«Советы родителям гиперактивного ребенка»
Гиперактивность - синдром дефицита внимания с
гиперактивностью, гипердинамический синдром. Гиперактивность проявляется
несвойственными для нормального ребенка невнимательностью, отвлекаемостью,
импульсивностью.
Гиперактивность – это не поведенческая проблема, не результат плохого
воспитания, а медицинский и психологический диагноз, который может быть
поставлен специалистами по результатам специальной диагностики и наблюдением за
ребенком.
Если ребенок живой, подвижный и непоседливый – это не всегда свидетельствует о
его гиперактивности. Главное отличие активного ребенка от гиперактивного
заключается именно в том, что последний будет бегать, бесцельно двигаться, не
задерживаясь надолго на любом, самом интересном предмете, независимо от
ситуации, будь то дома, в гостях или кабинете врача. На него не подействуют ни
бесконечные просьбы, ни уговоры, ни подкуп. У него не работает механизм
самоконтроля, в отличие от его сверстников, даже самых избалованных.
Гиперактивность – это болезнь, которую необходимо лечить.
Авторы психологического словаря относят к внешним проявлениям гиперактивности
невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенную двигательную
активность. Часто гиперактивности сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с
окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка. При этом уровень
интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и
может превышать показатели возрастной нормы. Первые признаки гиперактивности
наблюдаются в возрасте до 7 лет и чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек.
Характерная черта умственной деятельности гиперактивных детей – цикличность:
продуктивно они могут работать 5–15 минут. А затем 3–7 минут мозг отдыхает,
накапливает энергию для следующего цикла. В момент адаптации необходимо
двигаться, крутиться и постоянно вертеть головой. Гиперактивность у детей
способствует возникновению трудностей в освоении чтения письма, счета.
Наблюдается задержка в психическом развитии на 1.5–2 года. Недостаточно развита
внутренняя речь, которая должна контролировать социальное поведение. У них
слабая психоэмоциональная устойчивость при неудачах, низкая самооценка,
упрямство, лживость, вспыльчивость, агрессивность.
Как выявить гиперактивного ребенка?
Основные проявления гиперактивности можно разделить на 3 блока: дефицит
активного внимания, двигательная расторможенность и импульсивность.
Американские психологи Бейкер и Алворд предлагают следующие критерии выявления
гиперактивности у ребенка.
Критерии гиперактивности:
Дефицит активного внимания:
1. непоследователен;
2. не может долго удерживать внимание, не может сосредоточиться;
3. невнимателен к деталям;
4. при выполнении задания допускает большое количество ошибок в результате
небрежности;
5. плохо слушает, когда к нему обращаются;
6. с большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его;
7. испытывает трудности в организации;
8. избегает заданий, требующих долгих умственных усилий;
9. легко отвлекается;
10. часто сменяет деятельность;
11. часто бывает забывчив;
12. легко теряет вещи.
Двигательная расторможенность:
1. постоянно ерзает;
2. проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле,
теребит пальцами волосы, одежду и т.д.);
3. часто совершает резкие движения;
4. очень говорлив;
5. быстрая речь.
Импульсивность:
1. начинает отвечать, не дослушав вопрос;
2. не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает;
3. не может дождаться вознаграждения (если между действиями и вознаграждением
есть пауза);
4. при выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные
результаты (на некоторых занятиях ребенок спокоен, на других - нет, но одних
уроках он успешен, на других - нет);
5. спит намного меньше, чем другие дети, даже в младенчестве.
Правила поведения родителей с гиперактивным ребенком:
1. поддерживать дома четкий распорядок дня;
2. выслушивать то, что хочет сказать ребенок (в противном случае он не услышит
вас);
3. автоматически одними и теми же словами повторять многократно свою просьбу
(нейтральным тоном);
4. отвлекать ребенка в случае капризов: предложить на выбор другую возможную в
данный момент деятельность; задать неожиданный вопрос; отреагировать
неожиданным для ребенка образом (пошутить, повторить его действия);
5. сфотографировать ребенка или подвести его к зеркалу в тот момент, когда он
капризничает;
6. оставить в комнате одного (если это безопасно для его здоровья);
7. не запрещать действие ребенка в категоричной форме;
8. не читать нотаций (ребенок все равно их не слышит);
9. не приказывать, а просить (но не заискивать);
10. не настаивать на том, чтобы ребенок во что бы то ни стало принес извинения.
11. работать с ребенком в начале дня, а не вечером.
12. делить работу на короткие периоды. Использовать физкультминутки.
13. снизить требования к аккуратности в начале работы.
14. сидеть рядом с ребенком во время занятий. Использовать тактильный контакт.
15. договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.
16. поощрять сразу же, не откладывая на будущее.
17. Предоставлять возможность выбора.
18. Оставаться спокойным. Нет хладнокровия — нет преимущества!
Ограничения:
1. Не позволяйте ребенку засиживаться перед телевизором. В некоторых семьях
принято оставлять постоянно работающий телевизор, даже если его никто не
смотрит в данный момент, в этом случае нервная система ребенка сильно
перегружается от постоянного шумового и светового фона. Старайтесь, чтобы
телевизор в комнате, где находится малыш, был выключен.
2. Не разрешайте ребенку играть в компьютерные игры.
3. Гиперактивный ребенок перевозбуждается от большого скопления людей. По
возможности избегайте людных мест (крупные магазины, рынки, театры) – они
оказывают на нервную систему ребенка чрезмерно сильное действие.
4. Гиперактивного ребенка нужно отдавать в сад как можно позже, когда он уже
научится более-менее контролировать своё поведение. И обязательно предупредите
воспитателей о его особенностях.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.