Социальный проект "Народная кукла"

  • docx
  • 23.10.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ОГЛОБЛИНА ЛЮДМИЛА НИКОЛАЕВНАjob_24520_1605812495.docx

 

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Краснодарского края специальная (коррекционная) школа-интернат станицы Новопокровской Краснодарского края

 

 

Социальный проект по швейному делу

 

 

Тема: Народная кукла                                

 

                                                            Разработала учитель швейного дела  Оглоблина Л.Н.

 

 

 

 

2018-2019 г.г.

 

Содержание

1. Информационная карта проекта…………………………………………….3

2. Актуальность проекта…………………………………………………………………4

3. Сбор, анализ различной  информации по выбранной для проекта проблеме…….5

4. Реализация социального проекта……………………………………………………….….6

5. Первоначальные идеи…………………………………………………….….7

6. Выбор  наиболее лучшей идеи………………………………………………………..…8

7. Исследование собранных материалов ……………………………………………...................……...9

8 Инструменты и материалы, необходимые для  выполнения проекта………………………………...……………......10

9. Ход работы над проектом………………………………………………………………......11

10. Результат выполненной работы……………………………………………………………….……12

 

 

 

 

 

 

                                                                        

 

 

                                                     Информационная    карта    проекта

1

Наименование проекта

Народная кукла

2

Организатор  творческого проекта

Учитель швейного дела Оглоблина Л. Н.

 

3

Участники

Погорянская Даша, Ганжа Вика, Петрова Катя, Корнисонова Лиля.

4

Обоснование актуальности и социальной значимости творческого проекта

 Возрождение исконно русских традиций через совместное творчество младших школьников и старших учащихся. Ученицы 8 класса могут применить на практике, полученные на уроках швейного дела, знания, умения и навыки. А так же  оказать помощь в оформлении русского уголка в подготовительной группе художественной школы. Работы выполнены с учетом возраста детей.

5

Цели и задачи творческого проекта

 Цель:- приобщение   детей младшего возраста  к   истокам русской  народной    культуры  в  процессе   ознакомления  их с  историей  появления русской народной  тряпичной куклы.

Задачи:  

ü привить интерес  и  любовь к русской  народной тряпичной  кукле как  к виду народного художественного детского творчества;

ü научить детей изготавливать  народных кукол своими руками;

ü совершенствовать технологические навыки: цветовосприятие, мелкую моторику рук; глазомер;

ü воспитывать  у детей аккуратность, терпение, умение выполнять работу до конечного желаемого результата и умение  работать в группе детей.

 

 

 

Краткая аннотация содержания проекта

Весь наш мир открывается  детям через игру. Поэтому игра - это часть народной традиции. В далеком прошлом с  помощью игр учили ребят трудовым навыкам; через игру  передавали накопленный трудовой опыт. Все девочки в детстве любят играть в куклы. Играть в куклы любили их бабушки, прабабушки всех сословий и рангов. В куклы играли в шикарных  царских дворцах и бедных крестьянских избах. С давних времен кукла считалась не только предметом детской игры, она была для  людей символом семейного счастья и материальной  прибыли, ей приписывали магические функции, а так же охранительные и защитные свойства. Для взрослых она то же является предметом  особого внимания. Сейчас кукла, выполненная своими руками, может служить сувениром и подарком к любому  празднику.

 Так как куклы выполняли охранительные функции, отгоняли злых духов,  приносили семейное счастье и достаток, их часто носили как талисманы и обереги. Мы решили помочь учащимся подготовительного отделения художественной школы на примере русской народной куклы расширить знания о народных традициях, проявлять интерес к изготовлению народной тряпичной куклы, воспитывать бережное отношение к культуре своего родного народа.

7

Сроки выполнения проекта

 Ноябрь  2018 год - март 2019 год

 

                                                                               Актуальность

     В наше неспокойное время, полное безнравственности, бездуховности, когда люди забывают о культуре  и  истории своего народа, хочется, чтобы наши дети выросли образованными и высоконравственными людьми, знающими и ценящими историю и культуру русской земли. Не получим ли мы в  лице наших детей «потерянное поколение», не имеющее никаких нравственных ценностей? Но как воспитать у детей духовность и нравственность? А для этого нет другого  пути, чем знакомить наших детей с русским народным творчеством. Это позволит  детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить великую  гордость за свою страну, у которой есть богатые традиции.        Мы сегодня хотим знать, какой была народная кукла, что она значила и из чего ее изготавливали, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и нормальное стремление знать и помнить прошлое русского народа. Русская народная  кукла считается одним из самых загадочных и неповторимых  символов России. Это не простая  игрушка для детских игр, а неотъемлемый символ  древних  народных обрядов. Искусство изготовления этих кукол было известно с незапамятных времен.  Считалось, что куклы, сделанные собственноручно из доступных материалов, обладают магическими свойствами.  Предки верили, что такие куклы способны отгонять из дома  злых духов и приносить хозяевам  счастье.  Именно из-за этого кукла были как талисманы.

