Социальное партнёрство

  • doc
  • 23.10.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала job_20981_1571024755 (2).doc

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

 

Степанова Ольга Генриховна, г. Саяногорск, ГБУ РХ «Саяногорский реабилитационный центр для детей», педагог-организатор

e-mail saitsayanreabil@yandex.ru

 

Аннотация: В статье обобщён опыт по внедрению социального партнёрства как одной из форм организации внеклассной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья на базе Саяногорского реабилитационного центра для детей.

Ключевые понятия: социальное партнёрство, межведомственное взаимодействие, дети с ограниченными возможностями здоровья, волонтёрство, проектные технологии.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - сложная категория, требующая к себе повышенного педагогического, психологического, социологического, медицинского и общественного внимания. Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями здоровья заключается в нарушении связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда к элементарному образованию. Работая в реабилитационном центре для детей с ограниченными возможностями много лет, пришла к выводу, что с раннего детства «особые» дети сталкиваются с оценкой их внешности другими, что приводит к формированию у них «комплекса неполноценности», который выражается в замкнутости и приводит к скрытой депрессии или агрессии. По мере взросления они начинают осознавать, что уровень их жизненных возможностей по сравнению с «обычными» детьми снижен. При этом формируется излишне заниженная самооценка, социальная пассивность, происходит сужение активного жизненного пространства.

Выполняя компенсаторные и реабилитационные функции, специалисты Саяногорского реабилитационного центра для детей, предоставляют ребёнку с ОВЗ максимум возможностей для развития его потенциальных творческих способностей с учётом интересов и желаний, организуя не только дополнительное образование детей в период пребывания их в учреждении, но и привлекая к благотворительной и волонтёрской деятельности общественные организации, фонды, спонсоров и просто неравнодушных людей. Мы имеем богатый опыт взаимодействия с образовательными, социальными и общественными учреждениями и организациями города и республики. Длительное время осуществляется взаимодействие по реализации социально-значимых проектов с Краеведческим музеем, Централизованной библиотечной системой г.Саяногорска, Центром социальных программ ОК РУСАЛ, Немецким культурным фондом, Молодежным советом МО г. Саяногорск, волонтерами.

Задачи, которые мы решаем в ходе работы с привлечением социальных партнеров:

·          Расширение контактов учреждения с социальными партнерами;

·          Формирование социокультурной компетенции у воспитанников;

       Расширение кругозора детей, умение работать в коллективе

       Приобщение детей к культуре, вовлечение в активную жизнь и развитие их творческих способностей.

       Освоение способов организации свободной досуговой деятельности;

       Развитие потребности в самостоятельном освоении окружающего мира.

Направления работы:

·          Работа с педагогическим коллективом: изучение, модернизация, освоение эффективных методов и технологий по формированию у воспитанников общечеловеческих ценностей, обеспечивающих их успешную социализацию в обществе;

·          Работа с воспитанниками: экскурсии, целевые прогулки, мастер-классы, беседы, встречи с интересными людьми;

·          Межведомственное взаимодействие, работа с социальными партнерами.

