Моисеева Р.И.
Областное государственное
бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа-интернат для
обучающихся с нарушениями слуха», г. Томск
Социально-психологическая адаптация слабослышащих детей младшего школьного возраста посредством анималотерапии
В процессе всей жизни человек находится в состоянии адаптации, приспособления, прилаживания, т.е. способности сохранять свою целостность при изменении параметров среды к окружающему миру. Лица с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в особенности с сенсорно-перцептивной (восприятие) депривацией (дефектами слуха, зрения, речи) испытывают особые трудности, как в социальной, так и в психологической адаптации.
В последние годы, в образовательной системе российских школ, довольно широкое распространение и признание получила такая наука, как анималотерапия – лечение животными, т.е. забота и поддержка, которую нуждающийся человек может получить от братьев наших меньших – животных.
Стоит отметить, что у детей с нарушениями слуха процессы адаптации протекают гораздо медленнее, чем у нормально развивающихся сверстников, а состояние дезадаптации возникает гораздо легче, наблюдаются неадекватные психологические реакции. Чтобы облегчить или избежать подобных проблем, была поставлена цель: создать условия для адаптации учащихся младшего школьного возраста с ОВЗ к различным жизненным ситуациям посредством взаимодействия с образами животных. Основная задача, вытекающая из цели:
ü создание условий для развития личности ребёнка, его эмоционально-волевой, когнитивной, социальной, психологической сферы.
При взаимодействии с живыми объектами ребёнок получает ряд определённых положительных эмоций, с помощью которых можно потом корректировать его психоэмоциональное состояние, его мысли и действия.
В условиях школы-интерната отсутствует возможность напрямую взаимодействовать с живыми объектами, а взаимодействие с образами животных вполне приемлемая деятельность и весьма перспективное направление в работе. Поэтому, использование аспектов анималотерапии, теснейшим образом связанных с эффективными методами психокоррекции: сказкотерапией, куклотерапией, игротерапией, арт-терапией, весьма перспективное направление. Как и у всякого метода, у анималотерапии есть широкий инструментарий – это символы животных: образы, рисунки, сказочные герои, игрушки, маски и т.д. Это вполне приемлемо в условиях образовательной организации.
На практике доказано, что применение анималотерапии способствует появлению жизненных сил и радости, уходит напряжение, стресс, ребёнка покидает апатия и депрессия, уходят страхи, непонимания, обиды. Кроме вышеозначенного, данное направление формирует способность сопереживать окружающим, понимать их состояние, а это необходимые качества для успешной коммуникации, успешного вербального и невербального общения, для социально-психологической адаптации ребёнка с ОВЗ.
Существует два вида анималотерапии: 1-ый вид – ненаправленный, 2-ой вид – направленный. Ненаправленная анималотерапия – это общение человека со своими личными домашними питомцами.
В рамках образовательной организации выбран направленный вид анималотерапии, более приемлемый в работе учителя, планируется по определённой составленной программе (схеме). Взаимодействие организовано и происходит с образами животных через игрушки, картинки, театральные сценки, сказки.
1-ый подвид анималотерапии – это сказкотерапия. Через характерологические образы животных ребёнок лучше знакомится с жизнью животного, осознаёт суть победы добра над злом, что и обеспечивает психологическую защищённость.
Младшие школьники с нарушениями слуха не имеют такой защиты. Почему? Потому что глухие и слабослышащие дети лишены возможности полноценно воспринимать русские народные сказки, значит, в подсознании детей отсутствует банк жизненных ситуаций. Этот банк не может быть активизирован при каких-либо ситуациях, его просто нет. Поэтому, для каждого ребёнка была приобретена книга «Сказки о животных». В процессе изучения содержания данной книги, через поступки сказочных героев-животных, ребёнок с особенностями в развитии соприкасался с жизнью сказочных героев, на их примерах видел жизненные ситуации, с которыми встречается каждый человек: выбор, взаимопомощь, любовь, дружба, борьба добра со злом. Сказка указывает на важные социальные и моральные нормы жизни в отношениях между людьми. Таким образом, познавая жизнь через сказочные сюжеты, ребёнок лучше понимает и усваивает нормы поведения, что явно оказывает положительное влияние на социально-психологическую адаптацию.