    С помощью нашего социального проекта мы решили помочь школьникам  на примере народной игрушки расширить знания о традициях изготовления кукол, проявлять интерес и  воспитывать бережное отношение к культуре своего народа.

     Девочки 8 класса смогут применить полученные во время подготовки  проекта знания на уроках швейного дела  и изготовить традиционных русских кукол для детей  подготовительного отделения художественной школы. У девочек  формируются не только трудовые навыки, но и укрепляются семейные ценности, проявляется забота о младшем поколении.

                                                    Сбор и анализ информации  по социальной  проблеме

             В детстве у всех детей кроме  мамы  и папы, бабушки и дедушки, конечно, был свой сказочный друг – игрушка.  Игрушке они доверяли свои тайны и секреты, рассказывали о новостях, делились мечтами. Каждый хранит в памяти детства образ своей самой  дорогой и любимой игрушки: куклы, старого мишки с оторванной лапой, самолетика, деревянной лошадки, машинки без колеса.

            Но  особое место в доме  девочки  занимают куклы, они дороги ей как память о детстве, о людях, которые их подарили, или о каком-то важном событии. Куклы развлекают и  воспитывают. Для девочки  кукла – это еще и подруга, с которой  можно поговорить,  поделиться радостями и бедами, доверить ей секреты.  Когда девочки играют в куклы, они проигрывают многие жизненные ситуации.  Когда девочка играет с русской народной куклой без лица, это  дает ей возможность придумывать ей разное настроение  (страх, радость, грусть, веселье, удивление, восторг, злость).

           При взгляде на русскую народную куклу можно почувствовать теплоту и прочесть всю душевную, тонкую красоту загадочного русского человека. Она  приятна теплотой ткани, общаясь с ней, дети  становятся ближе к истории родной страны.  Через тряпичную куколку из поколения в поколение передавалась духовная сила народа, национальное богатство, мудрость и красота, талант и культура народа.

         Таким образом,  народная тряпичная кукла воплощает в себе всю историю русского народа и всегда глубоко индивидуальна у каждого отдельного человека. И кто бы ни делал тряпичные куклы, кто бы о них не писал, у каждого получится своя  личная «лоскутная история».

 

Реализация проекта

    Этапы

                    Сроки

Что должны сделать

Контроль результата

I этап-

подготовительный

    Ноябрь 2018

Обдумать и проанализировать возникшую проблему.

Собраться  группой детей для обсуждения  выбранной проблемы.

    Ноябрь 2018

Выработка идей по созданию русского уголка в подготовительной группе  художественной школы.

Выбрали идею уголка и  разработали эскиз для него.

 

    Ноябрь 2018

Подбор материалов и инструментов для изготовления народных  кукол. Проработка  конструкций.

Определились с материалами: подобрали по цвету, фактуре, рисунку, приготовили необходимую фурнитуру и отделку. Проработали конструкции кукол.

Декабрь 2018

Закупка материалов и фурнитуры.

Закупили  материалы

II этап- основной.

Планируемые  мероприятия

Декабрь 2018-январь 2019

Изготовить конструкции  кукол.

Выполнение работы успешно

Декабрь 2018-январь 2019

Оформить кукольные  конструкции: раскроить детали  куклы и детали одежды кукол, изготовление кукол.

 Изделия изготовлены

Февраль 2019

Участие в школьной и районной  выставке  творчества.

Успешно участвовали в выставке.

26 марта

2019 год

Провести мастер-класс  с детьми подготовительной группы художественной школы по изготовлению тряпичной куклы «Кувадка».

 

Успешно провели мастер-класс по изготовлению куклы.

III этап -  заключительный

Март 2019 года

Оформить русский  уголок в  классе.

. Оформили русский уголок в классе.

 

 

 

                                                                         Первоначальные идеи

Идея №1

      Изготовить для оформления русского уголка в художественной школе традиционные игровые, обрядовые  куклы и провести мастер-класс по изготовлению одной из кукол.

открытие выставки 031

7

 

 

                                                                                  Идея №2

Изготовить для оформления  русского уголка художественной школы тряпичные обереговые куклы и провести мастер-класс по изготовлению одной из кукол.

