Совершенствование техники чтения через активные методы обучения.

  • Работа в классе
  • Руководства для учителя
  • docx
  • 12.01.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Эксперименты, проводимые за последние годы, показали, что быстрое чтение активизирует процессы мышления и является одним из средств совершенствования учебного процесса для самых различных уровней обучения, от начальной до высшей школы. Так с какой же скоростью чтения должны читать ученики, заканчивающие начальное обучение? Существуют эффективные способы развития и совершенствования техники чтения! В своей работе я готова поделиться этими способами с вами!!!
Иконка файла материала Совершенствование техники чтения.docx
Совершенствование техники чтения через активные методы обучения. Эксперименты,   проводимые   за   последние   годы,   показали,   что   быстрое   чтение активизирует процессы мышления и является одним из средств совершенствования учебного процесса для самых различных уровней обучения, от начальной до высшей школы.   Оптимальное чтение – это чтение со скоростью разговорной речи, т.е. в темпе от 120   до   150   слов   в   минуту.   Именно   к   такой   скорости   приспособился   за   многие столетия артикуляционный аппарат человека, именно при этой скорости достигается лучшее понимание текста. Так с какой же скоростью чтения должны читать ученики, заканчивающие начальное обучение? «Если   проанализировать   успеваемость   учеников   5­х   классов,   то   можно   сделать вывод, что отличниками стали дети, которые в конце начального обучения имели скорость чтения в пределах 130­170 слов в минуту. В среднем примерно 150 слов в минуту.  Те, кто  стал  хорошистами,  имели  технику  чтения  от  100 до 140  слов  в минуту. В среднем это 120 слов в минуту. Троечники имели скорость чтения 80­90 слов в минуту – приблизительно, конечно. Такова закономерность». (Грекова Т. А. «Развитие техники чтения у школьников 1­й ступени»). Слабочитающий ученик, перейдя в среднее, а затем и в старшее звено школы, будет, если не тонуть, то захлебываться в потоке информации. Этот ученик обречен на неуспеваемость. И каких бы великих учителей ни приглашали бы вы к этому ученику, ничего у них не выйдет, пока они не научат элементарному – читать. Надеяться “на авось”, на то, что с годами беглость чтения придёт сама, не стоит. Первоклассники находятся в том благоприятном возрасте, когда можно добиться оптимальной скорости, они имеют  практически неисчерпаемый  резерв повышения техники чтения. Как   же   выйти   на   этот   уровень   120   слов   в   минуту,   какие   приемы   обучения использовать? Существуют эффективные способы развития и совершенствования техники чтения! Цель моих уроков чтения – не только развить быстроту чтения, но и вызвать интерес   к   чтению,   научить   детей   воспринимать   художественную   литературу, заложить   основу   формирования   грамотного   чтения   и   подготовить   учащихся   к систематическому изучению литературы в среднем звене. Память   человеческая   устроена   таким   образом,   что   запоминается   не   то,   что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно оно создает раздражение   и   запоминается.   Потому,   если   мы   хотим   освоить   какие­то   умения, довести их до автоматизма, до уровня навыка, то мы вовсе не должны проводить длинные   упражнения,   длинные   по   времени;   мы   должны   упражнения   проводить короткими порциями, но с большей частотой.ПРЕЗЕНТАЦИЯ ИГРОВЫХ МЕТОДОВ (СЛАЙДЫ) На уроках литературного чтения можно использовать различные упражнения: ЧТЕНИЕ ЗА ДИКТОРОМ – учитель читает, дети читают за ним, учитель должен периодически менять темп чтения. БУКСИР   –   Учитель   движет   указкой   по   написанному   тексту,   а   дети   читают   в заданном темпе. При повторном чтении отрывка темп чтения увеличивается. Учитель читает вслух в пределах скорости чтения учеников.  КТО БЫСТРЕЕ? – учитель читает начало, конец или середину предложения, дети должны отыскать это предложение и прочитать. МНИМОЕ СЛОВО – учитель в ходе чтения неправильно прочитывает некоторые слова, дети должны его исправить. ЭСТАФЕТА ­ начинает читать текст учитель, прочитав несколько строк он передаёт эстафету   ученику.   Ученик,   прочитав   несколько   предложений,   называет   имя следующего ученика, который продолжить чтение. РУЧЕЕК – при выполнении которого дети читают в темпе скороговорки по одному предложению или одной строке текста. Переход   на   незнакомый   текст.   Суть   упражнений   состоит   в   том,   что   после многократного   прочтения   текста   с   постепенным   убыстрением   темпа,   ученику предлагается читать следующую часть текста в повышенном темпе.  Чтение с отрывом от текста. При чтении вслух ученику предлагается поглядывать на класс,   возвращаясь   затем   к   чтению.   При   этом   ученик   должен   схватить   глазами следующее   слово   или   группу   слов.   Это   упражнение   приучает   к   быстрой ориентировке   в   тексте   за   счет   расширения   угла   зрения,   увеличивается кратковременная память, ученик учится распределять внимание.    «СПРИНТ»:   небольшие   отрывки   текста   несколько   учеников   начинают   читать одновременно   –   на   скорость.   Кроме   быстрого   чтения,   им   надо   следить   за   выразительностью, безошибочностью.   «Кто   быстрее».   На   полу   рассыпаны   статьи.   Их   в   три   раза   больше,   чем   детей. Требуется   найти   в   статьях   данное   предложение.   По   команде   «Начали!»   каждый ученик берет статью и «скользит» по тексту глазами в поисках данного предложения. Упражнение   помогает   в   работе   по   расширению   фиксационного   поля,   содержит игровой момент. «Кенгуру». Под счет 1, 2, 3 фиксируем взгляд на начале, середине и конце строки. Читаем   таким   образом   абзац.   Что   запомнили?   Чтение   вслух.   Используется   для расширения зоны восприятия на начальном этапе, затем тренируем учащихся на счет 1, 2,фиксируя в начале и конце строки. «Игра в прятки» Ведущий начинает читать не сначала, а с любого места, называя только страницу, остальные должны найти это место в тексте и подстроиться под чтение ведущего. Дети очень радуются, когда первыми успевают найти абзац, который читает ведущий. «Путешествие по перевернутому миру» Страница учебника переворачивается на 180градусов (вверх ногами). Это упражнение вместе с навыками чтения направлено на развитие языковой интуиции. Читатель «молния». На доске написаны в столбик  слова, которые закрыты ширмой. Учитель на 4­5 секунд открывает ширму и снова закрывает её. Учащиеся должны назвать слова прочитанного столбика в той последовательности, в которой они были записаны на доске.  Для развития техники чтения необходимо вести целенаправленную работу с 1 класса, подбирая задания, упражнения с учетом возрастных особенностей. Это позволяет не только   формировать   прочный   навык   беглого   чтения,   но   и   обеспечивает   развитие учащихся в целом: их память, мышление, речь и т.д.