«Социальное партнерство семьи и школы как фактор успешности учащихся»
Оценка 5

«Социальное партнерство семьи и школы как фактор успешности учащихся»

Оценка 5
doc
20.01.2024
«Социальное партнерство семьи и школы как фактор успешности учащихся»
Социальное партнерство семьи и школы как фактор успешности учащихся.doc

 

 

 

 

 

 

Выступление на ГМО на тему «Социальное партнерство семьи и школы как фактор успешности учащихся»

 

 

 

 

 

Наумова Е.Г. , учитель начальных классов

МБОУ «СОШ № 7»

 

 

 

 

 

 

 

 

2021 – 2022 уч. год

Социальное партнёрство семьи и школы как фактор успешности учащихся: из опыта работы.

Слайд 1

«Чтобы узнать ребёнка, надо хорошо знать его семью», - говорил известный педагог  Василий Александрович  Сухомлинский.

Действующий Закон об образовании гласит, что образование - это "воспитание и обучение в интересах человека, общества и государства". Обращает на себя внимание тот факт, что слово "воспитание" стоит в законе на первом месте. Рано или поздно ученики и родители поймут, что хорошая школа не может заниматься только обучением. Хорошая школа должна помочь ребятам стать активными гражданами общества, и тогда они смогут добиться успеха в жизни.

          В рамках Национального проекта "Образование" одним из приоритетных направлений является усиление роли классного руководителя в школе. Он должен находиться в эпицентре инновационной деятельности образовательного учреждения, должен наполнять работу новым содержанием, новыми технологиями проектирования воспитательного процесса.

         В настоящее время заметно возрос интерес учителей и руководителей учреждений образования к проблемам воспитания. Усиление воспитательной функции образовательного учреждения обуславливает необходимость совершенствования форм и способов взаимодействия школы и семьи, педагогов и родителей.   

Слайд 2

Школа  и  семья – два важнейших воспитательно-образовательных института, которые изначально призваны дополнять друг друга и взаимодействовать между собой.      

Семья - это опора, крепость, начало всех начал. Это одно из немногих мест, где человек может почувст­вовать себя личностью, получить подтверждение своей значимости, уни­кальности. Здесь дети получают первые уроки любви, понимания, доверия, веры. Это - первый коллектив ребёнка, естественная среда ребёнка, где за­кладываются основы будущей личности.  

         Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность ребёнка, происходит овладение им социальными ролями, необходи­мыми для безболезненной адаптации в обществе. И именно в семье закладываются осно­вы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрывается внутренний мир и индивидуальные качества личности. Для формирования сотруднических отношений важно представлять классный коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живёт, если организована совместная деятельность педагогов, родителей, детей.

      Родители – первые воспитатели и учителя ребёнка. Огромна роль и классного руководителя – он может стать объединяющей силой и поддержкой для родителей и детей. Поэтому целью моей работы, как  классного руководителя, в направлении «Семья и школа» - максимальное сближение интересов родителей и педагогов по развитию личности ребёнка.

        Я учитель, а это значит, что моя главная цель – воспитать каждого ученика успешным.

      Слайд 3

В первую очередь я ставлю перед собой задачи  и определяю ожидаемые результаты: 

1.Установление партнёрских отношений Ученик + Родитель + Учитель = Друзья в мобилизации социокультурного потенциала семьи для создания единой образовательной  и доброжелательной   воспитательной среды, для создания сплочённого коллектива.

2.Создание системы психолого-педагогического всеобуча родителей, вовлечение родителей в педагогическое образование и самообразование.

3. Привлечение родителей к активной созидательной воспитательной практике; развитие  семейных  традиций через проведение совместных  праздников в стенах школы.

4.Привлечение родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми, организация совместной досуговой деятельности, спортивно-оздоровительной и туристической работы.

Огромное значение в работе с родителями учащихся имеет заранее продуманная и чётко организованная система сотрудничества. Для себя определяю  следующие направления в сотрудничестве:

- психолого-педагогическое просвещение родителей;

- вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;

- участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом.

      Родителям необходимо помогать становиться хорошими родителями. Роль нас - классных руководителей в этом процессе на всех этапах обучения учащихся нельзя недооценивать. Поэтому главным направление в партнёрстве классного руководителя и родителей является их просвещение по вопросам психологии и педагогики. К психолого-педагогическому просвещению родителей я привлекаю специалистов разных направлений: врачей (педиатра, нарколога), инспекторов ГИБДД, психолога, учителей-предметников.

