Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи. Выполнение этой задачи связано с трудностями, являющимися следствием чрезвычайной сложности самого явления речи. Речевой функцией ребенок овладевает постепенно, путем подражания произношению звуков и слов взрослых. Овладение правильным произношением большинства звуков происходит у него не сразу, а через промежуточные звуки.
Виды Нарушений речи
Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации артикуляционного аппарата.
Дизартрия — нарушение произношения вследствие нарушения иннервации речевого аппарата, возникающее в результате поражения нервной системы
Ринолалия — нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.
Алалия — отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте;
Афазия - это системное нарушение уже сформировавшейся речи Возникает при органических поражениях речевых отделов коры головного мозга в результате перенесенных инсультов, травм, опухолей ,воспалительных процессов и при некоторых психических заболеваниях.
Заикание – нарушение темпоритмической организации речи, обусловлнное судорожным состоянием мышц рчевого аппарата .
Логопедический массаж — это метод активного механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата
Логопедический массаж представляет собой одну из логопедических техник, способствующих нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния лиц, страдающих речевыми нарушениями
Место массажа в комплексной системе коррекционно-педагогического воздействия:
Логопедический массаж – часть комплексной психолого-педагогической работы, направленной на коррекцию речевых расстройств.
Он может проводиться на всех этапах коррекционного воздействия, но особенно значимо его использование на начальных этапах работы.
Нередко массаж является необходимым условием эффективности логопедического воздействия.
Основные цели логопедического массажа:
1) нормализация мышечного тонуса общей, мимической и артикуляционной мускулатуры;
2) уменьшение проявления парезов и параличей мышц артикуляционного аппарата;
снижение патологических двигательных проявлений мышц речевого аппарата (синкинезии, гиперкинезы, судороги и т.п.);
4) стимуляция кинестетических ощущений;
5) увеличение объема и амплитуды артикуляционных движений;
6) активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, у которых имелась недостаточная сократительная активность;
7) Формирование произвольных, координированных движений органов артикуляции.
Задачи логопедического массажа:
включение в процесс артикулирования новых групп мышц, до этого бездействующих;
стимуляция проприоцептивных ощущений;
уменьшение гиперсаливации;
укрепление глоточного рефлекса;
афферентация в речевые зоны коры головного мозга
(для стимуляции речевого развития при задержке формирования речи).
Нервы головы и шеи
1 – лицевой нерв;
2 – ветви лобного нерва;
3 – подглазничный нерв ( от второй ветви тройничного нерва) ;
4 – подбородочный нерв ( от третьей ветви тройничного нерва)
Предварительная диагностика.
Назначению логопедического массажа должна предшествовать медицинская диагностика, проводимая врачом.
Медицинское заключение содержит указание на наличие неврологической симптоматики, в том числе указание на форму пареза (или паралича), локальные нарушения иннервации мышц и пр.
Даже при наличии медицинского заключения логопед должен самостоятельно провести диагностику состояния мышц ( путём осмотра, пальпации, наблюдения при выполнении динамических и статических движений). Это поможет определить тактику массажа в каждом конкретном случае.
Показания к применению массажа
в логопедической практике
Логопедический массаж входит в комплексную медико-педагогическую систему реабилитации детей, подростков и взрослых, страдающих речевыми нарушениями.
Массаж используется в логопедической работе с лицами, у которых диагностированы такие речевые расстройства, как дизартрия, в том числе и её стёртые формы, ринолалия, заикание, а также нарушения голоса.
В целом массаж применяется в коррекционной педагогической работе во всех тех случаях, когда имеются нарушения тонуса мышц.
Противопоказания к массажу делятся на 3 группы:
• кожные заболевания — грибковые, гнойничковые, герпес, трещины, а также гематомы, онкологические заболевания;
• инфекционные — ангины, острые лихорадочные состояния, детские инфекции, другие инфекционные заболевания;
• стоматологические — стоматиты (!), любые оперативные вмешательства, удаления или выпадения зубов.
В логопедии используют следующие виды массажа:
массаж, основанный на приёмах классического (укрепляющий или расслабляющий);
точечный (лучше всех им владеют врачи китайской народной медицины — у них мы и призываем вас учиться этому методу);
зондовый;
аппаратный;
самомассаж.
