Статья
«Социальное партнерство как условие инновационного развития учреждения дополнительного образования» (из опыта работы МОУ ДОД «Центр детского творчества Кировского района города Донецка»).
Интеграция системы образования Донецкой Народной Республики в международное научно-методическое пространство проходит путем включения отдельных звеньев и в целом системы образования Республики в мировое образовательное пространство.
Для этого выработаны единые концептуальные подходы к проблеме построения различных типов образовательных учреждений; единая нормативная база образования. Проводятся совместные конкурсы, исследовательские и издательские проекты, созданы совместные экспериментальные площадки.
Важную роль в системном расширении международных научно-методических контактов играет взаимодействие учреждения с зарубежными образовательными организациями.
В Центре детского творчества сложились определенные традиции социального партнерства. Для расширения образовательного пространства, внедрения в образовательный процесс современных методов и средств обучения, использования педагогического опыта Центр детского творчества сотрудничает с различными учреждениями и организациями.
В рамках межведомственного взаимодействия и социального партнерства коллективы Центра участвуют в проведении совместных мероприятий, тем самым позиционируя учреждение как успешного партнера и работая на положительный имидж учреждения. Центр сотрудничает с общеобразовательными учреждениями Кировского района, учреждениями дополнительного образования и культуры района, города и Республики, спортивными организациями, студенческим культурным центром Дон НТУ, Донецким городским обществом активных инвалидов «Донецкие зори», общественной организацией «Дельфины», городским реабилитационным центром «Радуга», Республиканским центром адаптивной физической культуры и спорта, принимают участие в мероприятиях в рамках проекта «Дети Республики» под эгидой Народного Совета Донецкой Народной Республики. Ежемесячно проводятся мероприятия в рамках проектов общественного движения «Донецкая Республика»: «Возраст без границ», «Республика для всех», «Эхо времен», «Яркое детство», «Герои».
В 2020 году Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского творчества Кировского района г. Донецка» заключил договоры о сотрудничестве с ФГБУК «Всероссийский центр развития художественного творчества и гуманитарных технологий» и Автономным общеобразовательным учреждением Вологодской области «Образовательный центр - кадетская школа «Корабелы Прионежья» имени героя России Юрия Леонидовича Воробьева.
В рамках работы с ФГБУК «Всероссийский центр развития художественного творчества и гуманитарных технологий» педагогические работники учреждения участвовали в конкурсе «Панорама методических кейсов художественной направленности», обучающиеся - в Большом всероссийском фестивале детского и юношеского творчества, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья.
В рамках работы с Автономным общеобразовательным учреждением Вологодской области «Образовательный центр - кадетская школа «Корабелы Прионежья» имени героя России Юрия Леонидовича Воробьева обучающиеся Центра детского творчества приняли участие в V Всероссийском детском фестивале народной культуры «Наследники традиций».
Обучающиеся Центра детского творчества принимали участие в мастер-классах по традиционным ремёслам мастеров народных промыслов Вологодской области (в формате вебинаров).
В рамках международной интеграции в научно-методическое пространство педагоги Центра размещают методическую продукцию на педагогических сайтах: https://kopilkaurokov.ru/, https://do-zaochnoe.com/, https://www.art-talant.org/, https://infourok.ru, https://znanio.ru/, https://mega-talant.com/ и др.
При дальнейшем развитии интеграции в международное научно-методическое пространство можно отметить следующие преимущества: генерирование новых знаний; рационализацию форм и механизмов сотрудничества; обмен опытом и взаимное дополнение навыков/компетенций; приобретение педагогами новых навыков, знаний в зарубежных организациях.
Таким образом, необходимы активизация и всестороннее развитие международного сотрудничества учреждения с применением различных подходов и форм взаимодействия, таких как: участие в международных конференциях, выставках, конкурсах, соревнованиях в Донецкой Народной Республике и за рубежом; презентация творческих и методических достижений педагогов и обучающихся учреждения в зарубежных странах; кооперация в области создания инфраструктуры для совместной деятельности в сфере технологий, инноваций; участие в исследовательских проектах, программах обучения, обмене опытом и др.
Прогнозируемые формы международного сотрудничества: установление и ведение коммуникаций с зарубежными партнерами; обмен актуальной информацией с зарубежными партнерами; проведение двусторонних и многосторонних переговоров о возможном сотрудничестве в тематических областях, представляющих взаимный интерес; участие в международных конкурсах, выставках, соревнованиях; проведение международных мероприятий и участие в них; организация совместных мероприятий; продвижение результатов творческой и интеллектуальной деятельности.
С целью расширения и повышения эффективности интеграции в международное научно-методическое пространство, учреждением будут предприняты следующие меры организационной поддержки:
Ø мониторинг участия педагогов и обучающихся в международных проектах, мероприятиях, публикациях;
Ø поиск методических и педагогических изданий для публикации результатов профессиональной деятельности с целью повышения качества работы педагогов;
Ø регулярное отслеживание информации о поиске партнеров, объявленных конкурсах, планируемых конференциях, вебинаров на сайтах международных и российских программ, фондов, организаций;
Ø формирование и регулярное обновление списка контактов зарубежных партнеров;
Ø размещение информации об участии педагогов и обучающихся в международных мероприятиях на сайте учреждения;
Ø организация информационной и консультационной поддержки участия педагогов и обучающихся в конкурсах проектов, предусматривающих международное сотрудничество.
