Социальное направление внеурочной деятельности "По ступенькам добра и справедливости"
Оценка 4.6

Социальное направление внеурочной деятельности "По ступенькам добра и справедливости"

Оценка 4.6
docx
14.01.2023
Социальное направление внеурочной деятельности "По ступенькам добра и справедливости"
социальное-по ступенькам добра ивоспитанности.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение –

 средняя общеобразовательная школа № 7 х.Новоселовка

(346677, МБОУ-СОШ №  7 х. Новоселовка , ул.Советская,99, Мартыновский р/н Ростовская обл.)

Тел. 8(86395)25-1-95,    E-mail: [email protected]

 


   

Рассмотрено

Согласовано

Утверждена приказом

на заседании педсовета

заместитель директора по ВР

директора школы

Протокол № 1

_________Смирнова С.В.

_________Е.Н. Черкасская

 

 

145

от «-»авгуса 2019 г.

от «29»авгуса 2019 г.

от «29»авгуса 2019 г.

 

 

 

 

Рабочая программа

 внеурочной деятельности

(социальное) направления

«По ступенькам добра и справедливости»

для обучающихся 3класса

 

 

Срок реализации программы: 1 г

 

Составитель дополнительной образовательной программы:

Мазепина Анастасия Евгеньевна

 

 

х. Новоселовка  2021-2022

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа внеурочной деятельности социального направления «По ступенькам добра и справедливости» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы «Этика: азбука добра» И.С.Хомяковой, В.И.Петровой ( Сборник программ внеурочной деятельности : 1- 4 классы / под ред.   Н.Ф. Виноградовой. — М.: Вентана-Граф,  2011), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

             

        Необходимость социального образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в социально зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Социальное взросление младших школьников связано, прежде всего, с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения – наиболее интересны для детей данного возраста.

Основная цель курса – формирование у детей социальных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания.

Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность социального воспитания.

 Новизна программы в том, что она  направлена   на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию социального направления воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника.

Общая характеристика курса.

Социальное развитие личности школьника как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию социального образования младших школьников как в процессе изучения учебных предметов («Литературное чтение», «Окружающий мир»), так и во внеурочной деятельности школьников.

Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания социального образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе. Оно направлено прежде всего на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор.

Для этого используются разнообразные методы работы с детьми:

личностно направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка; стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения; развивающие нравственное сознание; активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, его эмоциональную сферу.

Содержание курса ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность, работу с фольклорной и художественной литературой. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художественного произведения позволит учителю использовать эмоционально-образную форму народных произведений и художественной детской литературы в целях развития личностно значимого поведения.

Место курса в учебном плане.

Программа « По ступенькам добра и справедливости» является компонентом учебного плана внеурочной деятельности, рассчитана на 33 часа 1 час занятий в неделю.

 

Ценностные ориентиры содержания курса .

Содержание программы курса раскрывает правила социального поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности). Развитие социального сознания младшего школьника идёт от класса к классу в следующей логике:

1 класс. Развитие способности увидеть нравственную ситуацию. Осознание социальных правил как ориентира поступка: ситуация – поведение – правило; от правила – к поведению. Оценка нравственных поступков.

2 класс: Внутреннее принятие правил и норм социального поведения. Стремление к выполнению норм. Переход от социального контроля (учитель, родители, дети) к самоконтролю. Формирование у детей понимания, что их нравственное взросление идёт от поступка к нравственным качествам на основе правил.

3 класс. Ознакомление с внутренней сутью нравственного поступка – мотивом. Третьеклассники подводятся к пониманию ответственности за выбор поведения, ознакомлению с нравственными качествами человека, формирующимися на основе поведения по социальным нормам.

4 класс. Систематизация, обобщение работы по осмыслению мотивов поведения, качеств личности, нравственного выбора. Норма как стимул нравственного поведения и опора торможения нежелательных (безнравственных) действий.

 

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

В процессе освоения материалов курса ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника.

Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.

Обсуждение сказок, их инсценировка; обсуждение произведений художественной литературы – всё это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла, значение «слов вежливости», правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия.

Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятия (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»).

Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах курса содержатся упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме – о добре, трудолюбии, отношении к учёбе); сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния героев.

