Преемственность между дошкольным и начальным звеньями образования
Оценка 4.6
Педсоветы
docx
классное руководство
1 кл
23.04.2019
Преемственность между дошкольным и начальным звеньями образования рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка. Непрерывное образование понимается как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования для обеспечения преемственности в развитии ребенка.
Преемственность.docx
Преемственность между дошкольным и начальным звеньями образования
Введение Федеральных Государственных Требований (ФГТ) к структуре
дошкольной программы принятие новых Федеральных Государственных
Образовательных Стандартов (ФГОС) начального школьного образования –
важный этап преемственности дошкольного образовательного учреждения
(ДОУ) и школы.
Преемственность между дошкольным и начальным звеньями образования
рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного
образования ребенка. Непрерывное образование понимается как связь,
согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач,
содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на
каждой ступени образования для обеспечения преемственности в развитии
ребенка.
В связи с введением новых образовательных стандартов в начальной школе и с
появлением федеральных государственных требований в дошкольном
образовании обозначился переход от парадигмы «знаний, умений, навыков» к
культурноисторической системнодеятельностной парадигме образования
(на всех ступенях).
Основные изменения в дошкольном образовании связаны с тем, что акцент со
знаний, умений и навыков переносится на формирование общей культуры,
развитие «качеств, формирование предпосылок учебной деятельности,
обеспечивающих социальную успешность». Утверждается необходимость
построения образовательного процесса в соответствии с комплексно
тематическим принципом и принципом интеграции образовательных областей
Итогом освоения образовательной программы дошкольного
и т.п.
образования будут интегративные качества ребенка.
Такие как
любознательность, активность, эмоциональная отзывчивость, способность
решать интеллектуальные, личностные задачи и др.
Отличительной особенностью ФГОС НОО является его деятельностный
характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система
образования также отказывается от традиционного представления
результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки
стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся
должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам
обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных
результатов. Неотъемлемой частью ядра ФГОС являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимаются «общеучебные умения»,
«общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п.
Особенностью новых стандартов является формирование и развитие у детей
учебной деятельности умение учиться, без которого в дальнейшем
невозможно строить систему непрерывного образования. Изменяется роль
учителя и ученика в учебновоспитательной работе. В процессе обучения не
ученик подстраивается под сложившийся стиль учителя, а учитель,
обладающий более разнообразным технологическим инструментарием,
подстраивает и согласовывает приемы и методы с познавательным стилем
ребенка. Учитель и ученик взаимодействуют как равноправные партнеры. Нет
субъектов и объектов обучения, а есть школа сотрудничества.
Таким образом, важнейшая задача современной системы образования
– формирование совокупности «универсальных учебных действий»,
обеспечивающих компетенцию «научить учиться», способность личности к
саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и
активного присвоения нового социального опыта на основе
компетентностного подхода.
Исходя из положений новых требований и стандартов, в дошкольном и
начальном образовании появились дополнительные основания для
обеспечения преемственности. Однако анализ педагогического опыта
позволяет говорить о том, что ключевые моменты преемственности остаются
декларативными и требуют перехода из концептуальных положений в
практическую плоскость. Более того, вместе с ростом вариативности форм и
методов обучения, в частности с появлением различных моделей обучения
стали нарастать признаки рассогласования и ослабления преемственности на
различных ступенях образования. И если на уровне целей и задач
согласованность представлена (а на деле чаще всего просто заявлена), то на
уровне методов, средств и форм она практически отсутствует.
Поэтому, признавая, что в основе успешности ребенка, особенно в условиях
непрерывного образования рассматривается компетентность ребенка в разных
видах деятельности и в сфере отношений, в системе современного
образования преемственность целей и задач должна получать логическое
продолжение в согласовании педагогических подходов и технологий, которые
будут способствовать формированию заявленных компетенций воспитанников
и учащихся начальной школы.
Исследования, а также многолетний опыт применения разработок в сфере
образования показывают, что наличие знаний само по себе не определяет
успешность, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять. Поэтому при организации педагогического процесса важен
особый акцент на усвоении ребенком в процессе образования культурно
выработанных средств, которые организуют и нормируют весь процесс
детского развития. Необходимо помнить, что процесс освоения ребенком
этих средств носит самостоятельный, творческий характер, однако должен
быть особым образом организован. Этим требованиям отвечают такие
подходы и технологии как деятельностный подход, метод проектов,
технология портфолио, ИКТ и т.п.
Формирование у дошкольника готовности к школьному обучению должно
происходить не на содержательном, а на деятельностном уровне, т.е. наличие
сформированности умений учиться как фундаментальных новообразований
дошкольного детства, обеспечит психологическую готовность ребенка к
школе, как с дидактической, так и с психологической точки зрения
(поскольку учебная мотивация является одной из составляющих понятия
«учебная деятельность»). Безусловно, данный подход к решению проблемы
кажется невероятным и неправдоподобным, поскольку в дошкольной
педагогике не только не рассматривались вопросы формирования и развития
учебной деятельности ребенка, но и в целом проблема организации
развивающего обучения дошкольников кажется многим специалистам
дошкольного образования весьма сомнительной. Главную отрицательную роль
в становлении такого отношения к развивающему обучению дошкольников
играет, на наш взгляд, привычка к традиционному толкованию обучения как
формирования знаний, умений и навыков предметного характера, причем
традиционными репродуктивными методическими приемами. Вся работа с
детьми дошкольного возраста должна исходить из принципа «не навреди» и
быть направленной на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и
развитие индивидуальности каждого ребенка.
Для решения данной проблемы необходимо выполнение следующих этапов:
1. Заключение договора между дошкольным образовательным учреждением
(ДОУ) и школой по обеспечению преемственности;
2. Составление проекта совместной деятельности по обеспечению
преемственности;
3. Работа по обеспечению готовности детей к обучению в школе (диагностика
и коррекция развития детей);
4.Проведение психологопедагогической комиссии (ППК), с участием
специалистов детского сада и школы (воспитатели, учителя будущих
первоклассников, педагогипсихологи, социальные педагоги, медицинские
работники, старшие воспитатели, заместители директора);
5.Планирование совместной деятельности по адаптации детей в школе;
6 Проведение мониторинга процесса адаптации детей к школе. Преемственность возможна на основе учёта того общего, что объединяет две
ступени развития. Успешность реализации преемственности определяется
рядом факторов, которые создаются педагогически грамотной средой.
Таким образом, проблема преемственности может быть успешно решена при
тесном взаимодействии дошкольного образовательного учреждения и школы.
Список литературы:
1. Белошистая А.В. Современное понимание реализации
преемственности между дошкольным и начальным звеньями системы
образования /Белошистая А.В.// Начальная школа: плюс – минус. – 2012. №2.
– с. 2 3.
2. Должникова Р.А., Федосимов Г.М., Кулинич Н.И., Ищенко И.П.
Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и
начальной школе. М.: Школьная пресса, 2008.
3. Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17.10.2013 г. № 155 «Об утверждении федерального
государственного стандарта дошкольного образования».
4. Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 23.11.2009 № 655 «Федеральные государственные требования
к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного
образования».
5. Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие
ФГОС НОО».
Преемственность между дошкольным и начальным звеньями образования
Преемственность между дошкольным и начальным звеньями образования
Преемственность между дошкольным и начальным звеньями образования
Преемственность между дошкольным и начальным звеньями образования
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.