Социальный интеллект как средство познания социальной действительности
Н.Г.Одилова,
и.о.доцента кафедры
«Дистанционного образования»
ТГПУ им.Низами
Резюме. В статье рассматривается проблема социального интеллекта. Отмечается, что социальный интеллект являясь показателем социальной зрелости, выступает как средство познания социальной действительности.
Резюме. Мақолада ижтимоий интеллект муаммоси ёритилган. Ижтимоий интеллект ижтимоий етукликнинг кўрсаткичи бўлиб, ижтимоий воқеликни англаш воситаси сифатида хизмат қилиши таъкидланади.
Resume. The article considers the problem of social intelligence. It is noted that social intelligence, being an indicator of social maturity, acts as a means of cognition of social reality.
Ключевые слова. Личность, социальная зрелость, социальный интеллект, социализация личности.
Таянч сўзлар. Шахс, ижтимоий етуклик, ижтимоий интеллект, шахс ижтимоийлашуви.
Key words. Personality, social maturity, social intelligence, socialization of the individual.
В условиях резких социальных перемен большие требования предъявляются к быстрому освоению новых социальных знаний и умений, как средства социальной зрелости. Социальная зрелость рассматривается как «устойчивое состояние личности, характеризующееся целостностью, предсказуемостью, социальной направленностью поведения во всех сферах жизнедеятельности. Это личность, которая активно владеет своим окружением, обладает устойчивым единством личностных черт и ценностных ориентаций, способна правильно воспринимать людей и себя» [2]
Социальная зрелость проявляется в общественной, политической, моральной, эстетической сферах и имеет следующие показатели:
В нашем исследовании мы предпочли подробно описать показатель «наличие социального интеллекта», который характеризуется способностью понимания других людей, предвидением развития различных социальных ситуаций.
Социальный интеллект - это относительно устойчивая совокупность психологических образований проявляющихся в субъект-субъектных отношениях, и обеспечивающих продуктивность межличностного взаимодействия. Включает в себя способность понимать поведение другого человека, своё собственное поведение, а также способность действовать сообразно ситуации.
Социальный интеллект является особым психологическим образованием, включающим в себя познание результатов поведения, познание классов поведения, познание преобразований поведения и познание систем поведения. На его становление оказывают влияние такие психологические условия, как доминирующий стиль воспитания, общительность и любознательность.
Многомерно-функциональный подход к изучению таких условий становления социального интеллекта как общительность и любознательность позволил их рассмотреть, как системные образования, включающие совокупность инструментально-стилевых и мотивационно смысловых характеристик. Первые в большей степени обусловлены свойствами нервной системы и темпераментальными особенностями, вторые - социальной средой, т.е. спецификой обучения, воспитания и т.д.
На современном этапе развития психологии уделяется внимание изучению различных сторон социального интеллекта:
• определяются содержание понятия «социальный интеллект» и функций его раскрывающих (Дж. Гилфорд, Н.Кэнтор, Д. Китинг, Г. Оллпорт, М.Салливен, Э. Торндайк, М. Тисак, М. Форд и др.);
• изучается в рамках исследований общего интеллекта (X.Айзенк, Д. Векслер, Ж. Пиаже, С.Л.Рубинштейн, Д. Хебб, В. Штерн и др.);
• раскрывается структура и содержательные характеристики компонентов в составе социального интеллекта (Дж.Гилфорд, Ю.Н.Емельянов, С. Космитский, О.П.Джон, В.Н.Куницына, Д.В. Ушаков и др.);
• рассматривается как профессионально значимое качество в профессиях типа «человек-человек» (Н.А.Аминов, С.В.Бобрышов, О.Б.Головатская, Е.А.Климов, В.А. Сластенин, К.С. Кожухарь, О.Г.Кукосян, М.А.Лукичева, Е.С. Михайлова (Алешина), Е.И.Пащенко и др.);
• выявляется специфика формирования социального интеллекта в процессе профессионального обучения (Г.В.Акопов, И.Ф. Баширов, Г.Ю. Любимова, Е.И.Пащенко, Ю.П. Поваренков, Д.В. Ушаков и др.);
Социальный интеллект – многомерная, сложная структура, имеющая следующие аспекты:
1. Коммуникативно-личностный потенциал – комплекс свойств, облегчающих или затрудняющих общение, на основе которого формируются такие интегральные коммуникативные свойства как психологическая контактность и коммуникативная совместимость; это – основной стержень социального интеллекта.
2. Характеристика самосознания – чувство самоуважения, свобода от комплексов, предрассудков, подавленных импульсов, открытость новым идеям.
3. Социальная перцепция, социальное мышление, социальное воображение, социальное представление, способность к пониманию и моделированию социальных явлений, пониманию людей и движущих ими мотивов.
4. Энергетические характеристики: психическая и физическая выносливость, активность, слабая истощаемость.
В социальном интеллекте большую роль играют личностные
ограничения, т.е. личностная составляющая достаточно велика. Социальный
интеллект - глобальная способность, возникающая на базе комплекса
интеллектуальных, личностных, коммуникативных и поведенческих черт, включая
уровень энергетической обеспеченности процессов саморегуляции; эти черты обуславливают
прогнозирование развития межличностных ситуаций, интерпретацию информации и поведения, готовность к социальному взаимодействию.
Основные
функции социального интеллекта:
- обеспечение адекватности, адаптивности в меняющихся условиях;
- формирование программы и планов успешного взаимодействия в тактическом и стратегическом направлениях, решение текущих задач;
- планирование межличностных событий и прогнозирование их развития;
- мотивационная функция;
- мобилизационная функция, помогающая преодолевать внезапные кризы, длительные стрессы, ситуации, угрожающие самоуважению;
- расширение социальной компетентности;
- саморазвитие, самопознание, самообучение.
Социальный интеллект – это индивидуальные задатки, способности, свойства, облегчающие выработку в личном опыте умений и навыков социальных действий и контактов. Социальный интеллект помогает человеку прогнозировать развитие межличностных событий, обостряет интуицию, предусмотрительность и обеспечивает психологическую выносливость.
Таким образом, социальный интеллект является, относительно устойчивым, интегральным психологическим образованием, определяющим успешность в общении, продуктивность в прогнозировании поведения в межличностном взаимодействии и социально-психологической адаптации. Становление и развитие социального интеллекта детерминировано системой внешних и внутренних факторов. Первые обусловлены особенностями социализации личности. Вторые уровнем развития базовых свойств личности.
Список использованной литературы:
1. Аминов Н.А., Молоканов М.В. О компонентах специальных способностей будущих школьных психологов // Психологический журнал. – 1992 , № 5 - С. 104.
2. Аргайл М. Психология межличностного поведения. М., 2000.
3. Кон И.С. Социологическая психология М.1999
4. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное
общение. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2001.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.