают вопреки ожиданиям. Тяжелая форма одиночества может означать беспорядок и пустоту и вызывать индивидуальное чувство бесприютности, ощущение того, что человек «везде не на своем месте» [32].
В – четвертых, неполной отцовской семье часто присущи трудности при формировании вторичной семьи, возникающие в отношениях между детьми и новой женой отца и, возможно, ее детьми. С одной стороны при формировании вторичной семьи появляется надежда на улучшения, с другой, возникает настороженность, тревога, переживания чего – то чужеродного в доме: старший подросток переживает за свое место в семье. Но, с другой стороны, и стремление к теплу у них выражено сильнее. Поэтому многое в формировании вторичной семьи будет зависеть от позиции взрослых по отношению к старшим подросткам.
Следующей характеристикой неполной отцовской семьи является период адаптации семьи при изменении ее структуры к новым условиям существования, повлекшим за собой изменение способов взаимодействия, функции семьи и убеждений. Такая адаптация требует массу сил и родитель, который несет главную ответственность за детей, порой нуждается в напоминании о том, что ему надо поесть, отдохнуть, поспать и поухаживать за собой.
В качестве основных причин возникающих трудностей большинство опрошенных одиноких отцов называет:
· дефицит педагогических и психологических знаний о специфике воспитания и общения с детьми определенного возраста – 69 %;
· конфликты в семье – 22 %;
· отсутствие практического опыта воспитания детей – 9 % [30].
В отцовских неполных семьях к перечисленным выше проблемам добавляется отсутствие материнской ласки, без которой воспитание детей тоже не может быть полноценным.
Из вышесказанного можно сделать вывод, неполная семья – это семья, состоящая из детей и одного родителя. Выделяют материнские и отцовские неполные семьи. Причины образования неполных семей:
· смерть одного из родителей;
· развод семьи;
· внебрачные дети;
· один из родителей в местах лишения свободы.
С каждым годом число неполных семей растет.
§ 3. Анализ понятия «воспитание»
Любая деятельность становиться продуктивной и развивающей, если она осуществляется продуманно, осмысленно, с предвидением конечного результата. Не является исключением и воспитание. Являясь основной категорией педагогической науки, «воспитание» как понятие трактуется по-разному.
В зависимости от времени, уровня развития общества и его конкретно-исторических условий менялось и понимание «воспитания».
Издревле слово «воспитание» означало «вскармливание», «питание» ребенка. Но формирующемуся человеку нужна не только материальная, физическая пища, ему еще важна духовная пища. Человеческое дитя становится Человеком только благодаря воспитанию, которое и обогащает его духовно и нравственно. Человек подвергается воспитанию с самого рождения и практически до самой смерти. Сила этого воспитательного воздействия, естественно, изменяется в зависимости от возраста, социального положения и статуса и так далее.
Термин "воспитание" переосмыслялся, расширив свое значение. Сегодня, говоря о воспитании, меньше всего подразумевают "питание", а если имеют в виду это значение, то в его широком духовном значении.
На протяжении многих сотен лет (до XIX в.) философы и ученые считали, что «воспитание» должно ориентироваться на формирование привычек, навыков по добыванию, производству продуктов питания, изготовлению одежды, жилища, орудий производства, уходу за детьми.
В течение многих веков «воспитание» на Руси подразумевало помощь человеку в овладении христианскими добродетелями сообразно его природе и назначению.
В XIX в. К. Д. Ушинский указывал на нравственные основы воспитания, определяя его как «духовное питание» воспитанника и восхождение на новый уровень отношений с миром и самим собой [53].
В учебнике Н.И. Болдырева «Методика воспитательной работы в школе», по которому занималось не одно поколение советских студентов, дается следующее определение: «Воспитание – это целенаправленная и взаимосвязанная деятельность воспитателей и воспитанников, их отношения в процессе этой деятельности, способствующей формированию и развитию личности и коллективов» [11].
В педагогическом словаре В.И. Загвязинского воспитание рассматривается не как деятельность, а как процесс: «Воспитание – объективно-закономерный процесс подготовки людей к трудовой и иной полезной деятельности в обществе, к выполнению многообразных социальных функций» [22] .
С таких же позиций определил воспитание и известный педагог-гуманист В.А. Сухомлинский в книге «Разговор с молодым директором школы»: «Воспитание – это многогранный процесс постоянного духовного обогащения и обновления» [51].