ПРИЁМЫ КЛАССИЧЕСКОГО МАССАЖА
В классическом массаже есть четыре основных приема, всё остальное — их модификации:
Поглаживание - рука скользит по коже или слизистой, не сдвигая её, не собирая в складки. Если приём проводить медленно, он снижает тонус. С поглаживания обычно начинают и им заканчивают процедуру, оно же применяется в промежутках между другими приёмами.
Растирание - смещение, растяжение, передвижение тканей в различных направлениях. Рука смещает кожу, но не давит вглубь. Быстрое растирание стимулирует, а медленное (9 движений в минуту) — расслабляет
Разминание - смещение тканей с их захватом — действие, стимулирующее даже при локальном воздействии. Разминание аналогично пассивной гимнастике. Избыточное разминание ведёт к запредельному расслаблению. Если разминание занимает четверть массажного времени, будет оказано только трофическое воздействие, если половину массажного времени — стимулирующее.
Вибрация - передача колебаний руки логопеда на массируемые ткани ребёнка. Вибрация бывает двух типов:
Прерывистая - с отрывом руки от поверхности кожи (поколачивание, постукивание). Она стимулирует мышцы;
Непрерывная - колебания передаются без отрыва руки. Она расслабляет.
Поглаживание -применяются в основном три приема поглаживания. Это поверхностное, глубокое обхватывающее и в виде вспомогательного приема граблеобразное поглаживание.
A. Поверхностное поглаживание.
Применяется для снижения тонуса мышц лицевой и артикуляционной мускулатуры.
Техника выполнения:
кисть (ладонь) как бы ласкающим движением скользит по поверхности кожи, слегка касаясь ее.
Контакт руки с кожей должен быть мягким и нежным, массируемый едва ощущает это движение, его выполнение не должно вызывать кожно-сосудистой реакции в виде покраснения кожи.
Поверхностное поглаживание необходимо выполнять медленно и ритмично.
Б. Глубокое обхватывающее поглаживание.
Это более интенсивный прием, применяемый для воздействия на рецепторы глубоко лежащих мышц и сосудов. Оказывает некоторое возбуждающее воздействие на центральную нервную систему.
Техника выполнения:
ладонь руки плотно и равномерно прилегает к массируемой части лица или шеи и скользит по поверхности в строгом соответствии со всеми их анатомическими контурами.
Поглаживающее движение при этом должно быть непрерывным и медленным.
Граблеобразное поглаживание.
Прием в основном используется при массаже волосистой части головы.
Техника выполнения: при выполнении этого движения пальцы широко разведены.
Действие граблеобразного приема тем энергичнее, чем больше угол между производящими поглаживание пальцами и поверхностью массируемой части тела. Прием выполняется подушечками пальцев в продольном, поперечном, зигзагообразном и круговом направлениях.
РАСТИРАНИЕ:
Выполняется с применением определенной силы давления на массируемую область, что вызывает смещение и некоторое растяжение массируемых тканей.
При этом значительно усиливается кровообращение, улучшаются обменные процессы в тканях, повышается тонус мышц.
Техника выполнения: растирание может выполняться подушечками указательного и среднего пальцев или одним большим пальцем, ребром ладони или всей ладонной поверхностью, а также тыльной поверхностью согнутых в кулак пальцев.
Движение осуществляется в прямом и спиралевидном направлениях.
РАЗМИНАНИЕ:
Разминание максимально активизирует работу мышц.
Оно состоит в захватывании, сдвигании, оттягивании, сдавливании, сжимании, пощипывании и перетирании тканей.
При разминании в наибольшей степени повышается тонус мышц, усиливается их сократительная функция.
Этот прием является фактически пассивной гимнастикой для мышц, поэтому он применяется при функциональной недостаточности мышц и сниженном их тонусе.
Техника выполнения: разминание выполняется подушечкой большого пальца, или большого и указательного, или большого и всех остальных пальцев.
- При сжимании и перетирании мышцы сдавливаются между подушечками большого и других четырех пальцев.
- Перетирающие движения пальцев осуществляются в различных направлениях: продольно, поперечно, полукружно и спиралевидно.
