Тема урока: Социальный статус и социальные роли.
10 класс
Тип урока – изучение нового материала. Урок проводится в форме беседы с опорой на житейские, обыденно-практические знания учащихся.
Цели урока:
1. Сформировать у учащихся представление о социальном статусе и социальной роли.
2. Развивать умение учащихся извлекать социально-значимую информацию из фактов повседневной жизни (развивать информационную и коммуникативную компетенции).
3. Воспитывать у учащихся толерантное отношение к представителям различных социальных статусов, выбирать оптимальную стратегию поведения в ролевом конфликте.
Задачи урока:
1. Познакомить учащихся с различными видами социальных статусов и социальных ролей, встречающихся в повседневной жизни.
2. Научить учащихся определять свои социальные статусы и роли и социальные статусы и роли окружающих.
3. Дать учащимся представление о различных видах социального конфликта.
Основные понятия: социальный статус, престиж, авторитет, социальная роль, ролевой конфликт.
Оборудование урока: рабочий лист, мультимедийная презентация.
Технология проблемного обучения
Структура урока:
1. Организационный момент (мотивационный этап). |
2. Объяснение нового материала. |
3. Рефлексия. |
4. Применение полученных знаний в решении заданий ЕГЭ. |
Ход урока
1. Этап мотивации.
- Сегодня на уроке мы научимся извлекать социально-значимую информацию из повседневной жизни.
- Тему урока я не называю. Вы сформулируете ее сами в конце урока.
2. Объяснение нового материала.
- Представьте, что мы незнакомы. Давайте познакомимся.
(Учитель представляется: - Анисимов А.В. Работаю учителем истории в Дорогобужской школе № 2. Веду секцию волейбола. Женат).
- Запишите максимальное количество понятий из представления, которые характеризуют моё положение в обществе (учитель, муж, мужчина, тренер, житель г. Дорогобуж).
- Представьтесь вы?
- Запишем понятия, характеризующие ваше положение в обществе (ученица, дочь, подруга, гимнастка).
Работа с тетрадью:
Каждый человек в обществе занимает определенное положение. Оно предполагает определенные права и обязанности и называется социальным статусом.
- Разделите записанные статусы на две группы.
- Добавим в каждую группу по несколько статусов?
Работа с тетрадью:
Различают предписанные и достигаемые (приобретаемые) статусы. Предписанный статус человек получает от рождения независимо от своей воли (пол, национальность, семейная принадлежность и т. д.). Достигаемый статус приобретается в результате свободного выбора и целенаправленных усилий (профессия, спортивные достижения и т.п.).
Работа с презентацией.
Работа с тетрадью:
Любой человек занимает несколько позиций. Совокупность всех статусов, занимаемых данным индивидом, называется статусным набором.
Но чаще всего только один статус определяет положение человека в обществе. Этот статус называет главным или интегральным.
- Назовите главный статус в моем статусном наборе.
- К какому виду статусов он относится?
- Приведите пример, когда главным является предписанный статус.
- Индивид не только обладает определенным социальным статусом, его постоянно оценивают другие люди, группы и общество, в котором он живет.
- В рабочем листе записаны следующие статусы: таксист, врач, продавец, инженер, полицейский.
Расставьте эти статусы по убыванию в соответствии с их значимостью. Назовите.
- Каким понятием можно характеризовать значимость статуса?
Работа с тетрадью:
Престиж — оценка обществом значимости тех или иных позиций, занимаемых индивидами.
Авторитет — степень признания обществом личных и деловых качеств индивидов.
- Назовите несколько ожидаемых правил поведения соответствующих статусу жена.
Работа с тетрадью: Совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, образует содержание социальной роли. Социальная роль – это совокупность действий, которые должен выполнять человек, занимающий данный статус.
- Назовите максимальное количество социальных ролей, которые исполняет герой фильма «Ирония судьбы или с лёгким паром» Евгений Лукашин.
Работа с тетрадью:
Совокупность социальных ролей, вытекающих из данного социального статуса, называется ролевым набором.
- Вернёмся к фильму «Ирония судьбы или с лёгким паром». Каким понятием можно характеризовать то, что переживает Евгений Лукашин?(столкновение несовместимых требований).
- В жизни каждому приходится исполнять множество ролей. Часто возникают ситуации, когда требования ролей оказываются противоречивыми или даже не совместимыми. Это приводит к возникновению ролевых конфликтов.
Работа с тетрадью:
Социологи выделяют следующие виды ролевых конфликтов:
- внутриролевые — конфликты, при которых требования одной и той же роли противоречат друг другу (так, роль родителей предполагает не только доброе, ласковое обращение с детьми, но и требовательность, строгость по отношению к ним);
- межролевые — конфликты, возникающие в ситуациях, когда требования одной роли противоречат требованиям другой (например, требования основной работы женщины могут прийти в противоречие с выполнением ею домашних обязанностей);
- личностно-ролевые — конфликтные ситуации, когда требования социальной роли противоречат интересам и жизненным устремлениям личности (например, когда работа не позволяет человеку раскрыть и проявить свои способности).
- Приведите примеры видов ролевых конфликтов, которые переживают герои фильма «Ирония судьбы или с лёгким паром»?
3. Закрепление. Рефлексия.
- Дайте название темы урока.
- Назовите самые престижные статусы в нашем обществе.
- Сравните с ситуацией, которая существовала во времена Ивана Грозного. Что изменилось?
- Какие социальные роли вы проживете за сегодняшний день?
- Какая социальная роль вам «дается» легче всего? Какую исполнять труднее?
- Приведите пример ролевого конфликта, в котором вы участвовали.
4. Применение полученных знаний в решении заданий ЕГЭ.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.