Патриот – это человек, который горячо любит свою страну, свою малую родину, учится и трудится на её благо, приумножая её богатства, а если понадобится, должен быть готов встать на её защиту. А младший школьный возраст—это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе.
Социальный проект по патриотическому воспитанию
«Герои живут рядом»
Актуальность
Патриот – это человек, который горячо любит свою страну, свою малую родину,
учится и трудится на её благо, приумножая её богатства, а если понадобится,
должен быть готов встать на её защиту. А младший школьный возраст—это
период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень
достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе.
Если в данном возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не
приобретет умения трудиться, не научиться любить близких, беречь природу,
не приобретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это
в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более
высоких душевных и физических затрат. Кроме того, социальный опытребёнка – это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то,
что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной
из важнейших задач современной школы. Под патриотическим воспитанием
понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине,
постоянной готовности к ее защите. Вместе с тем, воспитание патриотизма
это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою
Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным
страницам прошлого. Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности
человека. Зарождаясь из любви к своей "малой родине", патриотические
чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости,
поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до
осознанной любви к своему Отечеству. Патриотизм всегда конкретен,
направлен на реальные объекты. Деятельная сторона патриотизма является
определяющей, именно она способна преобразовать чувственное начало в
конкретные для Отечества и государства дела и поступки.
Цель проекта:
Основная цель данного проекта формирование основ патриотизма
– воспитание качеств человека, которые составляют основу его
коммуникативной, гражданской и социальной активности, развитие
творческих способностей, воспитание уважения к истории, традициям
культуре своей семьи, малой родины, Отечества в целом.
Задачи:
формирование патриотических чувств и сознания учащихся на основе
исторических ценностей и роли России в судьбах мира; сохранение и развитие чувства гордости за свою страну, край, школу,
семью, ее выдающиеся достижения в области политики, экономики,
науки, культуры, спорта;
воспитание личности гражданина патриота Родины, способного встать
на защиту государственных интересов.
Срок реализации: 4 года
Реализация данного проекта предполагает формирование:
1) устойчивого интереса к историческому прошлому своей семьи, малой
родины и России,
2)
уважительного и бережного отношения к памятникам архитектуры и
культуры;
3)
4)
5)
любви и бережного отношения к родной природе;
посильного служения Отечеству: активная жизненная позиция, интерес
к познанию, начальной системы краеведческих знаний,
стремление к самовыражению и самореализации; инициативность и
творчество в труде, бережное отношение к результатам труда, осознание
значимости труда;
6)
уважительного и доброжелательного отношения к людям,
самоуважения и соблюдение правил культуры.
Этапы реализации:
I этап: проектный
Цель: подготовка условий создания системы патриотического
воспитания.Задачи:
1. Изучить нормативную базу.
2. Разработать, обсудить и утвердить программу проектной
деятельности по патриотическому воспитанию.
3. Проанализировать материальнотехнические, педагогические условия
реализации.
4. Подобрать диагностические методики по основным направлениям
проекта.
II этап: практический
Цель: реализация программы по патриотическому воспитанию.
Задачи:
1. Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы
и методы воспитательного воздействия.
2. Разработать методические рекомендации по патриотическому
воспитанию.
3. Расширять и укреплять связи и отношения учреждений
дополнительного образования и культуры.
4. Вовлекать в систему патриотического воспитания представителей
всех субъектов образовательной деятельности.
5. Принимать участие в конкурсах по патриотическому воспитанию.
III этап: аналитический
Цель: анализ итогов реализации.
Задачи:
1. Обобщить результаты работы.
Средства реализации проекта:
Возможные формы активных воспитательных мероприятий:
1. Мероприятия, посвящённые важным историческим датам
2. Деловые игры;3. Диспуты, викторины;
4. Исследовательская деятельность,
5. Коллективные творческие дела;
6. Смотрыконкурсы, выставки;
7. Соревнования;
8. Экскурсии, поездки, походы;
12. Конкурс творческих проектов (альбомы, презентации, сочинения, рисунки,
плакаты)
Ожидаемые результаты и способы определения их
результативности
Личностные результаты:
– осознание себя членом общества и государства
самоопределение своей российской гражданской
идентичности, чувство любви к своей стране,
выражающееся в интересе к ее истории и культуре,
– осознание своей этнической и культурной
принадлежности в контексте единого и целостного
отечества при всем разнообразии культур,национальностей, религий России;
– уважительное отношение к иному мнению, истории и
культуре других народов России;
– уважение к людям других национальностей,
вероисповедания, культуры на основе понимания и
принятия базовых общечеловеческих ценностей;
– способность к адекватной самооценке с опорой на знание
основных моральных норм, требующих для своего
выполнения развития самостоятельности и личной
ответственности за свои поступки.
