СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
К. Паустовский. «Заботливый цветок»
Беседа по содержанию рассказа.
– Каким вы представляете себе цветок этого растения? В какую книгу положил автор засушенный цветок? (В сборник русских сказок.)
– Как вы думаете, случайно ли это? Попробуйте отыскать связь.
– Найдите описание растения, определите цвет, внешний вид.
– Рассмотрите иллюстрацию с изображением цветка кипрея (показ учителя).
– На что он похож?
Кипрей произрастает в разных местах и, представьте себе, в разных местах по-разному его называют.
– Предположите, сколько разных названий может быть у кипрея? Одно уже известно – Иван-чай, а еще?
• «Минутка удивления!»
Кипрей по-другому называют: иван-трава, пуховик, спрыг, иван-чай, медовая трава, пушник, краснушка, гаревик, пустодом, новосел, теплый цветок, ёлушник, нянька, дикий лен, плакун, красный цвет.
– Какое название еще можно добавить? (Заботливый цветок.)
– Попробуйте сейчас объяснить, почему так называли это растение, и подтвердите текстом из рассказа.
Работа с текстом.
– Найдите в рассказе самое поэтическое описание природы. Как автор передал лирическое настроение?
– Какие литературные приемы использованы при передаче увиденного? (Сравнения, метафоры, эпитеты.) Приведите примеры из текста.
Итог урока.
Учитель. Послушайте стихотворение С. Школьникова «Лиловый прибой».
Цветет над опушкой кипрей,
Хозяин лесных пустырей,
Хозяин зеленых полян,
Стоит, как лиловый туман.
Горит, как лиловый пожар,
Июня и солнышка дар,
И терпкий густой аромат
Высокие кисти хранят.
Но ветер качнет невзначай
Высокий кипрей – иван-чай,
И словно лиловый прибой
Вздохнет на опушке лесной.
– Чем в вашей жизни может помочь кипрей? Где его можно применять? Что вас особенно удивило?
– Попробуйте дома сочинить сказку о кипрее, применяя те сведения о нем, которые стали вам сегодня известны.
Г. Скребицкий. «Счастливый жучок»
Беседа по содержанию сказки.
– Можете ли вы коротко рассказать, о чем была бабушкина сказка?
– Прочитайте, как рассказывается в сказке о торжественном приходе Весны.
– Зачем весна принесла с собой разноцветные шелка?
– Найдите отрывок, где говорится, как Весна одаривала разных насекомых. Расскажите, какие платья дарила она бабочкам и мотылькам.
– В какой взаимосвязи находится «одежда» насекомых и их названия?
– Можно ли было теперь сразу узнать бабочку-белянку, лимонницу, траурницу?
– Украсила ли мотыльков тонкая прозрачная кисея?
– Что сказала Весна, когда раздала всем подарки? Докажите текстом. (Выборочное чтение.)
Чтение текста цепочкой.
От слов: «В это время набежал ветерок…» до слов: «Пусть этот фонарик горит, как яркая звездочка, в темной ночной траве».
Чтение по ролям.
Учитель. Подготовьтесь к чтению по ролям отрывка сказки, где говорится о встрече красавицы Весны с Ивановым червячком.
Вопросы по содержанию сказки.
– Каким подарком наградила Весна ночного жучка?
– Почему Весна выбрала именно этот подарок?
– Знаете ли вы, как люди называют тех маленьких червячков, которые обладают свойством светиться ночью? (Светлячками.)
– Какой инструмент, на ваш взгляд, наиболее точно рассказывает о светлячке? (Скрипка.)
Учитель. Послушайте музыкальный отрывок – это тема светлячка из фильма-сказки «Мария, Мирабелла». Автор музыки – Евгений Дога.
– Каким вы представили себе светлячка, слушая эту музыку?
– Догадайтесь, почему светлячок назван «Ивановым червячком»? (Принадлежит какому-то Ивану.)
– Приведите названия из сказок, в которых встречается слово Иван.
– Почему так часто употребляется это имя?
• «Минутка удивления!»
Имя Иван раньше звучало как Иоанн, в переводе с еврейского – «благодать божья». По всем границам Руси имя Иван означало «русский человек». Много интересного об именах собственных вы сможете узнать в разделе языкознания, который называется ономастикой.
Итог урока.
