Социальный проект "Хлеб-батюшка"
Оценка 4.8

Социальный проект "Хлеб-батюшка"

Оценка 4.8
Исследовательские работы
doc
труд
8 кл
02.04.2017
Социальный проект "Хлеб-батюшка"
Публикация является частью публикации:
ХЛЕБ БАТЮШКА соц проект 3.doc

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  АРХИПОВСКАЯ  СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

 

                                                             «Согласовано»

Директор школы________ Мурыгина Т.Г.

 

 

     Социальный проект

Тема:

«Хлеб - батюшка»

                                                 Выполнили: учащиеся 8 класса

1schoolboy31-med.jpg                                                     Баурова Ксения, Капустина Олеся. 

Руководитель: учитель биологии

Забелина Марина Борисовна

 

 

 

 

 

 

 

с .Архиповка  2016 год
Информационная карта проекта

Полное название проекта

Социальный проект на тему «Хлеб - батюшка»

Авторы проекта

Учащиеся 8 класса Баурова Ксения, 

Капустина Олеся

Куратор проекта

Учитель биологии Забелина Марина Борисовна

Консультанты и социальные партнёры

Директор школы Мурыгина Татьяна Геннадьевна,  повар школьной столовой Лукашова Татьяна Фёдоровна

Участники проекта

Учащиеся Архиповской СОШ

Участники  презентации проекта

Баурова Ксения – Архиповская школа, 8 класс, место жительства с. Архиповка  ул. Фурманова  , д.23;  Капустина Олеся - Архиповская школа, 8 класс, место жительства ул. Советская, д.11, кв. 2

Территория, предоставившая проект

с. Архиповка Савинского района, Ивановской области,

Название детского объединения и учреждения образования

Группа «Альтаир»  МКОУ Архиповской СОШ

Адрес организации

с. Архиповка Савинского района, Ивановской области, ул. Советская, д.

Телефон

 

Цель проекта

Актуализировать знания учащихся о пути, который прошёл хлеб к нашему столу, способствовать развитию патриотических чувств и гордости за наш  народ, нашу страну, воспитанию бережного отношения к хлебу  , труду хлеборобов.

Срок реализации

Два года

Место проведения

МКОУ Архиповская СОШ

Источники финансирования

Школьный бюджет

 

Оглавление

3

Аннотация проекта                                                                                       

4

Введение. Постановка проблемы                                                   

5

Постановка цели и задач                                                                

6

Методы исследования  

Содержание деятельности

Людские ресурсы и финансирование проекта                                      

6-7

 

 

7

 

7

Предмет обследования                                                                   

8

Объект исследования

9

Этапы исполнения проекта

8-9

Ожидаемые результаты

9

Основная часть. Получение новых знаний

10-17

Исследования

17-18

Выводы

18

Литература

19

Приложение

20-31

 

 Аннотация проекта

Проект  «Хлеб - батюшка» посвящён более глубокому ознакомлению учащихся школы с  историей появления величайшего открытия в жизни всех народов мира – Хлеба. Мы встречаемся с ним ежедневно. Ни будничный, ни праздничный стол не обходится без него. Он идёт с нами по жизни «рука об руку» от рождения до глубокой старости. Это ценнейший продукт питания, символ достатка и благополучия, самое надёжное средство защиты людей от голода.

Проект разработан учащимися 8 класса МКОУ Архиповская СОШ  Бауровой Ксенией, Капустиной Олесей.  Руководителем проекта является учитель биологии  данной школы Забелина Марина Борисовна.

Проект предполагает установление тесных взаимосвязей с социальными партнёрами: педагогическими  работниками, поваром,  администрацией  Архиповской  школы.

Проект будет реализован в течение 2016  и 2017  учебных годов.

 Надеемся, что  в  ходе успешной реализации проекта  ученики нашей школы, узнав об истории появления хлеба, о его долгом и трудном пути к нам, о великом подвиге героев Великой Отечественной войны и героев тыла, о ленинградцах,   будут трепетно и бережно относится к хлебу.

Проект  предполагает довольно большие финансовые вложения. Он будет финансирован за счёт бюджета школы, добровольных средств родителей на приобретение проездных документов  в г. Шуя. 

 

 

 

 

 

 

 

"Хлеб - это жизнь. Он вечен, как мать. Как Родина"

(Р. Гамзатов).

Актуальность проекта.

«О хлебе можно говорить неустанно. О нем написано множество книг, стихотворений, песен, выпущено много кинофильмов. Обидно, и очень обидно, что не все ценят долгий, тяжкий труд людей, причастных к хлебу, и своим предательским (иначе не скажешь) отношением позорят себя. Оскорбляют окружающих и варварски относятся к Его Величеству - хлебу. Уважение к хлебу надо воспитывать с детства - в семье, в детском саду, в школе. Воспитывать святое чувство к хлебу - задача всего общества».[1]
Такие горькие слова – «крик души»  ветерана Великой Отечественной войны Б. Багдасарьяна   являются актуальными для большинства молодых людей нашего времени.      Давно закончилась Великая Отечественная война. Всю жизнь люди  эпохи войны  знают и помнят о цене хлеба.

 Нравственно относиться  к хлебу значит  относиться  бережно. А у нас нередко наблюдаешь картину, которая болью отзывается в сердце: брошенный хлеб, растоптанный в пыли  ломоть, булочки в мусорном ведре. Молодёжь перестала ценить хлеб, забыла о великой роли хлеба в жизни всех народов  всех государств.     Дети часто не знают, как выращивают хлеб, как пекут из муки булки и буханки. 

Выявив все эти проблемы, мы решили сами больше узнать о хлебе, о его истории,  какое значение он имел  и имеет,  и рассказать об этом своим однокашникам. Зная цену хлеба, мы будем больше ценить  и то, что нам кажется обычным сейчас: мир, любовь, дружбу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель проекта

Способствовать развитию патриотических чувств и гордости за наш  народ, нашу страну, воспитанию бережного отношения к хлебу  , труду хлеборобов.

Задачи проекта

  • Актуализировать знания учащихся о пути, который прошёл хлеб к нашему столу;
  • Изучить материалы  Великой  Отечественной войны  1941-1945 годов, касающиеся  огромной роли хлеба  в завоевании победы;
  • Познакомиться с  разными профессиями, которые так или иначе связаны с производством хлеба;
  •  Провести мастер-класс  с приглашением повара  по выпечке кондитерских изделий;
  • Учиться распределять  между  участниками  проекта  обязанности  и нести  ответственность за порученное дело.

