«Совесть как критерий добра и зла»
Оценка 5

«Совесть как критерий добра и зла»

Оценка 5
Мероприятия
docx
воспитательная работа
22.01.2020
«Совесть как критерий добра и зла»
способствовать формированию у подростков чувства совести
Совесть как критерий добра и зла.docx

План-конспект

проведения классного занятия

Тема: «Совесть как критерий добра и зла».

Форма проведения: диспут.

Цель: способствовать формированию у кадет чувства совести.

 Задачи:

•        на основании формирования этического понятия совести стимулировать самооценку у кадет их самоконтроля в повседневном поведении;

•        способствовать формированию необходимости критического осмысления и анализа собственных поступков и поступков сверстников;

•        создать условия для развития таких личных качеств у кадет, как умение признавать свои ошибки, анализировать их и делать выводы.

•        развитие внимания, памяти, творческого мышления воспитанников.

Использование современных образовательных технологий:

Современные образовательные технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе

Этапы воспитательного мероприятия,

на которых применяются образовательные технологии

Элементы информационно-коммуникационных технологий

Основной этап. Презентация.

Видеоролик «Я - твоя совесть».

Элементы личностно-ориентированных технологий

Подготовительный, заключительный этап.

Элементы технологии развития критического мышления

Заключительный этап. Рефлексия.

Оборудование:

1.                     План-конспект.

2.                     Презентация.

3.                     Видеоролик «Я – твоя совесть».

План классного часа:

I.                  Мобилизующее начало. Вступительное слово.

1.     Размышления о понятии совесть.

2.     Групповая работа «Разбор ситуации».

II.               Основная часть.

1.     Групповая работа: Выскажите свои «за» и «против».

2.     Просмотр видеоролика «Я – твоя совесть».

III.            Рефлексивный анализ.

IV.             Подведение итогов.

 

Ход мероприятия:

I.                  Мобилизующее начало. Вступительное слово.

         Организационный момент.

Слайд 1.

 

 «Я считаю потерянным того человека,

который потерял чувство стыда».

Сократ

Предварительная работа: проведение анкетирования «Совесть в жизни человека».

1.     Был ли в твоей жизни случай, когда тебе было очень стыдно?

2.     Что ты сделал тогда?

3.     А теперь, когда прошло время, вспоминая тот случай, тебе вновь стыдно?

Классный руководитель: Однажды, перебирая книги, я обратила своё внимание на рассказ для детей А.П. Гайдара «Совесть». Вроде бы детский рассказ, но какая до боли знакомая история... История, которая могла случиться с каждым из вас.

(звучит рассказ Гайдара «Совесть»)

1. Что такое совесть, и какую роль играет она в совершенствовании человека?

2. В чём проявляется совесть?

3. Каковы пути формирования совести?

Слайд 2.

Вот об этом я хотела бы поговорить сегодня с вами и вместе ответить на вопрос: «Совесть как критерий добра и зла, или – мерило нравственности?» Звучит музыка (фрагмент сонаты №2 Бетховена)

1.     Размышления о понятии совесть.

Человек - существо социальное. Его нельзя оторвать от конкретных условий общества. Поэтому мы и говорим, что основу его поведения составляет та общественная среда, в которой он живёт. Но вместе с тем – существо разумное. Всё, что он делает, он делает осмысленно. Как существо мыслящее, чувствующее, человек обладает активной способностью выбирать формы своего поведения. Человек должен сделать всё от него зависящее, чтобы крепко стоять на ногах, быть высоконравственным. Но для этого нужна внутренняя духовная волевая борьба человека со слабостями, борьба за устранение всего, что мешает нам двигаться вперёд. Но действия и поведение человека оценивается не только другими людьми. Свои поступки должен оценивать и сам человек. Эта способность человека к внутренней оценке своих поступков, способность соразмерять своё поведение с нормами морали, действующими в обществе, чувство нравственной ответственности за своё поведение перед другими людьми и есть совесть.

О проявлении совести человека имеется немало народных пословиц и поговорок.

·         «Совесть без зубов, а грызёт»

·         «У кого совесть чиста, у того подушка под головой не вертится»

А какие пословицы и поговорки о проявлении СОВЕСТИ вы знаете? (ответы кадет)

Многие выдающиеся люди указывали, что без чувства совести трудно стать нравственным человеком.