Метапредметные результаты:
– способность регулировать собственную деятельность (в
том числе учебную, направленную на познание
закономерностей социальной действительности;
– умение осуществлять информационный поиск для
выполнения учебных задач;
– освоение правил и норм социокультурного
взаимодействия со взрослыми и сверстниками в
сообществах разного типа (класс, школа, семья,
учреждения культуры в городе, т.д.).
– способность регулировать собственную деятельность (в
том числе учебную, направленную на познание
закономерностей социальной действительности;
– способность использовать источники художественного
наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы,
ответы товарищей,
– приобретение навыков культуры общения (дома, в школе,
в обществе).
– совершенствование в умениях чтения, слушания
обществоведческой литературы, историкохудожественной
и историкопопулярной литературы,
Предметные результаты:
– усвоение первоначальных сведений о правах и свободах
человека, об обществе и роли человека в нем;
– владение базовым понятийным аппаратом (доступным
для осознания младшим школьником), необходимым для
получения дальнейшего правового образования. Иметь
представление о понятиях: равноправие,
хороший
поступок, плохой поступок, правило, закон, права
человека, религия, вероисповедание, социальная помощь,
Конституция, Декларация и Конвенция ООН, ребенок,
государство, гражданство, социальная защита, инвалид,
милосердие,
здоровый образ жизни,
родословная,дискриминация, раса, расизм, право, свобода, обязанность,
ответственность.
– владение навыками устанавливать и выявлять причинно
следственные
социуме;
– овладение основами правовой грамотности, правилами
правового
поведения.
– знание наиболее значимых событий в истории
материальной и духовной культуры России.
нравственного
связи
и
в
Оценка результативности программы состоит в
использовании системы критериев, которые составляют
оценочные показатели по двум параметрам: духовно
нравственные и количественные.
Осуществляется в конце четвёртого года занятия
Уровень развития и проявления патриотизма личности
определяется методом анкетирования, тестирования.
Уровень эффективности процесса гражданско
патриотического воспитания определяется методом
наблюдения, мониторинга результатов деятельности в
конце каждого года обучения.
Мероприятия:
20142015 год
1.Районный конкурс декоративноприкладного искусства «Семейная
мастерская Лауреат 2 степени/Юдин Денис.
2. Районный конкурс творческих работ «Люблю тебя, мама!» /Хватов Артем,
Андрейкина Дарья, Османова Амина
3. Всероссийский конкурс «Расскажу я Вам про папу»./ Хватов Артем
4.Областной конкурс изобразительного творчества «Дети России за
мир»/Бабич Андрей1место, Хватов Артем 3 место.
5. Районный конкурс творческих работ «Мы этой памяти свято верны»
/2 местоМелешкина Вероника, Хватов Артем, 3 место – Шешунова Мария,
Кориневская Арина
6.Районный конкурс стихов «Весна Победы»/ Мелешкина Вероника
7. Первые окружные Кирилло –Мефодиевские чтения / Шешунова Мария8. Школьный конкурс стихов , посвященный 70летию Победы/ 1 место
Мелешкина Вероника
9. Интерактивная игра «Новая эра», посвященная Дню России на базе Дома
Детства/ участники
10. Районный конкурс игровых программ «Мир детства»/1 место.
20152016 год
1. Районная зимняя «Зарница» /1 место
2. Зональная зимняя «Зарница»/ участники
3. Районный конкурс творческих работ «Забытое старое интересное
новое»/ Иванова Полина2 место, Феоктистова Яна, Османова Амина 3
место
4. Окружные Кирилло Мефодиевские чтения/ Мелешкина Вероника1
место
5. Школьный конкурс стихов ко Дню Защитников Отечества/ Мелешкина
Вероника, Касьянов Егор 2 место, Шешунова Мария 3 место.