Под «воспитанием» в широком смысле слова Н.К. Крупская понимала влияние среды и условий, обстановки, общественных учреждений, общественного строя, всей жизни, при этом имея в виду не только детей, но и взрослых [31].
И. Кант писал, что «воспитание» – это искусство совершенствования человеческой души. В воспитании кроется великая тайна усовершенствования человеческой природы [24].
Есть и еще одна точка зрения, высказанная Н. Нойцер в учебнике «педагогика», вышедшем под редакцией Ю.К. Бабанского в 1984 году: «Воспитание – это усвоение общественнозначимого социального опыта» [5].
Признание получило и определение Х.Й. Лийметса, согласно которому «воспитание» – это целенаправленное управление процессом развития личности [36].
В современных условиях (начало XXI в.) Педагогический энциклопедический словарь, например, предполагает следующее определение: «Воспитание» – относительно осмысленное и целенаправленное взращивание человека в соответствии со спецификой целей, групп и организаций, в которых оно осуществляется [9].
В другом известном словаре профессиональных педагогических терминов под редакцией С.М. Вишняковой под «воспитанием» в широком смысле понимается «процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие индивида в целях его подготовки к производственной, общественной и культурной деятельности, становления и развития его как личности на протяжении всей жизни. Второе определение является, на наш взгляд, более полным. «Воспитание» в узком смысле – целенаправленная деятельность по формированию у детей нравственно – волевых качеств личности, взглядов, убеждений, нравственных представлений, определенных привычек и правил поведения [15].
Л.Д. Самыгина, рассматривая воспитание как основную категорию педагогики, дает определение этому понятию, как «целенаправленное создание условий для усвоения общественно – исторического опыта новым поколением с целью подготовки его к общественной жизни и производительному труду» [47] .
Если говорить о воспитании как научном знании, то, по мнению Е.В. Титовой, правомерно выделить два основных взаимосвязанных значения, когда под воспитанием понимаются:
1. внутренний процесс становления и развития личности;
2. воспитание как влияние общества, социальной среды на формирование личности [52].
В.А. Сластенин пишет, что: "Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие на личность. «Воспитание» в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях педагогического процесса [48].
Л.В. Мардахаев по «воспитанием» подразумевает целенаправленное создание условий для разностороннего развития и саморазвития человека, становления его социальности, целенаправленный процесс передачи социального опыта от одного поколения к другому [41].
В современной теории воспитания к определению понятия «воспитание» существует два подхода: объективный и субъективный.
Объективный подход рассматривает ребенка как объект педагогического процесса. В этом случае главной направляющей силой развития и формирования ребенка является внешнее воздействие. В ходе развития общества и педагогической мысли сложилось два уровня понимания воспитания.
В широком смысле «воспитание» рассматривается как воздействие общества на личность. В узком смысле «воспитание» предстает как специально организованная деятельность воспитателей и воспитанников, направленная на реализацию целей воспитания в условиях педагогического процесса.
Субъективный подход ориентирует взгляд на ребенка как субъекта воспитания. «Воспитание – это непрерывное становление у целостности» (Н.Ф. Голованова) [18].
«Воспитание – это способ связи требований и правил жизни с законами Вечности» (Я.А. Коменский) [29].
Воспитание – это «путь овладение на Земле этикой существования» (Н.К. Рерих) [46].
«Воспитание – деятельность по развитию духовного мира личности, направления на оказание ей педагогической поддержки в самоформировании своего нравственного образа» (Е.В. Бондаревская) [12].
Такие взгляды предполагают признание ребенка как главной, высшей ценности в педагогическом процессе, осознание и признание его права на самоопределение, признание приоритетности субъект – субъектных отношений в области образования и воспитания. Только в результате построения таких отношений ребенок становится активным субъектом жизни.
Видно, что подходы к определению понятия «воспитания» разнообразны и разноплановы. Воспитание может рассматриваться как общественное явление, деятельность, процесс, ценность, система, воздействие, взаимодействие. Основой воспитания и сегодня является общечеловеческие ценности, идеалы, законы нравственности. Оно целенаправленно и способствует приобретению определенной системы знаний и взглядов, убеждений, умений и опыта.
На наш взгляд, существует много понятий отражающие суть понятия «воспитания». По нашему мнению, воспитание – это специально – организованный процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности, ее отношений, качеств, взглядов, убеждений, способов поведения в обществе.