– Объясните, почему жучок-червячок ничего не просил у Весны. Как вы понимаете его слова: «Я и так счастлив. Счастлив тем, что живу в родном лесу».
– Будет ли светлячок рад подарку Весны? Какими отрывками текста это можно подтвердить? Зачитайте.
– Почему жучок оказался счастливее всех? Перечитайте последний абзац сказки.
– Найдите предложение, в котором выражена главная мысль сказки.
– Подготовьте подробный пересказ. Постарайтесь рассказывать так, чтобы слушатели представили себе действующих лиц этой сказки.
Свяжите с содержанием прочитанной сказки пословицу: «Доброе дело и в воде не тонет».
Г. Скребицкий. «Сказка о Весне»
Беседа по содержанию сказки.
– Что заставило Весну отправиться в гости?
– Кто помог ей в этом?
– Перечитайте отрывок о том, как добиралась Весна с юга на север. Назовите, какие перемены видела она на земле.
– Прочитайте, как Весна уговаривала птиц.
– Нарисуйте по содержанию отрывка словесную картинку «Совсем загрустила весна».
– Выделите еще один-два эпизода сказки, по содержанию которых можно было бы нарисовать словесные картинки.
– Перечитайте сказку. Расскажите, как путешествовала Весна. Вспомните и назовите птиц, которые не боятся холодов и прилетают с юга первыми.
– Зачитайте последний абзац. Назовите приметы, по которым люди узнают о приходе весны.
– Подумайте, почему это произведение названо сказкой? Что в нем волшебного, сказочного?
Г. Скребицкий. «На лесной полянке зимой»
Беседа по содержанию статьи.
Учитель. Прочитайте статью. Отметьте непонятные слова и сочетания слов.
Найдите в тексте ответы на вопросы:
– Кого можно встретить в зимнем лесу?
– Кого можно увидеть под снегом?
– Прочитайте, кто живет в старом трухлявом пне. Чем этот пень напоминает каждому из вас сказочный терем-теремок?
– Прочитайте, как описывает автор птиц и зверей, которых он встретил на лесной полянке.
– Какие звуки можно услышать в зимнем лесу?
– Перечитайте последние два абзаца статьи. Подготовьте пересказ.
– Вспомните, о жизни каких других животных зимой вы слышали или за какими сами наблюдали. Приготовьтесь рассказать об этом: с чего вы начнете свой рассказ, какие факты приведете?
– Прочитайте в статье предложения, где встречаются слова: «хворост», «обитатели», «уютный», «проворный», «выколачивать». Составьте свои предложения с этими словами.
– Перечитайте в данном рассказе и в ранее прочитанных произведениях отрывки о зимнем лесе, о снеге и воздухе зимой.
Нарисуйте словесную картину к одному из этих отрывков.
М. Пришвин. «Старый гриб»
Работа с текстом рассказа.
Учитель. Прочитайте рассказ. Скажите, что удивительного увидел ваш «зоркий глаз» во время путешествия по лесу.
– Прочитайте, как писатель говорит о своей встрече с серенькой птичкой, с золотым паучком.
– Каким предстает из этих описаний сам автор? Что можно сказать об этом человеке?
– Перечитайте отрывок о том, как М. М. Пришвин набрел на сыроежку-богатыря.
– Как проявилась в действиях писателя его подлинная любовь к природе?
– Понятен ли вам поступок этого человека?
Составление плана рассказа. Пересказ.
Составьте план прочитанного рассказа. Подготовьте его пересказ.
– Попробуйте передать содержание рассказа от третьего лица. Начните так: «Было это в один из осенних дней. Михаил Михайлович Пришвин, как всегда, отправился в лес. Но в этот раз ему не повезло с грибами…».
Чтение предложений из рассказа о единении М. Пришвина с природой.
Итог урока.
Учитель. Составьте рассказ, темой которого может стать один из ваших походов на реку, в лес и т. д.
Попробуйте дома выучить наизусть понравившийся отрывок или нарисуйте иллюстрацию к произведению.
М. Пришвин. «Золотой луг»
Учитель. Прочитайте рассказ. Как называется цветок, который стал другом автора? За что этот цветок получил свое название?
– Прочитайте рассказ еще раз.
Отметьте отрывки, где говорится о том, что:
1) луг стал золотым;
2) он стал вновь зеленым.
– Почему несколько раз в день луг менял свою окраску? С чем это было связано?
