Социальное направление внеурочной деятельности "По ступенькам добра и справедливости"

  • docx
  • 14.01.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала социальное-по ступенькам добра ивоспитанности.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение –

 средняя общеобразовательная школа № 7 х.Новоселовка

(346677, МБОУ-СОШ №  7 х. Новоселовка , ул.Советская,99, Мартыновский р/н Ростовская обл.)

Тел. 8(86395)25-1-95,    E-mail: soch7mart@donpac.ru

 


   

Рассмотрено

Согласовано

Утверждена приказом

на заседании педсовета

заместитель директора по ВР

директора школы

Протокол № 1

_________Смирнова С.В.

_________Е.Н. Черкасская

 

 

145

от «-»авгуса 2019 г.

от «29»авгуса 2019 г.

от «29»авгуса 2019 г.

 

 

 

 

Рабочая программа

 внеурочной деятельности

(социальное) направления

«По ступенькам добра и справедливости»

для обучающихся 3класса

 

 

Срок реализации программы: 1 г

 

Составитель дополнительной образовательной программы:

Мазепина Анастасия Евгеньевна

 

 

х. Новоселовка  2021-2022

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа внеурочной деятельности социального направления «По ступенькам добра и справедливости» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы «Этика: азбука добра» И.С.Хомяковой, В.И.Петровой ( Сборник программ внеурочной деятельности : 1- 4 классы / под ред.   Н.Ф. Виноградовой. — М.: Вентана-Граф,  2011), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

             

        Необходимость социального образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в социально зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Социальное взросление младших школьников связано, прежде всего, с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения – наиболее интересны для детей данного возраста.

Основная цель курса – формирование у детей социальных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания.

Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность социального воспитания.

 Новизна программы в том, что она  направлена   на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию социального направления воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника.

Общая характеристика курса.

Социальное развитие личности школьника как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию социального образования младших школьников как в процессе изучения учебных предметов («Литературное чтение», «Окружающий мир»), так и во внеурочной деятельности школьников.

Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания социального образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе. Оно направлено прежде всего на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор.

Для этого используются разнообразные методы работы с детьми:

личностно направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка; стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения; развивающие нравственное сознание; активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, его эмоциональную сферу.

Содержание курса ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность, работу с фольклорной и художественной литературой. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художественного произведения позволит учителю использовать эмоционально-образную форму народных произведений и художественной детской литературы в целях развития личностно значимого поведения.

Место курса в учебном плане.

Программа « По ступенькам добра и справедливости» является компонентом учебного плана внеурочной деятельности, рассчитана на 33 часа 1 час занятий в неделю.

 

Ценностные ориентиры содержания курса .

Содержание программы курса раскрывает правила социального поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности). Развитие социального сознания младшего школьника идёт от класса к классу в следующей логике:

1 класс. Развитие способности увидеть нравственную ситуацию. Осознание социальных правил как ориентира поступка: ситуация – поведение – правило; от правила – к поведению. Оценка нравственных поступков.

2 класс: Внутреннее принятие правил и норм социального поведения. Стремление к выполнению норм. Переход от социального контроля (учитель, родители, дети) к самоконтролю. Формирование у детей понимания, что их нравственное взросление идёт от поступка к нравственным качествам на основе правил.

3 класс. Ознакомление с внутренней сутью нравственного поступка – мотивом. Третьеклассники подводятся к пониманию ответственности за выбор поведения, ознакомлению с нравственными качествами человека, формирующимися на основе поведения по социальным нормам.

4 класс. Систематизация, обобщение работы по осмыслению мотивов поведения, качеств личности, нравственного выбора. Норма как стимул нравственного поведения и опора торможения нежелательных (безнравственных) действий.

 

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

В процессе освоения материалов курса ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника.

Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.

Обсуждение сказок, их инсценировка; обсуждение произведений художественной литературы – всё это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла, значение «слов вежливости», правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия.

Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятия (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»).

Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах курса содержатся упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме – о добре, трудолюбии, отношении к учёбе); сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния героев.

В целях формирования коммуникативных УУД (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания, их формирующие. Так, с учащимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например: «Почему?.. Как?..», которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушать мнение одноклассников, т.е. работать коллективно или в группах, парах, а также задания на выбор ответа, альтернативного решения и др.

Использование художественной литературы и работа в библиотеке помогает школьникам учиться использовать различные способы поиска информации в библиотеке, Интернете. Тематика заданий этой рубрики позволяет учащимся научиться работать в библиотечном пространстве с целью решения информационных и коммуникативных задач. К 4-ому классу учащиеся полностью умеют ориентироваться в школьной библиотеке, находить нужную информацию по нравственной тематике с помощью различных каталогов.

 

 

 

 

 

 

 

Учебно – тематический план

 

Наименова-ние раздела

Кол-во

часов

Характеристика деятельности обучающихся

Личностные

Перечень универсальных действий обучающихся

 

 

 

Регулятивные

Познаватель-ные

Коммуника-тивные

1

Школьный этикет

 

9 ч.

—воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации;

—оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).

Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

развитие этических чувств как регуляторов морального поведения, понимание чувств  других людей и сопереживание им.