- Щипцеобразный прием разминания заключается в том, что массируемые ткани глубоко захватываются, слегка оттягиваются кверху и пропускаются между пальцами.
- При пощипывании ткань захватывают поверхностно между большим и указательным пальцами и осуществляют пощипывающие движения.
ВИБРАЦИЯ и ПОКОЛАЧИВАНИЕ:
Вибрация изменяет внутритканевый обмен, улучшает трофику тканей.
Сильная, жесткая вибрация повышает тонус мышц, а легкая, слабая — снижает их тонус.
Поколачивание применяется на лице, особенно в местах выхода нервов, а также там, где мало жировой клетчатки (лоб, скуловые кости, нижняя челюсть).
Техника выполнения:
Прием вибрации осуществляется одним, двумя или всеми пальцами, при этом тканям придаются колебательные движения различной частоты и амплитуды.
Поколачивание, или пунктирование, производится кончиками указательного и среднего пальцев, движение выглядит как интенсивное постукивание.
Движения осуществляются одной рукой, двумя руками одновременно или попеременно.
ПЛОТНОЕ НАЖАТИЕ:
Улучшает кровообращение, лимфообращение, обменные процессы, используется в местах вы хода пучков нервных окончаний.
Плотным нажатием этих мест заканчивается, как правило, любое поглаживание.
МЕТОДЫ ПРИЕМЫ
Дифференцированный логопедический массаж;
Зондовый массаж;
Щеточный;
Пассивная и активная артикуляционная гимнастика;
Голосовые и дыхательные упражнения;
Искусственная локальная контрастотермия.
Поглаживание:
- поверхностное;
- глубокое обхватывающее;
- граблеобразное.
2. Растирание.
3. Разминание.
4. Вибрация и поколачивание.
5. Плотное нажатие.
Области воздействия при массаже:
Логопедический массаж выполняется в основном в области:
мышц головы, шеи,
верхнего плечевого пояса.
Особое внимание в процессе логопедического массажа уделяется мышцам периферического речевого аппарата (мышцы языка, губ, щек, мягкого нёба)
ГУБЫ:
Губы — две мышечные складки, которые ограничивают ротовую щель.
Концы ротовой щели носят название углов рта.
Видимая поверхность губ покрыта кожей, которая переходит в слизистый покров на их внутренней поверхности.
Толщу губ образуют преимущественно круговая мышца рта, рыхлая соединительная ткань, кожа и слизистая оболочка.
Щёки:
- Образованы щечной и жевательной мышцами и снаружи покрыты кожей, а изнутри — слизистой оболочкой.
- Между щечной и жевательной мышцами находится подкожная жировая клетчатка.
- В слизистой оболочке щек имеется несколько протоков слюнных желёз.
Язык:
- Мышечный орган, покрытый сверху, с боков и частично снизу слизистой оболочкой.
- В языке различают две части: переднюю — свободную часть (тело языка) и заднюю часть (корень языка).
- Тело языка заканчивается закругленной верхушкой языка, или кончиком.
- Верхняя поверхность языка называется спинкой языка.
- На ней в продольном направлении расположена срединная борозда языка, которая делит тело языка на правую и левую части.
- Соответственно этой борозде вся мускулатура языка делится на две половины посредством фиброзной (соединительнотканной) пластинки, или перегородки, языка, которая расположена в толще языка.
Расслабляющий массаж артикуляционной мускулатуры для детей от 3 лет
Движения от периферии к центру;
Движения - легкие, скользящие, слегка прижимающие (не растягивающие);
Каждое движение выполняем 5-8 раз.
Циклы по 10-20 сеансов.
Сеанс от 2 до 6 минут.
Максимальное время сеанса – 20
минут.
Расслабляющий артикуляционный массаж
Поглаживания:
От лба к вискам;
От бровей к волосистой части головы;
От линии лба вниз по щекам, подбородку, шее;
От мочки уха к крыльям носа;
Легкие пощипывающие движения по краю нижней челюсти;
Надавливающий массаж от корней волос вниз;
Расслабление губной мускулатуры:
Поглаживание:
- верхней и нижней губы от углов рта к центру;
верхней губы сверху вниз;
нижней губы снизу вверх;
носогубных складок;
точечный массаж губ (по круговой мышце рта);
постукивание.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.