Субъекты проекта

  • Учащиеся школы;
  • Повар школы;
  •  Жители села Архиповка

Гипотеза:   предполагается, что  узнав историю хлеба, цену его в годы войны, приняв участие в изготовлении хлебных изделий, мы и все  ребята нашей школы стануб бережнее , ответственнее относиться к величайшему достижению человечества – ХЛЕБУ.

Методы работы:

·       опрос населения

·       интервьюирование

·       оформление тематического  стенда  « Интересное о хлебе»

·       выступления инициативной группы   на классных часах

·       проведение мастер-класса

·       экскурсии

·       создание  мультимедийной  презентации  для занятий

Содержание деятельности 

1.      Разработать план работы совместно с классными руководителями, поваром школы, директором школы, завучем.

2.      Утвердить проект с администрацией  школы.

3.      Составить смету проекта.

4.      Разработать план реализации проекта.

5.        Распределить выполнение пунктов плана среди участников проекта.

6.      Организовать и проконтролировать выполнение проекта.

7.      Подвести  итоги работы над проектом.

 

Бюджет проекта

 

   Для того, чтобы осуществить проект, необходимо финансирование следующих работ:

№ п\п

Материалы и виды работ

Стоимость

1.

Продукты для выпечки  печенья: мука, масло, сахар,соль, яйца.

120 рублей

2.

Офисная бумага

180  рублей

3.

Краска для принтера

295  рублей

4.

Автобусная экскурсия в СПК «Родина» (бензин)

500 рублей

5.

Экскурсия на  хлебокомбинат  в  г. Шуя

 210 рублей

6.

Экскурсия   в  ПТУ  № 42  в  г. Шуя

210 рублей

7.

Организация встречи с ветеранами  хлебопекарного производства

400 рублей

8.

Получение архивной справки  о работе хлебопекарни в посёлке Архиповка

100 рублей

9.

Встреча  с  ветеранами  Великой  Отечественной войны, участниками блокады г. Ленинграда

300 рублей

10.

Встреча учащихся школы с представителями  литературного клуба  «Разбег»

500 рублей

 

Итого:

2815 рублей

 

Система управления проектом

 

По управлению проектом создана группа, в которую входят:

 

1.     Инициативная группа – учащиеся 8 класса Капустина  Олеся, Баурова Ксения

2.     Исполнители – учащиеся 8 класса Капустина  Олеся, Баурова Ксения

3.     Руководители проекта: учитель биологии   Забелина М .Б.

 

Участники проекта

 

·        Учащиеся школы  с. Архиповка

·        Администрация школы

·        Участники литературного клуба «Разбег»

·        Педагоги школы

·        Ветеран  Великой Отечественной войны Волкова Лидия Акимовна

·        Работники районного архива

·        Ветераны хлебопекарного производства  Буданова  Нина Петровна, Панина Нина

 

Этапы осуществления проекта

 

I. Ноябрь - декабрь 2016 года.

 

1.     Подборка материалов по изучаемой  теме в сети Интернет,  в библиотеке школы и села.

2.     Изучение материалов об истории  появления хлеба, хлебных традициях у разных народов Мира;

3.     Изучение процесса выращивания хлебных культур

4.     Организация встречи с ветеранами хлеборобами

5.     Изучение способов приготовления хлеба

6.     Проведение мастер – класса с поваром школы Лукашовой Т.Ф.

7.     Проведение   бесед с учениками начальной и средней  школы на тему «Как хлеб на стол пришёл»

8.     Выпуск информационных  буклетов  «Хлеб всему голова!», «Блокадный хлеб» для учащихся школы

9.     Оформление стенда «Интересное о хлебе»

10. Участие в подготовке и проведении  вечера  «Семейные посиделки»

11. Создание мультимедийной презентации по итогам проведённой работы

 

ІI. Январь  - февраль 2017 года – сентябрь-декабрь 2017 года.

1.      Установление связей с  работниками Савинского архива для получения сведений о работе пекарни в посёлке Архиповка

2.     Изучение истории пекарного дела в посёлке

3.     Организация встречи с ветеранами пекарного производства  Будановой Ниной Петровной  и  Паниной Ниной

4.     Экскурсия на хлебозавод в городе Шуя;

5.     Профориентационная экскурсия в ПТУ № 42 для ознакомления

6.     Организация встречи  с участницей  Великой Отечественной войны, блокадницей Волковой  Лидией   Акимовной;

7.      Установление связи с участниками литературного клуба «Разбег»

8.      Организация и проведение  совместно с поэтами клуба  литературного вечера  «О хлебе насущном…»

 

Необходимые материалы

 

     Стенд для оформления выставочных работ

    Мультимедийное оборудование для демонстрации презентаций.

Ожидаемые результаты

Ученики школы  и младшие, и старшие с помощью инициативной группы, педагогов школы, социальных партнёров активно принимают участие  в изучении материалов о хлебе. Сами готовят и проводят встречи с людьми , профессии которых так или иначе связаны с хлебом.  Ребята узнают об истинной цене хлеба в жизни людей. В школьной столовой и дома начинают иначе относиться к каждому кусочку. Если привычка бережного отношения к хлебу сохранится   у них и после окончания школы, то такие люди  всегда будут уважать труд других людей, будут знать цену настоящей дружбы и товарищества.

 

II. Основная часть

Хлебные злаки

К хлебным злакам относятся пшеница, рожь, ячмень, кукурузу, а в странах Азии ещё и рис. В семействе злаковых насчитывается около 4500 видов. Из этого многочисленного семейства люди старательно выбирали наиболее полезные для них растения и культивировали их. Такой отбор происходил одновременно во многих местах земного шара.

Хлебные злаки, или, иначе, зерновые хлеба, делятся на озимые и яровые. Озимые высеваются осенью и созревают на следующее лето. Яровые высеваются весной, и за лето они успевают созреть. Есть среди злаков и промежуточные формы: один и тот же вид в зависимости от климатических условий может быть и озимым и яровым. В практике земледелия такие растения называют «двуручками».

