Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ермошкинская средняя общеобразовательная школа»
Вурнарского района Чувашской Республики
СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«10 минут детям
про Великую Отечественную войну»
НОМИНАЦИЯ: «РАЗВИТИЕ ДОБРОВОЛЬЧЕСКИХ АКЦИЙ»
Авторы проекта: учащиеся 9 класса
МБОУ «Ермошкинская СОШ» Вурнарского района
Чувашской Республики
Васильева Людмила Владимировна,
Руководитель проекта: учитель технологии
Максимова Любовь Вениаминовна
д. Ермошкино - 2020
Содержание
I. Актуальность, цели и задачи проекта
II. Сбор и анализ информации
III. План работы
IV. Реализация проекта
V. Заключение
Список использованной литературы
«И когда кончится война и мы станем размышлять
о причинах нашей победы над врагом человечества,
мы не забудем, что у нас был могучий союзник:
многомиллионная, крепко сплочённая армия
советских детей»
Корней Чуковский
I. Актуальность цели и задачи проекта
Наш проект «10 минут детям про Великую Отечественную войну» - это вклад в подготовку празднования 75-летия Великой Победы над фашистской Германией, дань глубокого уважения и благодарности целому поколению – поколению детей войны. Мы задались вопросами: кто они – дети войны, наши ровесники из сороковых годов, как они пережили страшные четыре года, о чем мечтали, какова роль детей и подростков в приближении Дня Победы? Мы поняли, что наших знаний по проблеме недостаточно. Чтобы найти ответы на эти вопросы, решили провести данное исследование.
Актуальность темы заключается в том, что людей, переживших войну, помнящих это страшное время, становится все меньше, а их воспоминания чаще всего не записаны.
Цель: Создание условий для воспитания патриотизма, активной гражданской позиции детей, чувства гордости за героическое прошлое своего народа на основе углубления знаний о Великой Отечественной войне, об участии в ней детей и своих родственников.
Задачи:
1) Развитие творческих способностей детей, самостоятельности в поисках необходимой информации, умение использовать полученные знания о Великой Отечественной войне
2) Формирование у воспитанников и их родителей интереса к изучению истории, к жизни сверстников детей, которые воевали, трудились, погибли в годы войны
3) Способствовать расширению круга общения, развивать умение создать условия для воспитания гражданственности и патриотических чувств у учащихся МБОУ «Ермошкинская СОШ»
Участники проекта: учащихся 1-7 и 8-11 классов МБОУ «Ермошкинская СОШ» Вурнарского района Чувашской Республики. Руководитель старший вожатый I категории Максимова Любовь Вениаминовна
Объект исследования: образ жизни детей в годы Великой Отечественной войны.
Предмет исследования: жизнь и роль детей - наших родственников в Великой Отечественной войне.
Проблемные вопросы:
Анкета для учащихся 1-7 классов
1. Когда началась и закончилась война?
2. Кто был нашим врагом?
3. Знаешь ли ты героев-пионеров войны, твоих сверстников? Назови фамилии.
Анкета для учащихся 8-11 классов
1. Назовите дату начала и конца Великой Отечественной войны?
2. Кто был виновником начала войны?
3. Знаешь ли ты героев-комсомольцев войны, твоих сверстников? Назови фамилии.
4. Как помогали взрослым дети в тылу?
5. Какие места увековечения памяти павшим ВОВ вы знаете в нашем сельском поселении (перечислите).
6. Что ты знаешь о военном детстве твоих родственников?
Основные вопросы для интервью с родственниками, детьми войны.
1. Фамилия, имя, отчество ветерана (фотография) и дата рождения.
2. Сколько Вам было лет, когда началась война? (если были очень маленькие, то что помнят из рассказа родителей о войне).
3. Что из военного детства Вам больше всего запомнилось?
4. Что бы Вы хотели сказать современной молодёжи?
Гипотеза исследования: в тяжёлое для страны время дети несли все тяготы войны наравне со взрослыми.
Методы исследования: чтение и анализ книг, анкетирование учащихся по возрастам, подготовка презентаций о героях – пионерах и героях – комсомольцах, размышления, наблюдение, беседа, интервью.