В целях формирования коммуникативных УУД (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания, их формирующие. Так, с учащимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например: «Почему?.. Как?..», которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушать мнение одноклассников, т.е. работать коллективно или в группах, парах, а также задания на выбор ответа, альтернативного решения и др.

Использование художественной литературы и работа в библиотеке помогает школьникам учиться использовать различные способы поиска информации в библиотеке, Интернете. Тематика заданий этой рубрики позволяет учащимся научиться работать в библиотечном пространстве с целью решения информационных и коммуникативных задач. К 4-ому классу учащиеся полностью умеют ориентироваться в школьной библиотеке, находить нужную информацию по нравственной тематике с помощью различных каталогов.

 

 

 

 

 

 

 

Учебно – тематический план

 

Наименова-ние раздела

Кол-во

часов

Характеристика деятельности обучающихся

Личностные

Перечень универсальных действий обучающихся

 

 

 

Регулятивные

Познаватель-ные

Коммуника-тивные

1

Школьный этикет

 

9 ч.

—воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации;

—оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).

Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

развитие этических чувств как регуляторов морального поведения, понимание чувств  других людей и сопереживание им.

 

 

Принимать и сохранять учебную задачу;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

 

 

 

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий;

строить сообщения в устной и письменной форме.

 

Адекватно использовать  речевые, средства для решения различных коммуникатив-ных задач, строить монологичес-кое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации допускать возможность существова-ния у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной.

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

Правила общения

 

 

 

 

 

 

8 ч.

—использовать в речи слова вежливости;

—участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания;

—высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев

произведений);

—создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный);

—описывать сюжетную картинку (серию);

—оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты;

—самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.

 

Начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотноше-ний в семье, между поколениями,  представителями различных социальных групп; способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков  других людей; уважительное отношение к родителям,  к старшим, заботливое отношение к младшим.

 

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

 

Учиться работать по предложеному учителем плану.

 

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

 

Соблюдение   культуры   поведения   и   общения,   правильных взаимоотно-шений;     проявление     доброжела-тельности,     взаимопомо-щи, сочувствия, сопереживания.

3

Играем в экономику.

5 ч.

-Правильно использовать термины (товар, услуга, продажа, покупка, деньги, виды денег, доходы семьи, потребности, семейный бюджет,);  

- что такое деньги, их роль в жизни людей, деньги старинные и современные, деньги разных стран;
– что такое доходы и расходы;
– где можно приобрести товары и услуги;
– что такое «источники доходов»;


- Осознание себя как члена семьи, общества и государства;

- учебно-познавательный интерес к учебному материалу курса и способам решения элементарных финансовых задач;

- самостоятельность и осознание личной ответственности за свои поступки в области финансов;

- ориентирование в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков окружающих людей в области финансов;

- понимание безграничности потребностей людей и ограниченности ресурсов (денег).

 

 

-Определять личные цели развития финансовой грамотности; • ставить финансовые цели;

- составлять простые планы своих действий в соответствии с финансовой задачей и условиями её реализации;

- проявлять познавательную и творческую инициативу в применении финансовых знаний для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;

 

Производить логические действия сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег, сопоставления величины доходов и расходов, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей между финансовым поведением человека и его благосостоянием, построения рассуждений на финансовые темы, отнесения явлений или объектов к известным финансовым понятиям;

-Определять личные цели развития финансовой грамотности; • ставить финансовые цели;

- составлять простые планы своих действий в соответствии с финансовой задачей и условиями её реализации;

- проявлять познавательную и творческую инициативу в применении финансовых знаний для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

Культура внешнего вида

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 ч.

—воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях;

—оценивать внешний вид человека.

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

 

 

 

Определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом; учиться работать по предложен-ному учителем плану

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников и обсуждать полученные сведения

 

Формулировать собственное мнение и позицию; дого-вариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

 

 

 

5

 

Внешкольный этикет

 

 

8 ч.

—использовать доброжелательный тон в общении;

—оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.

Нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами, неравнодушие к жизненным проблемам других людей.

Использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи.

 

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несуществен-ных признаков.

 

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве ориентировать-ся на позицию партнёра в общении и взаимодейст-вии.

 

Итого

33 ч.

 

 

Календарно--тематическое планирование

 

Раздел,

тема занятий

Дата

 

Содержание занятий

 

Кол-во часов

План

Факт

 

Школьный этикет (9 часов)

 

1

Снова в школе.