Все хлебные злаки — травянистые растения. У них  узкие  и длинные линейные  листья.  Надземная часть растения у многих хлебных злаков (пшеница, ячмень, овес, рис) — полая соломина, разделенная прочными перегородками (узлами) на колена (междоузлия). Корневая система злаков расположена в основном в верхнем, пахотном слое почвы — не глубже 25 см. На границе надземной части и корневой системы у хлебных злаков образуется узел кущения. Он имеет большое значение для жизни растения, особенно для озимых культур. Если зима для растения была неблагоприятной, узел кущения погибает, а с ним гибнет и все растение. У растения с поврежденным узлом кущения урожай сильно снижается.

На урожай большое влияние оказывают сроки посева и уборки. Объясняется это биологическими требованиями растения к условиям внешней среды. Если семена теплолюбивого растения, например проса или кукурузы, посеять слишком рано, когда почва еще не прогрелась, то всходы появятся с большим запозданием и будут изреженными или совсем погибнут. Если же эти культуры посеять слишком поздно, они могут не созреть до осенних заморозков. Другие культурные растения — такие, как овес и яровая пшеница — дают наилучшие результаты при самых ранних сроках посева.      Среди зерновых культур первое место в мире по размерам посевной площади занимает    пшеница.  На всей земле насчитывается около пятнадцати ее культурных видов. Каждый вид делится на разновидности, а разновидности — на сорта. Сортов очень много. Урожайность и качество их зерна зависят от места и условий возделывания.

В основном сорта пшеницы делятся на твердые — с плотным стекловидным зерном, богатым белками, и мягкие — с зерном рыхлым, мучнистым, более бедным белками.

 Из истории хлеба на Руси

Основную  роль в жизни русского народа играл ржаной, или, как его называли, черный хлеб. Он был значительно дешевле да и сытнее пшеничного, белого хлеба. Однако были такие сорта ржаного хлеба, которые не всегда могли купить даже очень состоятельные люди. К ним относился, например, "Боярский" хлеб, для выпечки которого использовали муку особого помола, свежее масло, в меру сквашенное (не перекисшее) молоко, а в тесто добавляли пряности. Такой хлеб пекли только по специальному заказу для особых случаев.  Из муки, просеянной через сито, пекли ситный хлеб. Он был значительно нежнее решетного хлеба, который выпекался из муки, просеянной через решето. Низкокачественными считались "пушные" виды хлеба. Их пекли из непросеянной муки и называли мякиной. Лучшим же хлебом, который подавался на стол в богатых домах, был "крупчатый" белый хлеб из хорошо обработанной пшеничной муки.

В период неурожаев, когда не хватало запасов ржи и пшеницы, в муку подмешивали всевозможные добавки - морковь, свеклу, позднее картофель, а также дикорастущие - желуди, кору дуба, крапиву, лебеду.
С давних пор пекари пользовались почетом и уважением. Если в XVI-XVII веках простых людей на Руси называли в быту и в официальных документах уничижительными именами
Федька, Митрошка, то пекарей с такими именами величали соответственно Федор, Дмитрий. О том, как высоко ценился труд хлебопека, свидетельствует и такой факт. В Древнем Риме, например, раба, умевшего печь хлеб, продавали за 100 тысяч сестерций, в то время как за гладиатора платили лишь 10-12 тысяч.
В уставах византийских цехов X века было оговорено: "Хлебники не подвергаются никаким государственным повинностям, чтобы они безо всяких помех могли печь хлеб". Вместе с тем в той же Византии за выпечку плохого хлеба пекаря могли остричь наголо, выпороть, привязать к позорному столбу или изгнать из города.
На Руси от пекаря тоже требовалось не только мастерство, но и честность. Ведь в стране нередко случался голод. В эти тяжелые годы за пекарнями устанавливался особый догляд, и тех, кто допускал "подмес" или порчу хлеба, а тем более спекулировал им, сурово наказывали. В конце XIX века сельские жители пекли хлеб сами в русских печах, а городское население обычно покупало хлеб у булочников, которые выпекали его в больших количествах и различных видов. В булочных с лотков продавали подовый (высокие толстые лепешки) и формовый (в форме цилиндра или кирпича) хлеб.
Разнообразны были и хлебобулочные изделия: крендели, бублики, баранки. Сельские жители редко лакомились ими. Они обычно покупали их в городе для гостинца детям и за еду не считали. Горожане же довольно широко использовали всю эту выпечку в повседневной жизни.
Особой любовью на Руси всегда пользовались калачи. Калач был и на будничном столе рядового горожанина, и на пышных царских пиршествах. Царь посылал калачи в знак особого расположения патриарху и другим особам, имевшим высокое духовное звание. Отпуская слугу в увольнение, барин, как правило, давал ему мелкую монету "на калач".
Отменным хлебом славились московские булочники. Широкой известностью среди них пользовался Филиппов. Филипповские булочные всегда были полны покупателей. Публика сюда приходила самая разномастная - от учащейся молодежи до старых чиновников в дорогих шинелях и от расфранченных дам до бедно одетых рабочих женщин. Филипповские хлебобулочные изделия пользовались большим спросом не только в Москве.   Его калачи и сайки ежедневно отправлялись в Петербург к царскому двору. Обозы с филипповскими булочками и хлебом шли даже в Сибирь.
Когда у Филиппова спрашивали, почему "хлебушко черненький" только у него хорош, он отвечал: "Потому что хлебушко заботу любит", добавляя свое любимое выражение: "И очень просто!" Действительно, ничего сложного нет, просто с любовью человек относился к своему делу, знал ему цену.

 

Виды хлеба у разных народов

Хлеб — один из самых распространённых продуктов питания человека.. Во многих странах существуют свои национальные рецепты его приготовления:


Каравай  (Россия, Украина, Белоруссия);    Пита (Ближний Восток);
     Тортилья  (Мексика);    Фолар (Португалия);   Французский багет (Франция);   Чапати (Индия);  Чиабатта (Италия) ,  Пицца  (Италия).      
Чёрный хлеб (СНГ);  Матнакаш (Армения),     Бейгл (США) , бисквит       ( Западная Европа);  брецель (Германия); Бриошь (Нормандия- Франция), Наан (Индия); тандыр-нан  (Средняя Азия);  Лаваш (Кавказ),   Юха (Азербайджан).            

