У детей с отклонениями в речевом развитии возникают трудности в пространственной ориентации. Дети в основ¬ном затрудняются в дифференциации понятий «право» и «влево», обозначающих месторасположение объектов, возникают трудности в ориентировке в собственном теле, особенно при усложнении заданий. Способности устанавливать пространственные отношения между явлени¬ями действительности в практической деятельности и понимать их в экспрессивной речи являются сохранными
«Речевые нарушения у детей».docx
«Речевые нарушения у детей»
Советы родителям.
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование
представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,
положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.
Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно
переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования
деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его
сенсорного развития. Исследования, проведенные советскими психологами,
показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе
начального обучения (особенно в I классе), связана с недостаточной точностью и
гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, в
построении рисунка, неточности в изготовлении поделок на уроках ручного труда.
Случается, что ребенок не может воспроизводить образцы движений на занятиях
физической культурой.
Сенсорное развитие детей дошкольного возраста с нарушением речи отличается
качественным своеобразием.
У детей зрение и слух физиологически сохранны, однако процесс восприятия,
который является компонентом сенсорного развития, несколько затруднен - снижен
его темп, сужен объем, недостаточна точность восприятия (зрительного, слухового,
тактильно-двигательного). Снижена скорость выполнения перцептивных операций.
Затруднена ориентировочно-исследовательская деятельность, направленная на
исследование свойств и качеств предметов. Требуется большее количество
практических проб и примериваний при решении наглядно-практических задач,
дети затрудняются в обследовании предмета. В то же время дети с общим
недоразвитием речи, в отличие от умственно отсталых, могут практически
соотносить предметы по цвету, форме, величине. Таким образом, эталонные
представления не формируются своевременно. Ребенок, называя основные цвета,
затрудняется в названиях промежуточных цветовых оттенков. Не использует слова,
обозначающие величины ("длинный - короткий", "широкий - узкий", "высокий -
низкий" и т. д. ), а пользуется словами "большой - маленький". Недостатки
сенсорного развития и речи влияют на формирование сферы образов-
представлений. Из-за слабости анализирующего восприятия ребенок затрудняется
в выделении основных составных частей предмета, определении их
пространственного взаимного расположения. Можно говорить о замедленном темпе
формирования способности воспринимать целостный образ предмета. Влияет на это и недостаточность тактильно-двигательного восприятия, которое выражается в
недостаточной дифференцированности кинестетических и тактильных ощущений
(температуры, фактуры материала, свойства поверхности, формы, величины), т. е.
когда у ребенка затруднен процесс узнавания предметов на ощупь.
Исследование зрительного восприятия позволяет сделать выводы о том, что у
дошкольников с нарушением речи данная психическая функция отстает в своем
развитии от нормы и характеризуется недостаточной сформированностью
целостного образа предмета. Исследования показывают, что простое зрительное
узнавание реальных объектов и их изображений не отличается у этих детей от
нормы. Затруднения наблюдаются при усложнении заданий (узнавание предметов
в условиях наложения, зашумления). Так, эти дети воспринимают образ предмета в
усложненных условиях с определенными трудностями: увеличивается время
принятия решения, дети не уверены в правильности своих ответов, отмечаются
ошибки опознания. Число ошибок опознания увеличивается при уменьшении
количества информативных признаков предметов.
У детей с отклонениями в речевом развитии возникают трудностив
пространственной ориентации. Дети в основном затрудняются в дифференциации
понятий «право» и «лево», обозначающих месторасположение объектов, возникают
трудности в ориентировке в собственном теле, особенно при усложнении заданий.
Способности устанавливать пространственные отношения между явлениями
действительности в практической деятельности и понимать их в экспрессивной
речи являются сохранными. Но в экспрессивной речи дети часто не находят язы-
ковых средств для выражения этих отношений.
Это результат нарушения процессов перекодирования сохранной семантической
программы в языковую форму. Пространственные нарушения у детей с речевой па-
тологией характеризуются определенной динамичностью, тенденцией к
компенсации.
Литературные источники указывают на важную роль чувственного опыта в
формировании речи, и в частности ее номинативной функции. Восприятие и речь
взаимообусловлены в своем формировании: константность и обобщенность
восприятия, с одной стороны, и подвижность зрительных образов - с другой,
формируются и развиваются под влиянием слова, последнее же, в свою очередь,
возникает и уточняется на основе чувственной сферы.
Данные положения говорят о том, что сенсорное развитие ребенка - это важный
этап развития ребенка в целом. У детей, имеющихнарушения речи развитие
сенсорной сферы значительно отстает по срокам формирования и проходит
чрезвычайно неравномерно. Тем самым нарушается формирование представлений о сенсорных эталонах, к которым относится цвет, форма, величина. Поэтому так
важно уделять внимание сенсорному развитию ребенка.
Источник: http://doshvozrast.ru/rabrod/konsultacrod26.htm
Советы родителям «Речевые нарушения у детей»
Советы родителям «Речевые нарушения у детей»
Советы родителям «Речевые нарушения у детей»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.