Сравнивая эволюцию обществ, стадии развития стран, ученые выяснили ряд закономерностей:
1) закон ускорения истории - на каждую последующую стадию развития у человечества уходит меньше времени чем на предыдущую (примерно в 34 раза по времени)
2) на каждую последующую стадию развития приходится больше орудий труда, технических изобретений и научных открытий
(пример: за 50 лет 5 поколений телевизоров)
Несколько примеров: поток информации удваивается сейчас каждые 20 месяцев
Люди, родившиеся в нашей стране в начале ХХ века пережили 3 стадии развития общества: доинд., индустр, и постиндустриальную
Вся история человечества пережила 1600 поколений, из них 1200 жили в пещерах, 240 в условиях письменности, 22 имели напечатанные книги, электричество у 5 поколений, автомобили, самолеты у 4-х, компьютеры у 2-х
Время между появлением изобретения как идеей и его практическим использованием составляло:
Для бумаги – 1000 лет
Для паровой машины – 80 лет
Для телефона -50 лет
Для самолета -20 лет
Для транзисторной техники (радиоприемник) – 3 года
Для лазеров - 6 месяцев
Для факсов - 3 месяца
Читаем в учебнике на с. 34, внизу как технический и культурный прогресс влиял на развитие общества
3-я закономерность - разные народы развиваются с разной скоростью
На одном и том же историческом отрезке времени, разные страны находятся на разном уровне развития
В одних и тех же странах могут быть и развитые и отсталые районы
Встречи цивилизаций ускоряют взаиморазвитие или уничтожают нации
Если развитие общества происходит в положительную сторону, то ученые говорят о ПРОГРЕССЕ
Прогре́сс (лат. progressus — движение вперёд, успех) — направление развития от низшего к высшему, поступательное движение вперед, к лучшему. Противоположность — регресс.
Социальный прогресс - глобальный, всемирно-исторический процесс восхождения человеческих обществ от примитивных состояний (дикости) к вершинам цивилизованного состояния, основанного на высших научно-технических, политико-правовых, нравственно-этических достижениях.
Практикум стр. 39-40
Прогресс есть равномерное развитие следующих четырех составляющих:
социальной — процесс приближения общества
материальной — процесс наиболее полного удовлетворения материальных потребностей всех людей,
научной — процесс непрерывного, расширяющегося и углубляющегося познания окружающего мира, его освоение,
культурной (духовной) — процесс приближения нравственности, трансформация человека-потребителя в человека-созидателя.
Эссе «Возможен ли социальный прогресс в нашем класс и при каких условиях?»
Возможные варианты вопросов для раскрытия темы:
Что такое прогресс и регресс вообще?
Нужен ли классу (коллективу) прогресс?
Чем бы характеризовался прогресс в классе?
Чем бы характеризовался регресс в классе?
При каких условиях возможен прогресс в нашем конкретном классе?
Что отдельный человек может сделать для прогресса в классе?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.