Химический состав муки

  Мука изготавливается из зёрен, размельчённых до состояния порошка. От муки зависит основная структура выпеченного хлеба. Наиболее распространена мука ржаная пшеничная , ячменная, кукурузная и другие. Для приготовления хлеба чаще всего используется пшеничная мука, размолотая по специальной технологии. В среднем зерно в процессе превращения в муку проходит путь до 5 км по различным этажам современной мельницы.

 В составе муки в хлеб попадают крахмал и белки. Кроме крахмала, пшеничная мука содержит вещества трёх видов  белков.. При смешивании с водой растворимые белки растворяются, а оставшиеся нерастворимые формируют структуру теста. При замешивании теста белковые молекулы складываются в сетку, образуя клейковину.    

                


Хлеб в культуре и религии


Хлеб — один из самых распространённых продуктов питания. Во многих странах существуют свои Являясь основой питания многих народов, хлеб рассматривается как источник жизни и символ труда. Согласно славянскому обычаю приёма гостей, круглый хлеб с солонкой посередине («хлеб-соль») преподносят на расшитом полотенце — рушнике. В русском языке имеется  много пословиц и поговорок, связанных с хлебом: «Хлеб — всему голова», «Будет хлеб — будет и песня», «Хлеб на стол и стол – престол» и другие.
В христианстве хлеб играет центральную роль в таинстве Святого Причастия, превращаясь  в Тело и Кровь Христову. В иудаизме пресный (то есть изготовленный без дрожжей) хлеб употребляется на Пасху, праздник исхода из Египта. Согласно христианском  богословию, оба обычая тесно связаны между собой, так как именно во время празднования  пасхи, на  Тайной ВечереХристос преломил хлеб, положив тем самым начало таинству причастия.
        В прошлом хлеб часто использовался в политических лозунгахДревние римляне требовали «хлеба и зрелищ». В первые годы СССР был популярен лозунг: «Даешь хлеб!». Хлеб часто присутствует в произведениях культуры, например, название «Хлеб» имеет роман Д.Н. Мамина-Сибиряка, «Ташкент – город хлебный»
Да, хлеб остаётся хлебом. Он придаёт  мощь и силу государству, укрепляет его авторитет.

«Буханка хлеба – это настоящий

Осколок солнца на моей земле,

Огонь обогревающий, горячий

Извечно на обеденном столе»

Очень важно быть к хлебу добрым и внимательным. Это нужно не только хлебу, это нужно каждому из нас, потому что рядом с хлебом человек становится лучше. Хлеб щедрый. Он одинаков к каждому из нас. И к тому, кто бережёт его, и к тому, кто с лёгкостью выбрасывает зачерствевший кусок. Знакомая картина – видели её много раз. Одни своими глазами, другие – в кино или по телевизору.

      Хлебное поле... Комбайны. Автомашины с высокими бортами. Сыплется в кузов золотое зерно… «Хлеб идёт!» Хлеб – любовь и боль крестьянская, самая первая и самая главная его забота. Сотворение каравая начинается на полях, где поспевает рожь и пшеница. Зерно везут на мельницу, а оттуда – муку на заводы. Чтобы выпекли из неё румяные,  пышные буханки, батоны, калачи, булки – таким приходит хлеб на наш стол.

Из зёрнышка пшеницы можно получить около 20 миллиграммов муки первого сорта. Для выпечки одного батона  требуется более 10 тысяч зёрен. Сколько же надо, чтобы накормить народ?..            

  Профессия -  хлеборобы

       Веками вырабатывались  умение и навыки хлеборобов.  Да и суть не сегодня замеченного – летний день год кормит - осталась прежней. Чуть промедлишь, по своей ли нерадивости или по причине непогоды – пропал урожай, пропал труд хлебороба. Весь народ, вся страна живут этим – убрать выращенное, убрать без потерь. Не обронить, не потерять, сохранить каждое зёрнышко. Хлебороб бьётся за каждый колос, холит его, растит и сберегает, не щадя ни времени своего, ни сил. Священное хлеборобское дело – кормить страну хлебом. Есть в русском языке слова особой силы, налитые напряжением. Штурм, аврал, бой… Страда – из этого же ряда. Говорят: белый хлеб чёрные руки любит. Чёрные от работы на земле, от пыли и пота. Не в уютном помещении под крышей создаётся хлеб. Всем ветрам и ливням, всем капризам природы открыто хлебное поле. Святое дело – вырастить хлеб. Разве можно найти профессию, более нужную, более почётную, чем профессия хлебороба? Никогда она не отомрёт, не устареет.

  В нашей стране ежедневно выпекается около 90 тысяч тонн хлеба. Если мы соберём  железнодорожный состав, в каждом вагоне которого будет 15 тонн испечённого хлеба, то растянется этот состав на многие километры.

Каждый день что – то меняется в нашем обеде, завтраке, ужине. Но изо дня в день на обеденном столе – всё тот же хлеб. И нет ему замены, нет в нём однообразия, нет надоедливой похожести, хотя в основе своей хлеб не изменен. Хлеб никогда никому не приедался. Это исключительный продукт.

Хлеб стал для нас средством единения людей, потому что люди преломляют его за общей трапезой.  Хлеб стал для нас символом величия труда, потому что добывается он в поте лица.  Хлеб стал для нас непременным спутником сострадания, потому что его раздают в годину бедствий. Вкус разделённого хлеба не сравним ни с чем. Хлеб не знает отдыха, он всегда трудится. Хлеб всегда в строю – в дни мира и в пору испытаний.

Никакая глыба золота не перевесит крошку хлеба!

В музее истории Ленинграда хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Таков был дневной паёк для жителей осаждённого немцами города. А людям нужно было работать, нужно было жить, нужно было выжить – назло фашистам.

 

В дыму ленинградское небо,

Но горше смертельных ран.

Тяжёлого хлеба,

Блокадного хлеба 125 грамм. (Р. Рождественский).

 

Город жестоко голодал. Гитлер заявил: «Ленинград сам поднимет руки. Он падёт, рано или поздно. Никто не освободит его. Ленинграду придётся умереть голодной смертью».

