Данный проект подготовлен и реализован совместно с учащимися 8 класса.
Целью проекта являлось определение качества представленных видов мёда.
Актуальность данного проекта в том, что такой широко используемый пищевой продукт – мёд, может иметь низкое качество из-за использования различных добавок или применяемых недобросовестными производителями всевозможных заменителей меда. Ответом на эту проблемную ситуацию стал проект «Методы определения качества мёда».
Продолжительность проекта - март - апрель 2019 года.
В рамках проекта были проведены следующие мероприятия:
№ |
Мероприятия |
Место проведения, ответственные |
1 |
Теоретическая часть исследования: сбор теоретической информации о веществах, входящих в состав меда. |
МКОУ Аладашская СОШ, учащиеся 8 класса, Ибрагимова Ф.М. |
2 |
Практическая часть: - Опыт № 1 «Определение диастазного числа»; - Опыт № 2 «Определение рН- среды»; -Опыт № 3 «Определение органолептических свойств меда» |
МКОУ Аладашская СОШ, учащиеся 8 класса, Ибрагимова Ф.М. |
3 |
Подведение и обоснование результатов опытов |
МКОУ Аладашская СОШ, учащиеся 8 класса, Ибрагимова Ф.М. |
4 |
Описание проектной работы, создание презентации |
МКОУ Аладашская СОШ, учащиеся 8 класса, Ибрагимова Ф.М. |
5 |
Выступления с презентацией на классных часах |
МКОУ Аладашская СОШ, учащиеся 8 класса, Ибрагимова Ф.М. |
Мероприятия проекта «Методы определения качества меда» были проведены с привлечением учащихся 8 класса и нацелены на повышение потребительской грамотности учащихся.
«28» августа 2019 года
Директор школы: М.Р.Абдуллаев
Учитель химии Ф.М.Ибрагимова
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «АЛАДАШСКАЯ СОШ-ДЕТСКИЙ САД»
СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
ПОДГОТОВИЛИ:
учащиеся 8 класса
РУКОВОДИТЕЛЬ:
Ибрагимова Фатимат Мурадагаевна,
учитель химии
2018-2019 учебный год
Социальный проект
«Методы определения качества мёда»
Подготовительная работа проводится учащимися:
- статья в интерактивную газету «Вестник школы»;
- собирание и обработка теоретического материала в библиотеке школы;
- собирание и обработка теоретического материала в сети Интернет;
- исследование этикеток на упаковках с медом.
План проекта:
1. Теоретическая часть исследования: сбор теоретической информации о веществах, входящих в состав меда.
2. Практическая часть:
- Опыт № 1 «Определение диастазного числа»;
- Опыт № 2 «Определение рН-среды»;
- Опыт № 2 «Определение органолептических свойств меда».
3.Подведение и обоснование результатов опытов.
4.Описание проектной работы, создание презентации.
Проблема: в последнее десятилетие на рынке появилось большое разнообразие шампуней, при использовании которых возникают неприятные ощущения в области головы, достоверна ли информация о РН-среде, представленная на этикетке шампуни.
Цели:
1. Определение качества представленных видов меда.
Задачи:
1. Проверить мед на фальсификацию с помощью определения диастазного числа.
2. Определить рН-среды.
3. Проверить органолептические свойства представленных образцов мёда
Методы работы над социальным проектом
Первый этап. Подготовка учащихся к работе над проектом.
Второй этап. Выбор проблемы.
Третий этап. Сбор информации.
Четвертый этап. Разработка собственного варианта решения проблемы.
Пятый этап. Реализация плана действия команды учащихся.
Шестой этап. Подготовка к защите проекта.
Седьмой этап. Презентация проекта.
Эпиграфы к проекту:
«Границ научному познанью и предсказанью предвидеть невозможно»
Д.И.Менделеев
Теоретическая часть исследования:
сбор теоретической информации о веществах, входящих в состав меда
Поскольку это понятие характеризуют новые свойства товаров, проявляющиеся в условиях формирования рыночных отношений в России, актуальность исследований в этой области очевидна.
