Урок по истории России в 8 классе по теме: « Социально экономическое развитие
после Отечественной войны 1812 г.»
1. Приветствие
2. Проверка отсутствующих
3. Проверка готовности к уроку
4. Мотивация
Инструкция: «Ребята! На прошлом уроке мы познакомились с темой «Внутренняя
политика Александра 1 в 18151825 гг.», изучили основные направления внутренней
политики Александра 1 в в данный период времени, выяснили как отразились события
Отечественной войны 1812 г. и заграничные походы на развитие России в 18151825 гг.
и выявили причины отказа императора от дальнейших реформ.
Сегодня мы продолжаем изучение России в первой четверти 19 века, в период
правления Александра 1.
Откройте ваши тетради и запишите тему урока: «Социальноэкономическое развитие
России после Отечественной войны 1812 года».
Проверка домашнего задания
Инструкция: «Ребята! Сейчас я проверю, как вы усвоили пройденный материал. Двое
из вас получат карточки, которые содержат в себе по 10 тестовых заданий, а пока
ребята выполняют тестовые задания, давайте и мы вспомним ранее изученный материал
и ответим на вопросы:
1. Какие существовали в обществе настроения после Отечественной войны
1812 года?
либеральные ( введение конституции и отмена крепостного права)
консервативные( восприняли победу над Наполеоном как превосходство
российских над западноевропейскими порядками; опасность, ненужность реформ
для России, т. К. в Европе происходило восстановление старых правительств, что
стало сигналом к повороту во внутренней политике)
2. Какой выбор встал перед Александром I после разгрома Наполеона? И какой
путь он выбрал?
Отказ от реформ.
Дальнейшее реформирование страны – он вел разработку в строжайшем секрете, в
обстановке полной тайны. 3.Какой сделал главный шаг за весь период царствования Александр 1?
Даровал Польше Конституцию
4.Как Царство Польское оказалось в составе Российской империи?
По решению Венского конгресса 18141815 г. после разгрома Наполеона
5. В каком году была принята конституция Польши и какие положения она в
себя включала?
1815 год. Неприкосновенность личности, свободу печати, ссылка без решения суда,
использовать польский язык во всех правительствующих учреждениях. Глава
российский император, ему принадлежала законод власть, т.к. сейм самостоятельно
не мог принимать решения. Наличие выборов – существовал имущественный и
возрастной ценз.
6. Что такое «Государственная уставная грамота»?
проект конституции Н.Н. Новосильцева, который провозглашал суверенитет
царской власти, двухпалатный парламент, без одобрения которого царь не мог
издать ни один указ., т.е. власть была ограничена. Царь –исполнительная власть.
Предполагалось свобода слова, печати и.т.д.
7. Почему царь отказался от реформаторской деятельности?
Нарастание революционного движения, противодействие дворян, убежденность, что
крестьянство не готово к свободе, личные переживания, усиление религиозности и
мистицизма, боязнь разделить участь отца, не на кого было опереться в реализации
своих замыслов.
Рассказ учителя по вопросу пункту 1 плана урока: экономический кризис 1812
1815гг.
Вопрос классу:
Как Отечественная война 1812г и заграничные походы отразились на экономике
Российской империи?
Ответы учащихся
Они стали серьезным испытанием для экономики России:
1) Общая сумма материальных убытков за эти годы составила 1 млрд. рублей. Это
была астрономическая сумма, если учесть, что годовые доходы государства не
превышали обычно 100 млн. рублей.
2) Разоренными оказались западные районы страны, наиболее пострадавшие от войны. Но положение России не было столь печальным, как кажется на первый взгляд. От
окончательного экономического краха Россию спасли тарифный устав,
подготовленный Сперанским еще в 1810 г. (он обеспечил преобладание вывоза товаров
над их ввозом в страну), и денежная помощь Англии.
3) Тяжелым бременем стали и заботы по восстановлению разрушенных городов, в
первую очередь Москвы. Правительство выплачивало жителям пострадавших городов
специальные пособия, сумма которых в общей сложности составила 15 млн рублей.
4) «Континентальная блокада», а затем и война нанесли самый тяжелый удар по
основе российской экономики — крестьянскому хозяйству. Помещики в свою очередь
стремились восполнить свои убытки за счет нажима на крестьян. Все это вело к упадку
крестьянских хозяйств.
Вопрос классу: Какие задачи ставило перед собой правительство и император
Российской империи по выходу из экономического кризиса? (исходя из последствий
войны)
1. восстановление разрушенных западных районов, городов России
2. восстановить крестьянские хозяйства
3. наладить торговлю
Но Александр 1 понимал, что необходимо было принять коренные меры по выходу из
кризисной ситуации и приступить к решению крестьянского вопроса, прежде всего к
ограничению и отмене крепостного права.
2. Отмена крепостного права в Прибилтике.
Полигоном для проведения этой реформы стали западные губернии страны.