      Слайд 4  Главными формами взаимодействия классного руководителя с семьей являются индивидуальные формы работы и групповые.  

групповые

         Родительские собрания

         Конференции (общешкольные)

         Лекторий

         Анкетирование

индивидуальные

         Индивидуальные консультации

         Приглашение родителей на классные часы

         Индивидуальные беседы

         Посещение на дому

         Разговор при ребёнке

          Самой распространенной формой групповой работы с родителями является родительское собрание.     Слайд 5

Родительское собрание становится школой просвещения родителей, расширяет их педагогический кругозор, стимулирует желание стать хорошими родителями. На родительских собраниях анализируются учебные достижения учащихся, характеризуются их возможности, степень продвижения класса в учебной деятельности.   

          По желанию родителей в моём  классе выбираются темы для совместного обсуждения и просвещения.

          На каждом собрании родителям вручаются памятки, инструкции, советы – таким образом,  пополняется методическая папка каждой семьи. 

      Существует в классе традиция родительского собрания: поощрение родителей, активно участвующих в жизни класса. Это и награждение грамотами, и благодарственными письмами, устное  поощрение.

       Ещё одним направлением в организации сотрудничества классного руководителя и родителей является вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс, и участие родителей в управлении этим процессом. Слайд 6 - 7

    Проводится  «День открытых дверей», когда каждый желающий мог присутствовать на уроках, кружках и увидеть собственного ребёнка в работе, сравнить его с другими детьми. 

Огромная роль принадлежит и родительскому комитету класса, который является связующим звеном между семьей, школой, учащимися класса. Члены родительского комитета не только принимают активное участие в подготовке и проведении праздников, экскурсий, поездок и других мероприятий, являясь основными  моими помощниками, но и оказывают большую помощь в работе с трудными семьями, в формировании у родителей ответственности за воспитание своих детей.

Ввиду того, что  наше образовательное учреждение находится в социально неблагополучном районе города, на протяжении многих лет считаю целесообразным проводить профилактическую работу с семьями социального риска, поскольку обучающиеся из этой категории больше всего подвержены опасному воздействию  со стороны родителей, социума.  

Слайд 8

 Выявляются проблемы с учащимся и их семьями, выстраивается план действий по оказанию помощи ребёнку, попавшему в трудную жизненную ситуацию.

Помимо  составленного плана работы с семьёй социального риска, проведение индивидуальных бесед,

1) Ежедневно с утра созваниваюсь с родителями, определяю обстановку в семье (иногда бужу родителей, чтобы ребёнок не пропустил школу).

2) Еженедельно провожу беседы с ребёнком, иногда совместно с родителями (узнаю о состоянии семьи, выясняю необходимую информацию о ребёнке и его родителях.)

3)Ежемесячно встречаюсь с родителями на родительском собрании. Если родитель из неблагополучной семьи отсутствует, совместно с родительским комитетом организуем посещение этой семьи на дому, заодно провожу акт обследования жилищно-бытовых условий.

4) Ежегодно в конце учебного года проводится в школе отчёт классных руководителей совместно с семьями социального риска «Как прошёл учебный год?» (показывают фото-видео отчёты, проекты,  поделки,  экскурсии, походы - работу, которую выполняли совместно в течение учебного года).

  Совместно с родителями организуем шефство  с целью оказания посильной помощи таким семьям (материальной и моральной помощи).

Так, на Новый год Анастасии  и Александре К. за счёт родительских средств приобрели подарки, которые были вручены Дедом Морозом и Снегурочкой- волонтёров в лице бывших моих учеников).

Слайды 9 Также был организован досуг ребёнка (посещение Краеведческого музея, участие в Квесте «Похищение новогодних подарков»), которые оплатили тоже родители.

При необходимости привлекаем психолога школы, КДН, ОПДН и ЗП, соц.обеспечение, правоохранительные службы города.

Итогом работы  можно считать уменьшение количества семей из соцриска ( в прошлом году -2семьи, в этом уч. году -1семья).

Воспитанию милосердия, сострадания, желания помочь людям в трудных жизненных ситуациях способствуют благотворительные акции. Слайды  10 - 11

Родители и дети принимали участие в акциях «Подари  ребёнку игрушку, вещь», «Помоги ближнему».  Собирали книги, игрушки, детскую одежду для детей из  малообеспеченных малоимущих семей, для  детей детского сада. Бабушкам, дедушкам на день пожилого человека дарим подарки.

 Слайд 12

С 1 класса  привлекаю родителей к организации «Осенней ярмарки». Так, родители моих учеников показали костюмированное представление (пели частушки по теме), организовали оформление, ярмарку.

Слайд 13

Впервые в этом году в нашей школе проходил этнографический диктант. На этнографическом диктанте родители совместно со мной представили одну из национальностей, проживающую на территории нашего района- турецкую национальность (3 обучающихся- турчанки), рассказали о традициях своего народа, представили  предметы быта.

Слайд 14 - 15  В урочной деятельности на уроке окружающего мира одна из тем была посвящена традициям народа. Совместно с родителями ребята подготовили защиту проектов по национальностям, угощали одноклассников блюдами национальной кухни.

Мы живем в современном обществе в эпоху цифровизации. Одним из элементов которой является переход от очного общения и взаимодействия, к общению виртуальному, с использованием различных мобильных приложений и социальных сетей. Ежедневно все мы ощущаем дефицит времени, в связи с увеличивающимся темпом жизни и высокой занятостью.

Все мы наблюдаем, что интерес родителей к статьям и брошюрам, размещенным в информационных уголках, с каждым годом ослабевает. Однако сами родители постоянно обращаются с запросом о проведении консультаций или подготовке информации по различным вопросам, связанным с воспитанием и развитием своих детей. Чтобы разрешить это противоречие необходимо привлекать виртуальные информационные площадки, такие как мобильные месенджеры (viber, WhatsApp, Skype) и социальные сети (вконтакте, одноклассники, facebook, мой круг).

В моём классе  связь с родителями осуществляется не только путём личного общения, но и посредством использования мобильного приложения viber.

К преимуществам использования интерактивных площадок во взаимодействии с семьей обучающихся, можно отнести:

                     возможность демонстрировать документы в различных форматах: аудио, видео, фото;

                     возможность использовать индивидуальный подход к каждому конкретному родителю;

                     с помощью таких приложений можно организовать как коллективную, так и индивидуальную рассылку сообщений;

                     возможность быстро доводить информацию до родителей;

                     возможность вносить информационные изменения и дополнения;

                     возможность оперативно получать обратную связь от родителей

                     возможность проводить опросы и быстро обрабатывать информацию.

Использование интерактивных форм общения и взаимодействия с родителями реализуется на основании принципа партнёрства и диалога.

 

В процессе реализации использования мобильного приложения планируется решить следующие педагогические задачи:

·      Повысить педагогическую грамотность родителей;

·      Вовлечь родителей в процесс обучения и развития собственного ребенка;

·      Сформировать позитивные, доверительные взаимоотношения между школой и семьей;

·      Создать условия для диалога, обмена опытом, мнениями;

·      Познакомить родителей с образовательным процессом и режимными моментами жизни ребёнка;

·      Гармонизировать детско – родительские отношения.

 

В группу входят родители только нашего класса, для остальных она  является закрытой.

1.В группе родители задают вопросы на интересующие их темы, есть возможность  быстро и оперативно ответить на вопросы или поделиться наболевшим.

2.Ежедневно мною или родителями выкладываются задания по предметам для тех, кто не успел записать в дневник или для отсутствующих детей.

     3.Иногда выкладываю список литературы для детей и родителей, который будет полезен и интересен всем и поможет расширить педагогическую и психологическую грамотность родителей.

     4.Информирую родителей о творческих и интеллектуальных мероприятиях (конкурсах, выставках, олимпиадах) школьных, городских, областных, российских.

Родители также могут поделиться с нами фотографиями. Оставляют отзывы, комментарии.

 Цель - приобщить родителей к совместному с детьми времяпрепровождению и привлечь их к активному участию в жизни класса и школы.

 Слайд 16

Ко Дню матери прошла акция, в которой каждый ребёнок подарил свое фото в рамке  маме. С помощью мобильного приложения каждая мама получила поздравление. Родители  выразили слова благодарности.

          Связь посредством телефона.

Можно поддерживать связь с родителями с помощью телефона. Такой способ подходит только для решения самых срочных вопросов или обсуждения очень личной информации.

Слайд 17

Заочные конкурсы вовлекают в работу всех. Родители принимают участие в школьной жизни ребёнка, не выходя из дома. Помогая своим детям, родители поддерживают познавательную деятельность своих детей, учат их работать с информацией, повышают и свой уровень, свою ИКТ-компетенцию.

Совместная с родителями проектная деятельность даёт возможность охватить все виды деятельности.  Слайд 18

Ребята нашего класса с удовольствием принимали участие в конкурсе «Помоги пернатым»: выполняли мини-проекты «Кормушка для птиц», изготавливали кормушки, развешивали их во дворах, снимали  видеоматериал по теме.

Слайды 19-21

Любое классное дело не обходится без участия родителей. Традиционный праздник «День Знаний». Очень радует, что он является и семейным праздником. Так на празднике присутствуют  целые семьи: мамы, папы, бабушки, дедушки.

В сценарии Новогоднего утренника в  роли сказочных персонажей, деда Мороза, Снегурочки привлекаем  родителей. Своими силами они оформляют кабинеты, готовят костюмы, подарки детям.

В целях сохранения исторической памяти о Великой Отечественной войне дети вместе с родителями  собирали информацию о своих родственниках, участвовавших в войне; ходили на парад. Запоминающимся мероприятием  стала Вахта памяти, посвященная Дню Победы. Были встречи ребят с ветеранами войны.  Ребята к празднику готовили стихи, танцы, сценки, изготовляли поздравительные открытки.    

Слайд    22- 27

 Слайд 28 Родители вместе с детьми участвуют в благоустройстве школьного двора. Такая организация работы помогает учащимся почувствовать себя собственниками, уважать труд своих сверстников и родителей,  содержать участок в чистоте.

 Слайд 30 – 31

Забота о сохранении и укреплении здоровья, формирование здорового образа жизни учащихся также является приоритетным направлением деятельности классного и родительского коллектива и носит системный характер. В течение учебного года организован 100% охват учащихся горячим питанием. Ребята посещают кружки от детской юношеской школы «Олимп», школы имени Борова, где занимают призовые места. Совместно с родителями принимаем участие в спортивных мероприятиях «Лыжня России», «Мама, папа, я- спортивная семья», «Весёлые старты», способствующих оздоровлению детей, приобщению к здоровому образу жизни.

         

Благодаря творческим выдумкам родителей  жизнь класса становится интересной и насыщенной.

       Многолетняя целенаправленная совместная деятельность классного руководителя, родителей и учащихся способствует достижению положительных результатов в учебно-воспитательном процессе.

Для достижения успешного взаимодействия цените друг в друге компетентность, инициативу, ответственность, создавайте атмосферу доверия, избегайте противоборства и конфликтов.


Выступление на ГМО на тему «Социальное партнерство семьи и школы как фактор успешности учащихся»

Выступление на ГМО на тему «Социальное партнерство семьи и школы как фактор успешности учащихся»

Социальное партнёрство семьи и школы как фактор успешности учащихся: из опыта работы

Социальное партнёрство семьи и школы как фактор успешности учащихся: из опыта работы

Это - первый коллектив ребёнка, естественная среда ребёнка, где за­кладываются основы будущей личности

Это - первый коллектив ребёнка, естественная среда ребёнка, где за­кладываются основы будущей личности

Привлечение родителей к активной созидательной воспитательной практике; развитие семейных традиций через проведение совместных праздников в стенах школы

Привлечение родителей к активной созидательной воспитательной практике; развитие семейных традиций через проведение совместных праздников в стенах школы

Индивидуальные беседы •

Индивидуальные беседы •

Ввиду того, что наше образовательное учреждение находится в социально неблагополучном районе города, на протяжении многих лет считаю целесообразным проводить профилактическую работу с семьями социального риска,…

Ввиду того, что наше образовательное учреждение находится в социально неблагополучном районе города, на протяжении многих лет считаю целесообразным проводить профилактическую работу с семьями социального риска,…

Так, на Новый год Анастасии и

Так, на Новый год Анастасии и

Мы живем в современном обществе в эпоху цифровизации

Мы живем в современном обществе в эпоху цифровизации

Использование интерактивных форм общения и взаимодействия с родителями реализуется на основании принципа партнёрства и диалога

Использование интерактивных форм общения и взаимодействия с родителями реализуется на основании принципа партнёрства и диалога

Цель - приобщить родителей к совместному с детьми времяпрепровождению и привлечь их к активному участию в жизни класса и школы

Цель - приобщить родителей к совместному с детьми времяпрепровождению и привлечь их к активному участию в жизни класса и школы

В сценарии Новогоднего утренника в роли сказочных персонажей, деда

В сценарии Новогоднего утренника в роли сказочных персонажей, деда

Многолетняя целенаправленная совместная деятельность классного руководителя, родителей и учащихся способствует достижению положительных результатов в учебно-воспитательном процессе

Многолетняя целенаправленная совместная деятельность классного руководителя, родителей и учащихся способствует достижению положительных результатов в учебно-воспитательном процессе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2024