01.09

 

Обсуждение предложенных ситуаций. Что значит быть учеником. Беседа «Роль учения в жизни человека».

1

2

Взаимопомощь как её её организовать.

08.09

 

Работа над сплочением коллектива, воспитание чувства взаимопомощи. Работа в группах.

1

3

Береги школьное имущество.

15.09

 

Воспитание бережного отношения к школьному имуществу. Познавательная беседа.

 

1

4

Я – личность. Мои роли.

22.09

 

Игра. Разговор с волшебным зеркальцем: «Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи. Что мне посоветуют ребята в классе?»

1

5

Деловая игра. Какие роли мы выполняем в школе и дома.

29.09

 

Диалог, в котором дети раскрываются друг перед другом: где живет, с кем проводит время, какая семья, что больше всего любит делать дома, что интересно, что не любит и т.д. Ролевая игра «На уроке». Распределение ролей.

1

6

Устав - основной закон школы.

06.10

 

Знакомство с уставом школы.

1

7

В какие игры и как мы играем.

13.10

 

Разучивание подвижных игр. Правила поведения во время игры.

1

8

Правила поведения в школе.

20.10

 

Разыгрывание сценок поведения в школе, встреча с классом, поведение в столовой, на уроке. Дети импровизируют ситуации.

1

9

Библиотека – хранительница знаний

27.10

 

Чтение и обсуждение отрывков  книг.  Экскурсия в библиотеку. Беседа с библиотекарем.

1

 

Правила общения (8 часов)

 

10

Время надо беречь.

10.11

 

 Просмотр сказки «Потерянное время». Урок-обсуждение.

1

11

Секунда-это много или мало?

17.11

 

Формирование  понимания  того, что надо ценить свое и чужое время. Беседа с использованием игровых ситуаций.

 

1

12

Слово лечит, слово ранит.

24.11

 

Высказывания детей, особенно о тех, кого не всегда любят и замечают в классе, всего того хорошего, чего он заслужил. Дополнение этих характеристик учителем.  Показать, что словом можно поддержать, развеселить, обидеть, учить задумываться над сказанным словом.

1

13

Я и мои друзья: справедливость, коллективизм.

01.12

 

Законы дружбы. Показать важность истинных друзей в жизни человека; Устный рассказ «Хочу рассказать о своём друге…»

1

14

Умеем общаться.

08.12

 

Чтобы быть приятными окружающим и себе, надо соблюдать определенные правила. Главное из них – проявлять уважение к другому человеку: уметь видеть его настроение и считаться с ним, уметь поддержать интерес, считаться с желанием другого, уступать ему.

1

15

Каждый интересен.

15.12

 

Дети говорят стоящему (по очереди), чем он им интересен. Учитель добавляет, где необходимо, свои суждения. Подчеркнуть, как интересно в классе, когда каждый имеет свою изюминку, и всем от этого хорошо.

1

16

Общение с домочадцами.

22.12

 

Обсуждение волнующих детей семейных проблем: чтобы не произошла ссора, чтобы не было крика, чтобы нравилось быть дома. Учиться чувствовать настроение другого, быть внимательным к близким людям, помогать им, поддерживать в трудную минуту. Обсуждение ситуаций.

 

1

17

Игра без конфликта.

12.01

 

Воспитание умения управлять своим эмоциональным состоянием в критических ситуациях. Чтение рассказа, разыгрывание ситуаций.

1

 

Играем в экономику (5 часов)

 

18

Что такое деньги и для чего они нужны?

19.01

 

Зачем нужны деньги. Как появились деньги. Деньги и страны. Где и как хранятся деньги. Что такое источник дохода.

 

1

19

Как зарабатываются деньги? Важность денег.

26.01

 

Откуда в семье берутся деньги. Как заработать деньги? Подсчитываем доходы семьи. На что семьи тратят деньги?

1

20

Как правильно зарабатывать? Как правильно тратить?

02.02

 

Потребности человека. Значение труда в удовлетворении потребностей. Труд и удовлетворение потребностей.

 

1

21

Как правильно экономить?

09.02

 

Как тратить с умом? Примерный бюджет школьника. Если доходы превышают расходы, образуются сбережения.

1

22

Как правильно делать покупки?