§ 4. Направления воспитания старших подростков
в неполной семье
Наиболее разработаны в педагогической теории основные направления воспитания, выделяемые по критерию аспекта его содержания. Они разработаны всем длительным процессом развития отечественной педагогической теории и практики и учитывают новые тенденции в их развитии. Рассмотрим некоторые из них.
Умственное воспитание – один из основных видов воспитательной деятельности. Цель умственного воспитания в неполной семье заключается в обеспечении усвоения старшими подростками основ наук, развития их познавательных способностей, формировании научного мировоззрения [16].
Особая роль в умственном воспитании принадлежит формированию интеллектуальных умений. Родитель в первую очередь должен быть нацелен на совершенствование познавательной деятельности старшего подростка, его мышления, которое признается главной из человеческих способностей. Мышление появляется в связи с развитием потребностей в познании и преобразовании тех или иных условий жизни людей, с появлением тех или иных трудностей, неожиданностей.
Необходимой предпосылкой умственного воспитания старших подростков является обогащение их чувственного опыта, развитие наблюдательности, овладение речью. Содержание каждого наблюдения дает возможность ставить перед старшим подростком вопросы, требующее не только восприятия и воспроизведения, но и размышления [50].
Умение осуществлять мыслительные операции успешнее вырабатывается там, где старшие подростки постепенно переходят от пользования готовыми признаками понятий к их самостоятельному выявлению и обобщению. Выявляя те или иные трудности, с которыми при этом приходится сталкиваться старшим подросткам, родителю следует помогать и преодолевать им эти трудности собственными усилиями.
Родитель должен побуждать старшего подростка к самообразованию, чтению научно – популярной литературы, беседовать с ними о прочитанных книгах, просмотренных фильмах, спектаклях. Очень важно помочь старшим подросткам разобраться в сложных мировоззренческих вопросах.
Успешность умственного воспитания старшего подростка в неполной семье зависит от широты интересов родителя, от его кругозора, привычки заниматься самообразованием.
Трудовое воспитание – его основная задача – приобретение старшим подростком знаний о предметах, средствах и процессах труда, общетрудовых и специальных умений и навыков, необходимых для выполнения производительного труда и овладения какой – либо профессией. В неполной семье у старших подростков должны закладываться основы трудолюбия, вырабатываться трудовые умения и навыки. Постоянная занятость старшего подростка, увлеченность его трудом – надежная гарантия того, что он не станет пустым, никчемным человеком.
Большую воспитательную роль играет коллективные трудовые дни семьи. Можно привлекать старших подростков к благоустройству квартиры, созданию условий для наиболее полноценного отдыха. Наконец, всегда есть потребность в благоустройстве своей улицы, своего квартала, где можно организовать коллективные дела совместно с соседями.
Актуальны слова великого русского педагога К.Д. Ушинского: "Самовоспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приговорить его к труду жизни" [53].
Типичные ошибки родителя заключаются в недопонимании воспитательного значения труда для старших подростков, оберегании их от труда и выполнении за них бытового, учебного труда, неверное стимулирование труда (плата за труд, за учебу, обещание дорогих подарков).
Трудовое воспитание в неполной семье закладывает у старших подростков основу их будущей праведной жизни. Труд развивает умственные способности старшего подростка, его сообразительность, творческую смекалку. У человека, не приученного трудиться, один путь – поиск «легкой» жизни. Оканчивается он, как правило, плохо.
Одним из важных качеств которое должно быть развито и сформировано у старшего подростка является трудолюбие.
Трудолюбие – моральное качество, выражающее положительное отношение к труду, проявляющееся в трудовой активности, старании и усердия работника. Одно из средств самоутверждения личности. Труд, практическая производственная деятельность оказывают благотворное влияние на физическое развитие старшего подростка [34].
Первое, о чём в особенности должны помнить родитель, это следующее. Трудится можно из нужды, из жизненной необходимости. Творческий труд возможен только тогда, когда старший подросток относится к работе с любовью, когда он сознательно видит в ней радость, понимает пользу и необходимость труда, когда труд делается для него основной формой проявления личности и таланта.
Второе: в трудовом усилии воспитывается не только рабочая подготовка старшего подростка, но и подготовка товарища, то есть воспитывается правильное отношение к другим людям, – это уже будет нравственная подготовка.
