Социальное партнёрство как условие инновационного развития учреждения дополнительного образования

  • doc
  • 18.01.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Статья.doc

Статья

 

 

 «Социальное партнерство как условие инновационного развития учреждения дополнительного образования» (из опыта работы МОУ ДОД «Центр детского творчества Кировского района города Донецка»).

   Интеграция системы образования Донецкой Народной Республики в международное научно-методическое пространство проходит путем включения отдельных звеньев и в целом системы образования Республики в мировое образовательное пространство.

   Для этого выработаны единые концептуальные подходы к проблеме построения различных типов образовательных учреждений; единая нормативная база образования. Проводятся совместные конкурсы, исследовательские и издательские проекты, созданы совместные экспериментальные площадки.

Важную роль в системном расширении международных научно-методических контактов играет взаимодействие учреждения с зарубежными образовательными организациями.

В Центре детского творчества  сложились определенные традиции социального партнерства. Для расширения образовательного пространства, внедрения в образовательный процесс современных методов и средств обучения, использования педагогического опыта Центр детского творчества  сотрудничает с различными учреждениями и организациями.

В рамках межведомственного взаимодействия и социального партнерства коллективы Центра участвуют в проведении совместных мероприятий, тем самым позиционируя учреждение как успешного партнера и работая на положительный имидж учреждения. Центр сотрудничает с общеобразовательными учреждениями Кировского района, учреждениями дополнительного образования и культуры района, города и Республики, спортивными организациями, студенческим культурным центром Дон НТУ, Донецким городским обществом активных инвалидов «Донецкие зори», общественной организацией «Дельфины», городским реабилитационным центром «Радуга», Республиканским центром адаптивной физической культуры и спорта,  принимают  участие в мероприятиях  в рамках проекта «Дети Республики» под эгидой Народного Совета Донецкой Народной Республики. Ежемесячно проводятся мероприятия в рамках проектов общественного движения «Донецкая Республика»: «Возраст без границ», «Республика для всех», «Эхо времен», «Яркое детство», «Герои».

В 2020 году Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского творчества Кировского района г. Донецка» заключил договоры о сотрудничестве с ФГБУК «Всероссийский центр развития художественного творчества и гуманитарных технологий» и Автономным общеобразовательным учреждением Вологодской области «Образовательный центр - кадетская школа «Корабелы Прионежья» имени героя России Юрия Леонидовича Воробьева.

В рамках работы с ФГБУК «Всероссийский центр развития художественного творчества и  гуманитарных технологий» педагогические работники учреждения участвовали в конкурсе «Панорама методических кейсов художественной направленности», обучающиеся - в Большом всероссийском фестивале детского и юношеского творчества, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья.

В рамках работы с Автономным общеобразовательным учреждением Вологодской области «Образовательный центр - кадетская школа «Корабелы Прионежья» имени героя России Юрия Леонидовича Воробьева обучающиеся Центра детского творчества приняли участие в V Всероссийском детском фестивале народной культуры «Наследники традиций».

Обучающиеся Центра детского творчества принимали участие в мастер-классах по традиционным ремёслам мастеров народных промыслов Вологодской области (в формате вебинаров).

В рамках международной интеграции в научно-методическое пространство педагоги Центра размещают методическую продукцию на педагогических сайтах: https://kopilkaurokov.ru/, https://do-zaochnoe.com/, https://www.art-talant.org/, https://infourok.ru,  https://znanio.ru/, https://mega-talant.com/ и др.

При дальнейшем развитии интеграции в международное научно-методическое пространство можно отметить следующие преимущества: генерирование новых знаний; рационализацию форм и механизмов сотрудничества; обмен опытом и взаимное дополнение навыков/компетенций; приобретение педагогами новых навыков, знаний в зарубежных организациях.

Таким образом, необходимы активизация и всестороннее развитие международного сотрудничества учреждения с применением различных подходов и форм взаимодействия, таких как: участие в международных конференциях, выставках, конкурсах, соревнованиях в Донецкой Народной Республике и за рубежом; презентация творческих и методических достижений педагогов и обучающихся учреждения в зарубежных странах; кооперация в области создания инфраструктуры для совместной деятельности в сфере технологий, инноваций; участие в исследовательских проектах, программах обучения, обмене опытом и др.

Прогнозируемые формы международного сотрудничества: установление и ведение коммуникаций с зарубежными партнерами; обмен актуальной информацией с зарубежными партнерами; проведение двусторонних и многосторонних переговоров о возможном сотрудничестве в тематических областях, представляющих взаимный интерес; участие в международных конкурсах, выставках, соревнованиях; проведение международных мероприятий и участие в них; организация совместных мероприятий; продвижение результатов творческой и интеллектуальной деятельности.

С целью расширения и повышения эффективности интеграции в международное научно-методическое пространство, учреждением будут предприняты следующие меры организационной поддержки:

Ø  мониторинг участия педагогов и обучающихся в международных проектах, мероприятиях, публикациях;

Ø  поиск методических и педагогических изданий для публикации результатов профессиональной деятельности с целью повышения качества работы педагогов;

Ø  регулярное отслеживание информации о поиске партнеров, объявленных конкурсах, планируемых конференциях, вебинаров на сайтах международных и российских программ, фондов, организаций;

Ø  формирование и регулярное обновление списка контактов зарубежных партнеров;

Ø  размещение информации об участии педагогов и обучающихся в международных мероприятиях на сайте учреждения;

Ø  организация информационной и консультационной поддержки участия педагогов и обучающихся в конкурсах проектов, предусматривающих международное сотрудничество.