16.02

 

На что семья тратит деньги. Подсчитаем все расходы семьи. Семейный бюджет. Как планировать семейный бюджет? Правила составления семейного бюджета. 

1

 

Культура внешнего вида(3 часа)

 

23

Уход за своими вещами.

02.03

 

Бережное отношение к вещам. Беседа.

1

24

Чистота – залог здоровья.

09.03

 

Правила личной гигиены, воспитание здорового образа жизни. Беседа, практикум.

1

25

Одежда будничная и праздничная.

16.03

 

Просмотр  отрывков видеофильмов и их обсуждение.

1

 

Внешкольный этикет(8 часов)

 

26

Разговор по телефону.

30.03

 

 Формулирование  правил общения по телефону. Анализ ситуаций.

1

27

Практическое занятие «Разговор по телефону».

06.04

 

 

Ролевая игра - инсценировка отрывка из рассказа Н.Носова «Телефон».

1

28

Поведение в гостях.

13.04

 

Знакомство с правилами поведения в гостях. Разыгрывание ситуации.

1

29

Практическое занятие «Поведение в гостях».

20.04

 

Коллективное чаепитие. Обыгрывание ситуаций поведения за столом.

 

1

30

Я пишу письмо.

27.04

 

Правила грамотного составления писем. Практическая работа в группах.

1

31

«Я пишу письмо» (творческая работа).

04.05

 

Творческая работа. Письмо другу.

1

32

Викторина «Поведение на природе».

11.05

 

Викторина

1

33

 Итоговое занятие «По ступенькам добра и справедливости»

18.05

 

Проведение и организация итогового  мероприятия.

1

 

Итого

 

 

 

33 часа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перечень литературы и средств обучения

 

1. Печатные пособия:

1.Хомякова И.С., Петрова В.И. «Этика: азбука добра». (Сборник программ внеурочной деятельности под ред. Виноградовой)  М.: Вентана-Граф,  2013г.;

2.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя.А.Г.Асмолов,Г.В.Бумеранская ,И..А Володарская. М.:Просвещение,2008. 151стр.

  Пикулева Н.В. «Слово на ладошке: О вежливости – с вами вместе». – М.: Новая школа, 2011г.; 

3. Хомякова Э ,.ПетроваВ, Хомякова И. Азбука нравственности/Воспитание школьников 2004-2007 №1-9                                   

 

2. Наглядные пособия:

Таблицы природоведческого содержания в соответствии с программой обучения. Географические и исторические карты.

Иллюстративные материалы (альбомы, аудиозаписи, комплекты открыток и др.), плакаты, портреты выдающихся людей России.

Предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, ее хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества.

 

3. Материально-технические средства:

Компьютерная техника,  видеопроектор, экспозиционный экран, магнитная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                            

 

 

 


 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 7 х

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 7 х

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа внеурочной деятельности социального направления «По ступенькам добра и справедливости» составлена в соответствии с требованиями

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа внеурочной деятельности социального направления «По ступенькам добра и справедливости» составлена в соответствии с требованиями

Содержание курса ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность, работу с фольклорной и художественной литературой

Содержание курса ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность, работу с фольклорной и художественной литературой

Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям…

Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям…

Учебно – тематический план №

Учебно – тематический план №

Правила общения 8 ч

Правила общения 8 ч

Играем в экономику. 5 ч. -Правильно использовать термины (товар, услуга, продажа, покупка, деньги, виды денег, доходы семьи, потребности, семейный бюджет,); - что такое деньги, их…

Играем в экономику. 5 ч. -Правильно использовать термины (товар, услуга, продажа, покупка, деньги, виды денег, доходы семьи, потребности, семейный бюджет,); - что такое деньги, их…

Культура внешнего вида 3 ч

Культура внешнего вида 3 ч

Календарно--тематическое планирование №

Календарно--тематическое планирование №

Правила поведения в школе. 20

Правила поведения в школе. 20

Каждый интересен. 15.12 Дети говорят стоящему (по очереди), чем он им интересен

Каждый интересен. 15.12 Дети говорят стоящему (по очереди), чем он им интересен

Если доходы превышают расходы, образуются сбережения

Если доходы превышают расходы, образуются сбережения

Я пишу письмо» (творческая работа)

Я пишу письмо» (творческая работа)

Перечень литературы и средств обучения 1

Перечень литературы и средств обучения 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.01.2023