Третье: неправильно думать, что в трудовом воспитании развиваются только мускулы или внешние качества – зрение, осязание, развиваются пальцы и т.д. Физическое развитие в труде, конечно, тоже имеет большое значение, являясь важным и совершенно необходимым элементом. Но главная польза труда сказывается в психическом, духовном развитии старшего подростка.
Четвертое: необходимо указать еще на одно обстоятельство, труд имеет не только значение общественно – производственное, но имеет большое значение и в личной жизни. Мы хорошо знаем, насколько веселее и счастливее живут люди, которые многое умеют делать, у которых все удается, которые не потеряются ни при каких обстоятельствах, которые умеют владеть вещами и командовать ими.
Родитель должны хорошо подумать над каждым из указанных обстоятельств. В своей жизни и в жизни своих знакомых они на каждом шагу увидят подтверждение важнейшего значения трудового воспитания в неполной семье. Важнейшим критерием воспитанности человека является его отношение к труду.
Нравственное воспитание – первейшая задача родителя – воспитать в старших подростках глубокое, надёжное понимание совести, чтобы оно стало чувством, частицей духовного мира. В неполной семье старшие подростки должны главным образом постигать азбуку нравственности, усваивать, учиться проявлять доброжелательность к людям, оказывать посильную помощь [37].
Нравственное воспитание в неполной семье предполагает формирование любви к родному краю, своему Отечеству, гуманности, чувства товарищества, честности, справедливости, ответственности.
Усваивая нормы поведения родителя, старшие подростки начинают в соответствии с ними строить свои отношения с близкими людьми, а затем переносят характер этих отношений и на окружающих людей, учителей, товарищей, соседей [16].
Нравственное воспитание осуществляется путём убеждения старших подростков в преимуществах тех или иных норм поведения, путём формирования у них положительных чувств и привычек. Следует избегать при этом назойливых и нудных нотаций.
Детей старшего подросткового возраста необходимо приучить к тому, чтобы они помогали нуждающимся в их помощи людям, как говорится, от души, а не из расчёта на похвалу или благодарность. Прав родитель, которые всячески поощряют общественно полезную работу организуемую школой для старших подростков.
Рассказывайте им о семейных праздниках и традициях, позвольте поучаствовать в них, внести свою лепту в их организацию, поощряйте проявление творческой фантазии, направляя ее в нужное русло. Все это вместе поможет старшему подростку вырасти культурным человеком с высокими духовно – моральными устоями [50].
В неполной семье формируются и все другие нравственные качества: разумные потребности, дисциплинированность, ответственность, самостоятельность, бережливость. Эти качества возникают у старшего подростка только ценой собственных усилий, настойчивости каждого человека прежде всего по отношению к самому себе. Для возникновения нравственной потребности старшего подростка необходима моральная среда. Такой средой должен быть добрый мир семейного или иного окружения.
Физическое воспитание – направлено на формирование физической культуры, укрепление здоровья, развитие необходимых физических качеств, здорового образа жизни. Это процесс организации познавательной и оздоровительной деятельности.
Неполная семья во многом должна определять отношение старших подростков к физическим упражнениям, их интерес к спорту, активность и инициативу. Этому способствуют близкое эмоциональное общение старших подростков и взрослых в разных ситуациях, естественно возникающая их совместная деятельность (обсуждения успехов спортивной жизни страны, переживания при просмотре телевизионных спортивных передач, иллюстраций в книгах на спортивные темы и др.) [50].
Физическое воспитание старших подростков в неполной семье включает в себя следующие мероприятия: строгое соблюдение гигиенического режима дня, систематическое закаливание и ежедневные занятия физическими упражнениями (утренняя гимнастика, подвижные игры, спорт и т. д.).
Физическая культура — часть образа жизни человека, система сохранения здоровья, обеспечивающая гармонию духа и тела, развитие духовных и физических сил, которые неотделимы друг от друга.
Основными задачами в этой cфepe воспитания являются:
· формирование системы знаний в области здоровья, гигиены, спорта, здорового образа жизни;
· воспитание устойчивого интереса и потребности в систематических занятиях физической культурой;
· обеспечение правильного физического развития, закаливания, повышения работоспособности, укрепление здоровья [26].
Наиболее эффективны спортивные упражнения на свежем воздухе, так как они стимулируют обменные процессы. Особенно полезен для старших подростков физический труд во дворе, в саду, в лесу или поле.
