СОЦИАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ МОЛОДЕЖИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

  • Научно-исследовательская работа
  • doc
  • 30.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Деятельность – специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. Молодые люди стремятся реализовать себя, свой творческий и личностный потенциал именно в деятельности, в выбранном ими направлении – будь то учеба, работа, проведение свободного времени. Каждый выбирает свой собственный вид деятельности, свой жизненный путь, который определяется ценностями, жизненными установками, потребностями, приоритетами.
Иконка файла материала Соц. приоритеты молодежи на современном этапе.doc
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ МОЛОДЕЖИ  НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Кузнецова Е.В. Деятельность – специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя   и   условия   своего   существования   [1].   Молодые   люди   стремятся реализовать   себя,   свой   творческий   и   личностный   потенциал   именно   в деятельности,   в   выбранном   ими   направлении   –   будь   то   учеба,   работа, проведение   свободного   времени.   Каждый   выбирает   свой   собственный   вид деятельности,   свой   жизненный   путь,   который   определяется   ценностями, жизненными   установками,   потребностями,   приоритетами.   Отношение молодежи к жизни напрямую зависит от материального положения: довольно часто, к сожалению, приходится слышать фразу, брошенную девушкой или юношей: «Деньги решают все». Исходя из данной установки, молодой человек сам для себя создает следующую цепочку: деньги – карьера – престижная работа   –   хорошее   образование.   С   одной   стороны,   есть   цель   –   получить образование и хорошую работу. С другой стороны, имеется отрицательный момент: деньги становятся самоцелью – как следствие – нелюбимая работа, отсутствие   саморазвития,   стремления   к   созданию   чего­то   нового, превалируют   эгоистичные   интересы,   направленные   на   самого   себя.   С осознанием,   что   гонка   длиною   в   жизнь   за   материальными   идеалами   была ошибочной,   приходит   чувство   опустошенности,   неудовлетворенности, напряженности. К этому же приводит и невозможность достичь поставленной ложной   цели.   Напряженность   –   спутник   агрессии,   девиантного   поведения, социальных патологий.  Сайт  Perspektivy.info  дает   следующую   информацию:   современную молодежь можно разбить на ряд групп согласно их жизненным притязаниям. Первый тип – «семейные» – желающие создать прочную семью и воспитатьхороших   детей.   Второй   тип   –   «труженики»   –   молодежь,   стремящаяся получить   хорошее   образование,   престижную   и   интересную   профессию, заниматься   любимым   делом.   Третий   тип   –   «предприимчивые»   –   целью является   создание   собственного   бизнеса,   посещение   разных   стран   мира, достижение   богатства   и   материального   достатка.   Четвертая   группа   – «гедонисты»   –   желающие   проводить   много   свободного   времени   в   свое удовольствие.   Пятая   группа   –   «максималисты»   –   рассчитывают   достичь успеха во всех сферах. Шестая группа – «карьеристы» – молодежь, желающая достичь результатов во многих сферах жизни, но не стремящаяся жить в свое удовольствие. Седьмая группа – «отчаявшиеся» – не видят в себе сил достичь тех или иных успехов. И, наконец, «тщеславные» – рассчитывающие стать знаменитыми,   сделать   карьеру   и   иметь   доступ   к   власти   [2].   Приоритеты молодежи   сформированы   под   влиянием   условий,   в   которых   она   живет. Приоритеты   диктуют   то   или   иное   поведение   человека,   что   впоследствии сказывается на его положении.  Наиболее   престижными   в   среде   молодежи   являются   карьера государственного   служащего,   профессии   юриста,   финансиста,   менеджера, программиста. Хотя наиболее нужными  для страны признаются профессии рабочих,   врачей,   инженеров,   учителей.   Так,   к   примеру,   по   данным   «РИА Новости» Дмитрий Медведев на совещании по проблемам профессионального образования   заявил:   «Необходимо   создавать   условия   для   того,   чтобы молодежь   выбирала   рабочие   профессии,   системе   профессионального образования здесь принадлежит ведущая роль». Для решения данного вопроса было   предложено   создать   систему   ученических   договоров   между предприятием   и   студентом   [3].   