Социальный статус и социальная роль
Оценка 4.6

Социальный статус и социальная роль

Оценка 4.6
docx
02.12.2021
Социальный статус и социальная роль
конспект для урока .docx

Тема урока: Социальный статус и социальные роли.

 

10 класс

 

Тип урока – изучение нового материала. Урок проводится в форме беседы с опорой на житейские, обыденно-практические знания учащихся.

 

Цели урока:

1. Сформировать у учащихся представление о социальном статусе и социальной роли.

2. Развивать умение учащихся извлекать социально-значимую информацию из фактов повседневной жизни (развивать информационную и коммуникативную компетенции).

3. Воспитывать у учащихся толерантное отношение к представителям различных социальных статусов, выбирать оптимальную стратегию поведения в ролевом конфликте.

 

Задачи урока:

1. Познакомить учащихся с различными видами социальных статусов и социальных ролей, встречающихся в повседневной жизни.

2. Научить учащихся определять свои социальные статусы и роли и социальные статусы и роли окружающих.

3. Дать учащимся представление о различных видах социального конфликта.

 

Основные понятия: социальный статус, престиж, авторитет, социальная роль, ролевой конфликт.

 

Оборудование урока: рабочий лист, мультимедийная презентация.

 

Технология проблемного обучения

 

Структура урока:

1. Организационный момент (мотивационный  этап).

2. Объяснение нового материала.

3. Рефлексия.

4. Применение полученных знаний в решении заданий ЕГЭ.

 


 

Ход урока

1. Этап мотивации.

 

- Сегодня на уроке мы научимся извлекать социально-значимую информацию из повседневной жизни.

 

- Тему урока я не называю. Вы сформулируете ее сами в конце урока.

 

2. Объяснение нового материала.

 

- Представьте, что мы незнакомы. Давайте познакомимся.

 

(Учитель представляется: - Анисимов А.В. Работаю учителем истории в Дорогобужской школе № 2. Веду секцию волейбола. Женат).

 

- Запишите максимальное количество понятий из представления, которые характеризуют моё положение в обществе (учитель, муж, мужчина, тренер, житель г. Дорогобуж).

 

- Представьтесь вы?

- Запишем понятия, характеризующие ваше положение в обществе (ученица, дочь, подруга, гимнастка).

 

Работа с тетрадью:

Каждый человек в обществе занимает определенное положение. Оно предполагает определенные права и обязанности и называется социальным статусом.

 

- Разделите записанные статусы на две группы.

 

- Добавим в каждую группу по несколько статусов?

 

Работа с тетрадью:

Различают предписанные и достигаемые (приобретаемые) статусы. Предписанный статус человек получает от рождения независимо от своей воли (пол, национальность, семейная принадлежность и т. д.). Достигаемый статус приобретается в результате свободного выбора и целенаправленных усилий (профессия, спортивные достижения и т.п.).

 

Работа с презентацией.

 

Работа с тетрадью:

Любой человек занимает несколько позиций. Совокупность всех статусов, занимаемых данным индивидом, называется статусным набором.

Но чаще всего только один статус определяет положение человека в обществе. Этот статус называет главным или интегральным.

 

- Назовите главный статус в моем статусном наборе.

 

- К какому виду статусов он относится?

 

- Приведите пример, когда главным является предписанный статус.

 

- Индивид не только обладает определенным социальным статусом, его постоянно оценивают другие люди, группы и об­щество, в котором он живет.

 

- В рабочем листе записаны следующие статусы: таксист, врач, продавец, инженер, полицейский.

Расставьте эти статусы по убыванию в соответствии с их значимостью. Назовите.

- Каким понятием можно характеризовать значимость статуса?

Работа с тетрадью:

Престиж оценка обществом значимости тех или иных позиций, занимаемых индивидами.

Авторитет — степень признания обществом личных и деловых качеств индивидов.

 

- Назовите несколько ожидаемых правил поведения соответствующих статусу жена.

 

Работа с тетрадью: Совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, образует содержание социальной роли. Социальная роль – это совокупность действий, которые должен выполнять человек, занимающий данный статус.

 

- Назовите максимальное количество социальных ролей, которые исполняет герой фильма «Ирония судьбы или с лёгким паром» Евгений Лукашин.

 

Работа с тетрадью:

Совокупность социальных ролей, вытекающих из данного социального статуса, называется ролевым набором.

 

- Вернёмся к фильму «Ирония судьбы или с лёгким паром». Каким понятием можно характеризовать то, что переживает Евгений Лукашин?(столкновение несовместимых требований).

 

- В жизни каждому приходится исполнять множество ролей. Часто возникают ситуации, когда требования ролей оказываются противоречивыми или даже не совместимыми. Это приводит к возникновению ролевых конфликтов.

 

Работа с тетрадью:

Социологи выделяют следующие виды ролевых конфликтов:

- внутриролевые — конфликты, при которых требова­ния одной и той же роли противоречат друг другу (так, роль родителей предполагает не только доброе, ласковое обраще­ние с детьми, но и требовательность, строгость по отношению к ним);

- межролевые — конфликты, возникающие в ситуациях, когда требования одной роли противоречат требованиям дру­гой (например, требования основной работы женщины могут прийти в противоречие с выполнением ею домашних обязан­ностей);

- личностно-ролевые — конфликтные ситуации, когда требования социальной роли противоречат интересам и жиз­ненным устремлениям личности (например, когда работа не позволяет человеку раскрыть и проявить свои способности).

 

- Приведите примеры видов ролевых конфликтов, которые переживают герои фильма «Ирония судьбы или с лёгким паром»?

 

3. Закрепление. Рефлексия.

 

- Дайте название темы урока.

 

- Назовите самые престижные статусы в нашем обществе.

 

- Сравните с ситуацией, которая существовала во времена Ивана Грозного. Что изменилось?

 

- Какие социальные роли вы проживете за сегодняшний день?

 

- Какая социальная роль вам «дается» легче всего? Какую исполнять труднее?

 

- Приведите пример ролевого конфликта, в котором вы участвовали.

 

4. Применение полученных знаний в решении заданий ЕГЭ.


 

Тема урока: Социальный статус и социальные роли

Тема урока: Социальный статус и социальные роли

Ход урока 1. Этап мотивации

Ход урока 1. Этап мотивации

Работа с тетрадью: Престиж — оценка обществом значимости тех или иных позиций, занимаемых индивидами

Работа с тетрадью: Престиж — оценка обществом значимости тех или иных позиций, занимаемых индивидами
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.12.2021