      Опыт работы учреждения по разработке и реализации социально-значимых проектов с учреждениями и организациями города и республики, как одной из форм социализации детей с ОВЗ, показал его эффективность и востребованность в работе с детьми.  Сотрудничество с волонтерами продолжается уже не первый год. Помощь добровольцев делает жизнь центра разнообразнее и ярче, волонтеры стали нашей насущной необходимостью. Добровольцы, работающие в социозащитных учреждениях, помогают детям с особыми потребностями стать более успешными в основных ведущих видах деятельности: общении, игре, обучении. Основной целью привлечения волонтеров к работе является содействие в социализации детей с ограниченными возможностями через совместную деятельность (трудовую, творческую и игровую). В результате многих совместных дел расширяется кругозор детей, у них накапливается опыт полноценного общения со взрослой молодежью. Специалисты учреждения, в свою очередь, научились работать с волонтерами, привлекать их для организации активного отдыха детей с ограниченными возможностями. Принцип волонтерской деятельности - «равный обучает равного», когда тренинги и досуговые мероприятия проводят специально обученные подростки и молодые люди (волонтеры). Разговор с ровесниками носит более неформальный характер, он дает возможность свободно высказывать свою точку зрения и совместно переживать, и проживать проблемную ситуацию. Поэтому мероприятия проходят с максимальным вовлечением наших воспитанников в работу с помощью интерактивных методик: мозгового штурма, работы в мини-группе, ролевой игры и т.д. Для наших детей проводятся незабываемые праздники, викторины, мастер-классы.  Совместная работа с социальными партнерами через проектные технологии дает возможность воспитанникам занять определенное положение в коллективе сверстников, приобщиться к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, у детей формируются умения оценивать свои поступки и поступки других, умение самостоятельно находить общие интересные занятия. В эти дни для наших воспитанников открыты ремесленные мастерские: гончарное дело, мыловарение, мастерские по изготовлению игрушек и сувениров. Через проведение подобных акций ребята приобретают опыт участия в различных видах общественно полезной деятельности, получают удовлетворение от результатов своего труда и радость общения со своими старшими друзьями. Кроме того, мастер-классы для ребят - интересный и познавательный досуг, в процессе творчества дети знакомятся, общаются, расширяют круг своего общения, а также позволяют детям попробовать свои силы в разных видах творчества:  вязание из толстой пряжи без  использования спиц,  мыловарение,  рисование  на воде «Эбру», изготовление изделий из флиса, воздушный дизайн и др. Как показывает практика, подобная форма работы даёт хорошие результаты. Приятно получать новые знания и умения в игровой форме, приобщаться к родной культуре в благоприятной атмосфере. Также, сделанная своими руками вещь, может стать отличным подарком кому-то из близких. Возможность пробовать разные виды творчества порой является затруднительной из-за материальных проблем, поэтому такие проекты позволяют детям попробовать себя в новом деле.  Все ребята получают огромное удовольствие от мастер-классов и всегда с нетерпением ждут волонтеров, чтобы научиться чему-нибудь необычному и полезному, ведь это уже первый шаг к серьезному рукоделию, любимому хобби и возможной профессии. Занятия нашли положительный отклик, как среди детей, так и среди родителей и педагогов.

      О важности приобщения ребенка к культуре народа, на земле которого живешь, написано много. Обращение к его наследию воспитывает уважение, гордость за свою Родину; желание сохранить и приумножить богатства страны. Воспитание у детей интереса к народным обычаям, обрядам, праздникам, достопримечательностям родного края - одна из задач педагогов нашего центра. И неоценимую помощь в этом оказывают сотрудники Краеведческого музея. Для наших детей проводятся выездные уроки (в рамках проекта «Музей в чемодане») по темам: русский народный костюм, убранство русской горницы, убранство хакасской юрты, хакасский национальный костюм и орнамент, мифы и легенды Хакасии. Этот проект стал буквально находкой для наших детей. Ведь многие физически не могут прийти в тот же музей, а здесь появилась возможность детям соприкоснуться с предметами этнографии, декоративно-прикладного искусства из коллекции музея, понять значимость и необходимость изучения этнокультуры своей малой Родины, овладеть навыками исследовательской деятельности, расширить круг своего общения и получить интересный и познавательный досуг. Многие ребятишки впервые увидели макет юрты! Особенность проекта - дети не только познают родной край через старинные предметы, но и занимаются исследованиями. Ведь нужно и посмотреть на древнюю прялку, и узнать историю ее создания, найти интересные факты об этом предмете, затем все проиллюстрировать и презентовать другим участникам проекта.

      Таким образом, опыт взаимодействия с образовательными, социальными и общественными учреждениями и организациями города и республики в Саяногорском реабилитационном центре, показал его эффективность и востребованность в работе с детьми с ОВЗ. Совместная работа с социальными партнерами через проектные технологии дает возможность воспитанникам занять определенное положение в коллективе сверстников, приобщиться к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, у детей формируются умения оценивать свои поступки и поступки других, умение самостоятельно находить общие интересные занятия. Дети с ограниченными возможностями приобретают навыки в творчестве, опыт досугового поведения и культуры, умение работать в коллективе, развитие коммуникативных способностей и социальной адаптации.

 

Библиографический список

 

1.      Акатов Л. И. Психологические основы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности / Л. И. Акатов. – М.: Просвещение, 2002. –276 с.

2.     Коновалова М. П. Социокультурная реабилитация детей с ограниченными возможностями в процессе информационно-библиотечного обслуживания // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств / М. П. Коновалова. – 2003. - N 2. – С. 103-107.

3.     Словарь основных понятий по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями / под ред. Гусляковой Л. Г. – Барнаул – Издательство АГУ – 1997 – 63с.

4.     Дронова Т.Н. Играем в театр. Театрализованная деятельность детей 4-6 лет. М.: Просвещение, 2005. 125с

 

 


Скачано с www.znanio.ru