Архитектурный модернизм
(фр. modernisme, от фр. moderne — новейший, современный; «англ. modern» — современный, новый) — движение в архитектуре XX века, переломное по содержанию, связанное с решительным обновлением форм и конструкций, отказом от художественных стилей прошлого. Охватывает период с начала 1900-х годов и по 1960-е годы, когда в архитектуре стран Западной Европы и США возникли новые тенденции искусства постмодернизма.
Архитектурный модернизм включает такие архитектурные течения первой половины XX века, как европейский конструктивизм 1910-1920-е гг., функционализм 1920—1930-х гг., и рационализм в 1920-х гг. СССР, движение «Баухаус» в Германии, интернациональный стиль 1930-1950-х годов в Германии и США, брутализм, советский модернизм, органическая архитектура.
Скульптура
Скульптуры стиля модернизм отличаются динамикой и текучестью форм, виртуозной игрой крупных или же хрупких линий и силуэтов. Отличительными особенностями модернистских скульптур являются: отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, натуральных линий.
Модернизм
(итал. modernismo — «современное течение»; от лат. modernus — «современный, недавний») – совокупность художественных направлений, возникших в искусстве во 2 пол. ХIХ в. в виде новых форм творчества, в которых возобладало уже не столько следование духу природы и традиции, сколько свободный взгляд мастера-творца, изменяющий видимый мир по своему усмотрению, следуя личному впечатлению, внутренней идеи или мистической грезе. Модернизм зародился в 1863 г. Направления: импрессионизм, символизм, неоимпрессионизм, постимпрессионизм, фовизм, кубизм, футуризм, абстрактное искусство, дадаизм, сюрреализм.
Экспрессионизм
(от лат. expressio, «выражение») - течение в европейском искусстве получившее наибольшее развитие в первые десятилетия XX века, преимущественно в Германии и Австрии. Экспрессионизм возник как болезненная реакция на уродства цивилизации начала XX века, Первую мировую войну и революционные движения. Поколение, травмированное бойней мировой войны воспринимало действительность крайне субъективно, через призму таких эмоций, как разочарование, тревога и страх. Рубленные и угловатые формы, контрастные цвета, контуры – характерные черты.
Фовизм
(фр. Le fauvisme, от фр. les fauves — «дикие», «хищники») – направление во французском искусстве нач. ХХ в. представленное творчеством немногочисленной группы молодых художников, лидером которых был Анри Матисс. Характерные особенности — использование предельно интенсивных цветов в их контрастных сочетаниях, обобщённые контуры, сведение формы к простым очертаниям, отказ от светотеневой и тональной моделировки и сложных перспективных построений пространства.
Новая вещественность
(нем. Neue Sachlichkeit) — художественное течение в Германии второй половины 1920-30-х годов (т. н. «золотые двадцатые»), охватившее живопись, литературу, архитектуру, фотографию, кино, музыку. Идея – художники провозгласили «возврат к позитивной и конкретной реальности», стремясь противопоставить ее тревожной экстатичности экспрессионизма. Адекватное выражение неадекватного мира.
Кубизм
(фр. Cubisme, от сube — куб) — течение в западноевропейском искусстве (французском) в нач. ХХ в. основатели и крупнейшие представители – Пабло Пикассо и Жорж Брак. Суть – попытка найти простейшие пространственные модели и формы вещей и явлений, в которых бы выразились вся сложность и многообразие жизни.
Три периода развития кубизма:
Сезанновский (до 1909 г.)
Аналитический (1909-1912 гг.)
Синтетический (1913-1914 гг.)
Футуризм
(лат. futurum «будущее») – литературно-художественное направление нач. ХХ в., зародившееся в Италии. Основано в 1909 г. поэтом Филиппо Томмазо Маринетти. Основная идея – отвержение прошлого и традиционную культуру, все внимание на будущее – индустриализм, техника, высокие скорости и ритм жизни.
Метафизическая живопись
(итал. Pittura metafisica) — направление в итальянской живописи начала XX века. В метафизической живописи метафора и мечта становятся основой для выхода мысли за рамки обычной логики, а контраст между реалистически точно изображенным предметом и странной атмосферой, в которую он помещен, усиливал ирреальный эффект. В пейзажах Джорджо Де Кирико пустынные городские площади, населенные одинокими, беззащитными в беспредельном урбанистическом пространстве человеческими фигурками, каменными статуями и манекенами. Натюрморты художника состояли из чуждых друг другу вещей.
Неопластицизм
(нид. Neoplastitsizm) — концепция геометрического абстракционизма, сформулированная голландским художником Питером Корнелисом Мондрианом. Неопласицизм утверждал ясность, простоту, конструктивность чистых, неприродных геометрических форм. Перпендикулярное пересечение прямых линий, плоскости окрашенные в три цвета – синий, красный, желтый.
Дадаизм
(от франц. dada – конёк, детская деревянная лошадка) – литературно-художественное движение, получившее развитие во многих странах Европы, а также в США. Принципами течения стали разрыв с традициями мировой культуры и отрицание всяческих ценностей; представление о мире как о хаосе безумия, которому противопоставляется безумие творческое; алогичность мышления, выведения искусства за грань серьезного.
Сюрреализм
(от фр. surréalisme, букв. — «сверхреализм», «надреализм») — направление в литературе и искусстве двадцатого века, сложившееся в 1920-х годах. Первейшей целью сюрреалистов было духовное возвышение и отделение духа от материального. Одними из важнейших ценностей являлись свобода, а также иррациональность. Однако хаотичность образов порой уступала место их большей продуманности, и сюрреальность становилась не просто самоцелью, но обдуманным методом высказывания идей, стремящихся разорвать обыденные представления.