Учитель. Перечитайте текст еще раз, чтобы подробно рассказать историю «волшебного» золотого луга.
– Покажите на своих ладошках, как просыпался и засыпал одуванчик.
– Когда одуванчик очень похож на маленькое солнышко?
Л. Толстой. «Какая бывает роса на траве»
Учитель. Прочитайте рассказ. Какие из картин, нарисованных автором, каждый из вас наблюдал в природе?
– Найдите в рассказе описание капель росы на листке. На что они похожи? Почему они напоминают автору драгоценный камень – алмаз?
– Прочитайте второй абзац рассказа. В нем упоминается слово «бархат».
Бархат – это ткань. Можете ли вы представить эту ткань, прочитав отрывок рассказа? Мягкая она или жесткая? Тяжелая или легкая?
– А каков по цвету этот листок травы?
– Почему «капли катаются по листку и не мочат его»?
– Прочитайте последний абзац рассказа. Какой рисунок каждый из вас мог бы нарисовать к этому отрывку?
– Внимательно и медленно перечитайте каждое предложение рассказа. А потом попробуйте последовательно рассказать о том «удивительном», что увидел писатель в лесу рано утром.
В. Бианки. «Купание медвежат»
Учитель. Прочитайте рассказ.
– Сколько медвежат привела с собой медведица?
– Зачем медвежья семья вышла к берегу лесной речки?
– Зачитайте из текста: почему охотник оказался на дереве? Как пестун купал детей? Чем кончилось купание?
– Разделите рассказ на части, используя как план эти вопросы.
– Перечитайте еще раз сценку купания медвежат. Представляете ли вы, как выглядел медвежонок, схваченный «зубами за шиворот»? А что значат слова «…давай окунать его в речку»?
– Вы, наверное, видели, как полощут в воде белье. А как мог пестун «полоскать» медвежат?
– Прочитайте рассказ еще раз. При чтении какого эпизода каждому из вас захотелось по-доброму улыбнуться?
– Попробуйте подготовиться к подробному пересказу текста.
М. Пришвин. «Ребята и утята»
Учитель. Прочитайте рассказ. Подумайте, чему радуются ребята и автор в конце рассказа.
Перечитайте рассказ еще раз. Попробуйте ответить на вопросы сначала «своими словами», потом точными отрывками из текста.
– Почему дикая уточка свила гнездо вдали от озера?
– Что произошло с утиной семьей по дороге к озеру?
– Как расстались ребята и утиное семейство?
Учитель. Проследите, как меняется на протяжении рассказа отношение ребят к утиной семье.
– Зачитайте в тексте отрывки, где говорится: сначала мальчики были недобрые, безразличные, немного жестокие к судьбе утят; потом – трусливые, чуть испуганные; затем – веселые, радостные, доброжелательные.
– Кто помог ребятам найти правильное решение?
Учитель. Подготовьтесь к такому выразительному чтению рассказа, чтобы слушатели поняли, что менялось в настроении ребят на протяжении их встречи с утятами.
– Если кто-то из вас сам ведет наблюдения за жизнью животных, расскажите, что интересного вы в ней заметили.
В. Бианки. «Заяц, Косач, Медведь и Весна»
Повсюду: в лесу на полянке,
В реке, на болоте, в полях –
Ты встретишь героев Бианки,
У них побываешь в гостях.
Про птиц, насекомых, лягушек
Рассказы и сказки прочтешь,
И лучше знакомых зверюшек
Узнаешь, дружок, и поймешь.
Ох, так написать о природе
Непросто, ведь нужно уметь
На вещи, знакомые вроде,
Всегда удивленно смотреть.
Беседа по содержанию сказки.
Учитель. Прочитайте сказку.
– Скажите, почему рассердился и ушел далеко Дед Мороз.
– Найдите в сказке описание прихода Весны. Расскажите, что изменилось в лесу с ее появлением.
– Прочитайте, как радовались Весне сказочные герои: Заяц, Тетерев-косач, Медведь.
– Что обидного для себя увидел Дед Мороз в поведении животных?
– Зачитайте, как каждый из героев сказки объяснил Деду Морозу причину своего веселого настроения.
– О чем говорил каждый из героев сказки?
– Что объединяло их в этом веселье?
– Найдите и отметьте в тексте сказки слова и предложения, которые помогут вам ярче представить Весну-красавицу.
