Современные информационные технологии в формировании творческого мышления учащихся.
Роль математики как учебного предмета чрезвычайно велика в плане формирования мировоззрения и творческого мышления учащихся не только в области естествознания, но и в самом общем смысле; знания, твердые основы которых формируются при изучении математики в школе, должны быть максимально приближены к реальной жизни и повседневной практике; изучение математики должно осуществляться так, чтобы учащиеся видели науку в постоянном историческом развитии и, желая изучать ее, испытывали удовлетворение и радость от процесса познания.
Изменения, которые происходят, сегодня в современном обществе во много определяют особенности и необходимость внесения изменений в деятельность педагога. В современных условиях, в образовательной деятельности важна ориентация на развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование умений исследовательской деятельности, индивидуализация целей образования. Решить эту проблему старыми методами.
Сегодня остается открытым вопрос: «Как же наиболее эффективно использовать потенциальные возможности современных информационных и коммуникационных технологий при обучении школьников, в том числе, при обучении математики?»
Задачей школы является не только сообщение определенной суммы знаний учащимся, но и развитие у них познавательных интересов, творческого отношения к делу, стремления к самостоятельному «добыванию» и обогащению знаний и умений, применения их в своей практической деятельности. Главный труд наших ребят – это учение, и поэтому очень важно научить их разумно учиться. Общепризнано, что математика является наиболее трудоемким учебным предметом, требующим от учащихся постоянной, кропотливой и значительной по объему самостоятельной работы, причем, весьма специфичной и разнообразной. Поэтому одной из главных задач учителя математики является формирование и развитие навыков изучения математики, элементов культуры учения и мышления. Для этого необходимо детально проработать содержательный аспект обучения и отобрать из всего многообразия методов, форм, технологий такие, которые приведут учащихся к усвоению понятийных компонентов программы обучения, позволят развивать познавательные способности учащихся, их активность в учебной деятельности, а также обеспечат формирование и развитие коммуникативных компетенций учащихся. Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес учащихся к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока. Чтобы сохранить интерес к предмету и сделать качественным учебно – воспитательный процесс, мною на уроках активно используются информационные технологии. Активная работа с компьютером формирует у учащихся более высокий уровень самообразовательных навыков и умений - анализа и структурирования получаемой информации. При этом следует обратить внимание, что новые средства обучения позволят органично сочетать информационно – коммуникативные, личностно – ориентированные технологии с методами творческой и поисковой деятельности. Сегодня внедрение компьютерных технологий в учебный процесс является неотъемлемой частью школьного обучения. Общепризнано, что использование компьютерных технологий в образовании неизбежно, поскольку существенно повышает эффективность обучения и качество формирующих знаний и умений.
Использование ИКТ в учебном процессе предполагает повышения качества образования, т.е. решение одной из насущных проблем для современного общества.
Процесс организации обучения школьников с использованием ИКТ позволяет:
1. сделать этот процесс интересным, с одной стороны, за счет новизны и необычности такой формы работы для учащихся, а с другой, сделать его увлекательным и ярким, разнообразным по форме за счет использования мультимедийных возможностей современных компьютеров;
2. эффективно решать проблему наглядности обучения, расширить возможности визуализации учебного материала;
3. индивидуализировать процесс обучения за счет наличия разноуровневых заданий, за счет погружения и усвоения учебного материала в индивидуальном темпе, самостоятельно, используя удобные способы восприятия информации, что вызывает у учащихся положительные эмоции и формирует положительные учебные мотивы;
4. раскрепостить учеников при ответе на вопросы, т.к. компьютер позволяет фиксировать результаты (в т.ч. без выставления оценки), корректно реагирует на ошибки; самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки, в результате чего совершенствуются навыки самоконтроля;
5. осуществлять самостоятельную учебно – исследовательскую деятельность (моделирование, метод проектов, разработка презентаций, публикаций и т.д.), развивая тем самым у школьников творческую активность.
Современное информационное общество ставит перед всеми типами учебных заведений и прежде всего перед школой задачу подготовки выпускников, способных:
1. гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях;
2. самостоятельно критически мыслить;
3. грамотно работать с информацией;
4. быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах; самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
Применение информационных технологий в обучении базируется на данных физиологии человека, в памяти человека остается ¼ часть услышанного материала, часть увиденного, ½ часть увиденного и услышанного, ¾ части материала, если ученик активно участвует в процессе.
