Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 7 х.Новоселовка
(346677, МБОУ-СОШ № 7 х. Новоселовка , ул.Советская,99, Мартыновский р/н Ростовская обл.)
Тел. 8(86395)25-1-95, E-mail: soch7mart@donpac.ru
Рассмотрено |
Согласовано |
Утверждена приказом |
на заседании педсовета |
заместитель директора по ВР |
директора школы |
Протокол № 1 |
_________Смирнова С.В. |
_________Е.Н. Черкасская |
|
|
№ 145 |
от «-»авгуса 2019 г. |
от «29»авгуса 2019 г. |
от «29»авгуса 2019 г. |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
(социальное) направления
«По ступенькам добра и справедливости»
для обучающихся 3класса
Срок реализации программы: 1 г
Составитель дополнительной образовательной программы:
Мазепина Анастасия Евгеньевна
х. Новоселовка 2021-2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности социального направления «По ступенькам добра и справедливости» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы «Этика: азбука добра» И.С.Хомяковой, В.И.Петровой ( Сборник программ внеурочной деятельности : 1- 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М.: Вентана-Граф, 2011), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Необходимость социального образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в социально зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Социальное взросление младших школьников связано, прежде всего, с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения – наиболее интересны для детей данного возраста.
Основная цель курса – формирование у детей социальных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания.
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность социального воспитания.
Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию социального направления воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника.
Общая характеристика курса.
Социальное развитие личности школьника как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию социального образования младших школьников как в процессе изучения учебных предметов («Литературное чтение», «Окружающий мир»), так и во внеурочной деятельности школьников.
Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания социального образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе. Оно направлено прежде всего на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор.
Для этого используются разнообразные методы работы с детьми:
личностно направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка; стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения; развивающие нравственное сознание; активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, его эмоциональную сферу.
Содержание курса ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность, работу с фольклорной и художественной литературой. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художественного произведения позволит учителю использовать эмоционально-образную форму народных произведений и художественной детской литературы в целях развития личностно значимого поведения.
Место курса в учебном плане.
Программа « По ступенькам добра и справедливости» является компонентом учебного плана внеурочной деятельности, рассчитана на 33 часа 1 час занятий в неделю.
Ценностные ориентиры содержания курса .
Содержание программы курса раскрывает правила социального поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности). Развитие социального сознания младшего школьника идёт от класса к классу в следующей логике:
1 класс. Развитие способности увидеть нравственную ситуацию. Осознание социальных правил как ориентира поступка: ситуация – поведение – правило; от правила – к поведению. Оценка нравственных поступков.
2 класс: Внутреннее принятие правил и норм социального поведения. Стремление к выполнению норм. Переход от социального контроля (учитель, родители, дети) к самоконтролю. Формирование у детей понимания, что их нравственное взросление идёт от поступка к нравственным качествам на основе правил.
3 класс. Ознакомление с внутренней сутью нравственного поступка – мотивом. Третьеклассники подводятся к пониманию ответственности за выбор поведения, ознакомлению с нравственными качествами человека, формирующимися на основе поведения по социальным нормам.
4 класс. Систематизация, обобщение работы по осмыслению мотивов поведения, качеств личности, нравственного выбора. Норма как стимул нравственного поведения и опора торможения нежелательных (безнравственных) действий.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
В процессе освоения материалов курса ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника.
Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.
Обсуждение сказок, их инсценировка; обсуждение произведений художественной литературы – всё это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла, значение «слов вежливости», правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия.
Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятия (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»).
Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах курса содержатся упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме – о добре, трудолюбии, отношении к учёбе); сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния героев.
В целях формирования коммуникативных УУД (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания, их формирующие. Так, с учащимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например: «Почему?.. Как?..», которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушать мнение одноклассников, т.е. работать коллективно или в группах, парах, а также задания на выбор ответа, альтернативного решения и др.
Использование художественной литературы и работа в библиотеке помогает школьникам учиться использовать различные способы поиска информации в библиотеке, Интернете. Тематика заданий этой рубрики позволяет учащимся научиться работать в библиотечном пространстве с целью решения информационных и коммуникативных задач. К 4-ому классу учащиеся полностью умеют ориентироваться в школьной библиотеке, находить нужную информацию по нравственной тематике с помощью различных каталогов.
Учебно – тематический план
№ |
Наименова-ние раздела |
Кол-во часов |
Характеристика деятельности обучающихся |
Личностные |
Перечень универсальных действий обучающихся |
||
|
|
|
Регулятивные |
Познаватель-ные |
Коммуника-тивные |
||
1 |
Школьный этикет
|
9 ч. |
—воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации; —оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене). |
Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; развитие этических чувств как регуляторов морального поведения, понимание чувств других людей и сопереживание им.
|
Принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.
|
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий; строить сообщения в устной и письменной форме.
|
Адекватно использовать речевые, средства для решения различных коммуникатив-ных задач, строить монологичес-кое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации допускать возможность существова-ния у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной. |
2 |
Правила общения
|
8 ч. |
—использовать в речи слова вежливости; —участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания; —высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений); —создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный); —описывать сюжетную картинку (серию); —оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты; —самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.
|
Начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотноше-ний в семье, между поколениями, представителями различных социальных групп; способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей; уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим.
|
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.
Учиться работать по предложеному учителем плану.
|
Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
|
Соблюдение культуры поведения и общения, правильных взаимоотно-шений; проявление доброжела-тельности, взаимопомо-щи, сочувствия, сопереживания. |
3 |
Играем в экономику. |
5 ч. |
-Правильно использовать термины (товар, услуга, продажа, покупка, деньги, виды денег, доходы семьи, потребности, семейный бюджет,); -
что такое деньги, их роль в жизни людей, деньги старинные и современные,
деньги разных стран; |
- Осознание себя как члена семьи, общества и государства; - учебно-познавательный интерес к учебному материалу курса и способам решения элементарных финансовых задач; - самостоятельность и осознание личной ответственности за свои поступки в области финансов; - ориентирование в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков окружающих людей в области финансов; - понимание безграничности потребностей людей и ограниченности ресурсов (денег).
|
-Определять личные цели развития финансовой грамотности; • ставить финансовые цели; - составлять простые планы своих действий в соответствии с финансовой задачей и условиями её реализации; - проявлять познавательную и творческую инициативу в применении финансовых знаний для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;
|
Производить логические действия сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег, сопоставления величины доходов и расходов, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей между финансовым поведением человека и его благосостоянием, построения рассуждений на финансовые темы, отнесения явлений или объектов к известным финансовым понятиям; |
-Определять личные цели развития финансовой грамотности; • ставить финансовые цели; - составлять простые планы своих действий в соответствии с финансовой задачей и условиями её реализации; - проявлять познавательную и творческую инициативу в применении финансовых знаний для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;
|
4
|
Культура внешнего вида
|
3 ч. |
—воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях; —оценивать внешний вид человека. |
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
|
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом; учиться работать по предложен-ному учителем плану |
Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников и обсуждать полученные сведения |
Формулировать собственное мнение и позицию; дого-вариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
|
5 |
Внешкольный этикет
|
8 ч. |
—использовать доброжелательный тон в общении; —оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах. |
Нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами, неравнодушие к жизненным проблемам других людей. |
Использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи.
|
Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несуществен-ных признаков.
|
Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве ориентировать-ся на позицию партнёра в общении и взаимодейст-вии. |
|
Итого |
33 ч. |
|
Календарно--тематическое планирование
№ |
Раздел, тема занятий |
Дата |
Содержание занятий |
Кол-во часов |
|
План |
Факт |
||||
Школьный этикет (9 часов)
|
|||||
1 |
Снова в школе. |
01.09 |
|
Обсуждение предложенных ситуаций. Что значит быть учеником. Беседа «Роль учения в жизни человека». |
1 |
2 |
Взаимопомощь – как её её организовать. |
08.09 |
|
Работа над сплочением коллектива, воспитание чувства взаимопомощи. Работа в группах. |
1 |
3 |
Береги школьное имущество. |
15.09 |
|
Воспитание бережного отношения к школьному имуществу. Познавательная беседа.
|
1 |
4 |
Я – личность. Мои роли. |
22.09 |
|
Игра. Разговор с волшебным зеркальцем: «Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи. Что мне посоветуют ребята в классе?» |
1 |
5 |
Деловая игра. Какие роли мы выполняем в школе и дома. |
29.09 |
|
Диалог, в котором дети раскрываются друг перед другом: где живет, с кем проводит время, какая семья, что больше всего любит делать дома, что интересно, что не любит и т.д. Ролевая игра «На уроке». Распределение ролей. |
1 |
6 |
Устав - основной закон школы. |
06.10 |
|
Знакомство с уставом школы. |
1 |
7 |
В какие игры и как мы играем. |
13.10 |
|
Разучивание подвижных игр. Правила поведения во время игры. |
1 |
8 |
Правила поведения в школе. |
20.10 |
|
Разыгрывание сценок поведения в школе, встреча с классом, поведение в столовой, на уроке. Дети импровизируют ситуации. |
1 |
9 |
Библиотека – хранительница знаний |
27.10 |
|
Чтение и обсуждение отрывков книг. Экскурсия в библиотеку. Беседа с библиотекарем. |
1 |
Правила общения (8 часов)
|
|||||
10 |
Время надо беречь. |
10.11 |
|
Просмотр сказки «Потерянное время». Урок-обсуждение. |
1 |
11 |
Секунда-это много или мало? |
17.11 |
|
Формирование понимания того, что надо ценить свое и чужое время. Беседа с использованием игровых ситуаций.