– Если бы вам пришлось иллюстрировать сказку, какой бы вы нарисовали Весну?
Учитель. К этой сказке очень легко составить картинный план. Разделите текст сказки на смысловые части так, чтобы каждая часть последовательно передавала содержание новой картины.
– Выберете в тексте отрывок, который можно прочитать по ролям.
– Подумайте, сколько действующих лиц примет участие в этом разговоре. Какие слова автора помогут вам лучше понять каждого героя сказки?
– Прочитайте еще раз отрывок о том, как Дед Мороз расспрашивал Медведя, чему он радуется. Этот момент сказки можно разыграть по ролям. Для этого нужно:
а) распределить роли;
б) запомнить слова каждого действующего лица;
в) представить, как выглядят Дед Мороз и Медведь, как они разговаривают, как двигаются, что переживают;
г) попробовать соединить, совместить разговор героев и их движения.
Инсценирование отрывка.
Подготовьтесь к инсценировке этого отрывка.
В. Бианки. «Неслышимка»
Вводная часть.
Учитель. Сегодня мы будем говорить и читать о лете, а поможет нам в этом талантливый писатель, большой знаток русской природы Виталий Бианки. Он исходил многие километры по лесам, полям, лугам. И все, что видел, записывал в свой писательский блокнот, а затем писал рассказы. Он очень любил природу, понимал и тонко ее чувствовал, учил этому как своих детей, так и детей, которые читают его книги.
Беседа по содержанию рассказа.
– Какое маленькое открытие сделал автор с помощью внучки? (Автор вспомнил птичку камышевку, сверчка.)
– Какой оказалась внучка? (Наблюдательной, внимательной, любознательной.)
– А что нового для себя вы открыли, прочитав этот рассказ? (В природе много тайн.)
– Расскажите, чем вам понравился этот рассказ, чему вы удивились?
– Что больше всего запомнилось?
– Расскажите, как вы относитесь к летней природе и за что вы ее любите?
Итог урока.
Учитель. Природа – источник красоты, добра и здоровья. Все люди от мала до велика должны любить и охранять природу. Учитесь быть наблюдательными, внимательными к природе, и она вас отблагодарит: будет радовать вас пением птиц, красотой цветущего луга, порханием бабочек и стрекоз над рекой.
Чтобы много знать, любить природу, надо еще и много читать полезных книг.
В. Бианки. «Синичкин календарь»
Беседа по содержанию сказки.
Учитель. Прочитайте первый абзац рассказа. Подчеркните в тексте имя синички. Расскажите, что вы узнали про Зиньку.
– Прочитайте второй абзац. Нарисуйте словесную картинку о том, каким было гнездо Зиньки.
– Прочитайте рассказ до конца. Ответьте на вопросы.
В о п р о с ы:
– Что удивительного увидела Зинька в комнате дома?
– Чем поразило ее поведение людей?
– Что нового узнала Зинька от воробьев?
Учитель. Перечитайте разговор синички и воробьев. Найдите слова, которые были непонятны синичке.
– Ответьте словами текста: что такое календарь?
– Как названы в рассказе месяцы январь, декабрь?
– Перечитайте отрывок о том, как Зинька провела ночь перед Новым годом. Объясните, почему синичку поразило все то, что она увидела в эту ночь.
Чтение по ролям.
– Найдите в рассказе ту часть, которую можно прочитать в лицах.
– Отметьте на полях книги буквой А слова автора, буквой З – слова Зиньки, буквой В – слова воробьев. Подготовьтесь к чтению в лицах.
К. Ушинский. «Весна идет»
Работа по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели».
Учитель. Рассмотрите картину А. К. Саврасова «Грачи прилетели». Обратите внимание на снег. Вспомните, каким бывает снег зимой?
– А каким он изображен на картине?
– Каким же становится снег к весне?
– Взгляните, как изобразил художник небо. Какие краски каждый из вас там нашел?
– Расскажите, что изображено в центре картины. Чем заняты птицы?
Беседа по содержанию сказки.
Учитель. Прочитайте сказку «Весна идет».
– Как встречали Весну птицы?
– Прочитайте сказку по абзацам. В каждом абзаце обозначьте строки: цифрой 1 – что происходит в природе, цифрой 2 – как злится Зима.
– Подготовьте рассказ о том, как Зима боролась с Весной.