Совесть служит регулятором поведения и деятельности человека, его внутренним моральным контролёром.

Вот что писал о совести поэт Жуковский:

Сколь неизбежна власть твоя,

Гроза преступников, невинных утешитель,

О совесть, наших дел закон и обвинитель,

Ссвидетель и судья!

Каждый из вас слышал и употреблял выражения: «Люди с чистой совестью», «угрызение совести», «Спокойная совесть». Что же такое совесть? (высказывания кадет)

2.     Групповая работа: «Разбор ситуации».

А сейчас я хотела бы вас познакомить со стихотворением поэта Н.И. Рыленкова «Совесть», которое показывает, насколько важно для человека это нравственное чувство:

Слайд 3.

Мы делаем для памяти зарубки,

Не доверяя собственным следам,

А совесть помнит все наши поступки

И не стареет вопреки годам.

Она скромна. Не говорит ни слова,

Пока не взвесит помыслов и дел,

И вдруг напомнит прямо и сурово

Как раз о том, что ты забыть хотел.

Ей всё ровно - шумит ли в поле вьюга,

Поют ли в перелеске соловьи,-

Держи ответ, и ни жены, ни друга

В свидетели напрасно не зови.

Чего скрывать – с ней нелегко живётся,

Но мы гордимся, в новый путь спеша,

Что совестливый издавна зовётся

В народе русская душа.

Высказывание кадет по заданной теме….

Совесть - это своеобразный моральный страх, несущий ответственность за поведение человека, за выбор им своих действий, поступков.

Совесть помогает людям правильно вести себя, исправлять свои ошибки, совершенствовать свои лучшие качества. Совесть является глубоким и важным внутренним мотивом нравственного поведения. Совесть проявляется и в большом, и в малом. Приведу такой пример.

«Летним жарким днём в битком набитом автобусе, следующем почти через весь город к реке, взгляд мой почему-то задержался на семейной паре. Молодая, полная, пышно одетая женщина и девочка лет тринадцати сидели на местах, над которыми висела табличка: «Для пассажиров с детьми и инвалидов». Мать примостилась с краю…, как на грех, в этом трясучем автобусе, видимо, управляемом неопытным водителем, скопилось на редкость много старушек. Вот им-то, обвешанным сумками, изнемогающим от духоты, приходилось особенно лихо. При всяком толчке их нещадно кидало взад-вперёд. А девочка, которая сидела у окошка, притворно спала себе, занимая сиденье, предназначенное как раз для этих старых и немощных людей».

- Кадеты, как вы думаете дальше развивались события? (ответы кадет)

II. Основной этап.

1.     Групповая работа: Выскажите свои «за» и «против».

Задание 1.

Слайд 4.

 

- Что означает выражение: «Не пристало девочке с этих лет совесть терять, да и вам самой мамаша, как бы после не наплакаться…»

«Так у нас повелось: в семь лет - сидят, а в семьдесят стоят. Кто тут виноват? Да сами мы, родители. Вот какую кралю отец с матерью вырастили, а совесть вложить забыли. Ну, а человек без совести тот же калека, ему сидячее место вроде бы положено…»

Мы часто вынуждены задумываться над нравственным смыслом своих поступков и вообще над вопросом дозволенности и недозволенности.

Если человек совершает неблаговидный поступок, это нередко вызывает у него недовольство собой, раскаяние, угрызение совести. «Муки совести» - одно из самых сильных человеческих эмоций.

Слайд 5.

Задание 2.

- Кадеты, кого же называют «человеком с чистой совестью»? (ответы кадет).

Чистая совесть означает, как говорил Фейербах, что человек не чувствует за собой никакого злого поступка, никакого действия, которое должно было бы бояться мнения других людей.

У А.С. Пушкина есть выражение: «Да, жалок тот, чья совесть нечиста».

2.      Видеоролик «Я - твоя совесть».

Задание 3.

Как вы понимаете выражение «нечистая совесть»? И почему человек с нечистой совестью действительно жалок? (ответы кадет)

Слайд 6.

Нечистая совесть есть не что иное, как страдание по поводу невыполненного долга, по поводу боли, причинённой другому человеку по недоразумению, оплошности или преднамеренно.

Вместе с тем есть люди с больной совестью.

- Как вы понимаете выражение «больная совесть»? (ответы кадет)

У людей с больной совестью развивается неуверенность в правильности своих поступков, постоянная боязнь сделать что-то не так, они постоянно казнят себя за поступки, в которых ничего предосудительного по существу не было.