Ленинград думал о хлебе. Не мог не думать. Но он не ждал его как манны небесной. Он пёк хлеб. Пламя в печах не гасили. Опасались: не хватит сил пустить печи заново.  Есть рисунок одного ленинградского мальчика. Он нарисовал его в дни блокады. Везде, по всем углам странички были нарисованы разрушенные дома. Только в центре – булка. Но он не видел булок, он знал только хлеб, который выпекали в дни блокады.

24 декабря 1941 года вошло в историю Ленинграда пусть маленькой, но очень радостной датой. В этот день увеличили нормы выдачи хлеба. Город ещё не ел досыта, но самые голодные дни остались позади.

III. Наши исследования

Результаты опроса жителей села Архиповка

 Мы провели опрос среди жителей села Архиповка. Многие с удовольствием отвечали на наши вопросы. В ходе обработки опросных листов выяснили, что многих не совсем удовлетворяет ассортимент хлебной продукции,  поставляемой в магазины.   И молодёжь, и пожилые люди желали бы  большего разнообразия. Свежесть хлеба, привозимого рано утром с хлебокомбината г. Шуя,   радует практически всех покупателей.

Все опрашиваемые очень положительно относятся к выпечке хлеба в домашних условиях.  Многие  вспоминали про свой жизненный опыт выпечки хлебобулочных изделий.

¾ всех респондентов считают, что ржаной хлеб полезнее для здоровья, чем пшеничный.Приводили различные примеры из жизни, доказывающие их слова. Утверждали, что ржаной хлеб содержит много витаминов группы В, полезной для кишечника клетчатки.  В своих семьях препочитают употреблять только ржаной хлеб.

Мы отметили, что среди женской части населения села Архиповка наметилась тенденция к снижению потребления хлеба вообще. 6 человек из 11 опрошенных съедают за день не более 50-60 граммов хлеба.

Итоги нашей беседы с младшими школьниками

Интерес к теме «Хлеб»  возник у детей после нашей беседы с ними.  В ходе обсуждения темы мы предложили детям ответить на вопросы: что вы знаете о хлебе?, что вы хотите узнать о хлебе?, как вы это можете  узнать?

По ответам на поставленные вопросы были определены темы для изучения:

  • Какова история появления хлеба?
  • Каким бывает хлеб у разных народов?
  • Каков путь хлеба до нашего стола?
  • Люди каких профессий  связаны с производством хлеба?
  • Какие виды  и сорта хлеба выпекают?
  • Какое значение имел  хлеб  в годы Великой Отечественной войны?

Наша группа подготовила  сценарий беседы с учениками начальной школы. Первое выступление прошло 3 декабря  в 3 классе ( классный руководитель Капранова Ольга Геннадьевна). 10 декабря мы беседовали с учениками 2 класса ( классный руководитель Копырялова Алефтина Николаевна). Малыши слушали нас с большим вниманием, охотно отвечали на вопросы.

Нами запланирован большой объём дальнейшей работы, который, мы надеемся, будет выполнен.

IV. Рекомендации

1.  Классным руководителям чаще обращаться на классных часах к теме «Хлеб».

2.  Разместить на информационном стенде в школе интересные сведения о хлебе.

3.  Дежурным классам при посещении столовой периодически напоминать  ученикам о бережном отношении к хлебу.

4.  В школьной библиотеке подготовить тематическую выставку «Книги о хлебе»

 

Литература

1.     Архив статей ,Возвращаясь к напечатанному –ЕЩЕ РАЗ О ХЛЕБЕ НАСУЩНОМ  Б. Багдасарьян, ветеран ВОВ ,  "Кисловодская  газета" от 20.07.05 

2.     Пословицы русского народа. Сборник В. Даля том 2. М., 1984 г.

3.     Старинные русские пословицы и поговорки. М., 1983 г.

4.     Классные часы:  Т.Н. Максимова - М.:ВАКО, 2008

5.     Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия 2007 DVD

6.     К.Барыкин. Хлеб, который мы едим. М.,1982 г.

7.     А.Владимиров. Земля на зёрнышке стоит. М.,Детская  литература, 1984 г.

8.     Р.В. Кузьминский. Хлеб в нашем доме. Рецепты с использованием хлеба.  «Пищевая промышленность», 1979г.

 

                                                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Опросник

 

1.     Устраивает ли вас ассортимент хлебобулочных изделий,  предлагаемый в магазинах села?

________________________________________________________

2.     Каких производителей хлебобулочной продукции, снабжающих магазины вы знаете? Кому вы отдаёте предпочтение?

________________________________________________________

3.     Какой хлеб (ржаной или пшеничный) вы считаете более полезным?

________________________________________________________

4.     Каким видам хлеба (ржаному, пшеничному или другому) вы отдаёте предпочтение в питании членов вашей семьи?

________________________________________________________

5.     Нуждаетесь ли вы в дополнительной информации о химическом составе, свойствах, полезности различных хлебобулочных изделий?

________________________________________________________

6.     Удовлетворяет ли вас свежесть, качество хлебобулочных изделий,  предлагаемый в магазинах села?

________________________________________________________

7.     Влиляет ли стоимость хлебобулочной продукции на покупательский спрос?

________________________________________________________

8.     Обозначьте в цифрах (грамм в день на 1 человека) потребление хлебобулочной продукции членами вашей семьи?

________________________________________________________

9.      Ваше отношение к домашнему производству хлеба в современных условиях жизни?

________________________________________________________

10.                 Сравните вкусовые качества хлеба разных регионов Беларуси, зарубежных государств (России, Украины, Польши, Германии, Турции, и др.)

________________________________________________________

Спасибо за внимание!