Учитель. Перечитайте последний абзац. Подумайте, какая Весна: храбрая или испуганная? Добрая или …? Сильная или …? На кого похожа Весна? Как она идет по земле?
– Перечитайте сказку еще раз. Подумайте, почему свое произведение К. Ушинский назвал сказкой? Что в нем волшебного?
– Попробуйте рассказать эту сказку так, как рассказывают волшебные сказки, где много чудес.
Рассказы В. Чаплиной
Желательно рекомендовать книгу В. Чаплиной «Питомцы зоопарка».
Учитель. Какие рассказы вы прочитали? Поделитесь своими мыслями, чувствами.
– Представьте прочитанную вами книгу по данному плану:
1) как называется книга?
2) сколько в ней рассказов?
3) какой рассказ особенно понравился? Почему?
4) расскажите, о ком он.
Учитель. Что вы узнали о повадках и особенностях жизни животных в неволе и на свободе?
– Какой представляется вам Вера Васильевна по ее книгам?
Учитель. Как силен человек, как нуждается в его заботе и отзывчивости окружающий мир природы…
Послушаем обращение Веры Чаплиной к читателям книги «Крылатый будильник»:
«Дорогие ребята!
…Когда вышли мои книжки о животных Зоопарка, я стала получать много писем. В некоторых письмах ребята просили прислать маленького тигра, льва или написать, где можно их достать. Писали главным образом те ребята, которые совсем не знают животных. В своей жизни они никого не вырастили, не воспитали и даже не замечали тех птиц и зверюшек, которые живут рядом.
И вот тогда мне захотелось написать эту книгу о самых обыкновенных, знакомых вам животных, которых вы можете увидеть и наблюдать возле вашего дома, в лесу, в поле, у речки…
А как много интересного вы можете узнать из жизни зверька или птицы и сколько хорошего и доброго для них сделать!..»
Учитель. Продолжайте читать книги о людях, которые работают с животными, дрессируют животных.
Рассказы Б. Житкова о животных
Учитель. Какие рассказы Житкова о животных вы сумели найти и прочитать?
– О каких животных писал Б. Житков?
– Какой из прочитанных рассказов вам показался самым веселым? Почему?
– А какой рассказ самым грустным? Чем именно?
– Какой рассказ вы считаете самым интересным? Почему?
– Как вы думаете, хорошо ли Борис Житков знал животных?
– А что вы узнали о самом Б. Житкове из его книг?
– Чему учат рассказы Б. Житкова?
Примерный вариант работы с текстом рассказа
Б. Житкова «Про обезьянку»
В ы б о р о ч н о е ч т е н и е.
Найдите в тексте и прочитайте:
а) Как автор описывает Яшку?
б) Знакомство Яшки с семьей автора.
в) Как ловили Яшку вечером?
г) За что он мстил отцу мальчика?
д) Как Яшка мстил отцу?
е) Причина примирения Яшки?
ж) Как вел себя Яшка, когда в гости пришла дама?
з) Какие отношения были у Яшки с дворовыми собаками?
и) Встреча Яшки с котом.
к) Как Яшка объелся изюма.
л) Расставание с Яшкой.
С. Козлов. Сказки
И н ф о р м а ц и я д л я у ч и т е л я.
Сказки С. Козлова необычны, хотя их питает богатейшая традиция «животного эпоса». Но герои писателя – Ёжик, Медвежонок, Филин, Лошадь, Лиса, Ворона, Заяц – не похожи на зверей из народных сказок. Зло, горе, смерть не проникают в их сказочный мир. Этот мир зачарован, все, что может встретиться в нем, наполнено загадочной красотой и прелестью.
Герои философских сказок С. Козлова обладают даром удивляться и видеть прекрасное.
«Правда, мы будем всегда?»
В о п р о с ы:
– Почему сказка называется «Правда, мы будем всегда?»
– Кто главные герои сказки?
– Почему Ослик решил, что лето умирает?
– Что случилось с Медвежонком?
– Как Ослик решил похоронить Медвежонка?
– Какой вывод сделали друзья? (Похоронить – это значит посадить, как деревце.)
– Чему учит эта сказка?
«Вольный осенний ветер»
В о п р о с ы:
– Что случилось с Зайцем?
– Кто встретил его первым? Вторым?
– В какое время года происходило это событие? Почему?