Очевидна необходимость "вооружать" каждого потребителя, как каждого товароведа необходимым объемом знаний по своевременному выявлению тех или иных подделок товаров.
Мы рассматривали разнообразные средства и способы фальсификации меда, различные способы и методы их выявления. Несмотря на большое разнообразие средств и способов подделок товаров, учеными разработаны надежные методы по их выявлению и здесь определяющим является только информированность эксперта и потребителя.
Практическая часть:
Для исследования взяты 5 образцов меда, купленных в разных магазинах.
- Опыт № 1 «Определение диастазного числа»
Поэтапное определение наличия крахмала в мёде:
• В пробирку налить 4 мл 10%-ого раствора мёда, прилить 0,2 мл 0,58%-ого раствора поваренной соли (NaCL) и 2 мл 1%-ого раствора крахмала. Закрыть пробирку пробкой, тщательно перемешать и поместить на водяную баню на 1 час при t=40 °C;
2. Вынуть пробирку из водяной бани, быстро ее охладить под струей холодной воды до комнатной температуры, прилить 1 каплю раствора йода
§ 3. Тщательно перемешать.
Результаты:
- раствор стал слабокрашенным желтым или бесцветным (диастазное число более 7 единиц. Это соответствует стандарту и подтверждает отсутствие крахмала в меде);
- раствор стал темноокрашенным: синего или темно-вишневого цвета (показывает наличие в меде крахмала, служащего для увеличения видимого количества меда).
Выводы: 3-й образец остался бесцветным, 4-й образец стал слабокрашенным желтым – это соответствует стандарту и отсутствию крахмала; 1-й образец приобрел оттенок черного – это подтверждает наличие небольшого количества крахмала, 2-й и 5-1 образцы приобрели черный цвет – это доказательство, что небольшое количество крахмала в данных образцах присутствует.
- Опыт № 2 «Определение рН-среды».
Взять 10%-ый раствор мёда;
2. На полоску с индикатором нанести 1 капля данного раствора и наблюдать за изменением цвета индикатора;
Результаты:
§ Цвет изменился на светло- или темно-желтый, то среда в мёде соответствует стандарту: 6<pH<7, нейтральной среде
§ Цвет изменился в гамме от темно-зеленого до черного, то среда в мёде- щелочная
§ Цвет изменился в гамме от оранжевого до красного, то среда в мёде- кислотная
§ 1-ый образец меда - нейтральная среда (pH-5,0)
§ 3-ий и 5-ый образцы меда- слабо-щелочная среда
§ (pH=7,0)
§ 2-ой и 4-ый образцы меда- слабо кислая среда (pH=3,0)
- Опыт № 3 «Определение органолептических свойств меда»
2- ой и 5-ый образцы меда имели сладкий вкус ; 2-ой образец меда- густую консистенцию и таял во рту; 5-ый образец- жидкий.
1-ый образец меда имел золотой цвет, жидкую консистенцию и обладал привкусом акации.
3-ий образец меда содержал большое количество сахара и имел коричневый цвет.
4-ый образец также содержал большое количество сахара, имел густую консистенцию и обладал привкусом гречки.
Подведение и обоснование результатов опытов.
Данная научно-исследовательская работа имеет большое значение для определения качества продуктов питания, в частности меда, так как она помогает достаточно просто и быстро, без больших материальных затрат определить качество исследуемого продукта, что помогает нам в выборе качественного меда.
Мы выяснили, что свежий мед представляет собой густую прозрачную полужидкую массу, начинающую с течением времени постепенно кристаллизоваться. Концентрация сахаров, их вид и структура являются основными факторами, влияющими на кристаллизацию меда. Кристаллизация меда указывает на его доброкачественность.
§ В нашей работе мы определяли диастазное число, которое показывает наличие крахмала в мёде.
§ Также мы определяли pH-среды в образцах меда и органолептические показатели меда.
Приложение № 1
Фотоотчет о некоторых экспериментах
1. Определение органолептических показателей меда
|
|
1. Определение примесей (качества) мёда
|
|
|
1. Определение натуральности меда под микроскопом
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.