Продолжительность проекта - долгосрочный (сентябрь 2019 по апрель 2020 года)
Значимостью проекта является то, что данный материал можно использовать во внеклассных мероприятиях, родительских собраниях. Также собранные материалы будут переданы в сельскую библиотеку в д. Ермошкино.
II. Сбор и анализ информации
Анализ анкетирования среди учащихся
Для этого мы воспользовались одним из методов сбора информации – анкетирование. Всего в опросе участвовало 48 учеников 2-7 классов и 40 учеников 8-11 классов
Проведенное анкетирование выявило следующие результаты:
Анкета для учащихся 2-7 классов
1. Когда началась и закончилась война?
2. Кто был нашим врагом?
3. Знаешь ли ты героев-пионеров войны, твоих сверстников? Назови фамилии.
|
|
Из 48 учащихся 2-7 классов опрошенных, что составляет 100% учащихся
на первый вопрос знают ответ 34 ученика т.е. 71%, не знают 14 учеников т.е. 20%;
на второй вопрос знают ответ 40 учеников т.е. 83%, не знают 8 учеников т.е. 17%;
на третий вопрос (знают одного героя) ответ 14 ученика т.е. 20%, не знают 34 учеников т.е. 71%;.
Анкета для учащихся 8-11 классов
1. Назовите дату начала и конца Великой Отечественной войны?
2. Кто был виновником начала войны?
3. Знаешь ли ты героев-комсомольцев войны, твоих сверстников? Назови фамилии.
4. Как помогали взрослым дети в тылу?
5. Какие места увековечения памяти павшим ВОВ вы знаете в нашем сельском поселении (перечислите).
6. Что ты знаешь о военном детстве твоих родственников?
|
|
Из 40 учащихся 8-11 классов опрошенных, что составляет 100% учащихся
на первый вопрос знают ответ 38 учеников т.е. 95%,
не знают 2 ученика т.е. 5%;
на второй вопрос знают ответ 35 учеников т.е. 87,5%,
не знают 5 учеников т.е. 12,5%;
на третий вопрос знают ответ 8 учеников т.е. 20%,
не знают 32 учеников т.е. 80%;
на четвертый вопрос знают ответ 27 учеников т.е. 67,5%,
не знают13 ученика т.е. 32,5%;
на пятый вопрос знают ответ 19 учеников т.е. 47,5%,
не знают 21 учеников т.е. 52,5%;
на шестой вопрос знают ответ 4 ученика т.е. 10%,
не знают36 учеников т.е. 90%.
III. План работы
План работы:
1) Каждый четверг месяца с сентября 2019 по апрель 2020 года знакомить информацией в форме презентаций о детях ВОВ учащихся 1-7 и 8-11 классов.
2) Составить график ответственных для выступлений.
3) Найти материал и подготовить презентации для выступления для 1-7 и 8-11 классов.
4) Собрать материал о наших родственниках - участниках ВОВ, детях войны.
5) Провести открытое итоговое мероприятие «10 минут детям про Великую Отечественную войну» - защита проекта по теме.
6) Оформить альбома воспоминаний о войне «Наши родные в тылу и на войне» в форме презентации
Первое, что мы решили сделать после проведенного анкетирования, подготовить презентации о героях-пионерах для младших и средних классов и героях – комсомольцах для старших классов. Ведь мы, молодое поколение, должны знать о героическом прошлом нашей Родины тем более о наших сверстниках и о наших родных, которые пережили эту войну в тылу. Ведь без прошлого нет настоящего и будущего.
Собрали по одному активиста 6-9 классов и разделились на группы:
Журналисты |
Искатели |
Подготовка презентаций
|
Сбор информации для презентаций |
Корректировка информаций |
Сбор информации о родных детях войны |
График ответственных для выступлений перед сверстниками
Месяц |
1-4 классы |
8-11классы
|
Сентябрь |
11 класс |
8 класс |
Октябрь |
10 класс |
11 класс |
Ноябрь |
9 класс |
10 класс |
Декабрь |
8 класс |
9 класс |
Январь |
11 класс |
8 класс |
Февраль |
10 класс |
11 класс |
Март |
9 класс |
10 класс |
Апрель |
8 класс |
9 класс |
Учащиеся 5 класса проводили по графику для своих одноклассников в своем классе т.к. у них есть свой компьютер и проектор, 6-7 классы проводили по очереди для своих сверстников объединено.