 

                                                                                                                Идея №3

      Изготовить для оформления русского уголка художественной школы кукол разных по назначению: обереговых, обрядовых и игровых. Провести мастер-класс по изготовлению одной из кукол.

DSCN1735

 

                                                                             Выбор лучшей идеи

    Рассмотрим все предложенные идеи: идея №1 предполагает изготовить для оформления русского уголка игровые и обрядовые куклы, чтобы дети знали, во что играли раньше  наши предки и какие русские народные  обряды существовали  на Руси.

Идея №2 предполагает изготовить для  детей обереговые  куклы, чтобы дети поняли, как серьезно относились к тряпичным куклам наши предки.

Идея №3  предполагает изготовить кукол разных по назначению: игровых, обереговых, обрядовых. Эта идея наиболее полно и цело отражает мир русской тряпичной куклы и знакомит наших  детей с русским народным творчеством.

Вывод:   Выбираем идею №3. Она нам оптимально подходит.

Исследования

Ткани

         Для детей нет ничего лучше, чем работа с натуральными хлопчатобумажными и льняными тканями.  Это экологично  полезный и  гигиеничный материал, приятный на ощупь, обладает согревающим эффектом, легко обрабатывается и стирается. Натуральные ткани  не скользят, хорошо держат форму, с ними легко и удобно работать. Работа с такими материалами успокаивает, снимает внутреннее напряжение, расслабляет, поднимает настроение.

        В прошлые времена материал (ткани, нитки), из которых непосредственно создавалась куколка, много значил. Материал должен был быть «своим» - из своего родного дома и уже бывший в употреблении, старый, от вещей, которые уже носили. Использование поношенных тканей, остатков ниток было связано не только с экономией – ткань была очень ценной, ее делали вручную, а это очень трудоемкий и продолжительный процесс. Этот выбор был основан на представлении, что материал, сделанный собственными руками и «проживший» в доме, в семье, не станет источником дурных  влияний, а наоборот защитит, закроет ребенка от угрожающей ему опасности. В зависимости от того, какие именно старые вещи использовались для изготовления куклы: скатерть, праздничное полотенце, ткани от одежды отца, матери или других членов семьи – уточнялась будущая роль куклы.

 

                                            Что может дать детям изготовление куклы и игра с ней?

      Занимаясь изготовлением русской народной  куклы, ребенок от   взрослого узнает историю русского народа, своей страны; возможно, что  работа над изготовлением народной  куклы, а потом  игра с ней станет для ребенка открытием к сокровищам устного народного творчества: сказкам, прибауткам, загадкам и русским песням.

        Кукла,  которую ребенок сделал  своими руками,  поднимет  его самооценку и  напомнит, что русский человек – это  великий мастер, умеющий сделать своими руками практически  все необходимое для жизни, в любой ситуации способный обеспечить свою семью самым необходимым. У ребенка в процессе изготовления одежды для куклы будет развиваться фантазия и вкус, навыки работы со швейными инструментами.

       Работа по изготовлению народной русской  куклы  дает детям первые представления о разумной  домашней экономии, раскрывает истинную ценность простых вещей, научит беречь вещи, сделанные своими руками и руками другого человека, независимо от их рыночной стоимости.

       Кукла, сделанная своими руками, вызывает у ребенка  чувство любви и  глубокой привязанности, требует к себе бережного отношения: ее уже не  поднимется рука выбросить. Если кукла делается в подарок  близкому человеку, это вызывает в ребенке добрые чувства  к родным людям.

          Работа по изготовлению русской народной куклы учит  детей деятельному общению, поскольку без посторонней помощи куклу сделать трудно.

      Изготовление куклы из ткани связано с возможностью развития у детей мелкой моторики рук.  Работа по выполнению  кукол обеспечивает хорошую тренировку пальцев, способствует выработке движений кисти, развивает точность, скоординированность мелких движений пальцев рук. Как известно, все это стимулирует развитие речи у детей с речевыми проблемами. Кроме того развивает фантазию, образное мышление, способность концентрировать внимание, формирует художественный вкус .

     Куклы являются  не только игрушками, но и близкие друзья для детей. Они внешне очень  похожи на людей, поэтому и близки им.  В играх с куклами дети  учатся общаться, фантазировать, творить, воспитывать, учить,  проявлять доброту, тренируют  память. Но главное в этих играх –  это эмоциональный контакт ребенка с куклой.           Дети очень привязываются к куклам, как к живым существам и болезненно расстаются с ними. Не следует выбрасывать старую куклу, лучше её помыть, причесать, сшить новую одежду. Все это для детей уроки чуткости, бережливости, внимания, доброты.  

