«Развитие исследовательской и познавательной деятельности в работе с младшими школьниками в условиях реализации ФГОС».
Оценка 4.9
Научные работы +2
docx
воспитательная работа +2
1 кл
27.07.2019
Моя работа предназначена для учителей начальных классов. Развитие исследовательской и познавательной деятельности младших школьников в сфере реализации ФГОС актуальна на данный момент для детей данного возраста. В предоставленном материале учителя начальных классов ознакомятся с целями, задачами, спецификой работы по данной теме.
Развитие исследовательской и познавательной деятельности младших школьников..docx
Тема: «Развитие исследовательской и познавательной деятельности в
работе с младшими школьниками в условиях реализации ФГОС».
Ребенок любознателен, ему интересно все, все хочется потрогать, попробовать,
изучить устройство, принцип действия. Это врожденные исследовательские качества.
С возрастом происходит трансформация исследовательской деятельности,
проявляется избирательность исследуется только то, что вызывает интерес. А в
школе приходится изучать и исследовать очень много заданного запланированного
разными программами и стандартами.
2.Актуальность проблемы.
Актуальность выбранной темы я вижу в том, что исследовательская
деятельность, как один из видов нетрадиционной формы обучения и воспитания,
позволяет наиболее полно проявить себя как учителю, так и учащимся.
3.Цели.
Мною были поставлены следующие цели:
внедрение
элементов исследовательской деятельности в учебный
процесс по образовательной системе «Школа России»;
развитие интеллектуальнотворческого потенциала личности ребенка
младшего школьного возраста путем совершенствования навыков
исследовательского и познавательного поведения и развития
исследовательских способностей;
способствовать формированию умения самостоятельно добывать знания,
определять общий способ построения учебной задачи, инициативности
школьника в постановке гипотез, поиске существенных доказательств,
желанию выполнять любую задачу творчески. 4.Задачи.
Для успешного достижения поставленных целей я определила следующие задачи:
изучить научнометодическую литературу по данной проблеме;
выявить педагогические приёмы, определяющие эффективность
обучения учащихся исследовательской деятельности;
формировать у учащихся представления об исследовании, как ведущем
способе учебной деятельности и стиле жизни;
разработать
систему организации учебноисследовательской
деятельности учащихся в начальной школе.
5. Специфика работы.
Специфика исследовательской и познавательной деятельности в начальной
школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и
корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь, «заразить» детей и
показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а
также привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка.
Исследовательскопознавательная деятельность может применяться как во всех
образовательных областях в начальной школе и старшего звена, так и в
воспитательной работе.
Любая исследовательская и познавательная работа включает в себя следующие
этапы:
Подготовительный
Основной Заключительный.
Используя исследовательские методы в обучении младших школьников, я
выявила существенные особенности. Младшего школьника бесполезно «нагружать»
темой исследования. Он конечно исследователь от природы, но его на первых порах
надо учить всему: как выявлять проблемы, как разрабатывать гипотезы, как
наблюдать, как провести эксперимент и т.п., а исследовать он будет только то, что
ему действительно интересно.
Начинаю свою работу с того, что приучаю учеников к самому слову
«исследование», «исследуем». Исследуя, мы задаём себе вопрос и ищем на него
ответ, наметив план действий, описывая основные шаги, наблюдая, экспериментируя
и сделав вывод, фиксируем результаты.
Для сбора информации я предлагаю детям выбрать наиболее удобную форму
поиска материала:
1. Подумать самостоятельно
Что я об этом знаю?
Какие мысли я могу высказать про это?
Какие выводы я могу сделать из того, что мне уже известно?
2. Просмотреть книги и издания периодической печати по теме.
Запиши важную информацию, которую узнал из книг, газет и журналов.
3. Спросить у других людей.
Запиши интересную информацию, полученную от других людей.
4. Просмотреть телематериалы.
Запиши то необычное, что узнал из фильмов.
5. Использовать Интернет.
Запиши то новое, что ты узнал с помощью компьютера.
6. Понаблюдать.
Запиши интересную информацию, полученную с помощью наблюдений,
удивительные факты и парадоксы. По возможности сделай фотографии. 7. Провести эксперимент.
Запиши план и результаты эксперимента.
В 1 классе почти все работы носят коллективный характер, тематика
определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это
приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих. Учитель
может и должен лишь «подтолкнуть» их к правильному выбору.
На уроке литературного чтения за этот год была проведена исследовательско
познавательная деятельность по следующим темам: «Создаём город букв», «Буквы
герои сказок», «Составляем сборник загадок», «Наш класс дружная семья».
Так же с учащимися 1А класса были созданы 2 мультфильма по теме «Азбука»,
которые заняли в районном конкурсе второе место.
На уроках русского языка и математики использовались задания, которые
стимулировали к познавательной деятельности: найди два одинаковых предмета, на
что похожа буква, какие предметы изображены на картинке, что общего и чем
отличаются. Использовались стихи, загадки, пословицы.