– Почему Заяц вел себя странно?
– Чем интересна эта сказка?
«Заяц и Медвежонок»
В о п р о с ы:
– Кто к кому первым пришел в гости?
– Как долго Заяц шел к Медвежонку?
– Что произошло с природой, пока Медвежонок ждал Зайца в гости?
– Чем закончился разговор Зайца и Медвежонка?
– Чему учит эта сказка?
В. Катаев. «Цветик-семицветик»
Учитель. Прочитайте сказку. Поделитесь своими мыслями о прочитанном.
В о п р о с ы:
– Вам ведь не кажется, что Женя – глупенькая девочка, которая растратила почти все желания без толку? Обоснуйте ответ.
– Права ли старушка, подарив свой драгоценный цветок именно Жене?
– Кто из вас хотел бы иметь такой цветик-семицветик?
– Так в чем же дело? Вы же знаете: в Литературной стране невозможного мало.
Учитель. Представьте себе, что цветик-семицветик у каждого из вас в руках. Отрывайте лепесток и загадывайте желания!
– Постарайтесь раскрыть секрет названия сказки «Цветик-семицветик».
– Каким вы представляете этот цветок? Опишите его.
В. Катаев. «Дудочка и кувшинчик»
В о п р о с ы:
– Зачем Женя и вся ее семья пошли в лес?
– Прочитайте, как Женя искала ягоды на своей поляне в самом начале?
– А как надо было собирать землянику?
– Что посоветовал Жене папа? Прочитайте.
– Была ли Женя трудолюбивой и усидчивой девочкой? Почему вы так решили?
– Зачитайте, как выглядел старичок, которого повстречала в лесу Женя?
– Найдите в тексте и зачитайте, как в лесу реагировали на «чудную музыку», которую играла дудочка.
– Почему Женя не смогла собрать все ягоды на поляне?
– Почему старик-боровик назвал Женю «хитрой девочкой»?
– Что рассердило старика-лесовика?
– Как вы думаете, почему Женя побежала собирать ягоды, стала наклоняться, заглядывать под каждый кустик?
– Какой урок вынесла для себя Женя из встречи со стариком-боровиком?
– Какой эпизод вам больше всего понравился и почему?
– Попробуйте составить план текста.
С. Маршак. «Двенадцать месяцев»
И н ф о р м а ц и я д л я у ч и т е л я.
Перед чтением произведения учитель должен сообщить учащимся о том, что это не просто сказка, а пьеса-сказка, что все ее содержание передается в речи и поступках действующих лиц, авторская речь отсутствует. Драматические произведения создаются обычно для постановки в театре и называются пьесами.
Пьеса, сыгранная на сцене, называется спектаклем. Обычно она начинается с перечисления действующих лиц и описания места действия.
Обратите внимание, что рядом со словами некоторых действующих лиц есть авторские указания об интонации, жестах, движениях. Например: Падчерица (поклонившись); Март (смеясь и толкая в бок Апрель-месяц) и т. д. Эти указания называются ремарками.
По ходу чтения происходит словарная работа по выяснению смысла непонятных слов.
Беседа по содержанию сказки.
– Сколько действующих лиц в пьесе-сказке? Назовите их.
– С какой целью мачеха отправила падчерицу в лес? Ей были нужны подснежники?
– Почему братья-месяцы помогли падчерице?
– Как они ей помогли?
– Было ли вам кого-нибудь жалко? Почему?
– К каким действующим лицам вы относитесь с уважением?
– Кого вы осуждаете? За что?
Творческая работа. «Мы – режиссеры-постановщики».
1) Учитель разбивает учеников на группы и поручает каждой из них определенную часть работы.
– Вообразите, что каждый из вас – режиссер. Вам предстоит поставить отрывок из пьесы-сказки. (Отрывок выбирают дети по желанию своей группы.) Для того чтобы помочь каждому артисту лучше разобраться в роли, которую он будет исполнять, режиссер должен решить для себя следующие вопросы: каков должен быть внешний вид и характер каждого действующего лица, какова интонация речи каждого персонажа, каково его отношение к окружающим?
– Вообразите, что каждый из вас – актер. Для того чтобы хорошо сыграть свою роль, нужно как следует разобраться в характере действующего лица, его привычках, поведении. Каждый актер должен выбрать для себя роль, продумать, как ее исполнить.