Личный пример родителя, совместные физкультурные занятия, здоровый образ жизни – главные составляющие успеха физического воспитания в неполной семье старших подростков.
Экологическое воспитание – основной целью экологического воспитания в неполной семье является формирование культуры поведения и социальной ответственности старших подростков за природу, которая в свою очередь является сама неиссякаемым источником воспитания через ее многообразие и красоту [38].
Основой экологического воспитания является осознание того, что человек живет в биосфере – уникальной динамичной, равновесной системе, возникшей в результате миллионов лет эволюции. Экологическое воспитание призвано формировать отношение к природе как к общественной ценности, научить старшего подростка бережно к ней относиться.
Формирование ответственного отношения к природе – сложный процесс, успех которого во многом зависит от взаимной деятельности семьи, школы, системы дополнительного образования, особенно на начальных этапах становления и развития экологической культуры ребёнка. Интерес к природе, отношение к ней в значительной степени будет обуславливаться психологическим климатом семьи, в частности – отношением к природе ближайших родственников старшего подростка.
Всем известно, «ребенок учится всему, что видит у себя в дому». Семейное жизненное пространство представляет собой своеобразную микроэкосистему, в которой члены семьи реализуют свой потенциал и активно взаимодействуют с окружающей средой, при благоприятных условиях и умелых действиях.
Эстетическое воспитание – оно способствует приобщению старшего подростка к прекрасному, учит воспринимать и ценить красоту в жизни, природе, искусстве, приучает их творить по законам красоты. В неполной семье должны формироваться основы духовного и культурного облика человека, закладываются его вкусы и привычки.
В этих целях родитель должны использовать совместное прослушивание музыки, песен, обучение старшего подростка игре на музыкальных инструментах, посещение театров, музеев, выставок, экскурсии по родным местам и многое другое.
Эстетическое воспитание в неполной семье призвано развивать таланты и дарования старших подростков или, как минимум дать им представление о прекрасном, существующем в жизни. Это особенно важно теперь, когда прежние эстетические ориентиры подвергаются сомнению, появилось множество ложных ценностей, сбивающих и старших подростков, и родителей столку, разрушающих их внутренний мир, заложенную природой гармонию [42].
Индивидуальные особенности старших подростков в развитии чувства прекрасного складываются под влиянием общественных условий, в которых живут дети. На развитие их эстетических чувств влияет привычная обстановка в семье, ее культурный и эстетический уровень, пример окружающих их людей, выражаемые ими эстетические чувства и суждения.
Таким образом, нами было выделено шесть направлений воспитания в неполной семье: умственное, трудовое, нравственное, физическое, экологическое, эстетическое воспитание. Каждое из направлений является важным компонентом воспитания в неполной семье.
Заключение
Важнейшей особенностью старших подростков является постепенный отход от прямого копирования оценок взрослых к самооценке, всё больше опора на внутренние критерии. Представления, на основании которых у старших подростков формируются критерии самооценки, приобретаются в ходе особой деятельности – самопознания. Основной формой самопознания старшего подростка является сравнение себя с другими людьми: взрослыми, сверстниками.
У старших подростков наблюдается стремление более углублённо понять себя, разобраться в своих чувствах, настроениях, мнениях, отношениях. Жизнь старшего подростка должна быть заполнена какими-то содержательными отношениями, интересами, переживаниями. Именно в старшем подростковом возрасте начинает устанавливаться определённый круг интересов, который постепенно приобретает известную устойчивость. Развивается интерес к психологическим переживаниям других людей и к своим собственным.
Рассматривая неполную семью мы определили, что неполная семья – это особое социальное явление, при котором семья состоит из ребенка и одного родителя. Для неполных семей трудностями являются один доход в семье, чрезмерная эмоциональная и трудовая нагрузка, опасность неверной полеролевой идентификации у старших подростков.
Воспитание – это специально – организованный процесс, направленный на формирование социально – значимых качеств личности.
В ходе исследования, нам удалось выделить несколько направлений воспитания старших подростков в неполной семье. Каждое из этих направлений предполагает участие обеих родителей, поскольку участие только одного родителя не дает полноценного развития этих направлений воспитания у старших подростков.
Когда родители дарят старшему подростку разумное доверие, воспитывают в нем свободную личность, тогда он может прекрасно общаться с ровесниками, быть находчивым, остроумным, сообразительным, в меру самоуверенным, способным разобраться в различных общественных ситуациях [3].
