Благоприятный социально-психологический климат является условием повышения производительности труда, удовлетворенности работников трудом и коллективом. Социально-психологический климат возникает спонтанно. Но хороший климат не является простым следствием провозглашенных девизов и усилий отдельных руководителей. Он представляет собой итог систематической воспитательной работы с членами коллектива, осуществление специальных мероприятий, направленных на организацию отношений между руководителями и подчиненными. Формирование и совершенствование социально-психологического климата – это постоянная практическая задача руководителей любого ранга. Создание благоприятного климата является делом не только ответственным, но и творческим, требующим знаний его природы и средств регулирования, умения предвидеть вероятные ситуации во взаимоотношениях членов коллектива. Формирование хорошего социально-психологического климата требует, особенно от руководителей и психологов, понимания психологии людей, их эмоционального состояния, настроения, душевных переживаний, волнений, отношений друг с другом.
Социально-психологический климат в коллективе..doc
Тема: «Социальнопсихологический климат в коллективе» .
Понятие «социальнопсихологический климат».
Благоприятный социальнопсихологический климат является
условием повышения производительности труда, удовлетворенности
работников трудом и коллективом. Социальнопсихологический климат
возникает спонтанно. Но хороший климат не является простым
следствием провозглашенных девизов и усилий отдельных
руководителей. Он представляет собой итог систематической
воспитательной работы с членами коллектива, осуществление
специальных мероприятий, направленных на организацию отношений
между руководителями и подчиненными. Формирование и
совершенствование социальнопсихологического климата – это
постоянная практическая задача руководителей любого ранга. Создание
благоприятного климата является делом не только ответственным, но и
творческим, требующим знаний его природы и средств регулирования,
умения предвидеть вероятные ситуации во взаимоотношениях членов
коллектива. Формирование хорошего социальнопсихологического
климата требует, особенно от руководителей и психологов, понимания
психологии людей, их эмоционального состояния, настроения, душевных
переживаний, волнений, отношений друг с другом.
В психологию понятие «климат» пришло из метеорологии и географии.
Сейчас это установившееся понятие, которое характеризует невидимую,
тонкую, деликатную, психологическую сторону взаимоотношений между
людьми. В отечественной социальной психологии впервые термин
«психологический климат» использовал Н.С. Мансуров, который изучал
производственные коллективы.
Одним из первых раскрыл содержание социальнопсихологического
климата В.М. Шепель. Психологический климат – это эмоциональная
окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на
основе их близости, симпатии, совпадения характеров, интересов,
склонностей.
Он считал, что климат отношений между людьми состоит из трех
климатических зон.
Первая климатическая зона – социальный климат, который
определяется тем, насколько в данном коллективе осознанны цели и задачи
общества, насколько здесь гарантированно соблюдение всех конституционных
прав и обязанностей работников как граждан.
климатическая зона – моральный климат, который определяется тем, какие
моральные ценности в данном коллективе являются принятыми.
Вторая
Третья климатическая зона – психологический климат, те неофициальные отношения, которые
складываются между работниками, находящимися в непосредственном
контакте друг с другом. Психологический климат – это климат, зона действия
которого значительно локальнее социального и морального климата.
В целом этот феномен принято называть социальнопсихологическим
климатом коллектива. При его изучении внимание ученых концентрируется на
трех основных вопросах:
Какова сущность социальнопсихологического климата?
Какие факторы оказывают влияние на его формирование?
По каким показателям можно оценить состояние климата?
Сущность социальнопсихологического климата.
В отечественной психологии наметились 4 основных подхода к
пониманию природы социальнопсихологического климата.
Представителями первого подхода климат рассматривается как
общественнопсихологический феномен, как состояние коллективного
сознания. Климат – отражение в сознании людей комплекса явлений,
связанных с их взаимоотношениями, условиями труда, методами его
стимулирования. Под социальнопсихологическим климатом необходимо
понимать такое социальнопсихологическое состояние первичного трудового
коллектива, которое отражает характер, содержание и направленность
реальной психологии членов коллектива.