Расширение форм международной интеграции через сотрудничество: развитие  сотрудничества с Муниципальным казенным учреждением дополнительного образования детей школы искусств № 12  (МКУ ДО ДШИ № 12), город Мирный, Архангельская область, с МБОУ «Гимназия станицы Азовской», Северский район, Краснодарский край и др.

Итогом интеграции Центра детского творчества в международное научно-методическое пространство станет наличие визуальных и практических положительных результатов педагогической деятельности, в том числе: повышение уровня участия педагогов и обучающихся в конкурсах, выставках, соревнованиях, конференциях, вебинарах и др.; совместная деятельность участников воспитательно-образовательного процесса в международных проектах, программах обучения, обмене опытом и др.; формирование банка данных контактов с зарубежными партнёрами; развитие сотрудничества с российскими образовательными учреждениями.

Одним из существенных и исходных моментов разработки данной Концепции явилось осмысление педагогическим коллективом учреждения реального состояния воспитательных и образовательных проблем, возникающих в изменяющихся социально-экономических условиях, а также анализ того, что происходит с участниками учебно-воспитательного процесса в этих условиях, какие новые потребности действуют в современном воспитании и образовании.

По итогам проведенного SWOT-анализа (приложение 1) стратегическим направлением развития МОУ ДОД «Центр детского творчества Кировского района г. Донецка» становится инновационная реализация дополнительного образования детей с ориентацией на выявление, поддержку и развитие талантливых детей как основа совершенствования организационной культуры учреждения. Этот ориентир предполагает активное вовлечение родителей в процесс развития учреждения в форме общественной составляющей управления и достижения цели успешной реализации выпускника.

Развитие воспитательно-образовательной среды будет строиться как сетевое расширение сотрудничества Центра с учреждениями района, города, Республики. Предполагается сохранение уже достигнутого уровня качества образования, воспитания и его повышения за счет перехода на индивидуальные образовательные маршруты обучения детей. Существующая база здоровьесберегающей, информационной, безопасной среды станет основой, на которой каждый талантливый ребенок сможет воплотить свою одаренность в высокие результаты деятельности, подтвержденные в конкурсах и  соревнованиях районного, городского, Республиканского и международного уровней. Это должно способствовать повышению конкурентоспособности на рынке труда и укреплению позитивного имиджа учреждения в социуме.

           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

SWOT – анализ потенциала развития МОУ ДОД «Центр детского творчества Кировского района г.Донецка»

оценка актуального состояния внутреннего потенциала Центра

оценка перспектив развития Центра с опорой на внешнее окружение

сильные стороны

слабые стороны

возможности

угрозы (риски)

Развитое сетевое

взаимодействие с различными структурами

Разрозненность

зданий Центра: 1 основное, 3 филиала, 3 ДЮКа

Использование

социокультурного

пространства района, города и региона

Усиление

конкуренции на

рынке образовательных

услуг

Успешная

социализация и

самореализация

обучающихся

Отсутствует увеличение

спектра

образовательных услуг

Расширение сетевого

взаимодействия с

различными структурами

Снижение уровня

финансирования и

оптимизация штатного

расписания

Достаточно высокий уровень удовлетворенности потребителей образовательных услуг

Оптимизация

штатного расписания

 

 

Создание системы

повышения

педагогической

просвещенности

родителей

Нестабильная политическая и экономическая обстановка в стране и  сокращение бюджетного финансирования сферы образования

Расширение

социокультурного

пространства учреждения

 

Недостаточное

материально-

техническое

обеспечение

 

Привлечение

родителей к участию в массовых

мероприятиях и

проектах Центра

 

Снижение

финансовой обеспеченности  уровня населения в связи с экономическим

кризисом

Распространение

передового

педагогического опыта

Конкуренция с

образовательными

структурами, осуществляющими дополнительное образование

Совершенствование

имиджа Центра

 

Отток контингента обучающихся в другие УДО, имеющие лучшее материально-техническое оснащение

Увеличение

контингента

обучающихся за счет расширения сфер деятельности

Недостаточное

использование

педагогами

современных

образовательных

технологий  и инноваций

Создание благоприятной

среды для развития, креативности и ситуации успеха

Снижение контингента детей обучающихся по программам технической  и декоративно-прикладной направленности

Высокий уровень удовлетворенности потребителей образовательных услуг

Отсутствие развитой

инфраструктуры ЦДТ

(актовый зал, комната психологической разгрузки, старые компьютеры) 

Высокий коэффициент

востребованности основных и дополнительных образовательных услуг

 

Возможность получения непрерывного образования

Условия для детей с ОВЗ, инвалидов созданы частично

Возможность работы экспериментальных площадок для практического обучения

 

Взаимовыгодное сотрудничество с учреждениями культуры и спорта

Старение педагогических кадров

 

 

Удобное

географическое месторасположение

филиалов