        Если очень захотеть, то каждый может сделать  свою личную  куклу, не ограничивая себя в своих чувствах и  фантазиях. У этой куклы  будет свой характер, своя яркая  и неповторимая индивидуальность.

Оборудование, инструменты и материалы

Традиционные тряпичные куклы,  простоватые на первый взгляд,  очень разнообразны по своему  декоративному  исполнению. Они не требуют никаких сложных приемов и инструментов для изготовления. Нам всего лишь понадобятся: ножницы, нитки, иголка, тесьма, атласные ленты, х/б и льняные лоскуточки тканей в мелкий рисунок и однотонные, шерстяные нити и  мочало.

 

 

 

Ожидаемый результат

      Нам очень понравилось изготовление русской народной куклы. Куклы - это целый мир, мир, в котором все мы живём каждый наш  день. Они – отражение всей нашей жизни: ежедневной, бытовой, праздничной. Через куклу мы можем всем рассказать о том, что у нас  творится на душе, что мы хотим для себя в жизни, а так же для своих друзей и родных. Куклы - это и наши увлечения в жизни, и новые знания и умения, к куклам тянутся руки, с ними хочется поговорить и молчать. А так же с помощью народной тряпичной куклы мы начинаем понимать  как жили наши предки, их праздники, обряды, обычаи. А чтобы понять, надо изучить, исследовать, попробовать пройти тот путь, где, возможно, мы сможем вспомнить и встретить настоящего себя.

     Куклы - проводники в настоящий и одновременно волшебный мир, мир глубин нашей души, где возможна встреча с самим  собой.

           Мы уверены, что у нас все должно получится. Куклам мы передадим   частичку нашего тепла. Конечно, это очень ответственное дело изготавливать кукол не для себя, а в подарок. Но мы будем  очень сильно стараться и делать все аккуратно.

     Надеемся, что ребятам  в художественной школе  понравятся наши куколки.

 

                                                                           Рефлексия

1.     Достигнута ли цель проекта?

2.     Ставили ли вы свои собственные задачи?

3.     Что вы узнали? Чему научились?

4.     Что поняли?

5.     Что вам больше всего запомнилось и почему?

 

 

                     

                                                                      Результат

 

         Нам очень  понравилось делать куклы  детям в подарок. Мы смогли применить приобретенные  навыки в шитье, полученные на уроках швейного дела. Нашу работу  смогут оценить посторонние люди, а не только родители и учителя.  Дети не только изучили  историю возникновения русской народной куклы,    старинные  обряды и обычаи русского народа, но и научились  изготавливать  народную куклу, соотносить по виду (игровая, обереговая, обрядовая). Мы  теперь уверены, что  это и есть, искомая нами всеми, века связывающая нить, которую мы должны передать  детям, точно также, как передавалась она, из поколения в поколение, из уст в уста.  Во время работы мы все получили огромное эмоциональное удовлетворение от общения с младшими детьми, и  очень рады, что мы смогли передать им частичку своих знаний, умений, полученных на уроках швейного дела.

                                                            Список используемой литературы.

1.     «Домашнее моделирование», В. Сидоренко, Изд-во «Феникс», 2001 год.

2.      «Ивановские ситцы» Е.В. Арсеньева, Л., Изд-во «Художник РСФСР».

3.     «Кроите и шейте сами», Л. Климова, Изд- во «Профиздат», 2004 год.

4.     «Лабораторный практикум по технологии швейных изделий: Учеб. Пособие»,  Е.Х. Меликов, Л.В. Золотцева, В.Е. Мурыгин, М., Легпромбытиздат, 1988. 

5.     «Материалы для швейных изделий» В.И. Баженов, М., Изд-во «Легкая промышленность».

6.      «Основы текстильного производства», А.К. Изгородига, М., Изд-во  «Просвещение».

7.     «Рукоделие», Т. Еременко, М., Изд-во «Легкопромбыт», 2000 год.

8.     «Справочник швейника», В.И. Попков, М., Изд-во НТЛ РСФСР.

9.      «Технология швейных изделий»,  А.В. Савостицкий, Е.Х. Меликов, М., Легпромбытиздат, 1982.

10. «Учись шить» Р.И. Егорова, В.П. Монастырская, М., Изд-во «Просвещение».

11. «Швейное дело», 6 класс, Г.Б. Картушина, Г.Г. Мозговая. М., «Просвещение» 2007 год.

12. «Шейте сами», Е. Юдина, М. Евтушенко, М., Изд. Центр «Полиграф», 2004 год.

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru