Социальный проект учащихся 7-9 классов, посвященный 75-летию Победы в Великой Отечественной войне «И льются из уст наших строки в память о Войне…»
Тип мероприятия: внеклассное мероприятие.
Форма: круглый стол.
Участники: учащиеся 7-9 классов под руководством учителя русского языка и литературы.
Организатор мероприятия: Иванова Евгения Николаевна, учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории .
Цель: Пополнять знания учащихся о своей родине в годы Великой Отечественной войны; учить детей находить к словам и составлять стихотворные строки на военную тематику; активизировать коммуникативные способности детей, мышление, память; развивать дикцию, творческие способности, фантазию, словарь, грамматическую сторону речи; воспитывать чувство гражданственности, патриотизма, любовь к Родине.
Ход мероприятия:
Звучит музыка «День Победы», на ее фоне учитель читает стихотворение собственного сочинения
Никто не забыт! Ничто не забыто!
Мы свято чтим память Войны той событий.
Минутой молчания мы честь отдадим
За мирное небо над головой! (минута молчания)
Учитель: Совсем скоро – 9 мая 2019 года. Наша страна будет отмечать Великий праздник – Праздник жизни, мирного неба над головой, Праздник памяти и скорби, грустный и торжественный День Победы. Этот год особенный, исполняется 75 лет Великой Победе над фашистской Германией. И сегодня, в преддверии Дня Победы, мы с Вами собрались за этим столом на необычном внеклассном мероприятии под названием «И льются из уст наших строки в память о Войне…», где попробуем самостоятельно под руководством учителя составить стихотворные строки на тему Войны. На уроках литературы мы уже работали над созданием коротких стихотворений.
Учитель: - Вы любите стихотворения?
-А какие у Вас любимые стихи на военную тематику? (Ответы учащихся)
2. Беседа о понятии и особенностях стихосложения.
- Вспомните и ответьте, пожалуйста, с курса «Литература», что такое стихотворение?
Предполагаемый ответ: Стихотворение – это произведение, созданное по законам стихотворной речи; обычно лирическое произведение.
Учитель: - В классической литературе первое место занимает рифма.
- А что же такое рифма? (Ответы учащихся). Предполагаемый ответ: Рифма – это похожие по звучанию слова – два и более слов. В строчках стихотворные рифмы стоят в каждой строчке, а иногда чередуются.
- Ребята, помните, что в русском стихосложении есть и стихотворения без рифмы. Причём существует довольно много разновидностей нерифмованных стихотворений.
Одна из разновидностей— это белые стихи, стихи без рифм. В белых стихах обязан присутствовать размер. Классическими примерами белых стихов могут являться произведения А. Кольцова:
Сяду я за стол да подумаю:
Как на свете жить одинокому?
Нет у молодца молодой жены,
Нет у молодца друга верного. (А. Кольцов)
Технически белый стих весьма прост: достаточно соблюдать размер и следить за смыслом. Ввиду простоты технического исполнения белые стихи обязаны содержать в себе нечто такое, что «затмит» собой отсутствие рифмы.
Далёким предком белого стиха был так называемый безрифменный стих, к которому относится вся античная поэзия и европейская поэзия более позднего периода, когда традиция рифмованной поэзии ещё не сложилась. Пример безрифменного стиха:
О том. что ждёт нас, брось размышления,
Прими, как прибыль, день нам дарованный
Судьбой, и не чуждайся друг мой,
Ни хороводов, ни ласк любовных. (Гораций)
Белые стихи, в отличие от безрифменных, — это сознательное отступление отсформировавшихся правил и стихотворных традиций, игнорирование рифмы как своеобразный художественный приём. Отметим, что в безрифменном стихе размер также соблюдается.
Апогеем безрифменной поэзии являются верлибры (франц. vers libre — свободный стих). Верлибр не имеет ни рифмы, ни слога. По сути, это проза, разделенная на строки. Верлибры появились много раньше других видов стихотворений и развивались параллельно с ними. (Памятки на столах).
- И прежде чем сочинить большое стихотворение, мы с Вами вспомним, как находить рифму к словам.
3. Дидактическая игра «Найди пару» с использованием карточек-подсказок (работа в парах).
Учитель раздает каждой паре по одной карточке с рисунком, дети находят созвучное слово. Например: Ленинград-Сталинград.
4. Сочинение стихотворения.
Учитель: - Я надеюсь, что Вам понравится путешествовать по стихотворной стране, и Вы в скором времени станете настоящими поэтами. Настало время сочинить нам целое стихотворение на тему Войны. Помните, если возникнут трудности, учитель всегда Вам придет в помощь.
Учитель предлагает первую строку, ученики продолжают.
Учитель: Есть то, что нельзя нам забыть никогда,
Ученики: Есть те, кого и забыть-то нельзя,
И в День Памяти мы свято чтим
Все пережитое на той Мировой войне.
Учитель: Как с ужасающим воем кружили самолеты,
Как бомбы свистели, весь хаос и плач,
Как заживо жгли и старых, и малых,
Как с фашистским крестом возвышались флаги.
Ученики: Взяв Шлиссельбург, перекрыв все пути,
На Пулковской высоте начались бои.
В кольцо был захвачен тогда Ленинград,
И Гитлер не намерен был отступать.
Учитель: К тому же целью он издал приказ
«Измором город взять и завоевать!»
Ученики: Но Жуков тоже приказал: «Стоять!»
Учитель: Нет отопленья, еды и питья,.
Жутко-чудовищно, сурова зима.
Ученики: Страшно, безжалостно царствует голод,
Неумолимо мрут все без отбору.
Голод сводил до смерти с ума,
Зверем кишечник рвал душу, глаза.
Кусочек с ладошку «буханки военной».
Учитель: Но непреступен народ перед ним
Работали школы, театры, больницы,
Веря в победу над безжалостным фрицем.
Ученики: Во имя жизни есть цель у народа,
Стоять до последнего, за честь, за свободу.
Учитель: В памяти каждого все дни и минуты
Слов нет, и слез лишь дикий восторг
И крики души, и смятение чувств.
Ученики: И вместо бомбежек на небе салют!!!
И память эту 75 лет уже чтут.
5. Заключение.
Учитель: - Молодцы! Ребята, я Вами очень горжусь. Мне было приятно и интересно работать с Вами. А Вам? (ответы детей). Теперь попрошу одного из Вас прочитать наш шедевр, созданный общими усилиями. (Чтение стихотворения учеником)
- Скажите, какое стихотворение у нас получилось: рифмованное или больше безрифменное? Почему? (ответы).
- Что Вам больше всего понравилось? А что было труднее всего? (ответы)
- Я приготовила для Вас сюрприз (Выступление учащихся под песню «Журавли»)
-Учитель: - 75 лет не горят дома от фашистских снарядов, не плачут дети, провожая отца на фронт, не гибнут люди на полях сражений. Помните, ребята, какой ценой была достигнута наша Победа, какой ценой был сохранен мир, будьте благодарны тем воинам, которые подарили нам возможность жить и радоваться под мирным небом.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.