Ребята запишите к себе в тетрадь новое слово: полигон место испытаний чеголибо.
1) В 1811 г. немецкие помещики Прибалтики обратились к царю с предложением
освободить их крестьян от крепостной зависимости, но земли им при этом не давать.
2) В 1816 г. Александр I утвердил закон о полной отмене крепостного права в
Эстляндии при сохранении земель за помещиками.
3) В 1818—1819 гг. такие же законы были приняты в отношении крестьян Курляндии и
Лифляндии. (записываем даты)
Работа с документом на стр.50. Профессор К.И.Арсеньева о крепостном праве.
1818г.
Ответить на вопрос: На чем было основано мнение профессора К.И. Арсеньева об
эффективности немного труда и неэффективности труда крепостных крестьян?
(Мнение профессора Арсеньева соответствует действительности. Ведь известно, что
когда человек работает на себя, то продукт его труда гораздо эффективнее, чем, когда
тот же человек работает на государство или на когото другого. Для себя он очень
старается, а для других, конечно же, не так, потому что это «не мое». Это очень
сложно объяснить, но это, действительно, так. В этом проявляется человеческая
сущность. А с крестьянами, тем более, дело обстояло гораздо жестче, их труд был не благодарен и практически на грани выживания. С них выжимали все, для личного
потребления им мало что оставалось. Их большие семьи работали с малых лет и все
равно голодали. Наемные же работники, в стремлении улучшить материальное
положение своей семьи, старались гораздо усерднее, не так обреченно, как крепостные.
И это, соответственно, давало более обильные плоды, о чем и говорит профессор К.И.
Арсеньев.)
3. Проект Аракчеева об отмене крепостного права. Военные поселения.
Как вы думаете, как помещики отнеслись к отмене крепостного права в Прибалтике?
Положительно.
Вскоре о желании подобным же образом решить крестьянский вопрос стали заявлять
помещики белорусских, псковских, петербургских и пензенских земель.
Император дал секретное указание о разработке общероссийской
крестьянской реформы.)
Поручил он это дело человеку совершенно неожиданному, ближайшему к нему в то
время чиновнику — генералу А. А. Аракчееву)
Однако такое решение могло показаться странным лишь на первый взгляд.
Аракчеев был известен успешным ведением хозяйства в своем имении Грузино
(Новгородская область).
Ему удалось создать там крупное хозяйство, ориентированное на рынок. Аракчеев
открыл для крестьян Заемный банк, выдававший ссуды на постройку домов, покупку
скота. Поощрял он и предпринимательство своих селян. Правилом стало оказание
помощи беднякам.
(Однако методы создания образцового хозяйства были жесткими: крестьяне строго
наказывались за малейшее нарушение и бесхозяйственность. Прибыль от имения была
настолько велика, что большие деньги направлялись на постройку дорог, храмов и
каменных домов для крестьян, создание парков, конных заводов. В 1810 г. Грузино
посетил Александр I, который был просто изумлен результатами, достигнутыми
Аракчеевым.
Давайте о нём узнаем поподробнее – Доклад
Как вы думаете, были ли у Александра какиелибо указания относительно
законопроекта?
Поручая Аракчееву подготовку проекта, Александр I поставил лишь одно условие:
реформы должны осуществляться постепенно и «не заключать в себе никаких мер,
стеснительных для помещиков». В 1818 г. проект был готов.
Что включает в себя законопроект вы сейчас узнаете, прочитав материал на стр. 48 ( 1
абзац) Для решения крестьянского вопроса Аракчеев предлагал царю выделять ежегодно по 5
млн. рублей (это была рыночная стоимость крепостных, ежегодно выставляемых на
торги) на выкуп имений у тех помещиков, которые будут согласны на это. Таковыми
могли стать в первую очередь дворяне, которые заложили свои поместья и едва
сводили концы с концами. После этого выкупленные земли должны были
распределяться между освобожденными крестьянами (по 2 десятины на душу). Наделы
были небольшими, что заставило бы крестьян, по замыслу Аракчеева, «подрабатывать»
у помещиков.
Чьи интересы защищал проект Аракчеева? ( помещиков, продажа крестьян была
делом добровольным, необязательным)
Был ли реален проект Аракчеева в условиях России первой четверти XIX века? (да,
но на время)
Был ли принят этот законопроект? Почему? ( министр финансов заявил, что денег на
покупку крестьян – нет)
Другим планом Александра I, проведение в жизнь которого было поручено
Аракчееву, стало введение военных поселений.
Записываем понятие: Военные поселения — система организации войск в
России в 1810—1857 годах, сочетавшая военную службу с занятием производительным
трудом, прежде всего, сельскохозяйственным.
1) В условиях экономического кризиса решено было сократить расходы на содержание
армии.
2) Солдаты должны были совмещать военную службу с хозяйственной деятельностью.
