«Развитие исследовательской и познавательной деятельности в работе с младшими школьниками в условия реализации ФГОС».
Оценка 4.9
Научные работы
docx
воспитательная работа +2
1 кл
22.09.2019
Данный материал публикуется для аудитории учителей начальных классов. В материале предоставлена полная информация о развитии исследовательской и познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС, что не мало важно знать для учителей начальных классов. В данном случае рассматривался кандидаты учащихся первого класса.
Научная работа..docx
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Губаревская средняя общеобразовательная школа
Семилукского муниципального района Воронежской области
Тема: «Развитие исследовательской и познавательной деятельности в работе с
младшими школьниками в условиях реализации ФГОС».
Подготовила: учитель начальных классов
Голобородько Ольга Вячеславовна с. Губарево 2019 г.
Ребенок любознателен, ему интересно все, все хочется потрогать, попробовать,
изучить устройство, принцип действия. Это врожденные исследовательские качества. С
возрастом происходит трансформация исследовательской деятельности, проявляется
избирательность исследуется только то, что вызывает интерес. А в школе приходится
изучать и исследовать очень много заданного запланированного разными программами и
стандартами.
Актуальность проблемы.
Актуальность выбранной темы я вижу в том, что исследовательская деятельность, как
один из видов нетрадиционной формы обучения и воспитания, позволяет наиболее полно
проявить себя как учителю, так и учащимся.
Мною были поставлены следующие цели:
Цели.
внедрение элементов исследовательской деятельности в учебный процесс по
образовательной системе «Школа России»;
развитие интеллектуальнотворческого потенциала личности ребенка младшего
школьного возраста путем совершенствования навыков исследовательского и
познавательного поведения и развития исследовательских способностей;
способствовать формированию умения самостоятельно добывать знания, определять
общий способ построения учебной задачи, инициативность школьника в постановке
гипотез, поиске существенных доказательств, желанию выполнять любую задачу
творчески; способ построения учебной задачи, инициативность школьника в
постановке гипотез, поиске существенных доказательств, желанию выполнять любую
задачу творчески;
Задачи.
Для успешного достижения поставленных целей я определила следующие задачи:
изучить научнометодическую литературу по данной проблеме;
выявить педагогические приёмы, определяющие эффективность обучения учащихся
исследовательской деятельности;
разработать систему организации учебноисследовательской деятельности учащихся
в начальной школе.
Специфика работы.
Специфика исследовательской и познавательной деятельности в начальной школе
заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли
учителя. Главное для учителя – увлечь, «заразить» детей и показать им значимость их
деятельности и вселить уверенность в своих силах, а также привлечь родителей к участию в
школьных делах своего ребёнка.
Исследовательскопознавательная деятельность может применяться как во всех
образовательных областях в начальной школе и старшего звена, так и в воспитательной
работе. Любая исследовательская и познавательная работа включает в себя следующие
этапы: 1.Подготовительный. 2. Основной. 3.Заключительный.
Используя исследовательские методы в обучении младших школьников, я выявила
существенные особенности. Младшего школьника бесполезно «нагружать» темой
исследования. Он конечно исследователь от природы, но его на первых порах надо учить
всему: как выявлять проблемы, как разрабатывать гипотезы, как наблюдать, как провести
эксперимент и т.п., а исследовать он будет только то, что ему действительно интересно.
Начинаю свою работу с того, что приучаю учеников к самому слову «исследование»,
«исследуем». Исследуя, мы задаём себе вопрос и ищем на него ответ, наметив план
действий, описывая основные шаги, наблюдая, экспериментируя и сделав вывод, фиксируем
результаты.
Для сбора информации я предлагаю детям выбрать наиболее удобную форму поиска
материала:
1. Подумать самостоятельно
Что я об этом знаю?
Какие мысли я могу высказать про это?
Какие выводы я могу сделать из того, что мне уже известно?
2. Просмотреть книги и издания периодической печати по теме.
Запиши важную информацию, которую узнал из книг, газет и журналов.
3. Спросить у других людей.
Запиши интересную информацию, полученную от других людей.
4. Просмотреть телематериалы.
Запиши то необычное, что узнал из фильмов.
5. Использовать Интернет.
Запиши то новое, что ты узнал с помощью компьютера.
6. Понаблюдать.
Запиши интересную информацию, полученную с помощью наблюдений, удивительные
факты и парадоксы. По возможности сделай фотографии.
7. Провести эксперимент.
Запиши план и результаты эксперимента.
В 1 классе почти все работы носят коллективный характер, тематика определяется
учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей
работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих. Учитель может и должен лишь
«подтолкнуть» их к правильному выбору.
На уроке литературного чтения за этот год была проведена исследовательско
познавательная деятельность по следующим темам: «Создаём город букв», «Буквы герои
сказок», «Составляем сборник загадок», «Наш класс дружная семья». Так же с
учащимися 1А класса были созданы 2 мультфильма по теме «Азбука», которые заняли в
районном конкурсе второе место.
На уроках русского языка и математики использовались задания, которые
стимулировали к познавательной деятельности: найди два одинаковых предмета, на что
похожа буква, какие предметы изображены на картинке, что общего и чем отличаются.
Использовались стихи, загадки, пословицы. В своей работе с 1А классом, я вовлекаю не только детей в познавательно
исследовательскую деятельность, но и их родителей.