Сторонники второго подхода подчеркивают, что сущностной
характеристикой социальнопсихологического климата является общий
эмоциональнопсихологический настрой коллектива. Климат – настроение
группы людей.
Авторы третьего подхода анализируют социальнопсихологический
климат через стиль взаимоотношений людей, находящихся в
непосредственном контакте друг с другом. В процессе формирования климата
складывается система межличностных отношений, определяющих социальное
и психологическое самочувствие каждого члена коллектива.
Создатели четвертого подхода определяют климат в терминах
социальной и психологической совместимости членов коллектива, их
моральнопсихологического единства, сплоченности, наличия общих мнений,
обычаев и традиций.
При изучении климата необходимо иметь в виду 2 его уровня: Первый уровень – статический, относительно постоянный. Это устойчивые
взаимоотношения членов коллектива, их интерес к работе и коллегам по
труду. На этом уровне социальнопсихологический климат понимается как
устойчивое, достаточно стабильное состояние коллектива, которое, однажды
сформировавшись способно долгое время не разрушаться и сохранять свою
сущность, несмотря на те трудности, с которыми сталкивается коллектив. С
этой т.з., сформировать благоприятный климат в коллективах довольно
трудно, но в тоже время легче поддерживать его на определенном уровне, уже
сформированном ранее.
Второй уровень – динамический, меняющийся, колеблющийся. Это
каждодневный настрой работников в процессе работы, их психологическое
настроение. Этот уровень описывается понятием «психологическая
атмосфера». В отличие от социальнопсихологического климата
психологическая атмосфера характеризуется более быстрыми временными
изменениями и меньше осознается людьми. Изменение психологической
атмосферы влияет на настроение и работоспособность личности в течение
рабочего дня. Изменение же климата всегда более выражены, заметны, они
осознаются и переживаются людьми более остро; чаще всего человек успевает
адаптироваться к ним.
Многие психологи утверждают, что социальнопсихологический
климат – это состояние психологии трудового коллектива как единого
целого, которое интегрирует частные групповые состояния. Климат – это
не сумма групповых состояний, а их интеграл.
Факторы формирования социальнопсихологического климата.
На формирование социальнопсихологического климата оказывает
влияние ряд факторов макро и микросреды.
Факторы макросреды – это тот общественный фон, на котором
строятся и развиваются отношения людей. К этим факторам относятся:
общественнополитическая ситуация в стране, экономическая ситуация в
обществе, уровень жизни населения, организация жизни населения, социально
демографические факторы, региональные факторы и этнические факторы.
Факторы микросреды – это материальное и духовное окружение
личности в трудовом коллективе.
К микрофакторам относятся:
объективные – комплекс технических, санитарногигиенических,
организационных элементов; субъективные – характер официальных и организационных связей между
членами коллектива, наличие товарищеских контактов, сотрудничество,
взаимопомощь, стиль руководства.
Благоприятный климат переживается каждым человеком как
состояние удовлетворенности отношениями с товарищами по работе,
руководителями, своей работой, ее процессом и результатами. Это повышает
настроение человека, его творческий потенциал, положительно влияет на
желание работать в данном коллективе, применять свои творческие и
физические силы на пользу окружающим людям.
Неблагоприятный климат индивидуально переживается как
неудовлетворенность взаимоотношениями в коллективе, с руководителями,
условиями и содержанием труда. Это сказывается на настроении человека,
его работоспособности и активности, на его здоровье.
Показатели социальнопсихологического климата.
Социальнопсихологический климат как интегральное состояние
коллектива включает в себя целый комплекс различных характеристик.
Поэтому его невозможно измерить по какомулибо одному показателю.
Разработана определенная система показателей, на основании которых
оказывается возможным оценить уровень и состояние социально
психологического климата.
Характеристики благоприятного социальнопсихологического климата:
В коллективе преобладает бодрый, жизнерадостный тон
взаимоотношений между работниками, оптимизм в настроении; отношения
строятся на принципах сотрудничества, взаимной помощи,
доброжелательности; членам коллектива нравится участвовать в совместных
делах, вместе проводить свободное время; в отношениях преобладают
одобрение и поддержка, критика высказывается с добрыми пожеланиями.