Таким образом, цель достигнута, задачи решены.
Список использованной литературы
1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология [Текст] / Г. С. Абрамова. – М.: Академический Проект, 2001. 328 с.
2. Алексеева, Л. С. Неполная семья состояние и тенденции развития // Отечественный журнал социальной работы. 2005. №2. С.49 – 53.
3. Андреева, Т. В. Психология современной семьи [Текст] / Т. В. Андреева. – М.: Речь, 2005. 436 с.
4. Анзорг, Л. Дети и семейный конфликт [Текст] / Л. Анзорг. – М.: Просвещение, 1997. 238 с.
5. Бабанский, Ю. К. Педагогика [Текст] / Ю. К. Бабанский. – М.: Просвещение, 1984, 486 с.
6. Байярд, Р. Т. Ваш беспокойный подросток [Текст] / Р. Т. Байярд. – М.: Просвещение, 2001. 310 с.
7. Башкирова, Н. Ребенок без папы: решение проблем неполной семьи [Текст] / Н. Башкирова. – М.: Наука и техника, 2006. 270 с.
8. Беличева, С. А. Сложный мир подростка [Текст] / С. А. Беличева. – Свердловск.: Средне-Уральское книжное издательство, 1984. 129 с.
9. Бим-Бад, Б. М. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] /
Б. М. Бим-Бад. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. 584 с.
10. Бойко, В. В. Счастье, семья, дети [Текст] / В. В. Бойко. – М.: Знание, 1980. 64 с.
11. Болдырев, Н. И. Методика воспитания работы в школе [Текст] /
Н. И. Болдырев. – М.: Просвещение, 2008. 352 с.
12. Бондаревская, Е. В. Педагогика [Текст] / Е. В. Бондаревская. – М.: Академия, 1999. 560 с.
13. Бромлей, Д. Б. Психология развития [Текст] / Д. Б. Бромлей. – М.: ЧеРо, 2005. 524 с.
14. Буянов, М. И. Ребенок из неблагополучной семьи [Текст] / М. И. Буянов. – М.: Просвещение, 1988. 207 с.
15. Вишнякова, С. М. Профессиональный образовательный словарь [Текст] / С. М. Вишнякова. – М.: НМЦ СПО, 1999. 538 с.
16. Водовозова, Е. Н. Умственное и нравственное воспитание детей [Текст] / Е. Н. Водовозова. – М.: Просвещение, 1955, 185 с.
17. Выготский, Л. С. Психология [Текст] / Л. С. Выготский. – М.: ЭКСМО – Пресс, 2000. 155 с.
18. Голованова, Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка [Текст] /
Н. Ф. Голованова. – СПб.: Речь, 2004. 272 с.
19. Гурко, Т. А. Особенности развития личности подростков в различных типах семей // Социологические исследования, 1996. № 3. С. 11 – 12.
20. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка [Текст] /
В. И. Даль. – М.: Цитадель, 1998. 4472 с.
21. Дементьева, И. Ф. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье // Социологические исследования. 2007. №11. С.108 – 113.
22. Загвязинский, В. И. Педагогический словарь [Текст] / В. И. Загвязинский. – М.: Академия, 2008. 352 с.
23. Иванов, С. Р. Одинокие дети // Воспитание школьников. 1991. №1. С.3.
24. Кант, И. О педагогике [Текст] / И. Кант. – М.: Просвещение, 1980. 233 с.
25. Караковский, В. А. Чтобы воспитание было успешным [Текст] / В. А. Караковский. – М.: Знание, 1989. 174 с.
26. Ковалев, Н. Е. Физическое воспитание подростков [Текст] / Н. Е. Ковалев. – М.: Просвещение, 1975. 205 с.
27. Коган, М. С. Мир общения. Проблема межсубъектных отношений [Текст] / М. С. Коган. – М.: Политиздат, 1988. 315 с.
28. Козлова, Т. В. Это горькое слово - безотцовщина. // Воспитание школьников. 2010. №9. С.32.
29. Коменский, Я. А. Великая дидактика [Текст] / Я. А. Коменский. – М.: Педагогика, 1989. 416 с.
30. Кочубей,Б. И. Мужчина и ребенок [Текст] / Б. И. Кочубей. – М.: Академия, 1990. 238 с.