Престиж   у   молодежи   ассоциируется   со словами «власть», «деньги», «сила». Основные   страхи,   опасения   молодежи   связаны   с   материальным благополучием, стабильностью: страх остаться без средств к существованию, не устроиться на работу (лишиться работы), страх за свою жизнь и жизньсвоих   близких.   Молодые   люди   склонны   надеяться   на   собственные   силы   и демонстрировать   свою   независимость,   так   как   считают,   что   положение человека зависит, прежде всего, от него самого.  Главными   качествами,   необходимыми   для   развития,   являются целеустремленность,   организованность,   самодисциплина,   ответственность   – их необходимо прививать с детства и совершенствовать всю жизнь. Лучший способ   воспитать   человека   –   это   привлечь   его   к   воспитанию   других. Например, привлечение молодых людей к работе в волонтерских отрядах, к пропаганде   здорового   образа   жизни   позволяет   сформировать   устойчивые установки   развить   чувство   самоуважения   и   ответственности,   чтобы   стать социально активными гражданами.  Сегодня   добровольчество   является   одним   из   эффективных инструментов реализации государственной молодежной политики. Причины вступления молодых людей в такие отряды: желание изменить мир к лучшему, психологическая потребность быть нужным, новые возможности, авторитет, самореализация.   «Привлекать   к   социальной   работе   –   к   помощи   больным людям,   формированию   в   обществе   ценностей   здорового   образа   жизни   – молодых   людей»   –   меры,   предложенные   премьер­министром   Владимиром Путиным, которые призваны «сформировать иммунитет» у молодежи к такой болезни общества, как приоритет частных интересов перед интересами всего общества. Необходимым в молодежной среде наряду с чувством ответственности и гражданственности является чувство патриотизма, долга перед Отечеством. На сегодняшний день для кого­то профессия «Родину защищать» становится осознанным смыслом жизни. Чувство ответственности, долга, сознательность, мужественность,   честь   и   достоинство   –   основные   движущие   факторы.   Но далеко   не   все   молодые   люди   желают   сознательно   связать   свою   жизнь   с военной службой. Да и один год службы в армии является для некоторых в каком­то смысле испытанием. Имеются и те, кто не может служить в армиипо   каким­либо   причинам.  Для   данных   граждан   существует   альтернативная гражданская служба. По данным Федеральной службы по труду и занятости, из   числа   граждан,   направляемых   на   альтернативную   гражданскую   службу, 58% не имеют специальности, а 15% имеют невостребованные специальности. Во время прохождения альтернативной службы можно получать образование, приобретать новую профессию или повышать свою квалификацию [4]. Молодежь   интересуется   в   первую   очередь   тем,   что   затрагивает непосредственно   ее   интересы,   личную   безопасность.   Смыслом   жизни   для молодого   поколения   является   свобода   [5,   с.   390].   Свобода   выражается   в материальном   благополучии,   стабильности,   уверенности   в   завтрашнем   дне. Системы   идейных   ориентиров   являются   решающими   для   формирования нормативной   установки.   Именно   они   создают   тот   интеллектуальный   и морально­психологический   стержень   личности,   на   котором   затем   будет основано ее социальное поведение. В   определенном   смысле   неважно:   престижная   работа,   любимая, интересная,   вызванная   необходимостью   –   это   работа,   которая   необходима молодому   человеку   для   развития,   для   достижения   материального благополучия, для ощущения стабильности и удовлетворения потребностей. Работа, трудовая занятость – это самостоятельность, свобода в субъективном плане. В статье 1 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 г. № 1032­1 указывается, что «занятость – это деятельность граждан, потребностей…,   связанная   с   удовлетворением   личных   и   общественных   гражданам   принадлежит   исключительное   право распоряжаться   своими   способностями   к   производительному,   творческому труду…» [6].  Рынок   труда   обеспечивает   свободу   выбора   деятельности   и ответственность   за   результаты.   