Каждый человек должен быть воспитан так, чтобы в нём постоянно звучал голос совести. Именно совесть помогает человеку не допускать отступлений от норм человеческой морали. Совесть имеет божественное происхождение, является таким нравственным чувством, которое вложено Богом в душу человека. Совесть- это голос Бога внутри нас. Этот голос не только говорит человеку, что хорошо, что плохо, но и обязывает его делать добро и избегать дурного. Этому учат нас Заповеди Божьи.

Правота своих поступков в согласии с совестью доставляет человеку радость и удовлетворение, делает его уверенным в себе. Но как бывает на душе тяжело, когда чувствуешь, что ты что-то сделал не так, как должен был сделать. Свой высший суд есть, наверное, у каждого человека. Именно он, этот суд, заставляет быть требовательным к себе. Чувство стыда и раскаяния - неприятное чувство.

Совесть – самый суровый и неумолимый из всех судей, какие только встречаются в жизни человека. Она делает человека человеком. Честность, правдивость, принципиальность - всё это неотделимо от совести.

III. Рефлексия. Практическая работа.

Классный руководитель: Давайте вместе составим словесный собирательный образ совестливого человека.

(предложения воспитанников записываются на доске)

Например:

Он всё делает по совести, стыдится поступать нечестно, несправедливо. Это справедливый, добросовестный и ответственный человек.

Он как бы сверяет каждый свой шаг с действующими нормами морали и поступает сознательно, обдуманно, в строгом соответствии с ними.

Он не совершает поступков, которые уронят его в глазах других людей, даже тогда, когда вполне уверен, что никто об этом не узнает.

Совестливый человек работает с душой, а не для «галочки».

Совестливый человек не пройдёт равнодушно мимо чужой беды, не увильнёт трусливо в сторону там, где нужно постоять за правду.

Совестливый человек, если и совершает какие-то несправедливые поступки, то непреднамеренно, и они вызывают у него глубокое раскаяние.

Слайд 7.

Классный руководитель: Мы с вами составили словесный портрет совестливого человека. А в нашем классе есть совестливые люди? Не теряем ли мы с вами совесть? И если какие-то свойства совестливого человека вы в себе ощущаете, то совесть в вас жива и, пожалуйста, не дайте ей погибнуть.

Что нового вы узнали на занятии?

Как вы понимаете выражение «человек с чистой совестью?»… (ответы кадет)

IV.Подведение итогов.

Можно ли развивать свою совесть? Думайте, анализируйте, размышляйте о том, что вокруг и внутри вас. Продумывайте последствия своих поступков. Тренировка совести – это глубокая работа ума и сердца. Формирование совести — сложный и болезненный процесс, требующий времени, сил и смирения.

Слайд 8.

А закончить нашу встречу можно строками Булата Окуджавы:

Совесть, благородство и достоинство –

Вот оно – святое наше воинство.

Протяни ему свою ладонь,

За него не страшно и в огонь.

Лик его высок и удивителен.

Посвяти ему свой краткий век.

Может, и не станешь победителем,

Но зато умрешь как человек.

Совесть, благородство и достоинство…

Благодарю вас за сотрудничество. Удачи!

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

План-конспект проведения классного занятия

План-конспект проведения классного занятия

I. Подведение итогов

I. Подведение итогов

Эта способность человека к внутренней оценке своих поступков, способность соразмерять своё поведение с нормами морали, действующими в обществе, чувство нравственной ответственности за своё поведение перед…

Эта способность человека к внутренней оценке своих поступков, способность соразмерять своё поведение с нормами морали, действующими в обществе, чувство нравственной ответственности за своё поведение перед…

Чего скрывать – с ней нелегко живётся,

Чего скрывать – с ней нелегко живётся,

Если человек совершает неблаговидный поступок, это нередко вызывает у него недовольство собой, раскаяние, угрызение совести

Если человек совершает неблаговидный поступок, это нередко вызывает у него недовольство собой, раскаяние, угрызение совести

Совесть – самый суровый и неумолимый из всех судей, какие только встречаются в жизни человека

Совесть – самый суровый и неумолимый из всех судей, какие только встречаются в жизни человека

За него не страшно и в огонь.

За него не страшно и в огонь.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2020