Процентное содержание пищевых веществ в основных хлебобулочных изделий

 

Пищевые вещества

Ржаной простой формовой

Столовый подовый из смеси ржаной и пшеничной муки

Пшеничный из

целого зерна

Батоны нарезные из пшеничной муки I сорта

содержание

Покрытие потребности, %

содержание

Покрытие потребности, %

содержание

Покрытие потребности, %

содержание

Покрытие потребности, %

Белок, %

5,51

21,3

7,0

27,2

8,61

33,4

7,4

28,7

Незаменимые аминокислоты,

мг/100 г хлеба

лизин

метионин

триптофан

 

 

 

186

62

67

 

 

 

16

7,23

23,4

 

 

 

221

116

88

 

 

 

19,3

13,5

30,8

 

 

 

280

142

103

 

 

 

24,5

18,5

36,5

 

 

 

165

117

83

 

 

 

14,3

13,5

29

Углеводы, %

41

31,8

47,6

37

44,7

34,5

50

38,8

Витамины,

мг/100 г хлеба

тиамин (В1)

рибофлавин (В2)

никотиновая

кислота (PP)

токоферолы (Е)

 

 

0,18

0,11

 

0,67

 

 

 

42

21,3

 

13,8

51

 

 

0,19

0,09

 

1,75

2,68

 

 

44,3

17,5

 

36

55,8

 

 

0,27

0,13

 

4,2

3,8

 

 

63

25,2

 

86,4

88

 

 

0,15

0,08

 

1,51

2,3

 

 

35

15

 

31,1

51

Минеральные вещества, мг/100 г хлеба

калий

кальций

фосфор

 

 

 

227

21

174

 

 

 

19,8

9,6

55,7

 

 

 

180

24

141

 

 

 

15,7

10,5

41,1

 

 

 

267

31

222

 

 

 

23,3

13,5

64,7

 

 

 

120

22

108

 

 

 

10,5

9,6

31,5


ПРИЛОЖЕНИЕ

Одна из самых старых книг для детей о хлебе,       которую мы нашли в сети Интернет

 

 

 

 

 


Пословицы  о хлебе.

Хлеб – батюшка, вода – матушка.

Хлеб хлебу брат.

 Худ обед, когда хлеба нет.

Хлеба ни куска, так и в горнице тоска

Без печки холодно – без хлеба голодно.
Кто хлебушком не дорожит, тот мимо жизни пробежит.
Хлеб - всему голова.
Нет хлеба – нет обеда

Сколько ни думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь

. Человек хлебом живет, а не промыслом.

Покуда есть хлеб да вода, все не беда.

Без хлеба, без соли худая беседа.

Палата бела, а без хлеба в ней беда.

Плевать на обед, коли хлеба нет

 

 


ЗАГАДКИ.

Вырос в поле колоском,
На столе лежит куском.

(Хлеб).

Гребнем плугова подруга,
Чешет поле после плуга.

(Борона).

Железный нос в землю врос,
Режет, копает, зеркалом сверкает.

(Плуг).

Ты не клюй меня, дружок,
Голосистый петушок.
В землю теплую уйду,
К солнцу колоском взойду.
В нем тогда таких, как я,
Будет целая семья.

(Зерно).

 

Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый. (Хлеб)


 

 

 

Стихи о хлебе

 

Хлеб.

 

Кто землю сам пахал, тот за столом,
Разрежет хлеб, не уронив ни крошки,
Стянув на свежей скатерти узлом,
Во дни страды исхоженные стежки.

 

Я тоже в поле вырос и окреп,
Шел не прохожим по родному краю,
И по тому, как люди ценят хлеб,
Себе друзей в дорогу выбираю.               

                                              (Николай Рыленков)

***

Минуту я запомнил ту
Из детства озорного.
Вдруг скучно сделалось во рту
От хлеба аржаного.

И бросил наземь я кусок
От дедушки украдкой.
И наступил я на кусок
Босой чумазой пяткой.

И растоптал. И весь как был
Зарылся носом в пыль я.
А раньше дед меня не бил.
И вообще не били. (Вл. Солоухон)

Вот хлеб – высок, румян и свеж.
Его ты ежедневно ешь:
Орловский, рижский, заварной.
Пшеничный любишь и ржаной.
Не забывай же никогда,
Какого стоило труда,
Поднять тугую целину
Плугами в трудную весну.
Удобрить землю под зерно,
Чтоб в колос выбилось оно.
А жатва, если дождь иль град?!
Их много - всяческих преград –
Преодолеть нам суждено,
Запомни же, как дважды два,
Народной мудрости слова:
“Кто хлебушком не дорожит,
Тот мимо жизни пробежит”.
И если ты не глуп, не слеп,
Цени народный, трудный хлеб.

 

Только снег сошел в апреле,
Как поля зазеленели.
Мы говорим: “Хлеб”
Золотой простор бескрайний

Там работают комбайны.
Мы говорим: “Хлеб”
Вот зерно течет рекой,
Чтобы сделаться мукой.
Мы говорим: “Хлеб”

 

СЛОВО О ХЛЕБЕ.
Работают эпохи жернова,
Меняет жизнь привычное теченье,
Утрачивая прежнее значенье,
Уходят устаревшие слова.


Но есть слова, чей смысл так велик,
Что время обойтись без них не может,
О них еще немало песен сложит,
О них серьёзней думать повелит.

Хочу сказать о добром слове «хлеб»,
Которое весомее с годами,
Судьбе его, просоленной слезами,
Впечатавшей в историю свой след.

Тот лед не зарастает ковылём.
Под грозные военные раскаты,
И хлеб пошел с винтовкою в солдаты,
Отстаивая землю под огнём.

Но битва продолжается за хлеб.
Еще сегодня гибнут на планете,
Не знающие вкуса хлеба дети,
А кто-то к их страданьям глух и слеп.

За словом «хлеб» - волнение и труд,
Дожди, неурожаи, суховеи,
Величие целинной эпопеи.
И времени пристрастие – строгий суд.


Зернышко.

Облако, облако!
Белое хорошее,
Подари нам, облако, капельку дождя,
Маленькое зернышко нами в землю брошено.
Маленькому зернышку,
Без воды нельзя.

 

С хлебом связано много обрядов.

 

 У восточных и западных славян было принято класть хлеб перед иконами, как бы свидетельствуя этим о своей верности Богу.

 

 Хлеб брали с собой, отправляясь свататься; с хлебом и солью встречали гостя, молодых по возвращении из церкви после венчания; везли хлеб вместе с приданым невесты.

 

 Хлеб часто использовали в качестве оберега: клали его в колыбель к новорожденному; брали с собой в дорогу, чтобы он охранял в пути.

 

Буханка хлеба и каждый его кусок, особенно первый, или крошка воплощали собой долю человека; считалось, что от обращения с ними зависят его сила, здоровье и удача.

 

Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим – заберешь его счастье и силу. Нельзя есть за спиной другого человека – тоже съешь его силу.