Возможности компьютера, при использовании адаптивных к нему дополнительных технологий программных продуктов, Интернета, сетевого и демонстрационного оборудования, составляют материальную базу информационно – коммуникационных технологий.
Информационные технологии, на мой взгляд, могут быть использованы на различных этапах урока: математики:
· самостоятельно обучение с отсутствием или отрицанием деятельности учителя;
· частичная замена (фрагментарное, выборочное использование дополнительного материала);
· использование тренинговых программ;
· использование диагностических и контролирующих материалов;
· выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий;
· использование компьютера для вычислений, построение графиков;
· использование программ, имитирующих опыты и лабораторные работы;
· использование игровых и занимательных программ;
· использование информационно – справочных материалов.
Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при этом для ученика он выполняет различные функции учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающегося коллектива.
Кроме перечисленного, имеет большое значение тот факт, что в процессе работы ученика и учителя с использованием компьютерных технологий, ученик, во – первых, постепенно входит в реальный мир взрослых, производственную деятельность современного человека.
Во – вторых, повсеместное внедрение в жизнь современного человека ИКТ ставит учителя перед дилеммой: либо ты идешь в ногу со временем, учишь детей по – современному, с использованием современных обучающих технологий, либо отстаешь и уходишь из профессии.
При выборе условий для использования ИКТ мною учитываются:
· наличие соответствующих изучаемой теме программ;
· готовность учеников к работе с использованием компьютера.
Использование информационных технологий необходимо рассматривать в неразрывном единстве всех составляющих образовательного процесса: создание уроков с использованием ИКТ; творческая проектная работа учащихся; дистанционное обучение, конкурсы; библиотека, ресурсы Интернет; обязательные занятия по выбору; социально – психологический мониторинг становления личности учащегося; творческое взаимодействие с педагогами.
В процессе преподавания математики, информационные технологии могут использоваться в различных формах. Используемые мною направления можно представить в виде следующих основных блоков: мультимедийные сценарии уроков, проверка знаний на уроке, подготовка к ЕГЭ. Одно из преимуществ использования ИКТ является резкое увеличение времени самостоятельной работы. Такой процесс обучения позволяет развивать мышление, активизировать мыслительные процессы. Среди самых основных плюсов формирования материала на электронном носителе, по- моему, мнению, можно отметить разнородность учебного материала (текст, иллюстрации, анимация), интерактивность, мгновенный поиск. Электронный учебник обладает рядом, несомненно, положительных свойств, выгодно отличающих его от традиционных учебников - текст учебника сопровождается большим количеством слайдов и видеофрагментов, усиливающих эмоционально-личностное восприятие учащимися изучаемого материала; использование такого учебника позволяет сделать на уроке намного больше, чем с помощью традиционных средств, повысить интерес к предмету математики. Среди источников информации следует особо отметить сеть Интернет, рекомендую учащимся сайты, где собран теоретический материал, а также сайты, где ученики могут самостоятельно проверить уровень своей подготовки, тесты в режиме on-linе.
При контроле знаний на уроках реализуется принцип доступности, компьютер выступает в роли рабочего инструмента как средство подготовки и хранения заданий и тестов и оценивания знаний учащихся. Ученик работает самостоятельно в течение 5 – 10 минут. Объем и характер заданий позволяют выявить знания за 5 – 10 минут. Подобную работу на доске или в тетради учащийся способен выполнить в течение 15 – 20 минут.
Продуманный выбор приоритетных направлений деятельности, квалифицированное планирование учебного процесса, ориентированное на цели и задачи обучения, применение ИКТ, повышение квалификации путем прохождения проблемных и постоянно действующих курсов, участие в работе семинаров, а также самообразование позволяет мне добиваться стабильных результатов в обучении учащихся математики.
Применяя информационные технологии на уроках математики, мне удалось:
· индивидуализировать учебный процесс, и дать возможности учащимся как углубленно изучать предмет, так и отрабатывать элементарные навыки и умения;
· информационные технологии повышают информативность урока, эффективность обучения, придают уроку динамизм и выразительность;
· повысить качество наглядности в учебном процессе (презентации, посторенние сечений многогранников и т.д.);
· создать условия для развития самостоятельности;
· повысить интерес к предмету, уверенность в том, что ученик может усвоить предмет;
· итогом внедрения информационно – коммуникационных технологий в образовательный процесс является позитивная динамика изменения мотивации учащихся.
Показателями результативности опыта можно считать:
· ежегодные контрольные срезы показывают высокий и оптимальный уровни усвоения знаний по математике;
· позитивная динамика учебных достижений учащихся.
·
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.