Уровень   развития   общества,   результаты деятельности   любой   организации   непосредственно   связаны   с  состоянием   истепенью   использования   их   трудового   потенциала.   Основой   трудового потенциала   работника   являются   качества,   заложенные   природой   – возможности   здоровья,   творческие   способности.   Трудовой   потенциал включает   следующие   характеристики:   трудоспособность,   отношение   к окружающим,   предприимчивость,   стремление   к   реализации   способностей, аккуратность, дисциплинированность, обязательность, порядочность, знания, обучение в школе и вузе, умения, уровень квалификации, время занятости. Необходимо   постоянное   совершенствование   в   образовании:   во   многих случаях   занимаемая   должность   и   уровень   формального   образования   не определяют   роли   работника   на   предприятии.   Уровень   образования, квалификации рабочей силы непосредственно влияют на темпы и качество экономического   роста.   Высокий   уровень   материального   и   духовного благосостояния   граждан   определяет   социально­политическую   и экономическую   стабильность   страны.   А   экономика   страны   должна способствовать   удовлетворению   материальных,   социальных,   духовных потребностей и нужд человека. Экономика была и остается определяющей материальной основой решения всех социальных задач.  Зачастую специалисты, имеющие хорошее образование и опыт с трудом находят работу, соответствующую их способностям: плохо ориентируются на рынке   труда,   не   могут   определить   стратегию   своего   поведения.   Человек, выступая субъектом своей производственной деятельности, самостоятельно выбирает   интересующее   его   дело,   занятие.   Самостоятельный   выбор   видов социальной деятельности для молодежи является стимулом для поиска новых интересов,   подчеркивает   личное   своеобразие   каждого,   побуждает   к творческой   деятельности   и   содействует   его   развитию.   В   трудовой деятельности   очень   важно,   чтобы   у   молодого   человека   были   выработаны самоопределение, самопомощь, активность, открытость, ориентация на семью. В развитии этих качеств может помочь профессиональное консультирование, профессиональное   обучение   и   профессиональный   отбор:   изучениепрофессиональных   интересов,   повышение   мотивации   к   труду,   выявление особенностей   личности,   что   повышает   социальную   адаптацию   и   уровень социально­профессиональной   активности.   Молодежь   нуждается,   прежде всего,   в   бирже   труда,   пунктах   правовой   защиты   и   юридического консультирования. Таким   образом,   социальные   приоритеты   современной   молодежи направлены   на   получение   образования,   хорошей   работы,   стабильного заработка.   Для   достижения   поставленных   целей   необходимо   наличие определенных   качеств,   ценностных   установок   и   ориентиров.   Большое значение   имеет   положительное   социальное   окружение,   оказывающее поддерживающее влияние на социальную адаптацию. Для гарантированного трудоустройства   необходимо   осознание   молодым   человеком,   что   престиж профессии не должен стоять на первом месте. Важно прислушиваться к себе: что   его   интересует,   работа   должна   приносить   моральное   удовлетворение, должен реализовываться творческий и личностный потенциал. Также большое значение   для   профилактики   безработицы   имеют   и   другие   характеристики: здоровье,   умение   ставить   правильные   цели   и   достигать   их,   личностные качества и характеристики, организация и проведение свободного времени.  Список использованных источников 1. Психология в вопросах и ответах [Текст]: учебное пособие/ Орехова,  В.А. – М.: КНОРУС, 2005. – 200 с. 2. Молодежь   новой   России:   образ   жизни   и   ценностные   приоритеты   – Перспективы [Электронный ресурс]. – http   ://   www   .  perspektivy    .  info 3. Правительство   планирует   повысить   престиж   рабочих   профессий   – – [Электронный новостей ресурс]. Лента         http://    www   .  cheldiplom  .ru/      newsline4. Агентство   Социальной   Информации   [Электронный   ресурс].   – http   ://   www   .  asi    .  org   .  ru 5. Девиантное поведение молодежи [Текст]: Самыгин, П.С. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 440 с. 6. Закон   РФ   от   19.04.1991   №1032­1   (ред.   от   03.06.2009)   «О   занятости населения в Российской Федерации» [Текст]: офиц. текст. – М.,1991