В своей работе с 1А классом, я вовлекаю не только детей в познавательно
исследовательскую деятельность, но и их родителей.
Так, совместно с родителями и детьми мы с удовольствием исследовали свою семью,
на уроке окружающего мира. Узнавали, почему у родителей такое отчество, какие
близкие родственники у них есть, оформляли свой семейный фотоальбом, узнавали о
профессиях членов семьи. Провели исследовательскопознавательную работу по
темам: «Моя малая родина», «Мой класс и моя школа», «Наши домашние питомцы».
На уроке технология выполнили групповой проект «Дикие животные», где
провели исследовательскую работу о жизни диких животных Африки, Австралии и
Европы. В классе есть глобус, мини – библиотека книг (детские энциклопедии о
животных, морских обитателей, сборники художественной литературы и т. д.),
которые дети приносят сами в класс и с удовольствием читают.
Для активизации познавательной деятельности в своей работе я стараюсь
использовать уроксказку, урокконкурс, урокпутешествие, урокигру. Каждый из
этих уроков имеет ряд своих особенностей, но все они позволяют создать атмосферу
доброжелательности, зажечь огонек любознательности, что, в конечном счете,
облегчает процесс усвоения знаний.
Нестандартные уроки позволяют разнообразить виды работ, расширяют
кругозор учащихся. Эффект таких уроков велик. Нет ни одного скучающего ребенка
на уроке и нет необходимости напоминать о дисциплине.
Если урокпутешествие проводится на какомлибо виде транспорта, то материал
подбираю так, чтобы он знакомил с соответствующими профессиями.
Урокпутешествие,
позволяет
имеющий сказочную основу,
оживить
теоретический материал, органически связать изучаемый материал с другими
областями знания, подключить богатую фантазию детей, учить преодолевать
трудности, оценивать поступки как сказочных персонажей, так и свои собственные.
На урокесказке изучение нового по математике и закрепление ранее изученного
облачено в форму сказочного повествования.
Еще одно из эффективных средств развития познавательного интереса к учебному
предмету, наряду с другими методами и приемами, используемыми на уроке
дидактическая игра. Еще К. Д. Ушинский советовал включать элементы
занимательности, игровые моменты в учебный труд учащихся для того, чтобы
процесс познания был более продуктивным.
Занимательные вопросы, задачишутки, моменты неожиданности способствуют
активизации мыслительной и познавательной деятельности. Значительная часть игр
дает возможность сделать то или иное обобщение, осознать правило, которое только
что изучили, закрепить, повторить полученные знания. 7. Заключение.
Анализируя результативность работы в технологии учебного исследования и
познания, можно сделать выводы:
Для учащихся:
усвоение алгоритма научного исследования способствует формированию
научного мировоззрения учащихся;
значительно расширяется кругозор школьников в предметных областях;
вооружает учащихся универсальными способами учебной деятельности,
способности к самоанализу,
даёт импульс к саморазвитию,
самоцелеполаганию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке;
формирует социальный опыт в труде и общении;
Для учителя:
способствует профессиональному росту учителя, расширяя знания как в области
своего предмета, так и в педагогической науке;
даёт возможность лучше узнать учеников, раскрыть их потенциал, а также
расширяет контакты на профессиональный основе с коллегами, родителями
учащихся. Исследовательская деятельность в начальной школе способствует общему
развитию школьников, и непосредственно таких показателей мыслительной
деятельности как умение:
классифицировать;
обобщать;
отбирать все возможные варианты решения;
переключаться с одного поиска решения на другой;
составлять программу действий по своей работе;
рассматривать объект с различных точек зрения;
сравнивать различные объекты и их совокупности;
составлять задания по предложенной теме;
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что исследовательско
познавательная тактика ребёнка это не просто один из методов обучения. Это путь
формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности. Он позволяет
трансформировать обучение в самообучение, запускает механизм саморазвития.
Следовательно, внедрение в учебный процесс исследовательской
деятельности имеет положительные тенденции: повышается уровень и качество
образовательного процесса в целом, возникает потребность у обучающихся и их
родителей в саморазвитии, так необходимом для адаптации сегодняшнего мира.
«Развитие исследовательской и познавательной деятельности в работе с младшими школьниками в условиях реализации ФГОС».
«Развитие исследовательской и познавательной деятельности в работе с младшими школьниками в условиях реализации ФГОС».
«Развитие исследовательской и познавательной деятельности в работе с младшими школьниками в условиях реализации ФГОС».
«Развитие исследовательской и познавательной деятельности в работе с младшими школьниками в условиях реализации ФГОС».
«Развитие исследовательской и познавательной деятельности в работе с младшими школьниками в условиях реализации ФГОС».
«Развитие исследовательской и познавательной деятельности в работе с младшими школьниками в условиях реализации ФГОС».
«Развитие исследовательской и познавательной деятельности в работе с младшими школьниками в условиях реализации ФГОС».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.