31. Крупская, Н. К. О воспитание в семье [Текст] / Н. К. Крупская. – М.: Академия, 1962. 198 с.
32. Крюкова, Т. Л. Психология семьи [Текст] / Т. Л. Крюкова. – М.: Речь, 2005. 138 с.
33. Куликова, Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание [Текст] / Т. А. Куликова. – М.: Академия, 1999. 232 с.
34. Куцакова, Л. В. Трудовое воспитание детей [Текст] / Л. В. Куцакова. – М.: Мозаика – Синтез, 2012. 128 с.
35. Леонтьев, Д. А. Очерк психологии личности [Текст] / Д. А. Леонтьев. – М.: Смысл, 1993. 158 с.
36. Лийметс, Х. Й. Групповая работа на уроке [Текст] / Х. Й. Лийметс. – М.: Знание, 1975. 185 с.
37. Лопатина, А. М. Воспитание нравственных качеств у детей [Текст] / А. М. Лопатина. – М.: Книголюб, 2008. 58 с.
38. Лопатина, А. М. Экологическое воспитание у детей [Текст] / А. М. Лопатина. – М.: Амрита-Русь, 2008. 147 с.
39. Лунякова, Л. Г. О современном уровне жизни семей одиноких матерей // Социологические исследования. 2001. №8. С.86.
40. Макаренко, А. С. Книга для родителей [Текст] / А. С. Макаренко. – М.: Лениздат, 1981. 353 с.
41. Мардахаев, Л. В. Социальная педагогика [Текст] / Л. В. Мардахаев. – М.: РГСУ, 2013. 415 с.
42. Николаева, А. В. Эстетическое воспитание. Неполная семья. Этикет. Культура [Текст] / А. В. Николаева. – М.: Молодая гвардия, 2008. 248 с.
43. Николаева, Я. Г. Воспитание ребенка в неполной семье [Текст] / Я. Г. Николаева. – М.: Владос, 200. 286 с.
44. Петровский, А. В. Возрастная и педагогическая психология [Текст] / А. В. Петровский. – М.: Педагогика, 1979. 323 с.
45. Подласый, И. П. Педагогика [Текст] / И. П. Подласый. – М.: Высшее образование, 2006. 540 с.
46. Рерих, Н. К. О вечном [Текст] / Н. К. Рерих. – М.: Полиздат, 1991. 462 с.
47. Самыгина, Л. Д. Педагогика и психология высшей школы [Текст] / Л. Д. Самыгина. – М.: Феникс, 2013. 625 с.
48. Сластенин, В. А. Педагогика [Текст] / В. А. Сластенин. – М.: Академия, 2002, 576 с.
49. Солодовников, В. Анатомия развода // Семья и школа. 1998. №10. С.38.
50. Спенсер, Г. Воспитание: умственное, нравственное и физическое [Текст] / Г. Спенсер. – М.: Академия, 2013. 218 с.
51. Сухомлинский, В. А. Разговор с молодым директором школы [Текст] / В. А. Сухомлинский. – М.: Просвещение, 1973. 62 с.
52. Титова, Е. В. Педагогическая праксеология [Текст] / Е. В. Титова. – М.: Академия, 2005. 256 с.
53. Ушинский, К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии [Текст] / К. Д. Ушинский. – М.: ФАИР – ПРЕСС, 2004. 239 с.
54. Фигдор, Г. Дети разведенных родителей: между травмой и надеждой [Текст] / Г. Фигдор. – М.: Академия, 1995. 265 с.
55. Целуйко, В. М. Психология неблагополучной семьи [Текст] / В. М. Целуйко. – М.: Владос – Пресс, 2004. 274 с.
56. Чеснокова, И. И. Проблемы самопознания в психологии [Текст] / И. И. Чеснокова. – М.: ИНФРА, 2001. 301 с.
57. Шпрангер, Э. Психология юношеского возраста [Текст] / Э. Шпрангер. – М.: Академия, 1964. 273 с.
58. Эйдемиллер, Э. Г. Психология и психотерапия семьи [Текст] / Э. Г. Эйдемиллер. – М.:. Питер, 2010, 668 с.
59. Эльконин, Д. Б Детская психология [Текст] / Д. Б. Эльконин. – М.: Академия, 2007. 331 с.
60. Юницкий, В. А. Психология детской потери // Вестник МГУ. 1992. №2. С.14.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.