Конспект урока
Тема урока: Совместные действия над алгебраическими дробями.
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.
Учебная задача урока: обобщить и систематизировать знания и умения учащихся по действиям с алгебраическими дробями.
Диагностируемые цели урока:
В результате урока ученик
знает:
- определение алгебраической дроби
- формулировки правил выполнения различных действий над алгебраическими дробями
- виды задач, решаемых на основе изученной теории
умеет:
- выполнять различные виды заданий на различные действия над алгебраическими дробями
понимает:
- взаимосвязь между дидактическими единицами темы
Учебные действия, формируемые на уроке:
Методы обучения: эвристическая беседа, репродуктивный, частично-поисковые, УДЕ.
Форма работы: фронтальная, парная, групповая.
Средства обучения: традиционные, презентация, карточки с заданиями, канва-таблица.
Структура урока:
I. Мотивационно-ориентировочная часть (10 минут).
1.1. Актуализация полученных знаний.
1.2. Мотивация.
1.3. Постановка учебной задачи (цели) урока.
II. Операционно-познавательная часть (33 минуты).
2.1. Обобщение и систематизация знаний о совместных действиях с алгебраическими дробями
III. Рефлексивно-оценочная часть (2 минуты).
3.1. Подведение итогов урока.
Ход урока
I. Мотивационно-ориентировочная часть
1.1. Актуализация полученных знаний.
Работа фронтальная со всем классом с записями в тетради.
- Выберите из предложенных выражений алгебраические дроби
А)
Б)
В)
Г)
(Ответ: А, В)
- Что называется алгебраической дробью?
(Алгебраической дробью называется выражение вида , где P и Q – многочлены, P – числитель алгебраической дроби, Q – знаменатель алгебраической дроби, Q¹0)
Работа в парах (5 мин)
1 ученик
Выполнить действия:
1)
2)
3)
(Решение: 1) =
2)
3) )
2 ученик
1)
2)
3)
(Решение: 1)
2)
3))
Сдают заполненные карточки с решениями
Проверка правильности решения по слайду презентации
- Какие правила вы использовали при решении заданий?
(Алгоритм сложения (вычитания) алгебраических дробей с разными знаменателями:
Чтобы сложить (вычесть) алгебраические дроби, нужно:
1.Привести дроби к общему знаменателю;
2.Выполнить сложение (вычитание) полученных дробей с одинаковыми знаменателями, т.е. сложить (вычесть) их числители, а знаменатель оставить без изменений.
Алгоритм приведения алгебраических дробей к общему знаменателю:
Чтобы привести алгебраические дроби к наименьшему общему знаменателю, нужно:
1. Найти наименьший общий знаменатель дробей.
2. Найти дополнительные множители для каждой дроби, разделив наименьший общий знаменатель дробей на знаменатель дроби.
3.Числитель и знаменатель каждой дроби умножить на её дополнительный множитель
Правило умножения алгебраических дробей:
Чтобы умножить одну алгебраическую дробь на другую, надо:
1. перемножить их числители и результат записать в числитель,
2. перемножить их знаменатели и результат записать в знаменатель
Правило деления алгебраических дробей:
Чтобы выполнить деление алгебраических дробей, надо первую дробь умножить на дробь, обратную второй)
1. 2. Мотивация
-Итак, в главе «Алгебраические дроби» вы изучили определение алгебраической дроби и различные правила выполнения действий над алгебраическими дробями. На следующем уроке вы пишите контрольную работу по данной теме.
1.3. Постановка учебной задачи (цели) урока.
- Поэтому, целью сегодняшнего урока будет проведение обобщения и систематизации изученного вами материала по теме «Совместные действия над алгебраическими дробями».