|
1 |
12 |
Слово лечит, слово ранит. |
24.11 |
|
Высказывания детей, особенно о тех, кого не всегда любят и замечают в классе, всего того хорошего, чего он заслужил. Дополнение этих характеристик учителем. Показать, что словом можно поддержать, развеселить, обидеть, учить задумываться над сказанным словом. |
1 |
13 |
Я и мои друзья: справедливость, коллективизм. |
01.12 |
|
Законы дружбы. Показать важность истинных друзей в жизни человека; Устный рассказ «Хочу рассказать о своём друге…» |
1 |
14 |
Умеем общаться. |
08.12 |
|
Чтобы быть приятными окружающим и себе, надо соблюдать определенные правила. Главное из них – проявлять уважение к другому человеку: уметь видеть его настроение и считаться с ним, уметь поддержать интерес, считаться с желанием другого, уступать ему. |
1 |
15 |
Каждый интересен. |
15.12 |
|
Дети говорят стоящему (по очереди), чем он им интересен. Учитель добавляет, где необходимо, свои суждения. Подчеркнуть, как интересно в классе, когда каждый имеет свою изюминку, и всем от этого хорошо. |
1 |
16 |
Общение с домочадцами. |
22.12 |
|
Обсуждение волнующих детей семейных проблем: чтобы не произошла ссора, чтобы не было крика, чтобы нравилось быть дома. Учиться чувствовать настроение другого, быть внимательным к близким людям, помогать им, поддерживать в трудную минуту. Обсуждение ситуаций.
|
1 |
17 |
Игра без конфликта. |
12.01 |
|
Воспитание умения управлять своим эмоциональным состоянием в критических ситуациях. Чтение рассказа, разыгрывание ситуаций. |
1 |
Играем в экономику (5 часов)
|
|||||
18 |
Что такое деньги и для чего они нужны? |
19.01 |
|
Зачем нужны деньги. Как появились деньги. Деньги и страны. Где и как хранятся деньги. Что такое источник дохода.
|
1 |
19 |
Как зарабатываются деньги? Важность денег. |
26.01 |
|
Откуда в семье берутся деньги. Как заработать деньги? Подсчитываем доходы семьи. На что семьи тратят деньги? |
1 |
20 |
Как правильно зарабатывать? Как правильно тратить? |
02.02 |
|
Потребности человека. Значение труда в удовлетворении потребностей. Труд и удовлетворение потребностей.
|
1 |
21 |
Как правильно экономить? |
09.02 |
|
Как тратить с умом? Примерный бюджет школьника. Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. |
1 |
22 |
Как правильно делать покупки? |
16.02 |
|
На что семья тратит деньги. Подсчитаем все расходы семьи. Семейный бюджет. Как планировать семейный бюджет? Правила составления семейного бюджета. |
1 |
Культура внешнего вида(3 часа)
|
|||||
23 |
Уход за своими вещами. |
02.03 |
|
Бережное отношение к вещам. Беседа. |
1 |
24 |
Чистота – залог здоровья. |
09.03 |
|
Правила личной гигиены, воспитание здорового образа жизни. Беседа, практикум. |
1 |
25 |
Одежда будничная и праздничная. |
16.03 |
|
Просмотр отрывков видеофильмов и их обсуждение. |
1 |
Внешкольный этикет(8 часов)
|
|||||
26 |
Разговор по телефону. |
30.03 |
|
Формулирование правил общения по телефону. Анализ ситуаций. |
1 |
27 |
Практическое занятие «Разговор по телефону». |
06.04
|
|
Ролевая игра - инсценировка отрывка из рассказа Н.Носова «Телефон». |
1 |
28 |
Поведение в гостях. |
13.04 |
|
Знакомство с правилами поведения в гостях. Разыгрывание ситуации. |
1 |
29 |
Практическое занятие «Поведение в гостях». |
20.04 |
|
Коллективное чаепитие. Обыгрывание ситуаций поведения за столом.
|
1 |
30 |
Я пишу письмо. |
27.04 |
|
Правила грамотного составления писем. Практическая работа в группах. |
1 |
31 |
«Я пишу письмо» (творческая работа). |
04.05 |
|
Творческая работа. Письмо другу. |
1 |
32 |
Викторина «Поведение на природе». |
11.05 |
|
Викторина |
1 |
33 |
Итоговое занятие «По ступенькам добра и справедливости» |
18.05 |
|
Проведение и организация итогового мероприятия. |
1 |
|
Итого |
|
|
|
33 часа |
Перечень литературы и средств обучения
1. Печатные пособия:
1.Хомякова И.С., Петрова В.И. «Этика: азбука добра». (Сборник программ внеурочной деятельности под ред. Виноградовой) – М.: Вентана-Граф, 2013г.;
2.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя.А.Г.Асмолов,Г.В.Бумеранская ,И..А Володарская. М.:Просвещение,2008. 151стр.
Пикулева Н.В. «Слово на ладошке: О вежливости – с вами вместе». – М.: Новая школа, 2011г.;
3. Хомякова Э ,.ПетроваВ, Хомякова И. Азбука нравственности/Воспитание школьников 2004-2007 №1-9
2. Наглядные пособия:
Таблицы природоведческого содержания в соответствии с программой обучения. Географические и исторические карты.
Иллюстративные материалы (альбомы, аудиозаписи, комплекты открыток и др.), плакаты, портреты выдающихся людей России.
Предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, ее хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества.
3. Материально-технические средства:
Компьютерная техника, видеопроектор, экспозиционный экран, магнитная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.