Так, совместно с родителями и детьми мы с удовольствием исследовали свою семью, на
уроке окружающего мира. Узнавали, почему у родителей такое отчество, какие близкие
родственники у них есть, оформляли свой семейный фотоальбом, узнавали о профессиях
членов семьи. Провели исследовательскопознавательную работу по темам: «Моя малая
родина», «Мой класс и моя школа», «Наши домашние питомцы».
На уроке технология выполнили групповой проект «Дикие животные», где провели
исследовательскую работу о жизни диких животных Африки, Австралии и Европы.
В классе есть глобус, мини – библиотека книг (детские энциклопедии о животных,
морских обитателей, сборники художественной литературы и т. д.), которые дети приносят
сами в класс и с удовольствием читают.
Для активизации познавательной деятельности в своей работе я стараюсь
использовать уроксказку, урокконкурс, урокпутешествие, урокигру. Каждый из этих
уроков имеет ряд своих особенностей, но все они позволяют создать атмосферу
доброжелательности, зажечь огонек любознательности, что, в конечном счете, облегчает
процесс усвоения знаний.
Нестандартные уроки позволяют разнообразить виды работ, расширяют кругозор
учащихся. Эффект таких уроков велик. Нет ни одного скучающего ребенка на уроке и нет
необходимости напоминать о дисциплине.
Если урокпутешествие проводится на какомлибо виде транспорта, то материал
подбираю так, чтобы он знакомил с соответствующими профессиями.
Урокпутешествие, имеющий сказочную основу, позволяет оживить теоретический
материал, органически связать изучаемый материал с другими областями знания,
подключить богатую фантазию детей, учить преодолевать трудности, оценивать поступки как
сказочных персонажей, так и свои собственные.
На урокесказке изучение нового по математике и закрепление ранее изученного облачено в
форму сказочного повествования.
Еще одно из эффективных средств развития познавательного интереса к учебному
предмету, наряду с другими методами и приемами, используемыми на уроке
дидактическая игра. Еще К. Д. Ушинский советовал включать элементы занимательности,
игровые моменты в учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания был более
продуктивным.
Занимательные вопросы, задачишутки, моменты неожиданности способствуют
активизации мыслительной и познавательной деятельности. Значительная часть игр дает
возможность сделать то или иное обобщение, осознать правило, которое только что изучили,
закрепить, повторить полученные знания.
Заключение.
Анализируя результативность работы в технологии учебного исследования и
познания, можно сделать выводы:
Для учащихся: усвоение алгоритма научного исследования способствует
формированию научного мировоззрения учащихся; значительно расширяется кругозор
школьников в предметных областях; вооружает учащихся универсальными способами
учебной деятельности, даёт импульс к саморазвитию, способности к самоанализу,
самоцелеполаганию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке; формирует социальный
опыт в труде и общении;
Для учителя:
способствует профессиональному росту учителя, расширяя знания как в области своего
предмета, так и в педагогической науке;
даёт возможность лучше узнать учеников, раскрыть их потенциал, а также расширяет
контакты на профессиональный основе с коллегами, родителями учащихся.
Исследовательская деятельность в начальной школе способствует общему развитию
школьников, и непосредственно таких показателей мыслительной деятельности как умение:
классифицировать;
обобщать;
отбирать все возможные варианты решения;
переключаться с одного поиска решения на другой;
составлять программу действий по своей работе;
рассматривать объект с различных точек зрения;
сравнивать различные объекты и их совокупности;
составлять задания по предложенной теме;
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что исследовательско
познавательная тактика ребёнка это не просто один из методов обучения. Это путь
формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности. Он позволяет
трансформировать обучение в самообучение, запускает механизм саморазвития.
Следовательно, внедрение в учебный процесс исследовательской деятельности имеет
положительные тенденции: повышается уровень и качество образовательного процесса в
целом, возникает потребность у обучающихся и их родителей в саморазвитии, так
необходимом для адаптации сегодняшнего мира.
Список используемой литературы
1. Бычков проектов в современной школе. – М., 2000
2.
Григорьев деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для
учителя/ , . – М.: Просвещение, 2010. – 223с. – (Стандарты второго поколения).
3. Кривобок деятельность младших школьников [Текст]: / Волгоград: Учитель, 2008 –
126с.
4. Симоненко деятельность младших школьников. Книга для учителя начальных
классов. – М.: ВентаГрафф, 2002. – 112с.: ил. – (Библиотека учителя).
5. Проектная деятельность в начальной школе [Текст]: , М.: Академия, 2009 12с.
6. Проектные задачи в начальной школе. /под ред. . – М.: Просвещение – 2010. Сергеев организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005.
7.
8. Савенков исследовательского обучения младших школьников [Текст]: / – Самара:
9.
Учебная литература, 2008 – 119с.
Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. Рекомендации.
Волгоград, 2011. Шатилова в начальной школе: от замысла к реализации. –
Волгоград: Учитель, 2010.
«Развитие исследовательской и познавательной деятельности в работе с младшими школьниками в условия реализации ФГОС».
«Развитие исследовательской и познавательной деятельности в работе с младшими школьниками в условия реализации ФГОС».
«Развитие исследовательской и познавательной деятельности в работе с младшими школьниками в условия реализации ФГОС».
«Развитие исследовательской и познавательной деятельности в работе с младшими школьниками в условия реализации ФГОС».
«Развитие исследовательской и познавательной деятельности в работе с младшими школьниками в условия реализации ФГОС».
«Развитие исследовательской и познавательной деятельности в работе с младшими школьниками в условия реализации ФГОС».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.