II. Операционно-познавательная часть.
Тема урока «Совместные действия над алгебраическими дробями» (у учителя она появляется на презентации, ученики записывают в тетрадь)
- Итак, вспомним основной теоретический материал по теме, заполняя канву-таблицу
Незаполненная канва-таблица
Определение: Алгебраической дробью называется , где
|
Основное свойство дроби Если алгебраической дроби на один и тот же многочлен, то получится ей алгебраическая дробь. |
Приведение алгебраических дробей к общему знаменателю Чтобы привести алгебраические дроби к наименьшему общему знаменателю, нужно: 1. Найти дробей. 2. Найти для каждой дроби,
3.Числитель и знаменатель каждой дроби на её |
Действия с алгебраическим дробями |
- сложение (вычитание) алгебраических дробей с одинаковыми знаменателями Чтобы сложить (вычесть) алгебраические дроби с одинаковыми знаменателями, нужно сложить (вычесть) , а без изменений. |
- сложение (вычитание) алгебраических дробей с разными знаменателями Чтобы сложить (вычесть) алгебраические дроби с разными знаменателями, нужно: 1. Привести дроби к 2.Выполнить полученных дробей с |
- умножение алгебраических дробей Чтобы умножить одну алгебраическую дробь на другую, надо: 1. перемножить их и результат записать в 2. перемножить их и результат записать в |
- деление алгебраических дробей Чтобы выполнить деление алгебраических дробей, надо умножить на дробь, |
Заполненная канва-таблица
Определение: Алгебраической дробью называется выражение вида , где P и Q – многочлены, P – числитель алгебраической дроби, Q – знаменатель алгебраической дроби, Q¹0 |
Основное свойство дроби Если числитель и знаменатель алгебраической дроби умножить или разделить на один и тот же ненулевой многочлен, то получится равная ей алгебраическая дробь. |
Приведение алгебраических дробей к общему знаменателю Чтобы привести алгебраические дроби к наименьшему общему знаменателю, нужно: 1. Найти наименьший общий знаменатель дробей. 2. Найти дополнительные множители для каждой дроби, разделив наименьший общий знаменатель дробей на знаменатель дроби. 3.Числитель и знаменатель каждой дроби умножить на её дополнительный множитель |
Действия с алгебраическим дробями |
- сложение (вычитание) алгебраических дробей с одинаковыми знаменателями Чтобы сложить (вычесть) алгебраические дроби с одинаковыми знаменателями, нужно сложить (вычесть) их числители, а знаменатель оставить без изменений. |
- сложение (вычитание) алгебраических дробей с разными знаменателями Чтобы сложить (вычесть) алгебраические дроби с разными знаменателями, нужно: 1.Привести дроби к общему знаменателю; 2.Выполнить сложение (вычитание) полученных дробей с одинаковыми знаменателями. |
- умножение алгебраических дробей Чтобы умножить одну алгебраическую дробь на другую, надо: 1.перемножить их числители и результат записать в числитель, 2.перемножить их знаменатели и результат записать в знаменатель |
- деление алгебраических дробей Чтобы выполнить деление алгебраических дробей, надо первую дробь умножить на дробь, обратную второй. |
(Учитель вызывает одного ученика к доске, остальные решают в тетради)
Упр. 1. Найдите допустимые значения букв, входящих в дробь
а)
б)
в)
(Решение: Допустимыми значениями значения букв, входящих в дробь, называют те значения, при которых знаменатель дроби не обращается в 0.
а) для дроби допустимыми значениями значения букв, входящих в дробь, будут все значения a и b, кроме а+2=0, a=-2, т.е. ответ: а≠-2
б) для дроби допустимыми значениями значения букв, входящих в дробь, будут все значения a, кроме =0, a=0 и a=1, т.е. ответ: a¹0, a¹1.
в) для дроби допустимыми значениями значения букв, входящих в дробь, будут все значения c, кроме . Решим это уравнение: ,
В левой части уравнения мы можем выражение свернуть по формуле квадрат суммы - и получим - , т.е. ответ: c¹-0,6).
Упр.2. Сократите дробь:
А)
Б)
(Решение: А)
Б))
Упр. 3. Упростите выражение
-Прежде чем начать выполнять упражнение, что мы должны сначала сделать?
(расставить порядок действий)
1)
2)
3))
Упр. 4. Найдите значение выражения:
при
(Решение:
Упростим выражение перед тем как подставить данные значения букв:
1)
2)
Подставим в полученное выражение:.
Работа по группам
Примерные задания для групп
Упр. 1. Найдите допустимые значения букв, входящих в дробь
(Решение: для дроби допустимыми значениями значения букв, входящих в дробь, будут все значения x, кроме , 3x(1-2x)=0, x=0, x= т.е. ответ: x¹0, x¹).
Упр.2. Сократите дробь:
А)
Б)
(Решение: А)
Б))
№ 3. Упростите выражение:
(Решение: 1)
2)
3)
4))
№ 4. Найдите значение выражения: при
(Решение: Упростим выражение перед тем как подставить данные значения: 1)
2)
Подставим в полученное выражение: .)
III. Рефлексивно-оценочная часть.
- Какова была цель урока? (проведение обобщения и систематизации изученного материала по теме «Совместные действия над алгебраическими дробями»)
- Достигли ли мы цель? (Да)
- Как мы её достигли? Какие виды задач решали? (Повторили определение алгебраической дроби, правила выполнения различных действий над алгебраическими дробями, решали задачи на нахождение допустимых значений букв, входящих в дробь, сокращение алгебраических дробей, на упрощение выражений, на нахождение значения выражения)
Домашнее задание:
№ № 502(2,4), 503(2), 504, 512(2)
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.