IV. Реализация проекта. (см. Приложение 1)
Свою работу мы начали с подбора видеофильмов: «Советская страна накануне войны», «Начало войны», «Первые месяцы войны», Советская страна – единый военный лагерь», «Оборона Сталинграда», «Героическая оборона Москвы», «Таня Савичева и блокада Ленинграда». Подготовили 32 презентации для 1-7 классов и для 8-11 классов, учитывая возраст детей.
Презентации для 1-7 классов |
Презентации для 8-11 классов
|
Александр Кобер |
Короткометражный фильм «Советская страна накануне войны» |
Аркадий Каманин |
Короткометражный фильм «Начало войны» |
Валя Зенкина |
Короткометражный фильм «Первые месяцы войны» |
Валя Котик |
Короткометражный фильм «Героическая оборона Москвы» |
Василий Курка |
Короткометражный фильм «Таня Савичева и блокада Ленинграда» |
Витя Коробков |
Оборона Брестской крепости |
Володя Дубинин |
Мы должны помнить. Освенцим. |
Володя Щербацевич |
Александр Космодемьянский |
Зина Портнова |
Александр Чекалин |
Костя Кравчук |
Андрей Кижеватов |
Костя Янин |
Николай Гастелло |
Леня Голиков |
Лиза Чайкина |
Лида Вишкевич |
Зоя Космодемьянская |
Марат Казей |
Любовь Шевцова |
Петр Клыпа |
Нина Соснина |
Абрам Пинкензон |
Олег Кошевой |
Александр Бородулин |
Маншук Маметова |
Макс Кротов |
Ульяна Громова |
Юта Бондаровская |
Юрий Смирнов |
Каждый четверг, начиная с октября 2019 года по апрель 2020 года, начиная с 8 часов 10 минут до 8 часов 20 минут (в течении 10 минут) перед началом уроков, мы рассказывали своим сверстникам в форме презентации о судьбах детей во время Великой Отечественной войны. За это время мы узнали, что дети, никогда не оставались в стороне от тех значимых событий, которые волновали советское государство. Обучающиеся нашей школы узнали из подготовленных выступлений и просмотренных кинофильмов, что дети, оставшиеся в разрушенных городах и сёлах становились беспризорными, обречёнными на голодную смерть. Страшно и трудно было остаться на оккупированной врагом территории. Детей могли отправить в концлагерь, вывезти на работы в Германию, превратив в рабов, сделать донорами для немецких солдат.
С первых дней оккупации мальчишки и девчонки начали действовать на свой страх и риск, который действительно был смертельным.
Оформили Альбом воспоминаний о войне «Наши родные в тылу и на войне», провели итоговое внеклассное мероприятие.
Наши родные дети войны ( см. Приложение 2)
К сожалению, тех, кто участвовал в войне, с каждым годом становится всё меньше и меньше. Наша задача в том, чтобы не забывать об их подвиге, ведь тогда и те, кто погиб во время войны, и те, кто уходит теперь, обретут новую жизнь – жизнь в памяти. Поэтому так важно расспросить и записать рассказы о войне. Но для победы были важны не только героические подвиги, но и ежедневная работа, которую делали все.
Мальчики и девочки шли на фронт в военные части, становились сыновьями и дочерями полков, но не все дети могли работать на заводах, воевать в партизанских отрядах.
Наши бабушки и дедушки, у некоторых прабабушки и прадедушки, не любят вспоминать все тяготы жизни тех лет. Для того чтобы узнать, какие испытания легли на их плечи в годы Великой Отечественной войны, мы разработали вопросы для беседы и раздали всем желающим детям для интервью с родными.
Основные вопросы для интервью с родными о детях войны:
1. Фамилия, имя, отчество ветерана и дата рождения.
2. Сколько Вам было лет, когда началась война? (если были очень маленькие, то что помнят из рассказа родителей о войне).
3. Что из военного детства Вам больше всего запомнилось?
4. Что бы Вы хотели сказать современной молодёжи?