 

 

Принимать и сохранять учебную задачу;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

 

 

 

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий;

строить сообщения в устной и письменной форме.

 

Адекватно использовать  речевые, средства для решения различных коммуникатив-ных задач, строить монологичес-кое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации допускать возможность существова-ния у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной.

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

Правила общения

 

 

 

 

 

 

8 ч.

—использовать в речи слова вежливости;

—участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания;

—высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев

произведений);

—создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный);

—описывать сюжетную картинку (серию);

—оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты;

—самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.

 

Начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотноше-ний в семье, между поколениями,  представителями различных социальных групп; способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков  других людей; уважительное отношение к родителям,  к старшим, заботливое отношение к младшим.

 

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

 

Учиться работать по предложеному учителем плану.

 

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

 

Соблюдение   культуры   поведения   и   общения,   правильных взаимоотно-шений;     проявление     доброжела-тельности,     взаимопомо-щи, сочувствия, сопереживания.

3

Играем в экономику.

5 ч.

-Правильно использовать термины (товар, услуга, продажа, покупка, деньги, виды денег, доходы семьи, потребности, семейный бюджет,);  

- что такое деньги, их роль в жизни людей, деньги старинные и современные, деньги разных стран;
– что такое доходы и расходы;
– где можно приобрести товары и услуги;
– что такое «источники доходов»;


- Осознание себя как члена семьи, общества и государства;

- учебно-познавательный интерес к учебному материалу курса и способам решения элементарных финансовых задач;

- самостоятельность и осознание личной ответственности за свои поступки в области финансов;

- ориентирование в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков окружающих людей в области финансов;

- понимание безграничности потребностей людей и ограниченности ресурсов (денег).

 

 

-Определять личные цели развития финансовой грамотности; • ставить финансовые цели;

- составлять простые планы своих действий в соответствии с финансовой задачей и условиями её реализации;

- проявлять познавательную и творческую инициативу в применении финансовых знаний для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;

 

Производить логические действия сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег, сопоставления величины доходов и расходов, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей между финансовым поведением человека и его благосостоянием, построения рассуждений на финансовые темы, отнесения явлений или объектов к известным финансовым понятиям;

-Определять личные цели развития финансовой грамотности; • ставить финансовые цели;

- составлять простые планы своих действий в соответствии с финансовой задачей и условиями её реализации;

- проявлять познавательную и творческую инициативу в применении финансовых знаний для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

Культура внешнего вида

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 ч.

—воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях;

—оценивать внешний вид человека.

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

 

 

 

Определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом; учиться работать по предложен-ному учителем плану

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников и обсуждать полученные сведения

 

Формулировать собственное мнение и позицию; дого-вариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

 

 

 

5

 

Внешкольный этикет

 

 

8 ч.

—использовать доброжелательный тон в общении;

—оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.

Нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами, неравнодушие к жизненным проблемам других людей.

Использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи.

 

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несуществен-ных признаков.

 

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве ориентировать-ся на позицию партнёра в общении и взаимодейст-вии.

 

Итого

33 ч.

 

 

Календарно--тематическое планирование

 

Раздел,

тема занятий

Дата

 

Содержание занятий

 

Кол-во часов

План

Факт

 

Школьный этикет (9 часов)

 

1

Снова в школе.

01.09

 

Обсуждение предложенных ситуаций. Что значит быть учеником. Беседа «Роль учения в жизни человека».

1

2

Взаимопомощь как её её организовать.

08.09

 

Работа над сплочением коллектива, воспитание чувства взаимопомощи. Работа в группах.

1

3

Береги школьное имущество.

15.09

 

Воспитание бережного отношения к школьному имуществу. Познавательная беседа.

 

1

4

Я – личность. Мои роли.

22.09

 

Игра. Разговор с волшебным зеркальцем: «Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи. Что мне посоветуют ребята в классе?»

1

5

Деловая игра. Какие роли мы выполняем в школе и дома.

29.09

 

Диалог, в котором дети раскрываются друг перед другом: где живет, с кем проводит время, какая семья, что больше всего любит делать дома, что интересно, что не любит и т.д. Ролевая игра «На уроке». Распределение ролей.

1

6

Устав - основной закон школы.

06.10

 

Знакомство с уставом школы.

1

7

В какие игры и как мы играем.

13.10

 

Разучивание подвижных игр. Правила поведения во время игры.

1

8

Правила поведения в школе.

20.10

 

Разыгрывание сценок поведения в школе, встреча с классом, поведение в столовой, на уроке. Дети импровизируют ситуации.

1

9

Библиотека – хранительница знаний

27.10

 

Чтение и обсуждение отрывков  книг.  Экскурсия в библиотеку. Беседа с библиотекарем.

1

 

Правила общения (8 часов)

 

10

Время надо беречь.

10.11

 

 Просмотр сказки «Потерянное время». Урок-обсуждение.

1

11

Секунда-это много или мало?

17.11

 

Формирование  понимания  того, что надо ценить свое и чужое время. Беседа с использованием игровых ситуаций.