2-ой подвид анималотерапии – куклотерапия. Данный подвид используется педагогами школы-интерната как промежуточный объект, посредник во взаимоотношениях между ребёнком и ребёнком, педагогом и ребёнком. В основном диалоги выстраиваются на уроках развития речи, ознакомления с окружающим миром, за круглым столом с обязательным использованием речевых карточек, в том числе, включающих выражения речевого этикета: слова приветствия, слова прощания, слова благодарности, слова извинения. При организации и проведении куклотерапии игрушка, изображающая животное, с которой работает ребёнок «участвует» в жизненной ситуации, преодолевает различные препятствия – речевые коммуникации. Работа с куклами-животными всегда интересна детям, кукла легко мотивирует ребёнка к продуктивно-речевой деятельности. Таким образом, куклотерапия эффективна для разрешения интраперсональных (внутриличностных) и интерперсональных (межличностных) конфликтов, при коррекционной работе с нарушениями поведения, в конечном счёте, для улучшения психо-социальной адаптации.
3-ий подвид анималотерапии – игротерапия. В терапевтических целях игру впервые использовал Зигмунд Фрейд. С этого момента берёт своё начало такое направление психотерапии как игровая терапия. Данный вид терапии эффективен при работе с детьми разной диагностической категории, применяется в первую очередь при отставании в речевом, интеллектуальном, эмоциональном развитии, при агрессивности поведения, как средство улучшения психо-эмоционального состояния, нарушения поведения и социальной адаптации у детей. Только войдя в концептуально-экспрессивный мир ребёнка, можно помочь исследовать его собственный эмоциональный мир. Таким образом, используя метод игротерапии, удалось добиться коррекции уровня тревожности у младших школьников. Благодаря игротерапии, дети выражают свои идеи, чувства, желания, фантазии, достигают разрядки эмоционального напряжения.
4-ый подвид анималотерапии – арт-терапия – одно из самых интересных направлений практической психологии. Художник Адриан Хилл был первым человеком, который использовал данный термин. Некоторые учёные склонны рассматривать рисование как один из путей выполнения программы совершенствования организма. Рисование напрямую связано с важными высшими психическими функциями: зрением, двигательной координацией, мышлением. Стоит отметить, что сам процесс рисования способствует согласованию межполушарных взаимодействий. В работе с младшими школьниками активно и широко педагоги применяют раскраски-антистресс «Животные» (ёжики, совы, слоны, крокодилы, медведи, зайца, лисы и т.д.). Ребята с большим желанием занимаются данным видом деятельности. С помощью этих раскрасок дети самостоятельно избавляются от стресса, переживаний, повышенной тревожности. Таким образом, арттерапия даёт выход своим чувствам и мечтам, выступает как способ моделирования разных эмоциональных состояний, а это важно для социально-психологической адаптации.
Основываясь на вышеизложенном, стоит отметить важность применения в педагогической деятельности компьютерных технологий. На современном этапе развития общества нет необходимости доказывать целесообразность применения компьютерных технологий. Данная область органично взаимосвязана с другими составляющими процесса обучения, воспитания и развития: целями, формами, методами, приёмами, деятельностью учителя и учащегося. Разработанные и составленные компьютерные уроки: «Домашние животные», «Дикие животные», «Мир птиц», «Мир насекомых» наглядно демонстрируют натуральные объекты, поскольку, как выше было сказано, в условиях школы-интерната нет возможности напрямую взаимодействовать школьникам с живыми объектами (животными).
Таким образом, во всех перечисленных видах терапии можно вычленить общий психологический способ воздействия при взаимодействии с образами животных – это проекция и перенос, которые применяются на основе различных психотерапевтических приёмов с целью достижения положительного эффекта.
Данный положительный эффект активирует ребёнка к вербальному общению. Посредством различных упражнений, игр с привлечением образов животных, у детей развивается эмпатия, умение открыто выражать свои чувства, понимать состояние других людей, желание оказывать посильную помощь тому, кто в ней нуждается, а через всё это происходит социально-психологическая адаптация.
Интернет-источники:
1. https://alternative-medicina.ru/animaloterapiya/
2. https://www.yaneuch.ru/cat_18/igroterapiya-v-rabote-s-detmi/198110.2050713.page5.html
3. https://lifemotivation.online/razvitie-lichnosti/samorazvitie/art-terapiya
4. http://healingarts.ru/istoriya-art-terapii/
5. Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.