– Вообразите, что кто-то из вас художник, который должен оформить спектакль.
Устно «нарисуйте» все декорации, расскажите, как их расположить на сцене.
2) Затем учащиеся самостоятельно находят отрывок из пьесы-сказки и готовятся рассказать о своей работе.
3) Рассказы учащихся каждой группы обязательно обсуждаются. Дети вносят дополнения к рассказам, делают замечания, дают советы.
4) После этого учитель предлагает «сыграть» пьесу у доски (учащиеся должны не только выразительно читать свою роль, но и использовать жесты, определенные движения).
Дети сами рекомендуют своих товарищей на те или иные роли.
С. Аксаков. «Аленький цветочек»
Беседа по содержанию сказки.
Кто знает, почему у этой сказки такой подзаголовок – «Сказка ключницы Пелагеи»?
Как и у А. С. Пушкина, у С. Т. Аксакова в детстве была няня, и звали ее Пелагея. Она была для Аксакова первой наставницей и рассказчицей. Этой ключнице Пелагее обязан С. Т. Аксаков народной сказкой «Аленький цветочек».
– Соответствует ли название сказки «Аленький цветочек» ее содержанию? Почему?
– Сколько дочерей было у купца?
– Куда собирался уезжать купец?
– О чем он спрашивал своих дочерей?
– Какие подарки заказали ему дочери?
– Быстро ли он нашел подарки? Зачитайте.
– Как он оказался во дворце? Чему дивился купец?
– Как купец нашел аленький цветочек?
– Что случилось, когда он сорвал цветок?
– Прочитайте описание лесного чудища. Почему чудище поверило купцу и отпустило его домой проститься с дочерьми?
– Как купец оказался дома?
– Как дочери встретили отца?
– Почему младшая дочь сразу не взяла цветок?
– Как отнеслась к просьбе отца младшая дочь?
– Каким вы себе представляете аленький цветочек?
– Как младшая дочь оказалась у чудища?
– Как бы вы поступили на ее месте?
– Как к ней относился зверь лесной?
– Какие желания он исполнял и как?
– Прочитайте, каким ей показался зверь?
– Что с ней произошло, когда она его увидела?
– Как младшая дочь вернулась в дом к отцу?
– Что задумали сделать сестры? Как вы считаете, хорошо ли они поступили?
– Что увидела купеческая дочь после возвращения к чудищу?
– Каким она нашла чудище?
– Как вы думаете, почему оно умирало?
– Зачитайте, после каких слов оно превратилось в человека?
– Какое заклятие наложила на принца злая волшебница?
– Чем заканчивается сказка?
– Чему научила вас эта сказка?
– А как бы вы проиллюстрировали эту сказку, если бы были художниками?
– Что вам больше всего понравилось в сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек»?
Творческое задание.
Нарисовать (по представлению) аленький цветочек.
Морис Метерлинк. «Синяя птица»
(в основе урока лежит работа над
пьесой)
Вступительная беседа.
Поговорим сегодня о прочитанной пьесе Мориса Метерлинка «Синяя птица», посмотрим отрывок из нее, который подготовили для вас одноклассники.
· Это интересно знать!
Морис Метерлинк прожил долгую жизнь – 87 лет. Он родился в Бельгии, в старинном городе Генте, в 1862 году, то есть почти в середине прошлого века. А умер уже после Второй мировой войны, в 1949 году. В Бельгии основным языком считается французский, поэтому все свои произведения Метерлинк писал на нем. Франция считает его своим писателем, так же как и его родина – Бельгия. По профессии Морис Метерлинк был юристом, работал адвокатом. Но работа не мешала ему интересоваться всем на свете: жизнью природы, историей, искусством. Он писал пьесы, стихи, статьи об искусстве и книги о природе. Самые известные его книги о природе – «Жизнь пчел» (1901 г.), «Жизнь муравьев» (1930 г.). А самая известная его пьеса-сказка, которая уже почти 100 лет не сходит со сцен различных театров мира, – «Синяя птица», впервые поставленная в 1908 году.
Работа над содержанием пьесы.
Звучит музыка П. И. Чайковского из детского альбома «Утренняя молитва».
Учитель. Давайте вспомним, кто главные герои пьесы?
Учитель читает начало пьесы.