Абстрактный экспрессионизм
движение художников, которые пишут быстро и на больших полотнах, с использованием негеометрических штрихов, больших кистей, иногда капая красками на холст, для полнейшего выявления эмоций. Экспрессивный метод покраски здесь часто имеет такое же значение, как само рисование. Целью художника при таком творческом методе является спонтанное выражение внутреннего мира (подсознания) в хаотических формах, не организованных логическим мышлением.
Посмодернизм
(фр. postmodernisme — после модернизма) – художественное движение, объединяющее ряд нереалистических художественных направлений кон. ХХ в. данное движение представляет отрицание отрицания – модернизм отверг классическое, академическое искусство, а постмодернизм отвергает модернизм. Суть - отвергает основные принципы модернизма и использует элементы различных стилей и направлений прошлого, нередко с ироническим эффектом.
Ташизм
(фр. Tachisme, от Tache — пятно) — течение в западноевропейском абстракционизме 1940—1960-х годов. Представляет собой живопись пятнами, которые не воссоздают образов реальности, а выражают бессознательную активность художника. Мазки, линии и пятна в ташизме наносятся на холст быстрыми движениями руки без заранее обдуманного плана.
Оп-арт / Оптическое искусство
(от англ. optical art «оптическое искусство») — художественное течение второй половины XX века, использующее различные оптические иллюзии, основанные на особенностях восприятия плоских и пространственных фигур. Произведения оп-арта являются абстрактными, многие более известные произведения выполнены в черно-белых тонах. Как правило, они дают зрителю впечатление движения, скрытых изображений, вспыхивающих и вибрирующих узоров, или припухлости или деформации.
Поп-арт
(англ. pop art, сокращение от popular art — популярное или естественное искусство) — направление в изобразительном искусстве Западной Европы и США конца 1950—1960-х годов, возникшее как реакция отрицания на абстрактный экспрессионизм. Для поп-арта характерно заимствование образов из рекламы, комиксов, журналов, телевидения и кинематографа.
Арте повера
(итал. Arte Povera — бедное искусство) — термин, введённый в 1967 году искусствоведом и куратором Джермано Челантом для определения художественного течения, объединившего художников из Рима, Турина, Милана и Генуи во второй половине 1960-х — 1970. В его основе лежало создание инсталляций из промышленных и природных объектов, при этом предпочтение отдавалось наиболее простым, «бедным» материалам (земля, песок, уголь, мусорные отбросы, элементарные предметы домашней утвари, старая поношенная одежда и обувь).
Новый реализм
от /фр./ nouveau realisme, ввел в обиход в 1960 Пьер Рестани (период 1960-1970). Отличительной чертой направления было использование повседневных предметов, продолжающее линию реди-мейдов Марселля Дюшана. Таким образом, новые реалисты выступили за возвращение реальности в противоположность лирики абстрактной живописи. Они отстаивали неповторимость и художественную выразительность привычных вещей, представляя их в полном отрыве от их назначения, естественной среды, а часто и в деформированном виде (ассамбляжи, коллажи из разорванных афиш, сплющенные прессом автомобили).
Процессуальное искусство
Художественное произведение может считаться не только готовый результат работы художника, но и ее процесс.
Хе́ппенинг (или хэ́ппенинг, англ. happening) — форма современного искусства, представляющая собой действия, события или ситуации, происходящие при участии художника, но не контролируемые им полностью.
Перфо́рманс (англ. performance — исполнение, представление, выступление) — форма современного искусства, жанр театрально-художественного представления, в которой произведения составляют действия художника или группы в определённом месте и времени.
Гиперреализм
(др.-греч. ὑπέρ — над, сверх; лат. realis — вещественный) – направление в живописи и скульптуре, возникшее в 60-70-х гг. в США. В его основе лежит детальное копирование фотографии, которая увеличивается при этом до размеров большого полотна. Стремясь сохранить все особенности фотоизображения, исключить влияние собственного видения, гиперреалисты использовали механические приемы копирования: диапроекцию, масштабную сетку, аэрограф, шлифовку.
Трансавангард
(итал. transavanguardia, от лат. trans и фр. avant-garde) — течение в европейской живописи. Термин «трансавангард» был введен в 1979 году итальянским критиком Акилле Бонито Олива. Особенность данного течения интернациональный характер, который строился на свободном сочетании стилей прошлого, новой живописности, экспрессивности, ярко выраженном личностном начале и установке на эстетическое наслаждение.
Боди-арт
(англ. body art «искусство тела») — одна из форм авангардного искусства, сложившееся в 1960-е годы. Главным объектом боди-арта становится тело человека, а содержание раскрывается с помощью невербального языка: поз, жестов, мимики, нанесения на тело знаков, «украшений». Развивалось в основном в русле перформанса и акционизма.
Кинетическое искусство
Кинетизм (греч. kinetikos — движение, приводящий в движение) — направление в современном искусстве кон. 1950-х гг., обыгрывающее эффекты реального движения всего произведения или отдельных его составляющих. В данном искусстве добавляется четвертое измерение – время (длинна, высота, ширина).
Концептуальное искусство
концептуализм (от лат. conceptus — мысль, представление) — литературно-художественное направление постмодернизма, оформившееся в конце 60-х — начале 70-х годов XX века в Америке и Европе. Концепция произведения важнее его физического выражения, цель искусства — в передаче идеи. Концептуальные объекты могут существовать в виде фраз, текстов, схем, графиков, чертежей, фотографий, аудио- и видео- материалов. Объектом искусства может стать любой предмет, явление, процесс, поскольку концептуальное искусство представляет собой чистый художественный жест.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.