 

1

12

Слово лечит, слово ранит.

24.11

 

Высказывания детей, особенно о тех, кого не всегда любят и замечают в классе, всего того хорошего, чего он заслужил. Дополнение этих характеристик учителем.  Показать, что словом можно поддержать, развеселить, обидеть, учить задумываться над сказанным словом.

1

13

Я и мои друзья: справедливость, коллективизм.

01.12

 

Законы дружбы. Показать важность истинных друзей в жизни человека; Устный рассказ «Хочу рассказать о своём друге…»

1

14

Умеем общаться.

08.12

 

Чтобы быть приятными окружающим и себе, надо соблюдать определенные правила. Главное из них – проявлять уважение к другому человеку: уметь видеть его настроение и считаться с ним, уметь поддержать интерес, считаться с желанием другого, уступать ему.

1

15

Каждый интересен.

15.12

 

Дети говорят стоящему (по очереди), чем он им интересен. Учитель добавляет, где необходимо, свои суждения. Подчеркнуть, как интересно в классе, когда каждый имеет свою изюминку, и всем от этого хорошо.

1

16

Общение с домочадцами.

22.12

 

Обсуждение волнующих детей семейных проблем: чтобы не произошла ссора, чтобы не было крика, чтобы нравилось быть дома. Учиться чувствовать настроение другого, быть внимательным к близким людям, помогать им, поддерживать в трудную минуту. Обсуждение ситуаций.

 

1

17

Игра без конфликта.

12.01

 

Воспитание умения управлять своим эмоциональным состоянием в критических ситуациях. Чтение рассказа, разыгрывание ситуаций.

1

 

Играем в экономику (5 часов)

 

18

Что такое деньги и для чего они нужны?

19.01

 

Зачем нужны деньги. Как появились деньги. Деньги и страны. Где и как хранятся деньги. Что такое источник дохода.

 

1

19

Как зарабатываются деньги? Важность денег.

26.01

 

Откуда в семье берутся деньги. Как заработать деньги? Подсчитываем доходы семьи. На что семьи тратят деньги?

1

20

Как правильно зарабатывать? Как правильно тратить?

02.02

 

Потребности человека. Значение труда в удовлетворении потребностей. Труд и удовлетворение потребностей.

 

1

21

Как правильно экономить?

09.02

 

Как тратить с умом? Примерный бюджет школьника. Если доходы превышают расходы, образуются сбережения.

1

22

Как правильно делать покупки?

16.02

 

На что семья тратит деньги. Подсчитаем все расходы семьи. Семейный бюджет. Как планировать семейный бюджет? Правила составления семейного бюджета. 

1

 

Культура внешнего вида(3 часа)

 

23

Уход за своими вещами.

02.03

 

Бережное отношение к вещам. Беседа.

1

24

Чистота – залог здоровья.

09.03

 

Правила личной гигиены, воспитание здорового образа жизни. Беседа, практикум.

1

25

Одежда будничная и праздничная.

16.03

 

Просмотр  отрывков видеофильмов и их обсуждение.

1

 

Внешкольный этикет(8 часов)

 

26

Разговор по телефону.

30.03

 

 Формулирование  правил общения по телефону. Анализ ситуаций.

1

27

Практическое занятие «Разговор по телефону».

06.04

 

 

Ролевая игра - инсценировка отрывка из рассказа Н.Носова «Телефон».

1

28

Поведение в гостях.

13.04

 

Знакомство с правилами поведения в гостях. Разыгрывание ситуации.

1

29

Практическое занятие «Поведение в гостях».

20.04

 

Коллективное чаепитие. Обыгрывание ситуаций поведения за столом.

 

1

30

Я пишу письмо.

27.04

 

Правила грамотного составления писем. Практическая работа в группах.

1

31

«Я пишу письмо» (творческая работа).

04.05

 

Творческая работа. Письмо другу.

1

32

Викторина «Поведение на природе».

11.05

 

Викторина

1

33

 Итоговое занятие «По ступенькам добра и справедливости»

18.05

 

Проведение и организация итогового  мероприятия.

1

 

Итого

 

 

 

33 часа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перечень литературы и средств обучения

 

1. Печатные пособия:

1.Хомякова И.С., Петрова В.И. «Этика: азбука добра». (Сборник программ внеурочной деятельности под ред. Виноградовой)  М.: Вентана-Граф,  2013г.;

2.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя.А.Г.Асмолов,Г.В.Бумеранская ,И..А Володарская. М.:Просвещение,2008. 151стр.

  Пикулева Н.В. «Слово на ладошке: О вежливости – с вами вместе». – М.: Новая школа, 2011г.; 

3. Хомякова Э ,.ПетроваВ, Хомякова И. Азбука нравственности/Воспитание школьников 2004-2007 №1-9                                   

 

2. Наглядные пособия:

Таблицы природоведческого содержания в соответствии с программой обучения. Географические и исторические карты.

Иллюстративные материалы (альбомы, аудиозаписи, комплекты открыток и др.), плакаты, портреты выдающихся людей России.

Предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, ее хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества.

 

3. Материально-технические средства:

Компьютерная техника,  видеопроектор, экспозиционный экран, магнитная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.