В коллективе существуют нормы справедливого и уважительного
отношения ко всем его членам, здесь всегда поддерживают слабых, выступают
в их защиту, помогают новичкам.
коллективе высоко ценят такие черты личности как принципиальность,
честность, трудолюбие и бескорыстие. Члены коллектива активны, полны
энергии, они быстро откликаются, если нужно сделать полезное для всех
дело, и добиваются высоких показателей в труде и профессиональной
деятельности.
Успехи или
неудачи отдельных членов коллектива вызывают сопереживание и искреннее
участие всех членов коллектива. В отношениях между группировками внутри
коллектива существует взаимное расположение, понимание, сотрудничество.
В Характеристики неблагоприятного социальнопсихологического
климата:
В коллективе преобладают подавленное настроение, пессимизм,
наблюдаются конфликтность, агрессивность, антипатии людей друг к другу,
присутствует соперничество; члены коллектива проявляют отрицательное
отношение к более близкому отношению друг с другом; критические
замечания носят характер явных или скрытых выпадов, люди позволяют себе
принижать личность другого, каждый считает свою т.з. главной и нетерпим к
мнению остальных.
В коллективе отсутствуют нормы справедливости и равенства во
взаимоотношениях, он заметно разделяется на «привилегированных» и
«пренебрегаемых», здесь презрительно относятся к слабым, нередко
высмеивают их, новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним часто
проявляют враждебность.
Такие черты личности, как принципиальность, честность, трудолюбие,
бескорыстие, не в почете.
Члены коллектива инертны, пассивны, некоторые стремятся
обособиться от остальных, коллектив невозможно поднять на общее дело.
Успехи или неудачи одного оставляют равнодушными остальных членов
коллектива, а иногда вызывают нездоровую зависть или злорадство.
В коллективе возникают конфликтующие между собой группировки,
отказывающиеся от участия в совместной деятельности.
В трудных случаях коллектив не способен объединиться, возникают
растерянность, ссоры, взаимные обвинения; коллектив закрыт и не стремится
сотрудничать с другими коллективами.
Для изучения психологического климата в группе используются
определенные приемы, направленные на:
определение неформальной структуры группы, выявление лидера и его
роли в группе;
определение уровня развития группы, социальнопсихологическая
коррекция групповых процессов и состояний;
определение причин конфликтов в группе и применение социально
психологических способов их конструктивного разрешения;
коррекция формальной и неформальной структуры группы (например,
посредством перевыборов формального лидера); социальнопсихологическая коррекция взаимоотношений в коллективе
(проведение социальнопсихологических тренингов и психологических
консультаций).
Итак, можно сделать вывод, что социальнопсихологический
климат – это интеграл более частных групповых состояний. Он не возникает
спонтанно, а является результатом усилий многих людей – руководителей и
членов коллектива. Использованная литература:
1. Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. – М.:
Просвещение, 1989г.
2. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах:
Учеб. пособие – 2е изд., доп. – Мн.: ТетраСистемс, 2000г.
3. Кон И.С. Психология ранней юности. – М.: Просвещение, 1989г.
4. Почебут Л.Г., Чикер В.А. Индустриальная социальная психология. –
СПб.: Издво С.Петеребургского унта, 1997г.
5. Реан А.А. Психология изучения личности. – СПб.: Питер, 1999г.
6. Робер М., Тильман Ф. Психология индивида и группы. – М.: Прогресс,
1988г.
«Социально-психологический климат в коллективе»
«Социально-психологический климат в коллективе»
«Социально-психологический климат в коллективе»
«Социально-психологический климат в коллективе»
«Социально-психологический климат в коллективе»
«Социально-психологический климат в коллективе»
«Социально-психологический климат в коллективе»
«Социально-психологический климат в коллективе»
«Социально-психологический климат в коллективе»
«Социально-психологический климат в коллективе»
«Социально-психологический климат в коллективе»
«Социально-психологический климат в коллективе»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.