Интервью Петровой Карины, ученицы 9 класса МБОУ «Ермошкинская СОШ» Вурнарского района с дедушкой Никифоровым Геннадием Николаевичем :
«Никифоров Николай Никифорович родился 20 марта1924 году. Когда началась война, ему было 17 лет. После школы он работал бригадиром колхоза «Трактор», но недолго. Весной 1942 года его забрали на войну. Он воевал, в 1- Прибалтийском фронте 57- воздушной армии в третьем авиабатольене. Аэродром находился на лесной поляне, белые березы, которые росли там, ему напоминали о родной деревне. Он обслуживал и заправлял снарядами самолеты, так как был авиатехником. Эти самолеты участвовали в освобождении городов: Ржев, Осташково, Кенигсберг. Победу он встретил в городе Кенигсберг. После войны работал бригадиром, а с 1950-1953 год был председателем колхоза «Гвардеец». Потом до пенсии работал бригадиром в колхозе. Награжден медалью ЖУКОВА и другими медалями, которые хранятся как вечная память о нем. Я хочу пожелать молодежи учиться хорошо, работать на совесть и куда бы не забросила вас судьба, не забывать своих родных».
Интервью Клементьевой Софьи, ученицы 8 класса МБОУ «Ермошкинская СОШ» Вурнарского района с бабушкой Клементьевой Ираидой Яковлевной:
«Марков Яков Маркович родился 22 июля 1927 году. Когда началась война ему было 14 лет. Все сильные мужчины ушли на войну, а вся трудная работа легла на плечи женщин и детей. Воевал в Харбине, Маньчжурии и Хэгане. После окончания войны, воевал в Японии, против японских самураев. Служил 7 лет 8 месяцев. А современной молодежи я хочу пожелать удачи во всем. Никогда не надо забывать о прошлом, чтобы не повторить ошибки в будущем.»
Интервью Алексеевой Кристины, ученицы 9 класса МБОУ «Ермошкинская СОШ» Вурнарского района с бабушкой Андрониковой Марией Александровной:
«Иванова Анна Кирилловна родилась 03 августа 1919 года. Во время войны моя она вместе с женщинами и детьми, копала окопы, в лесу заготавливала дрова. Ее муж, Александр Иванович, в первые же дни войны был призван на фронт. Был ранен, вернулся после окончания войны. Про войну они мало рассказывали, говорили, что очень тяжелая была жизнь. Современная молодёжь сейчас очень умная и хочу чтобы свои знания они направляли в нужное русло. Берегли мир, который очень тяжело дался нашим родителям.»
Интервью Максимова Всеволода, ученика 6 класса МБОУ «Ермошкинская СОШ» Вурнарского района с папой Максимовым Владимиром Викторовичем:
«Максимова Елена Семеновна родилась 21 сентября 1931. Когда началась война, ей было 10 лет. Про войну она не любила вспоминать, всегда плакала, но из стихотворных строк посвященное ей, ее братом, Скворцовым Василием видно, как было тяжело детям во время войны. И хочу прочитать этот отрывок из стихотворения «Моей сестре»
… Юные мечты и планы
Вдруг нарушила война.
Сколько горя и страданий
Принесла семье она.
Наш отец погиб на фронте
В жаркой битве под Москвой.
Получили похоронку-
Стала мамочка вдовой.
Девочкой десятилетней
Ты осталась без отца.
На твои и мамы плечи
Мы повисли – два юнца.
Жили мы в колхозе с мамой.
Были без отца бедны.
С нетерпеньем очень ждали
Окончания войны.
В школе новый год учебный
У тебя четвертый класс.
А я мальчик восьмилетний
Сел за парту первый раз.
До сих пор я четко помню,
Как мы утренней порой
По тропинке через поле
В школу бегали трусцой.
А учиться было трудно,
Потому что шла война.
Не было тетрадей, ручек,
Книга - на весь класс одна.
Несмотря на все причины
Мы учились лишь на «пять».
Говорили – «Молодчины» -
Наша мама и наш брат…
Я бы хотел пожелать молодежи, чтобы ужасы войны не повторялись, и мы могли жить мирной жизнью долго и счастливо.»