 

 Дашь во время еды хлеб со стола собакам – постигнет бедность.

 

 

 

Сказка    « От зёрнышка до каравая. Путешествие зёрнышка»

 

      В некотором царстве, в пшеничном государстве жило  маленькое Зёрнышко. И не знало оно, как появилось на белый свет. Тогда Зёрнышко решило отправиться в путешествие. Долго ли, коротко ли шло Зёрнышко, и на пути встретило огромную машину. Попросилось Зёрнышко подвести его и оказалось оно на поле. Солнышко грело ему бока, дождик поливал его, ветерок шептал: « Расти, малыш, здоровым!» И, о чудо! Зёрнышко выросло! Но каково же было его удивление, когда оно увидело много братьев и сестёр.

   - Господи! – воскликнуло Зёрнышко, - я не одно на белом свете!

Но его радость длилась не долго. Зёрнышко испугалось, что же с ним будет дальше? Оно спросило у ветра: « Ветер, ветер! Ты силён и могуч! Что меня ожидает?» Ветер прошептал нежно: « Спроси у дождя!» Зёрнышко потянулось ввысь: « Дождик, дождик! Ты всюду гуляешь, что будет со мной дальше?» Ничего не ответил дождик, лишь полил на него свои тёплые струйки воды, чтобы Зёрнышко налилось силой. Тогда Зёрнышко обратилось к солнышку. « Солнышко, солнышко! Ты гуляешь высоко, видишь далеко, что будет со мной дальше?» И солнышко ответило: « На пшеничное поле придут трудолюбивые люди. А называются эти люди – хлеборобы. Комбайнами они скосят колоски, обмолотят их и отвезут на грузовиках  в  зернохранилище.  Затем из зёрен сделают муку и отправят на пекарню». Вот обрадовалось Зёрнышко! Наконец – то и от него будет польза. Но оно не знало, как его встретят люди. Его опасения были напрасны. Пекари  на Руси пользовались особым почётом, величали их только уважительно, плохой человек не может быть хорошим пекарем. И Зёрнышко успокоилось, оно так намаялось в путешествии, что уснуло. Спало оно долго, и приснился ему сон…

    Будто бы подрумянилось наше Зёрнышко, поднялось высоко и запахло так вкусно.

        Удивителен запах хлеба!

        Этот запах нам с детства знаком.

        Пахнет хлеб и степью, и небом,

        И травой, и парным молоком.

Но вдруг оказалось Зёрнышко у людей на столе. И было главным блюдом на обед. Но, о ужас! Люди, недоев хлеб, выбросили его в мусор. Испугалось Зёрнышко, закричало: « Что вы делаете? ЗАПОМНИТЕ И СКАЖИТЕ ВСЕМ!

1.В хлебе – душа твоей родной земли, судьбы многих людей, их неустанный труд.

2.Не бросай где попало недоеденный хлеб!

3.Смолоду научись ценить труд других.

4.Когда за столом вы, ребята, сидите,

   То помните, кто для вас хлеб создаёт!

5.Берегите хлеб, люди!

   Научитесь хлеб беречь!

6.Хлеба к обеду в меру бери!

   Хлеб – драгоценность!

   Им не сори!

      Из зёрнышка пшеницы можно получить около 20 миллиграммов муки первого сорта. Для выпечки одного батона -  требуется более 10 тысяч зёрен. Сколько же надо, чтобы накормить народ? В каждой семье ежедневно в отходы идёт 100 граммов хлеба. По городу и селу – это шесть тонн. Или ежедневно из хлебной нивы вычёркивается три гектара зерновых. За год – это 1095 гектаров. А вы представляете, сколько таких городов, сёл?! Каждому из нас нужно бережно относиться к хлебу».

     И тут Зёрнышко проснулось и увидело, что оно находится на прилавках магазинов, встречает дорогих гостей хлебом и солью. Его имя –  хлеб, имя которое мы произносим с любовью и теплотой. Он  каждый день на нашем столе. Без него не обходится ни завтрак, ни обед. Он сопровождает нас на протяжении всей нашей жизни. Он наш верный друг. Хлеб – это вечный символ жизни, здоровья, труда, благополучия и богатства.

 

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришёл.

В нём здоровье, наша сила,

В нём – чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Сохраняло, берегло.

В нём земли родимой соки,

Солнца свет весёлый в нём.

Уплетай за обе щёки, Вырастай богатырём!

 

Рецепты блюд из черствого хлеба

 

Омлет из яиц и черствого хлеба

Пшеничный хлеб (2 куска) - 2 шт., яйцо - 2 шт., молоко - 1 стакан, морковь - 1 шт., лук репчатый - 1 шт., соль.

Черствый пшеничный хлеб нарезать мелкими кубиками, морковь натереть на крупной терке, лук измельчить. Яйцо взбить с молоком, вылить в подготовленную смесь, посолить и довести до кипения. Подавать омлет к столу можно как в горячем, так и в холодном виде.

 

Гренки с сыром и яблоками

200 г пшеничного хлеба, 50 г любого сыра, 2 кисло-сладких яблока, 50 г сливочного масла или маргарина, очищенные грецкие орехи, измельченные фисташки или фундук по вкусу.

Хлеб нарезать небольшими ломтиками, намазать маслом или маргарином. Положить на каждый кусочек хлеба по 1 - 2 ломтика очищенных от кожицы и семян яблок, а сверху - полоски сыра. Положить подготовленные гренки на противень, поставить в разогретую духовку и запекать до тех пор, пока сыр не начнет плавиться.

Готовые гренки сразу же посыпать толчеными орехами.

 

 

Сладкие сухари

            200 г черствого пшеничного хлеба, яйцо - 1 шт., молоко - 150 г, сливочное масло или маргарин - 40 г, сахарный песок - 40 г.

            Хлеб нарезать ломтиками толщиной 0,5 см, пропитать смесью из яиц и молока и обжарить на сливочном масле или маргарине с обеих сторон. Затем сухари посыпать сахарным песком. Подать к чаю или кофе.

 

Кисель из ржаного хлеба

            На 300 г ржаного хлеба — 1 л воды, 1/2 стакана сахарного песка, 2 ст. ложки крахмала, 3 ст. ложки сиропа из любого варенья, 1 ч. ложка разведенной лимонной кислоты.