3) Поселенные в сельской местности войска («поселянехозяева») состояли из
семейных солдат, отслуживших не менее 6 лет, и бывших государственных крестьян в
возрасте от 18 до 45 лет.
4) Дети поселенцев зачислялись на службу.
Размещение военных поселений проходило лишь на государственных землях. Это
вызывало многочисленные восстания государственных крестьян, которых превращали в
военных поселенцев. С точки зрения экономии военных расходов поселения выполнили
стоявшую перед ними задачу. За период с 1825 по 1850 г. было сэкономлено 45,5 млн.
рублей. Однако создание военных поселений ограничивало возможности свободного
развития хозяйства.
Какие настроения существовали в обществе в отношении военных поселений?
Отрицательные
(Военные поселения означали по существу, двойное закрепощение крестьянства.
Поселенец никогда не мог смириться с ограничением жизненной свободы и стеснением
прав собственности; глухое чувство ненависти к тем, кто поставил его в эти условия,
стало в нем таиться. Кто же был виновником? Поселенцы постоянно видели перед собой офицера: он жил среди них, вел фронтовые занятия; он был как бы и их
помещиком. Против него и сосредоточилась вся их ненависть.)
Аракчеевщина политика реакции, система мер полицейского деспотизма для
сохранения феодализма; насаждение военных поселений и дисциплины в армии,
подавление общественного свободомыслия и недовольства.
самостоятельная работа:
4. Развитие промышленности и торговли.
Прочитайте материал на стр. 48 – 49 и докажите примерами, что в Российской
империи развивалась промышленность и торговля
После преодоления послевоенного кризиса промышленность и торговля в России
развивались достаточно устойчиво. Если в 1804 г. в стране было 2423 фабрики, то в
1825 г. их стало 5261. Общая численность рабочих за это время выросла с 95 тыс. до
210 тыс., а наемных работников среди них — с 45,6 тыс. (они составляли 48% от
общего количества рабочих) до 114,5 тыс. (54%).
Большинство фабрик и заводов были заняты выполнением заказов государства,
связанных в основном с производством оружия и сукна для армии, а также изготовляли
товары для вывоза за рубеж. Однако еще до войны 1812 г. начала ускоренно
развиваться легкая промышленность. Ее изделия шли уже в основном на продажу
внутри страны, что свидетельствовало о расширении внутреннего рынка. К концу 20х
гг. Россия перестала ввозить ситцы изза границы.
Основными промышленными центрами попрежнему оставались Петербург, Москва,
Тула, Владимир, район Урала. В послевоенный период началось применение паровых
машин на предприятиях.
Потребности растущего внутреннего рынка требовали совершенствования путей
сообщения, главными из которых оставались водные. В 1803—1805 гг. каналами были
соединены Кама и Северная Двина, Днепр и Висла, Западная Двина и Неман. В 1810 г.
вступила в строй Мариинская система каналов, а в 1811 г. — Тихвинская, в 1815 г. был
спущен на воду первый русский пароход «Елизавета». Началось строительство
мощеных дорог (в 1825 г. их насчитывалось уже 390 км).
Внутренняя торговля попрежнему оставалась преимущественно ярмарочной.
Крупнейшими ярмарками страны были Макарьевская (переместившаяся из
Макарьевского монастыря в Нижний Новгород), Коренная (Курск), Киевская,
Харьковская, Ирбитская, ярмарка в Ростове Великом.
Как вы думаете, что вывозили за границу из России? ( основном зерно, сало,
древесину)
А что ввозили? ( предметы потребления и промышленные полуфабрикаты) .
Экономическое развитие России в начале XIX в. показало, с одной стороны,
неэффективность крепостного труда и необходимость отказа от него, а с другой —
возможности развития фабричного производства, основанного на применении паровых машин. Все это свидетельствовало о том, что в экономическом развитии страны
начинается новый этап.
Закрепление:
Инструкция: «Ребята! Сегодня мы познакомились с социальноэкономическим
развитием России после Отечественной войны 1812 года. А сейчас я вам буду задавать
вопросы для того чтобы проверить как вы усвоили пройденный материал.
1.Назовите причины экономического кризиса 18121815гг?
2. Кому была поручена разработка проект общероссийской крестьянской реформы?
3. Дайте общую характеристику развития российской промышленности и торговли?
Домашнее задание: параграф 7, ответить на вопросы
Социально-экономическое развитие России после Отечественной войны 1812 года (8 класс, история)
Социально-экономическое развитие России после Отечественной войны 1812 года (8 класс, история)
Социально-экономическое развитие России после Отечественной войны 1812 года (8 класс, история)
Социально-экономическое развитие России после Отечественной войны 1812 года (8 класс, история)
Социально-экономическое развитие России после Отечественной войны 1812 года (8 класс, история)
Социально-экономическое развитие России после Отечественной войны 1812 года (8 класс, история)
Социально-экономическое развитие России после Отечественной войны 1812 года (8 класс, история)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.