«Когда поднимается занавес, Тильтиль и Митиль спят глубоким сном в своих кроватках. Несколько минут сцена остается в темноте. Затем через щели ставен проникает свет, постепенно усиливающийся. Лампа на столе зажигается сама собой… Дети как будто просыпаются и садятся в своих кроватках».
В о п р о с ы п о с о д е р ж а н и ю.
– Кто появляется перед детьми?
– О чем она просит детей?
– Что она дарит детям, чтобы помочь им во время путешествия?
– Какое чудесное свойство было у этой шапочки?
Отвечая на эти вопросы, ученики вспоминают начало сказки, незаметно переходя к ее основной части.
«Наконец дети, сопровождаемые душами Света, Хлеба, Воды, Сахара, Огня, Молока, Псом и Котом, уходят на поиски Синей птицы».
– Много ли сказочных приключений случилось с ними, пока они искали Синюю птицу?
– Какие из сказочных приключений вам запомнились больше всего?
– Вы хорошо знаете содержание пьесы, вы прекрасно отразили образы сказочных героев в своих домашних рисунках. Да, много сказочных приключений случилось с ними, пока они искали Синюю птицу. Но в конце концов они вернулись домой, и наступило время прощания.
– Посмотрите сцену прощания, подумайте, какие характеры у наших героев.
Инсценирование отрывка из пьесы, беседа.
– Понравилось?
– Итак, все вернулись в страну Молчания предметов. Но мы-то с вами с помощью волшебной шапочки Тильтиля смогли увидеть души предметов, понять их незримую, невидимую нам жизнь. И какие же они, эти души?
Пес – добрый, преданный.
Кот – хитрый, сам по себе.
Хлеб – важный.
Сахар – слащавый.
Вода – слезливая.
Огонь – бурный.
Свет – добрый, светлый.
Работа над понятием стихии.
– Метерлинк помог нам увидеть незримую жизнь предметов. С его помощью мы смогли услышать, что хочет сказать ручей, о чем трещит огонь в очаге, понять души предметов. Но пытаясь понять предметы, зверей, птиц, насекомых, мы еще ни разу не обращались к таким явлениям жизни, которые называются стихиями.
Наверное, вам даже трудно ответить на вопрос, что такое стихия. Сколько их? Я познакомлю вас с этим понятием. Стихия – ничем не сдерживаемая сила, явления природы, существующие независимо от нас. Чаще всего мы встречаемся со словосочетанием «стихийное бедствие» (наводнение, пожар, землетрясение, ураган и т. д.). Стихийное бедствие – крайнее проявление основных четырех стихий (огонь, вода, воздух, земля), из которых, по мысли древних людей, сложено все мироздание. Но стихии не только приносят бедствия, они создают все, что необходимо для жизни на Земле. Подумайте, разве мы смогли бы жить без огня, воды, земли, воздуха?
– А раз так, попробуйте себе представить, какая вода, земля, какой воздух, огонь. Представить это вам помогут и ваши рисунки, и наши «артисты». Посмотрите, как по-разному все ребята представили одних и тех же героев пьесы.
Работа с выставкой рисунков.
При работе с рисунками учитель задает вопросы, просит выполнить задания, заставляющие детей сравнивать, задумываться над тем или другим рисунком.
Творческое задание.
– Попробуйте представить, что могли бы сказать нам стихии. Выберите себе ту, которая для вас наиболее интересна, и сочините от ее имени рассказ. Попытайтесь стать «огнем», «ручьем», посмотреть на мир их глазами, увидеть душу стихии, понять ее характер, настроение.
Дополнительный материал к уроку
«Разминка для ума».
Учитель. Прочтите слова: феерия, Морис, Франция, синяя птица, фея, Тильтиль, волшебство, душа, сказка, повесть, лирика, акт, пояснения.
– Что это за слова?
– Найдите «лишние» слова. Докажите свой выбор. («Лишние» слова: повесть, лирика.)
Составление рассказа.
Учитель. Попробуем составить рассказ об этом новом типе произведений (о драме).
На доске составляется следующая схема:
Драма
↓
Драма (действие)
↓
Театр + литература
↓
Композиция
↓
Акт, картины
↓
Ремарки (пояснения)
↓
Сюжет
↓
Отсутствие повествовательного начала
↓
Конфликт
↓
Диалоги
↓
Мимика
↓
Жесты
↓
Движения
↓
Звуки
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.