V. Заключение
Целых 75 лет отделяет нас от тех времён, когда столкнулись два государства, две великих армии – советская и немецкая. Война – дело мужское, но эта война превратилась в войну Отечественную, потому что против армии Гитлера поднялся весь русский народ.
Солдаты сражались на поле боя, женщины и старики уходили в партизанские отряды и громили вместе с военными немецкие тылы. Рядом с воинами – мужчинами храбро сражались против неприятеля и мужественные дети.
В процессе исследования данной темы мы пришли к выводу, что, дети, никогда не оставались в стороне от тех значимых событий, которые волновали советское государство. Обучающиеся нашей школы узнали из подготовленных выступлений, что дети, оставшиеся в разрушенных городах и сёлах становились беспризорными, обречёнными на голодную смерть. Страшно и трудно было остаться на оккупированной врагом территории. Детей могли отправить в концлагерь, вывезти на работы в Германию, превратив в рабов, сделать донорами для немецких солдат и т.д.
С первых дней оккупации мальчишки и девчонки начали действовать на свой страх и риск, который действительно был смертельным.
Сутками трудились ребята на заводах, фабриках и производствах, встав за станки вместо ушедших на фронт братьев и отцов. Дети трудились и на оборонных предприятиях: делали взрыватели к минам, запалы к ручным гранатам, дымовые шашки, цветные сигнальные ракеты, собирали противогазы. Работали в сельском хозяйстве, выращивали овощи для госпиталей. В школьных пошивочных мастерских пионеры шили для армии белье, гимнастерки. Девочки вязали теплые вещи для фронта: варежки, носки, шарфы, шили кисеты для табака. Ребята помогали раненым в госпиталях, писали под их диктовку письма родным, ставили для раненых спектакли, устраивали концерты, вызывая улыбку у измученных войной взрослых мужчин.
Разговаривая с родными, мы узнали, какая тяжелая была у них судьба, сколько пришлось им выдержать. Наверное, поэтому, про войну они говорили очень мало.
Гипотеза подтвердилась
Дети внесли огромный вклад в победу над фашистами. Они помогали Красной Армии в тылу, на фронте и в партизанском подполье.
Выводы: (должны соответствовать итогам проекта)
1. Война - это, прежде всего искалеченное детство. Ни в одной войне так не страдали дети.
2. В годы войны каждый ребенок совершил свой подвиг - несмотря на голод, холод и страх, дети продолжали учиться, помогали раненым в госпиталях, отправляли посылки на фронт, работали в полях, на заводах . Их жизнь может служить примером для современного молодого поколения.
3. Сегодня дети войны стали нашими прадедушками и прабабушками, и их память цепко хранит события военных лет.
4. Им же будет вдвойне приятно, если мы, сегодняшнее поколение, будем интересоваться их деятельностью, будем рассказывать о ней другим.
Список использованной литературы
Интернет-ресурсы
https://infourok.ru/75-knig-o-vojne-rekomendatelnyj-spisok-4133346.html
https://ordenrf.ru/geroi-rossii/geroi-sssr/lenya-golikov.php
https://www.liveinternet.ru
interesnyefakty.org
nsportal.ru
zen.yandex.ru
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
СТАРШЕКЛАССНИКИ
ВЫСТУПАЮТ ПЕРЕД НАЧАЛЬНЫМИ КЛАССАМИ
|
|
|
|
|
|
СТАРШИЕ КЛАССЫ (8-11) МЕРОПРИЯТИЕ ПРОВОДЯТ ПОД ДЕВИЗОМ «ВМЕСТЕ» |
|
|
|
|
|
|
6-7 КЛАССЫ |
|
5 КЛАСС |
|
|
ПРОСМОТР ВИДЕОФИЛЬМОВ |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ИНТЕРВЬЮ С РОДНЫМИ
|
Петрова Карина берет интервью у дедушки Никифорова Г.Н. про судьбу прадедушки Никифорова Н.Н. |
|
Клементьева Софья берет интервью у бабушки Клементьевой И.Я. про судьбу прадедушки Маркова Я.М. |
|
Алексеева Кристина берет интервью у бабушки Андрониковой М.А. про судьбу прабабушки Ивановой А.К. |
|
Максимов Всеволод берет интервью у папы Максимова В.В. про судьбу бабушки Максимовой Е.С. |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.