6. Презентация книги Безенчукской поэтессы в доме ветеранов/
участники
7. Районный творческий конкурс «Помним ради будущего»/Лукбанов
Артур –лауреат
8. Окружной этап Всероссийского конкурса стихов «Родная
речь»/Круторожин Александр
9. Участие в телевизионном проекте «Наша Победа»/ Мелешкина
Вероника, Касьянов Егор, Шешунова Мария, Круторожин Александр,
Феоктистова Яна.
10.Районный конкурс творческих работ «Полицейский Дядя Степа»/
Чигадаев Илья2 место11.Районный конкурс фоторабот « Край мой капелька России»/Хватов
Артем
12.Областные Кирилло Мефодиевские чтения /Мелешкина Вероника
13.Конкурс творческих работ к ВОВ от «Единой России»/ участники
14.Районный конкурс творческих работ «Мы этой памяти свято
верны»/участники
20162017 год
1. Проект Всероссийской политической партии «Единая Россия»
конкурс творческих работ/ Матвеев Матвей
2. Районный конкурс творческих работ « Мы этой памяти свято
верны»/ Лукбанов Артур 1 место,Чигадаев Илья, Хватов Артем 2
место ,Мелешкина Вероника, Бабич Андрей 3 место
3. Четвертый районный конкурс работ «Отецмолодец/Севостьянов
Александрфиналист
4. Районный библиотечный конкурс «Родная речь»2 место
5. Районный конкурс творчества «Помним ради будущего»/ Мелешкина
Вероника, Круторожин Саша, Матвеев Матвей, Феоктистова Яна
6. Районная зимняя игра «Зарница»/ 3 место
7. Школьная спортивно патриотическая игра « Зарница»/2 место
8. Районный фотоконкурс «Фотка2016» / Общество и я1 место,2
место
9. Районный конкурс рисунков «Я рисую свои права»/лукбнов Артур
победитель
10.Школьный конкурс рисунков «Тихая моя родина» / ЮдинДенис 3
место, Круторожин Саша1 место11.Школьный конкурс чтецов о Родине, о родном крае /Мелешкина
Вероника1 место, Шешунова Мария 3 место
Заключение
Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение
которой в школьном возрасте только начинается. Планомерная,
систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания,
общие усилия семьи и школы, ответственность взрослых за свои слова и
поступки могут дать положительные результаты и стать основой для
дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.
Однако, не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к
Родине. Но если в результате педагогической работы ,ребенок будет
располагать знаниями о названии страны, ее географии, природе, символике,
если ему известны имена когото из тех, кто прославил нашу родину, если он
будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, читать стихи, петь песни,
то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных младшему
школьному возрасту. Возможно, что благодаря мероприятиям, реализованным
в условиях школы, школьники, ставшими взрослыми, в зависимости от сферы
своей деятельности и социального статуса, постараются сделать все лично от
себя зависящее для сохранения природных ресурсов России.
Список литературы
1. Агапова И., Давыдова И. Патриотическое воспитание в школе. –
М.: Айриспресс, 2002. – 224 с.2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное образование. –
2005. №4 – С.23.
Гасанов З.Т. Патриотическое воспитание граждан // Педагогика. 2005.
№6 – С.59.
Гаязов А.С. Формирование гражданина: теория, практика,
проблемы:Монография. Челябинск: Факел, 1995. 238с.
Господникова М.К. Проектная деятельность в начальной школе. –
Волгоград: Учитель, 2008. 131с.
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ
на 2016 – 2020 годы».
Данилюк А.Я. Концепция духовнонравственного развития и
воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009. 23 с.
Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно
нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
(Стандарты второго поколения). М.: Просвещение, 2009.
Ерхова М.В. Проблемы гражданского воспитания // Директор школы.
2008. № 5 С. 78 82.
Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М.:
Педагогика, 1989. 160 с.
Леонова Я. День защитника Отечества: праздник для детей младшего
школьного возраста //Воспитание школьников. – 2006. № 1 С. 17.
Матюшин Г. Н. Историческое краеведение. — М.: Просвящение,1987. –
112 с.
Тоболкина И.Н. ФГОС нового поколения: локальный опыт системно
деятельного подхода к реализации программ обучения и воспитания
//Одаренный ребенок. 2009. № 3. С. 48 59.