Расширение форм международной интеграции через сотрудничество: развитие сотрудничества с Муниципальным казенным учреждением дополнительного образования детей школы искусств № 12 (МКУ ДО ДШИ № 12), город Мирный, Архангельская область, с МБОУ «Гимназия станицы Азовской», Северский район, Краснодарский край и др.
Итогом интеграции Центра детского творчества в международное научно-методическое пространство станет наличие визуальных и практических положительных результатов педагогической деятельности, в том числе: повышение уровня участия педагогов и обучающихся в конкурсах, выставках, соревнованиях, конференциях, вебинарах и др.; совместная деятельность участников воспитательно-образовательного процесса в международных проектах, программах обучения, обмене опытом и др.; формирование банка данных контактов с зарубежными партнёрами; развитие сотрудничества с российскими образовательными учреждениями.
Одним из существенных и исходных моментов разработки данной Концепции явилось осмысление педагогическим коллективом учреждения реального состояния воспитательных и образовательных проблем, возникающих в изменяющихся социально-экономических условиях, а также анализ того, что происходит с участниками учебно-воспитательного процесса в этих условиях, какие новые потребности действуют в современном воспитании и образовании.
По итогам проведенного SWOT-анализа (приложение 1) стратегическим направлением развития МОУ ДОД «Центр детского творчества Кировского района г. Донецка» становится инновационная реализация дополнительного образования детей с ориентацией на выявление, поддержку и развитие талантливых детей как основа совершенствования организационной культуры учреждения. Этот ориентир предполагает активное вовлечение родителей в процесс развития учреждения в форме общественной составляющей управления и достижения цели успешной реализации выпускника.
Развитие воспитательно-образовательной среды будет строиться как сетевое расширение сотрудничества Центра с учреждениями района, города, Республики. Предполагается сохранение уже достигнутого уровня качества образования, воспитания и его повышения за счет перехода на индивидуальные образовательные маршруты обучения детей. Существующая база здоровьесберегающей, информационной, безопасной среды станет основой, на которой каждый талантливый ребенок сможет воплотить свою одаренность в высокие результаты деятельности, подтвержденные в конкурсах и соревнованиях районного, городского, Республиканского и международного уровней. Это должно способствовать повышению конкурентоспособности на рынке труда и укреплению позитивного имиджа учреждения в социуме.
Приложение 1
SWOT – анализ потенциала развития МОУ ДОД «Центр детского творчества Кировского района г.Донецка»
оценка актуального состояния внутреннего потенциала Центра |
оценка перспектив развития Центра с опорой на внешнее окружение |
||
сильные стороны |
слабые стороны |
возможности |
угрозы (риски) |
Развитое сетевое взаимодействие с различными структурами |
Разрозненность зданий Центра: 1 основное, 3 филиала, 3 ДЮКа |
Использование социокультурного пространства района, города и региона |
Усиление конкуренции на рынке образовательных услуг |
Успешная социализация и самореализация обучающихся |
Отсутствует увеличение спектра образовательных услуг |
Расширение сетевого взаимодействия с различными структурами |
Снижение уровня финансирования и оптимизация штатного расписания |
Достаточно высокий уровень удовлетворенности потребителей образовательных услуг |
Оптимизация штатного расписания
|
Создание системы повышения педагогической просвещенности родителей |
Нестабильная политическая и экономическая обстановка в стране и сокращение бюджетного финансирования сферы образования |
Расширение социокультурного пространства учреждения
|
Недостаточное материально- техническое обеспечение
|
Привлечение родителей к участию в массовых мероприятиях и проектах Центра
|
Снижение финансовой обеспеченности уровня населения в связи с экономическим кризисом |
Распространение передового педагогического опыта |
Конкуренция с образовательными структурами, осуществляющими дополнительное образование |
Совершенствование имиджа Центра
|
Отток контингента обучающихся в другие УДО, имеющие лучшее материально-техническое оснащение |
Увеличение контингента обучающихся за счет расширения сфер деятельности |
Недостаточное использование педагогами современных образовательных технологий и инноваций |
Создание благоприятной среды для развития, креативности и ситуации успеха |
Снижение контингента детей обучающихся по программам технической и декоративно-прикладной направленности |
Высокий уровень удовлетворенности потребителей образовательных услуг |
Отсутствие развитой инфраструктуры ЦДТ (актовый зал, комната психологической разгрузки, старые компьютеры) |
Высокий коэффициент востребованности основных и дополнительных образовательных услуг |
|
Возможность получения непрерывного образования |
Условия для детей с ОВЗ, инвалидов созданы частично |
Возможность работы экспериментальных площадок для практического обучения |
|
Взаимовыгодное сотрудничество с учреждениями культуры и спорта |
Старение педагогических кадров |
|
|
Удобное географическое месторасположение филиалов |
|
|
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.