            Ломтики ржаного хлеба залить кипятком. Затем протереть хлебную массу через сито, довести до кипения, добавить сахар, лимонную кислоту и сироп из варенья. После непродолжительного кипения влить тоненькой струйкой крахмал, разведенный в 1/2 стакана теплой воды. Когда кисель достаточно загустеет, охладить и подать к столу.

 

Галушки

 

Черствый пшеничный хлеб - 200 г, яйцо - 2 шт., сахар - 40 г, сливочное масло - 40 г, молоко - 150 г, соль по вкусу.

Хлеб натереть на терке, добавить яйца, сахар, молоко, масло и соль. Полученное тесто поставить в холодильник на полчаса. Разделать тесто на небольшие шарики и сварить в кипящей соленой воде. К галушкам подать масло или сметану.

 

Оладьи из черствого хлеба

 

Черствый пшеничный хлеб - 400 г, молоко - 50 г, дрожжи - 20 г, яйцо -                2 шт., масло растительное - 30 г, сахарный песок - 60 г, сметана или варенье - 100 г, соль по вкусу.

Опрос  жителей села

 

Куски черствого хлеба измельчить миксером и залить горячим молоком. В полученную массу добавить дрожжи, сахар, соль, хорошо перемешать и поставить на 2 часа в теплое место для брожения. По желанию в тесто можно добавить мелко нарезанные очищенные яблоки или изюм. Оладьи жарить на сковороде с обеих сторон до получения золотистой корочки. Затем их полить маслом и посыпать сахарным песком. Подать со сметаной, холодным кипяченым молоком, сливками, вареньем.

 

 

 

 

 

Интервьюирование продавцов в магазине «Центральный»

 
 


 


Интервью у продавцов магазина  «Фортуна»

 

Не всех жителей села полностью удовлетворяет ассортимент хлебных изделий

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 


 

 

 

 

 


                                                 


Скачано с www.znanio.ru

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Информационная карта проекта

Информационная карта проекта

Оглавление 3 Аннотация проекта 4

Оглавление 3 Аннотация проекта 4

Аннотация проекта Проект «Хлеб - батюшка» посвящён более глубокому ознакомлению учащихся школы с историей появления величайшего открытия в жизни всех народов мира –

Аннотация проекта Проект «Хлеб - батюшка» посвящён более глубокому ознакомлению учащихся школы с историей появления величайшего открытия в жизни всех народов мира –

Хлеб - это жизнь. Он вечен, как мать

Хлеб - это жизнь. Он вечен, как мать

Цель проекта Способствовать развитию патриотических чувств и гордости за наш народ, нашу страну, воспитанию бережного отношения к хлебу , труду хлеборобов

Цель проекта Способствовать развитию патриотических чувств и гордости за наш народ, нашу страну, воспитанию бережного отношения к хлебу , труду хлеборобов

Интересное о хлебе» · выступления инициативной группы на классных часах · проведение мастер-класса · экскурсии · создание мультимедийной презентации для занятий

Интересное о хлебе» · выступления инициативной группы на классных часах · проведение мастер-класса · экскурсии · создание мультимедийной презентации для занятий

Система управления проектом

Система управления проектом

Создание мультимедийной презентации по итогам проведённой работы ІI

Создание мультимедийной презентации по итогам проведённой работы ІI

II. Основная часть Хлебные злаки

II. Основная часть Хлебные злаки

Другие культурные растения — такие, как овес и яровая пшеница — дают наилучшие результаты при самых ранних сроках посева

Другие культурные растения — такие, как овес и яровая пшеница — дают наилучшие результаты при самых ранних сроках посева

С давних пор пекари пользовались почетом и уважением

С давних пор пекари пользовались почетом и уважением

Отменным хлебом славились московские булочники

Отменным хлебом славились московские булочники

Для приготовления хлеба чаще всего используется пшеничная мука , размолотая по специальной технологии

Для приготовления хлеба чаще всего используется пшеничная мука , размолотая по специальной технологии

Ташкент – город хлебный» Да, хлеб остаётся хлебом

Ташкент – город хлебный» Да, хлеб остаётся хлебом

Говорят: белый хлеб чёрные руки любит

Говорят: белый хлеб чёрные руки любит

Никто не освободит его. Ленинграду придётся умереть голодной смертью»

Никто не освободит его. Ленинграду придётся умереть голодной смертью»

Интерес к теме «Хлеб» возник у детей после нашей беседы с ними

Интерес к теме «Хлеб» возник у детей после нашей беседы с ними

Литература 1. Архив статей ,Возвращаясь к напечатанному –ЕЩЕ

Литература 1. Архив статей ,Возвращаясь к напечатанному –ЕЩЕ

ПРИЛОЖЕНИЕ Опрос ник 1.

ПРИЛОЖЕНИЕ Опрос ник 1.

Процентное содержание пищевых веществ в основных хлебобулочных изделий

Процентное содержание пищевых веществ в основных хлебобулочных изделий

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЕ

Плуг). Ты не клюй меня, дружок,

Плуг). Ты не клюй меня, дружок,

Удобрить землю под зерно, Чтоб в колос выбилось оно

Удобрить землю под зерно, Чтоб в колос выбилось оно

Но битва продолжается за хлеб.

Но битва продолжается за хлеб.

Сказка « От зёрнышка до каравая

Сказка « От зёрнышка до каравая

Берегите хлеб, люди! Научитесь хлеб беречь! 6

Берегите хлеб, люди! Научитесь хлеб беречь! 6

Гренки с сыром и яблоками пшеничного хлеба, любого сыра, 2 кисло-сладких яблока, сливочного масла или маргарина, очищенные грецкие орехи, измельченные фисташки или фундук по вкусу

Гренки с сыром и яблоками пшеничного хлеба, любого сыра, 2 кисло-сладких яблока, сливочного масла или маргарина, очищенные грецкие орехи, измельченные фисташки или фундук по вкусу

Хлеб натереть на терке, добавить яйца, сахар, молоко, масло и соль

Хлеб натереть на терке, добавить яйца, сахар, молоко, масло и соль

Интервьюирование продавцов в магазине «Центральный»

Интервьюирование продавцов в магазине «Центральный»

Выступление на классном часе в 3 классе

Выступление на классном часе в 3 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.04.2017