Современные игровые технологии на уроках в начальной школе
Сделать серьёзное занятие
для ребёнка занимательным –
вот задача первоначального обучения.
К. Д. Ушинский.
Обучение в школе – это сложный этап в жизни ребенка. В этот период происходит смена ведущего вида деятельности. До начала обучения в школе дети заняты преимущественно игрой, а с приходом в школу они начинают овладевать учебной деятельностью. Как помочь ребенку адаптироваться к процессу обучения? Как сделать этот процесс более интересным? На помощь к современному учителю приходят игровые методы и технологии. Игровые технологии являются той уникальной формой обучения, которые позволяют сделать урок интересным и увлекательным. Процесс получения новых знаний и умений будет протекать для ребенка легче и эффективнее, если педагог сможет внести в него определенную долю игры. Эта форма умственной деятельности является для ребенка более привычной, а потому помогает ему справиться с трудностями, ожидающими его в первые годы обучения.
Из всего существующего многообразия различных видов игр именно дидактическая игра тесно связана с учебным процессом. Она используются в качестве одного из способов обучения различным предметам в начальной школе.
Дидактическая игра (игра обучающая) – это вид деятельности, занимаясь которой дети учатся. Она, с одной стороны, способствует формированию внимания, наблюдательности, развитию памяти, мышления, развитию самостоятельности, инициативы. С другой – решает определенную дидактическую задачу: изучение нового материала или повторение и закрепление пройденного, формирование учебных умений и навыков. Для обеспечения развивающего потенциала игр необходима соответствующая предметно-пространственная среда.
В своей педагогической практике мы активно используем дидактические игры. В данной статье мы хотим поделиться наработанным опытом в разработке и применении игр на своих уроках в начальной школе.
1. Дидактическая игра «Футбол», 1-4 класс
Дидактическая цель: формирование умения распознавать части речи.
Правила игры:
Первый этап игры. На доске прикреплены макеты – футбольные ворота с обозначением частей речи. Рядом расположены 3 вратаря, на футболках которых записаны вопросы к частям речи. Задача обучающегося расставить вратарей в соответствии «часть речи-вопрос».
Второй этап игры. На доске перед ребятами расположены футбольные мячи, на которых написаны слова. Задача участника соотнести слово с частью речи – забить гол в нужные ворота.
2. Дидактическая игра «Фруктовый коктейль», 3-4 класс
Дидактическая цель: формирование умения различать падежные окончания имён прилагательных.
Правила игры:
На доске прикреплены макеты блендеров, на которых записаны падежи. Рядом расположены фрукты. На них записаны падежные окончания, вопросы. Задача обучающихся верно составить рецепт коктейля, распределить окончания и вопросы по падежам.
3. Дидактические игры «Чебурашка», «Морской котик», 1-4 класс
Дидактическая цель: развивать внимание, быстроту мыслительных операций, память; формировать знания о приёмах устных вычислений в пределах 10, 100, 1000, табличные случаи умножения и деления.
Правила игры:
«Чебурашка» На доске находятся макеты-апельсины с примерами и ящики для сбора апельсинов. Задача обучающегося помочь Чебурашке распределить примеры по ящикам. Обучающийся берет карточку с примером, затем решает его и кладет в соответствующий с цифрой ящик.
«Морской котик» На доске находятся макеты-рыбки с примерами, и морские котики. Задача ребенка накормить котиков «нужной рыбкой».
4. Дидактическая игра «Рыбалка», 3-4 класс
Дидактическая цель: формирование умения определять и изменять местоимения по падежам, употреблять нужную форму местоимения.
Правила игры.
Обучающимся предлагает отправиться на рыбалку. На доске перед ними представлен макеты ведер, на которых указаны грамматические категории (1-е, 2-е, 3-е лицо) местоимений, а также рыбки – с местоимениями. Задача обучающего распределить улов по ведрам, соотнести местоимение с его грамматической категорией.
В заключении хочется отметить, что применение игровых технологий на уроках необходимо, так как ценность игры в психолого-педагогическом контексте очевидна. Дидактическая игра входит в целостный педагогический процесс, сочетается и взаимосвязана с другими формами обучения и воспитания обучающихся. Именно поэтому очень важно формировать навыки у детей в процессе игры.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.