СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДШИ И ДХШ НА ЗАНЯТИЯХ ПО КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКИ. МУЛЬТИПЛИКАЦИЯ.
Щурко Алена Викторовна - преподаватель
Муниципального бюджетного учреждения
Дополнительного образования
«Детская школа искусств поселка Тульский»
Обновление образования, развитие его в новых направлениях, требует от преподавателей школ искусств и детских художественных школ (ДХШ) знания инновационных педагогических технологий и владения современной техникой, освоения новых форм и методов обучения. Использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе – один из показателей современных, творчески работающих педагогов. В нашем мире с быстро развивающимися информационными технологиями, обычные, наиболее распространённые схемы обучения часто уступают место более эффективным.
Профессиональная деятельность любого преподавателя направлена на формирование устойчивого интереса детей к изобразительному искусству, художественным традициям, воспитанию и развитию художественного вкуса, интеллектуальной, эмоциональной сферы и творческого потенциала, формирование духовной культуры личности школьников, приобщение их к общечеловеческим ценностям, овладение национальным культурным наследием, а также формирование пространственного воображение, развитие навыков творческого восприятия окружающим миром и умение передавать свое отношение к нему. Задача, стоящая передо мной привить детям интерес к возможностям информационных и компьютерных технологий, что бы дети вместо часового проведения за компьютерном в играх научились использовать интернет ресурсы в познавательных целях и в овладении знаниями в области искусства и компьютерного дизайна.
Изобразительное искусство - сложный предмет, который содержит в себе знания о композиции, о пропорциях, о перспективе и т.д. Задача современной школы - формировать способность действовать и быть успешным в условиях динамично развивающегося современного общества. Поэтому, стоит задуматься, как сделать процесс обучения более доступным для современного детского и подросткового поколения результативным.
В своей работе с учащимися ДШИ п. Тульский, мною активно используются цифровые, электронные и интернет ресурсы: фото-редакторы, аудио-редакторы, видеоматериалы и видео-редакторы, всевозможные графические программы, текстовые, и конечно же интернет. Интернет-ресурсы и компьютерные технологии в последние годы активно внедряются в сферу изобразительного искусства и музыкального образования, оказывая значительную помощь в творческой деятельности преподавателей и учащихся, а так же при проведении образовательного процесса. В своей работе компьютерные технологии используются мною для сбора, анализа информации учащимися, знакомства с видео- и аудио-редакторами, для освоения компьютерных программ в обучении компьютерному дизайну. Построенная таким образом работа организуется и контролируется мною как педагогом, в процессе образования учащимся даются ссылки на конкретные, изученные мною сайты и интернет страницы необходимые в процессе освоения программ таких как Photoshop и Corel Draw). Это создает эффект вовлечения в современные мировые процессы и таким образом стимулирует интерес учащихся к процессу обучения на отделении ИЗО в ДШИ, понимание важности и необходимости собственной образованности.
Современное поколение детей весьма хорошо владеет компьютером. Начиная с младших классов, имеют смысл такие задания, как: просмотреть с помощью Интернет-ресурсов ссылки на пройденный материал на уроке, а также выполнить задание имея поэтапный урок с интернет страницы. Учащиеся старших классов, пользуясь Интернет-ресурсами могут искать информацию сами, составлять и выбирать тему при помощи разнообразия интернет сайтов, а также просматривать видео-уроки, обучаясь работе в различных графических редакторах.
Учащихся старших классов интересуют современные компьютерные технологии, поэтому во время занятий вместе с ними мы часто делаем печатную продукцию (календари, обложки для тетрадей, открытки), видео материалы и мультипликационные ролики, отдавая при этом предпочтение инициативе детей. Такая работа способствует получению новых знаний, развитию умения анализировать, сопоставлять и делать необходимые выводы, развивает фантазии и художественный вкус. Следует отметить, что кроме знаний и умений, компьютерные дизайнеры получают заряд позитивных эмоций, яркие впечатления от современных технологий и творческого процесса.
«Мультипликация начинается там, где кончаются возможности других видов искусства» болгарский режиссёр – мультипликатор Тодор Динов.
На занятиях мультипликацией учащиеся ДШИ п. Тульский учатся придумывать сюжеты мультфильмов, выполнять раскадровку к сценарию, изучают технику анимации и монтажа:
-перекладка
-пластилиновая анимация
На таких уроках развиваются творческие и художественные способности, фантазия и образное мышление, актерские таланты.
Именно этот вид искусства, непосредственно исходящий от изобразительного, является сегодня господствующим во всей системе информации видео-культуры.
Зрительный опыт ребенка начинает складываться ещё в дошкольном возрасте, ведь тогда начинается их приобщение к экранным искусствам: кино, телевидение, видео и мультфильмы. Опыт этот складывается, как правило, под влиянием семьи, где ребенок воспитывается. Но проходят годы, а модель взаимодействия подрастающего поколения с кино не меняется. Кино по-прежнему остается лишь развлечением, всерьёз не воспринимаемым ни семьёй, ни школой. Если ребенка и приобщают к искусству, то, как правило, к музыке, изобразительному искусству, танцам. А вот кино и мультипликация остаются не востребованным. Между тем перед экраном телевизора дети проводят большую часть своего свободного времени, что вызывает много нареканий и со стороны педагогов, и со стороны родителей.
Смысл преподавания мультипликации в том, что она не только прививает навыки и умение работать с графическими программами, но и способствует формированию эстетической культуры. В современном мире возникла необходимость укрепления связей ребёнка с новыми информационными компьютерными технологиями и экранным искусством.
Отличительной особенностью данного раздела в программе «Основы дизайна с элементами компьютерной графики» является то, что он предполагает комплексное освоение известных технологий в процессе создания небольшого мультфильма. Дети получают представления о том, что у экранных искусств есть свои особые выразительные средства, отличные от средств других видов искусства — это кадр, план, ракурс, монтаж, звук, цвет, движение и т.д.
Художественно-творческая часть раздела – это познавательная деятельность во время специальных занятий, просмотров, обсуждений мульфильмов; использование творческих заданий, развивающих навыки речевого общения в формах экранного повествования, восприятие экранного повествования как художественной коммуникации.
Выполняя различные практические творческие задания, дети успешно систематизируют приобретенные знания и отражают полученные впечатления через художественное творчество и экранное искусство. Изучение особенностей языка кино, отличие кино от других видов искусства побуждает детей к развитию фантазии, художественного воображения.
Каждая работа учащегося класса «Основы дизайна с элементами компьютерной графики» должна тщательно с ним обсуждаться. Принимается во внимание подбор материалов, техник исполнения, качество выполнения работы, авторское решения в оформлении мультфильма, индивидуальность выполненной работы. При обсуждении мультфильма намечаются пути устранения существующих недостатков.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.